Форум » Литературные обсуждения » "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова » Ответить

"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова

Гала: Сейчас этот роман пользуется большой популярностью: его читают и перечитывают, растаскивают на цитаты, даже учат наизусть. Хотелось бы узнать мнение форумчан об этом бессмертном произведении. Советую прочитать книгу диакона А. Кураева "Мастер и Маргарита: за Христа или против?". В ней представлен очень полный и объективный анализ романа, высказываются некоторые оригинальные, интересные мысли. http://www.interfax-religion.ru/bulgakov/21.html От администрации Поскольку далеко не все участники форума (и читатели МиМ) согласны с тем, что в рекомендованной книге представлен полный и тем более объективный анализ романа, к чтению рекомендуются и другие критические материалы на эту тему. Статья из "Книжного обозрения" Фантастический роман о дьяволе Новиков. Михаил Булгаков - художник М. Булгаков «Черновые наброски к главам романа, написанные в 1929-1931 г.г». (К сожалению, не нашла электронный вариант лучшей, на мой взгляд, статьи о романе Булгакова - И.Бэлза "Генеалогия Мастера и Маргариты" - если у кого есть, поделитесь, пожалуйста.))

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Эмма: Я читала МиМ только один раз и по принуждению учебного заведения. Меня роман совершенно не зацепил тогда - наверное, возраст для прочтения был неподходящий. Показался нелепым, непонятным. Я никак не могла связать все между собой. И конец романа для меня была тайна, покрытая мраком. Кстати, если не трудно, разъясните, чем там дело закончилось? И, благодаря этому несвоевременному чтению, я не могу сейчас к нему вернуться. Я слышала много хвалебных отзывов. И тем не менее, читать второй раз я его не хочу. Школа напрочь отбила у меня тягу к русской литературе. Даже сейчас читаю, преимущественно, английскую классику. Ее хоть не подвергали таким тщательным разборам, и никто не заставлял читать то, к чему не лежит душа.

Гала: Я честно говоря тоже не раз принималась читать ММ и бросала. Но однажды открыла книгу и.........не смогла оторваться. Эмма пишет: чем там дело закончилось? Все закончилось трудно. Понтия Пилата простили и освободили. Мастер и Маргарита умерли, и им выделили персональный вечный приют (домик такой уединеный, не особняк конечно, но тем, кто жил в подвальчике вполне себе ничего). Вот так, если изложить коротенечко. Эмма пишет: Школа напрочь отбила у меня тягу к русской литературе

Хелга: Эмма пишет: Школа напрочь отбила у меня тягу к русской литературе. А, может, попробовать абстрагироваться от школы и начать русскую литературу, как с чистого листа? Она стоит того... Эмма пишет: И тем не менее, читать второй раз я его не хочу. Значит, нужно подождать, момент придет и все откроется. Или не откроется, это уж как получится.


Luiza: Я читала роман три раза. До того, как он был в программе школы, когда надо было по программе и через несколько лет после школы. Всегда читала его легко, с удовольствием, с невозможностью оторваться. Наверно, правильнее было бы сказать, что я люблю эту книгу. И поэтому не могу сказать за что. Просто люблю. Но никогда не воспринимала (и не буду) роман как религиозную или политическую книгу. Для меня это только лишь художественное произведение, а все герои - лишь вымысел.

Гала: Luiza пишет: Для меня это только лишь художественное произведение, а все герои - лишь вымысел. У меня не получается, читая роман, абстрагироваться от реальных персонажей. Даже наоборот, я представляю, что Пилат был именно таким, как он описан в романе.

juliaodi: Обожаю эту книгу. Стараюсь держаться от нее подальше, как и от ГиП, чтобы снова крышу не снесло, все заново перечитывая. Обожаю как линию МиМ, так и Иешуа и Пилата. А самый любимый герой это конечно Воланд. Где-то я уже писала об этой книге. Но скажу еще раз, он настоящий воспитатель - проучил людей за их грехи. А то, что неизменно цепляет - так это любовь Маргариты, то, что она всю жизнь прождав Мастера, встретив его наконец, не побоялась пойти к черту на кулички, стать ведьмой ради него. А может у меня давно сидит в душе слабость к жертвенным натурам..не знаю Кстати, экранизация мне показалась приемлемой. Объясните, чем она плоха?

Luiza: Но ведь Пилат не единственный персонаж романа. Может, стоит обратить внимание на какого-либо другого героя, не столь реалистичного. А может, прочесть что-нибудь еще о Пилате, тогда в романе Булгакова он потеряет свой реализм для Вас.

