Форум » Литературные обсуждения » Литература, как предмет изучения. За и против » Ответить

Литература, как предмет изучения. За и против

Хелга: Дискуссия на тему, как и зачем изучать литературные произведения в школе ведется десятилетиями. Вопрос остается открытым....

Ответов - 103, стр: 1 2 3 4 5 6 All

juliaodi: Maria пишет: Я просто не могу понять ни "Грозовой перевал", ни чувства и мир героев Надо "Грозовой Перевал" (а не "Войну и мир" ) рекомендовать к чтению в определенном возрасте , если уже старше, то скорее всего перейдешь на сторону реализма. Хотя иногда романтическая волна не спрашивает разрешения и приходит

Надина: juliaodi пишет: Надо "Грозовой Перевал" (а не "Войну и мир" ) рекомендовать к чтению в определенном возрасте Думаете, читали бы охотнее? juliaodi пишет: если уже старше, то скорее всего перейдешь на сторону реализма. Можно и в юном возрасте быть на стороне реализма. По-моему, Грозовой перевал или нравится или нет, независимо от возраста, хотя я, возможно, и ошибаюсь

juliaodi: Надина пишет: Думаете, читали бы охотнее? Да хотя бы "Анну Каренину"! Я как-то не могу вспомнить хорошие отзывы об этом обязательном произведении, когда оно начинается со сносок, ведь Толстой решил применить свое знание французского. Это честно было скучно. Надина пишет: Можно и в юном возрасте быть на стороне реализма. конечно, можно. Я увлекалась приключенческими книгами и фантастикой в то время , как в общем и мои друзья Надина пишет: Грозовой перевал или нравится или нет, независимо от возраста, хотя я, возможно, и ошибаюсь Ну если ты максималист независимо от возраста, то тебе будет по вкусу всегда


Хелга: juliaodi пишет: Да хотя бы "Анну Каренину"! Я как-то не могу вспомнить хорошие отзывы об этом обязательном произведении, когда оно начинается со сносок, ведь Толстой решил применить свое знание французского. Это честно было скучно. Вы, часом, ничего не перепутали? Анна Каренина начинается сакраментальным "Все счастливые семьи...." и далее по тексту, на чисто русском языке. Ни единой сноски... А вообще, у Вас любопытный взгляд на цели и задачи Толстого: "применить свое знание французского". А Вы попробуйте отнестись к этому произведению не как к обязательному, а как к просто роману, написанному очень хорошим писателем. Впрочем, здесь, это офф. juliaodi пишет: Ну если ты максималист независимо от возраста, то тебе будет по вкусу всегда Как знать, меняется отношение к жизни и приоритеты, то что в юности казалось совершенным, может потом и разочаровать.

juliaodi: Хелга пишет: Вы, часом, ничего не перепутали? Ну нет . Каренина за живое задевает, в "ВиМ" кроме описания дуба ничто не заинтересовало. Хелга пишет: меняется отношение к жизни и приоритеты, то что в юности казалось совершенным, может потом и разочаровать. в юности мы революционеры, в старости - консерваторы

Хелга: juliaodi пишет: Ну нет . Каренина за живое задевает, в "ВиМ" кроме описания дуба ничто не заинтересовало. Как-то Вы сами себе противоречите... гм...

