Форум » Литературные обсуждения » Наш Пушкин » Ответить

Наш Пушкин

apropos: Обсуждение творчества "солнца русской поэзии" (и прозы, кстати, тоже) - Александра Сергеевича Пушкина.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Wega: Заметила неточность и хочу сама себя поправить. Пушкин не посылал вызова на дуэль непосредственно Дантесу. Он написал оскорбительное по своей сути письмо барону Геккерну. (Но как написано! Резко, но выдержанно, с соблюде- нием всех принятых светских формул и приличий.) Следствием содержания письма могла быть только дуэль, но сам Геккерн принять вызов не мог. (Почему - не знаю. И вообще удивительно, что именовался он старик Геккерн, а ему было немного больше 40 лет). И тогда вместо Геккерна вызов был принят его приёмным сыном - Дантесом. Не могу не отметить, что, когда я была в нашем музее Пушкина на Пречистенке, увидела там портрет Дантеса и поняла всех женщин, которые влюблялись в него. Элайза Я, действительно, во много согласна с Соловьёвым. Особенно, касательно эпиграмм! Словно бес его толкал наживать врагов! И с Воронцовым Пушкин поступил несправедливо, "приложив" его на века известной эпиграммой. Но Пушкин гений! Ему простительно всё!

Цапля: Wega пишет: И с Воронцовым Пушкин поступил несправедливо, "приложив" его на века известной эпиграммой. Но Пушкин гений! Ему простительно всё! Простительно ли все гениям? Для нас - Пушкин - гений, бесспорно, для современников - безусловно, талантливый поэт, интересный, живой человек... Но прощать ему все... я полагаю, многие не могли

Хелга: Элайза Спасибо за наводку на Соловьева. Как-то его выводы легли и собрали все воедино. Действительно ведь, либо человеком управляют его страсти, либо он управляет ими. Пушкин был живым человеком, подверженным всему человеческому. Wega пишет: Но Пушкин гений! Ему простительно всё! Но как? Гению не простительно совершать недостойные поступки, ему дано свыше, и дар этот нельзя разменивать на подлые мелочи. Иначе, действительно ведь, гениальность утонет в душевном раздрае. Не знаю..


Wega: Цапля пишет: Но прощать ему все... я полагаю, многие не могли Совершенно согласна с Вами! Современники Пушкина вряд ли могли по достоинству оценить его дар и многое прощать. Отсюда проистекало многое, что привело к тому, что произошло. Ему простительно всё - звучит довольно пафосно, извините, но это я говорю с позиции современного человека. Плюс к этому добавлю, как мне кажется, к гению нельзя подходить с обычными "мерками". У них особый эмоциональный строй, ничто не даётся человеку бесплатно!

Цапля: Wega пишет: Ему простительно всё - звучит довольно пафосно, извините, но это я говорю с позиции современного человека С позициии восхищенного человека, к тому ж . Нельзя строго судить современников тех, кого мы именуем гениями - они люди, и видели в Пушкине - человека, не самого приятного, дерзкого, язвительного, возможно, кому-то он своей язвительностью сделал больно, унизил - а этом случае работает личная обида и желание посчитаться - а вовсе не уважение к таланту. Все мы люди.