Гала: juliaodi пишет: Кстати, экранизация мне показалась приемлемой. Экранизация мне очень-очень понравилась. Анна Ковальчук в роли Маргариты - восхитительна, Воланд, Азазелло, Коровьев, Бездомный - вобщем, как главные так и второстепенные персонажи подобраны почти безукоризненно - 9 из 10. К. Лавров (Пилат) сыграл замечательно, но он несколько староват. Безрукова я просто не люблю. Музыка, работа оператора - 10 из 10. Только спецэффекты местами - не айс.

Гала: Luiza пишет: А может, прочесть что-нибудь еще о Пилате, тогда в романе Булгакова он потеряет свой реализм для Вас. Образ Пилата очень сильно показан в рассказе Ф. Дюренмата "Пилат". Но "булгаковский" герой рядом с ним не теряет.

apropos: Гала пишет: Все закончилось трудно По-моему, как раз почти хорошо: справедливость восторжествовала, а что может быть важнее победы справедливости?)))) Этот роман по сути уникальный. И, безусловно, гениальный (и не только по моему мнению). Он не случайно вошел в классику мировой литературы, будучи по достоинству оценен как большинством читателей, так и критиков. Школьное отношение к литературе - к счастью, не критерий самого уровня этой литературы. И если школьники - из-за того, что их "заставляли" читать и разбирать программные произведения - в итоге не могут понять и полюбить прекрасные произведения русской классической литературы, начиная от Пушкина и заканчивая тем же Булгаковым, то это беда уже не школы (понятия в данном случае абстрактного), а самих школьников. Увы. Хелга пишет: момент придет и все откроется. Или не откроется, это уж как получится Да, у всех по-разному. Кто-то уже с возрастом начинает читать и ценить классическую литературу, кто-то приучен к ней детства, ну а у кого-то школьное изучение навсегда отбивает желание читать что-то "классическое". Хотя - это лучшее, что было отобрано временем из всего, что сочинялось и читалось.))) Я вообще люблю все произведения Булгакова, не только МиМ, хотя этот роман занимает особое место в моих литературных пристрастиях. Перечитываю его всегда с огромным удовольствием - и вот для меня один из критериев глубины таланта автора - всегда нахожу в романе что-то новое. МиМ относится к тем произведениям, которые можно "открывать" для себя всю жизнь. Из критических статей мне более всего когда-то понравилась статья И. Бэлзы "Генеалогия Мастера и Маргариты". Все остальные статьи, которые я затем пыталась читать, показались куда слабее (но это мое личное мнение). По рекомендованной ссылке посмотрела - не согласна со многими предложенными постулатами, увы. Марго - как женщину-разрушительницу (в частности) - не вижу.

Гала: apropos пишет: По рекомендованной ссылке посмотрела - не согласна со многими предложенными постулатами, увы. Марго - как женщину-разруштельницу (в частности) - не вижу. Да, местами в этом отношении Кураев перегибает палку. Но мне лично Маргарита никогда не казалась идеалом, в целом его версия как минимум - необычна. apropos пишет: школьники - из-за того, что их "заставляли" читать и разбирать программные произведения - в итоге не могут понять и полюбить прекрасные произведения русской классической литературы, начиная от Пушкина и заканчивая тем же Булгаковым, то это беда уже не школы (понятия в данном случае абстрактного), а самих школьников. Как человек не слишком давно бывший школьником, могу сказать, что ученики не любят классику не ез-за того, что их "заставляли читать", а потому, что навязывали суждение учителей (далеко не всегда верное и аргументированное). Не в обиду будь сказано действительно талантливым педагогам.

Ирбис: Ни одна экранизация так и не смогла передать ту картинку,который видит читатель читая эту книгу.Я даже и не пойму зачем ее экранизировали.

Гала: Ирбис пишет: Ни одна экранизация так и не смогла передать ту картинку,который видит читатель читая эту книгу. С этим не поспоришь. Это верно в отношении практически любой книги. Ирбис пишет: Я даже и не пойму зачем ее экранизировали. А по-моему хорошо получилось. Ковальчук уж больно хороша! И очень красивая актриса играла Геллу.

Хелга: Гала пишет: Но мне лично Маргарита никогда не казалась идеалом, в целом его версия как минимум - необычна. Разве здесь речь идет об идеалах? Всегда странно слышать оценку литературных персонажей словом идеал или не идеал. Это понятие, по-моему, не имеет никакого отношения ни к образу Маргариты, ни к булгаковским героям вообще. Маргарита есть суть женщина, как создание перекрестных сил добра и зла, и созидательница и разрушительница, как два в одном, как любая женщина. Ирбис пишет: Я даже и не пойму зачем ее экранизировали. Соглашусь. Сие мне тоже не понятно. Экранизация не получилась ни одна, по моему скромному...