starry sky: Хелга пишет: Как-то Вы сами себе противоречите... гм... juliaodi имела ввиду, что хорошо бы хотя бы "Анну Каренину" (если уж не "Грозовой перевал") читать в школе вместо ВиМ, который начинается со сносок и французского (ничего, что я встряла? ) juliaodi пишет: Надо "Грозовой Перевал" (а не "Войну и мир") рекомендовать к чтению в определенном возрасте У меня была такая идея про "Над пропастью во ржи". Уж всяко ближе подросткам, чем какое-нибудь "Кому на Руси жить хорошо"... Maria пишет: И о книги, которая совсем твоя писать трудно, а уж о той, которая ну совсем не твоя - еще труднее. Я просто не могу понять ни "Грозовой перивал", ни чувства и мир героев. И именно потому, что страсть какая-та извращенная и мне непонятная - смести все на своем пути может, а чтобы герои просто стали любовниками или хотя бы в любви друг другу признаться. Нет, в любви я не за романтику, а за практику и более-менее за реализм Мне ни Хитклиф, ни Кэти не нравятся как личности, но их сумасшедшую любовь понять можно - все-таки они вместе выросли, были очень близки. У меня ГП долгое время был в таком сереньком, мягкообложечном издании с отличным предисловием Гражданской, и там в частности говорилось, что Эмили Бронте очень любила своего непутевого брата Бренуэлла и в отличие от остальных сестер не отвернулась от него из-за его алкоголизма и ухаживала за ним во время его последней болезни (Для строгой максималистки-пуританки Шарлотты падение Бренуэлла было абсолютно неприемлемо). Почему-то мне кажется, что эта любовь Эмили к брату отразилась в отношениях Кэти и Хитклифа (я конечно не намекаю ни на какие инцесты, боже упаси). Плюс, в романе есть место, где Кэти говорит Линтону, что он и Хитклиф разрывают ей сердце своими ссорами. И так как в том же предисловии было сказано, что между отцом Эмили и ее братом часто вспыхивали страшные ссоры, то так и напрашивается параллель. Не знаю, поймет кто-нибудь, чего я тут написала или нет (я не всегда умею адекватно выражаться ), но я уверена, что все страсти-мордасти ГП - это отголосок семейных передряг Бронте. Вообще я роман люблю не за главгероев, а за второстепенных персонажей - м-р Локвуд, Эллен Дин, маленькая Кэтрин, Гэртон. Ну и за атмосферу, наверно, правду жизни... Не знаю в общем. У меня так было все 90-е годы - покажут фильм с Жюльет Бинош по НТВ - и меня тянет перечитать роман.

Хелга: starry sky пишет: juliaodi имела ввиду, что хорошо бы хотя бы "Анну Каренину" (если уж не "Грозовой перевал") читать в школе вместо ВиМ, который начинается со сносок и французского Ах, простите, не поняла. Беру свои слова обратно. Отчасти. Не думаю, что "Анна Каренина" или "Грозовой перевал" подходят для изучения в школе.

starry sky: Не думаю, что "Анна Каренина" или "Грозовой перевал" подходят для изучения в школе. Почему ? У нас, по-моему, была "АК" в списке, тогда я ее и прочитала (кажется, мне больше всего там понравились рассуждения Левина).

Хелга: starry sky пишет: Почему ? У нас, по-моему, была "АК" в списке, тогда я ее и прочитала (кажется, мне больше всего там понравились рассуждения Левина). Ох, это вообще сложный вопрос - литературные произведения, которые хороши для изучения в школе. Дискуссия ведется десятилетиями, но вопрос все равно остается открытым. Например, считаю, что Толстой вообще сложен для подростков, но ведь и подростки могут ответить, что это не так. А "Грозовой перевал"? Слишком экстремальная книга...

Maria: Как много всего затронуто, даже не знаю, на что ответить. Попробую по пунктам 1. Со школьной программой беда, как не подойди - настолько прочтение и разбор в школе отнимает привлекательность любой книге. Боюсь, что если бы в школе проходили не то, что сейчас, а, к примеру "Ярмарку тщеславия", "Гордость и предубеждение" и "Моя семья и другие звери" (то, что я очень люблю) - масса школьников нашла бы эти книги глупыми и скучными - не чета "Руслану и Людмиле" или "Войне и миру" . Мне вообще кажется, что лучше было бы сделать гораздо больше выбор (добавив не только русскую, но и зарубежную литературу) - хочешь читай "ВиМ", хочешь - "Анну Каренину", хочешь "Будденброков" или "Сагу о Форсайтах", отвечай по ней и(или) пиши сочинение. Но чтобы некое количество книг было. Тогда не придется читать то, что тебе ну совсем не подходит. 2. juliaodi juliaodi пишет: в юности мы революционеры, в старости - консерваторы. Не уверена, что люди так уж сильно меняются. Правда до старости мне еще далеко (мне 38), но когда я стала анализировать любимые в разном возрасте книги, то была поражена, насколько дорогие мне идеи "живи и дай жить другим", "героев и подонков не так уж много, в основном - просто люди", "личное все же интереснее и важнее общественного", "ярко выраженные чувства и эмоции - не обязательно самые сильные и ценные" и т.п. остались неизменными. Так и перехожу от Мумми-троллей и Бильбо Беггинса к капитану Бладу, а от него - к героям Моэма, Довлатова и "Писем к римскому другу". Литература "взрослеет", характеры же милых мне персонажей меняются мало 3. Ну и возвращаясь к "ГП" - в общем-то исходя из п.2 понятно - ну не моя книга! starry sky, очень интересный разбор. Может быть и правда, то что основой послужили отношения между братом и сестрой, и стало причиной такой бесполости межу Хитклифом и Кэтрин. Но кроме этого меня еще сильно напрягала история Кетрин-младшей. Ну не верится мне, что Хитклиф мог принудить ее к браку