Гала: Хелга пишет: Маргарита есть суть женщина, как создание перекрестных сил добра и зла, и созидательница и разрушительница, как два в одном, как любая женщина. Хелга

novichok: Хелга пишет: Соглашусь. Сие мне тоже не понятно. Экранизация не получилась ни одна, по моему скромному... Мне этот роман видится таковым, который просто невозможно перенести на экран. И на сцену тоже. МиМ по эмоциям, чувствам, сюжету, череде сменяющихся картин и по тонкому переплетению библейской истории и истории героев в настоящем настолько сложен, что сложно актеру не сфальшивить, не переиграть. Увы, и Маргарита, и Коровьев, и Берлиоз не выглядели "естественными". Об Иешуа я вообще молчу Люблю этот роман безмерно и очень давно. Часто возвращаюсь к нему: иногда перечытываю полностью, иногда главами. А недавно на книжных полках родителей нашла необычное издание- ранее написанные автором главы. С удовольствием читаю. Интересно КАк автор пришел к окончательному варианту романа.

Хелга: novichok пишет: А недавно на книжных полках родителей нашла необычное издание- ранее написанные автором главы. С удовольствием читаю. Интересно КАк автор пришел к окончательному варианту романа. Ох, как любопытно! Что за издание такое?

Бэла: "Мастер и Маргарита"... Роман, с которым я встретилась впервые в самое бурное, замечательное, насыщенное событиями и эмоциями до краев время - на 2-м курсе университета, когда все ощущения обострены, когда ты знаешь все обо всем, понимаешь эту Жизнь ВО! как. Таким образом я счастливо избежала его препарирования на столе у школьного преподавателя литературы. (Я в какой-то соседней темке уже начинала писать свою точку зрения на школьное преподавание Литературы, направленное на выработку стойкого чувства отвращения к предмету, что мы частенько наблюдаем здесь , во многих постах форумчан. Стерла, потому что там был оффтоп. Здесь скажу. На мой взгляд один из факторов такого отвращения - то, что порой чтение, знакомство с романом, вещь довольно интимную, превращают в некий препарационный стол, разрезают, вспарывают не всегда трепетной рукой преподавателя, действительно любящего свой предмет, свое дело, саму Литературу. Вываливают внутренности шедевра пред очи впечатлительных детей , и после этого в светелку романа заходить не хочется еще долгое время - настолько там все истоптано, вывернуто из шкафов и укромных уголков на всеобщее обозрение, растащено на молекулы. Так было и с ВиМ, который я всей душой полюбила, когда забылись прелести лаборатории урока литературы). А с МиМ на мое счасте я встретилась один на один в самиздатовском виде. Была долгое время ушиблена взглядом в эту бездну. Потом немного успокоилась перечитала и... пропала навсегда. Роман похож на картину, которую пересматриваешь опять и опять, находишь каждый раз что-то новое, в разный период времени отыскиваешь ответы именно на те вопросы, которые волнуют тебя именно сейчас. А порой без всяких вопросов наслаждаешься просто описанием той самой ершалаимской грозы, мучашься головной болью Пилата, ощущаешь на своем плече острые коготки крошечной птицы, залетевшей сюда сейчас. И я очень бы не хотела, чтобы читатель взялся за роман только потому, что это модно, современно, все читают, все цитируют. Не откроется каменный цветок. А когда откроется... Кто же знает, откуда приходит Любовь, врываются чувства в душу, от которых и больно, и горько, и одновременно так хорошо на сердце. Что касается экранизаций, я не сужу строго режиссеров, раз за разом пытавшихся создать фильмы по МиМ. И не надо им замахиваться на ЭКРАНИЗАЦИЮ. Надо просто, может быть, честно признаваться, что хочется вылить свою любовь к роману, которая порой душит, давит, не дает спать ночами, когда перед глазами всплывают образы, которые надо, необходимо воплотить на экран, иначе умрешь, если не выскажешься. Никто ведь не брался за экранизацию просто, потому что. Каждый, я уверена, хотел сделать свое дело максимально честно. Но такой это Роман - бездонный, безбрежный, сколько бы слоев ни открылось, там - далеко до конца.

Luiza: Бэла, Как Вы замечательно сказали!

novichok: Хелга пишет: Что за издание такое? По памяти не помню. Вечером отпишусь.



полная версия страницы