juliaodi: Хелга пишет: Как-то Вы сами себе противоречите... гм... вы не допоняли меня. starry sky пишет: ничего, что я встряла? наоборот, это отлично, что вы стараетсь поддержать темку starry sky пишет: У меня была такая идея про "Над пропастью во ржи". Уж всяко ближе подросткам, чем какое-нибудь "Кому на Руси жить хорошо"... кстати, если быть честной, я не понимаю, почему современных школьников должны вообще каким-то образом волновать вопросы типа кому вольготно на Руси живется. Давно бы пора усовершенствовать школьную программу starry sky пишет: Не знаю, поймет кто-нибудь, чего я тут написала или нет (я не всегда умею адекватно выражаться ), но я уверена, что все страсти-мордасти ГП - это отголосок семейных передряг Бронте. Авторам легче писать о том, что они переживают. И скорее всего так и получилось, что Эмили воспринимала алкоголизм брата в таком ключе, что он ее родной брат и ему надо помочь. У Энн поднялся вопрос по-иному, как жить женщине с такими серьезными проблемами мужа, и что если данная проблема затронет и их детей. Вполне возможно.

juliaodi: starry sky пишет: У нас, по-моему, была "АК" в списке, тогда я ее и прочитала (кажется, мне больше всего там понравились рассуждения Левина). Ну вам повезло. А как Левин мило на досочке написал первые буквы слов . Один из самых романтичных способов признаться в любви Хелга пишет: Толстой вообще сложен для подростков Единственное, что мне нравилось в школе у Толстого это история про зеленую палочку Maria пишет: Боюсь, что если бы в школе проходили не то, что сейчас, а, к примеру "Ярмарку тщеславия", "Гордость и предубеждение" и "Моя семья и другие звери" (то, что я очень люблю) - масса школьников нашла бы эти книги глупыми и скучными Да, это на самом деле так. Но я не могу понять англичан, которые недовольны изучением Остин. Maria пишет: Мне вообще кажется, что лучше было бы сделать гораздо больше выбор Демократичности не хватает, интересно отчего так происходит. Неужели в министерстве образования думают, что если предоставить ученикам выбор, то пользы будет меньше? А не наоборот ли станет. Если тема интересует, то литературу не только прочитают, но и в сочинениях каждый начнет развивать свою мысль, а не ту что написана в тысяче лучших сочинений по этим же произведениям.Maria пишет: Не уверена, что люди так уж сильно меняются Становимся лучше

Надина: juliaodi пишет: кстати, если быть честной, я не понимаю, почему современных школьников должны вообще каким-то образом волновать вопросы типа кому вольготно на Руси живется. Насчет преподавания в школе "ГП" и русских классиков... Изучение русских классиков я считаю необходимым, поскольку думаю, что это развивает патриотические чувства. Хороши же мы будем, если не будем знать свою литературу , а будем читать зарубежную. А я думаю, вы согласитесь, что современные школьники не склонны к чтению русской классики по доброй воле. Конечно, сейчас на уроках читают предлагаемые произведения далеко не все ученики, но хотя бы часть все равно читает. А такое в истории было, когда русские своих писателей не знали. Ушинский (русский педагог XIX века) описывал случай, когда пришел с проверкой в женскую гимназию (он был инспектор) и ужаснулся, что воспитанницы не знают Пушкина (в программе учебной не было, ни Евгения Онегина, ни прозы)Плохая практика.... ...Хотя, как правильно уже отмечали впереди написавшие, что вопрос о конкретных произведениях до сих пор открыт. Думаю, тут дело в субъективизме нашем - мы же все разные, вкусы у всех разные - кто-то обожает "ВиМ", кто-то Достоевского и т.п. Но, может быть, если бы отдельный предмет был бы в школе "зарубежная литература", то это было бы неплохо. Хотя тут встает вопрос загруженности учащихся...

Maria: Надина Надина пишет: Изучение русских классиков я считаю необходимым, поскольку думаю, что это развивает патриотические чувства. Хороши же мы будем, если не будем знать свою литературу , а будем читать зарубежную Даже если так, то вот лично я "Дворянское гнездо" ценю больше "Отцов и детей", "На всякого мудреца довольно простоты" - больше "Грозы", а кто-то для себя Батуюшкова из второстепенных в первостепенные перевел. Даже в рамках русской литературы есть место разнообразию Надина пишет: если бы отдельный предмет был бы в школе "зарубежная литература", то это было бы неплохо. Хотя тут встает вопрос загруженности учащихся... Сейчас меня будут кидать тапками, но я бы лучше сделала зарубежную литературу и сократила русский язык. Ну не уйдешь от того, что правописание компьютер поправит, а для тренировки памяти приятнее учить стихи или про князя Андрея и дуб, чем то, где ставится запятая при деепричастном обороте

Надина: Maria пишет: Даже в рамках русской литературы есть место разнообразию Не спорю, я же написала, что насчет произведений вопрос не до конца неясен, мы же все разные, на всех не угодишь. Maria пишет: но я бы лучше сделала зарубежную литературу и сократила русский язык. Ну не уйдешь от того, что правописание компьютер поправит, а для тренировки памяти приятнее учить стихи или про князя Андрея и дуб, чем то, где ставится запятая при деепричастном обороте Русская грамматика не для слабонервных

Элайза: Maria пишет: Ну не уйдешь от того, что правописание компьютер поправит Чтой-то мне это напомнило... Ах да, про бесполезную науку географию. "Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь." © А по поводу того, чтобы преподавать в школе зарубежную классику отдельным предметом... Ну, не знаю, я вот хоть и преподаю зарубежную литературу в вузе, не считаю, что введение школьного курса тут что-то кардинально изменит. К примеру, задали моему сыну на лето в числе прочего еще и "Божественную комедию" Данте. Ну чего он в ней поймет, в 13-то лет?.. Еще бы Джойса в список включили. Ну какой в этом смысл? Разве что навсегда отбить интерес и охоту к Данте в будущем. Все хорошо в свое время, я считаю. Английских романисток в школе читать — опять же, кому это интересно? Девочкам — так они и сами прочтут, кто действительно любит читать. А мальчишкам это зачем, тем более в таком возрасте? Или ввести раздельные списки — для мальчиков Фенимора Купера, для девочек — Шарлотту Бронте?.. Я бы скорее уже для студентов ввела бы общий курс истории зарубежной литературы и культуры в технических вузах — просто для повышения общей эрудиции в более или менее сознательном возрасте. Может, в этом случае уже что-нибудь в головах у них и отложится, хотя тоже не факт.

Axel: Элайза пишет: Я бы скорее уже для студентов ввела бы общий курс истории зарубежной литературы и культуры в технических вузах — просто для повышения общей эрудиции в более или менее сознательном возрасте. Может, в этом случае уже что-нибудь в головах у них и отложится, хотя тоже не факт. И русский язык в придачу, а то потом начинаю читать безграмотные тех. задания и ужасаюсь. Word в таких случаях не спасает, люди перестают думать совсем и без него не могут элементарного эл. письма написать.

Хелга: Элайза пишет: Я бы скорее уже для студентов ввела бы общий курс истории зарубежной литературы и культуры в технических вузах — просто для повышения общей эрудиции в более или менее сознательном возрасте. Может, в этом случае уже что-нибудь в головах у них и отложится, хотя тоже не факт. И будет с этим делом то же самое, что с философией в технических вузах. Безнадежно. Все равно здесь все зависит от семьи и самого человека, его интереса или безразличия к чтению. Maria пишет: но я бы лучше сделала зарубежную литературу и сократила русский язык. И тоже кину тапок. И так безграмотность правит бал, куда дальше-то сокращать?

juliaodi: Надина пишет: если бы отдельный предмет был бы в школе "зарубежная литература" Зарубежную конечно проходят, но это все равно не то. Пусть ученик сам выберет доминирующее направление, и пусть останутся важные литературные произведения. Я никогда не могла понять почему мы читаем одно и то же в школе, когда допустим, мне в разных направлениях хотелось прочитать других авторов, и как это мне могло повредить? Maria пишет: сократила русский язык Не понимаю почему в 10-11-х классах проходят русский, когда школьная программа уже заканчивается



полная версия страницы