Элайза: Wega, Хелга - на здоровье! Кстати, у Вл. С. Соловьева есть еще лекция о Лермонтове - к нему он гораздо более суров, надо признаться - и полагаю, что заслуженно - но в этой теме это будет офф, поэтому не стану тут долго об этом распространяться. Позволю себе только привести маленькую цитату, которая мне в свое время очень понравилась своей меткой отбразностью - о сравнении "непристойной", эротической лирики у Пушкина и у Лермонтова: характер этих писаний производит какое-то удручающее впечатление полным отсутствием той легкой игривости и грации, какими отличаются, например, подлинные произведения Пушкина в этой области. Так как я совершенно не могу подтвердить здесь свое суждение цитатами, то поясню его сравнением. В один пасмурный день в деревне я видел ласточку, летающую над большой болотной лужей. Что-то ее привлекало к этой темной влаге, она совсем опускалась к ней, и казалось, вот-вот погрузится в нее или хоть зачерпнет крылом. Но ничуть не бывало: каждый раз, не коснувшись поверхности, ласточка вдруг поднималась вверх и щебетала что-то невинное. Вот вам впечатление, производимое этими шутками у Пушкина: видишь тинистую лужу, видишь ласточку и видишь, что прочной связи нет между ними,- тогда как порнографическая муза Лермонтова - словно лягушка, погрузившаяся и прочно засевшая в тине. Или,- чтобы сказать ближе к делу,- Пушкина в этом случае вдохновлял какой-то игривый бесенок, какой-то шутник-гном, тогда как пером Лермонтова водил настоящий демон нечистоты. А что касается Пушкина... Что самое интересное, он ведь сам это, скорее всего, в себе ощущал и понимал, вот эту разрушительную силу страстей, которая недостойна его гения - не случайно в его творчестве нет-нет, да и промелькнет этот мотив - "гений и злодейство - две вещи несовместные?.." И этот вопль Сальери - "Неправда! А Буонаротти?" - может, это отчасти и авторское сомнение в том, что истинному гению убийство не может помешать оставаться гением?.. Во всяком случае, мысли эти его явно посещали, но когда дело коснулось его собственных страстей, они оказались в какой-то момент сильнее. А вообще, наверное, это ведь гремучее сочетание - холодный и ясный, европейски образованный ум и взрывной африканский темперамент... Сочетание, которое, возможно, легло в основу гениальности, но в то же время имело и свою обратную, теневую сторону. (*ничего не утверждаю, просто мысли вслух*). Wega пишет: но сам Геккерн принять вызов не мог. (Почему - не знаю. Геккерн-старший был послом, и его дипломатический статус не позволял ему принять участие в дуэли, поэтому вместо него вызов принял Дантес.

apropos: Элайза Прекрасные рассуждения Соловьева по поводу судьбы, гения и служенья муз, которое не терпит суеты. Кстати, параллель с Лермонтовым и его ранней гибелью - напрашивается сама собой в рассуждениях о смерти Пушкина.

Джастина: Цапля пишет: Для нас - Пушкин - гений, бесспорно, для современников - безусловно, талантливый поэт, интересный, живой человек... Но прощать ему все... я полагаю, многие не могли У Довлатова по теме гениалльности и гениев есть несколько замечаетльных афоризмов, например: Всем понятно, что у гения должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый — гений?! Гений — это бессмертный вариант простого человека Гений противостоит не толпе. Гений противостоит заурядным художникам. Причём как авторитарного, так и демократического направления

Wega: Джастина пишет: Но кто поверит, что его знакомый — гений?! Это, безусловно, так! Тому вторит: "Пророка нет в отечестве своём!" НО! Вспомним Высоцкого поэтическое творчество которого отрицалось только "власть предержащими", а все другие прочие сумели понять гениальность созданного им. Потому и такая народная любовь сопровождала его по жизни. Помню, как горько было мне читать реакцию А.Вознесенского "на смерть поэта". " О громкогласом блатаре рыдай Россия! Какое время на дворе - таков Мессия!" Он (Вознесенский) увидел и услышал в Высоцком только блатаря!

Джастина: Wega пишет: " О громкогласом блатаре рыдай Россия! Какое время на дворе - таков мессия!" Он (Вознесенский) увидел и услышал в Высоцком только блатаря! Там звучит иначе: "О златоустом блатаре рыдай, Россия!" согласитесь, звучит уже иначе я уверена стих Вознесенского носит вовсе не отрицающий характер, я бы сказала что совсем наоборот... написан он не на смерть Высоцкого, а гораздо раньше, и Высоцкий его читал, слышал при жизни Wega, только это уже немного ни о Пушкине

Wega: Дом Пушкина Бездомность Пушкина извечна и горька, Жилья родного с детства он не помнит - Лицейский дортуар без потолка, Сырые потолки наемных комнат, Угар вина и карточной игры. Летит кибитка меж полей и леса. Дома - как постоялые дворы, Коломна, Кишинев или Одесса. Весь скарб нехитрый возит он с собой: Дорожный плащ, перо и пистолеты, - Имущество опального поэта, Гонимого стремительной судьбой. Пристанищам случайным нет конца, Покоя нет от чужаков суровых. Михайловское? - Но надзор отца. Москва, Арбат? - Но скупость Гончаровых. Убожество снимаемых квартир: Все не свое, все временно, все плохо. Чужой, не по летам его, мундир, Чужая неприютная эпоха. Последний дом, потравленный врагом, Где тонкие горят у гроба свечи, Он тоже снят ненадолго, внаем, Который и оплачивать-то нечем. Дрожащие огни по сторонам. Февральский снег восходит, словно тесто. Несется гроб, привязанный к саням, - И мертвому ему не сыщут места! Как призрачен любой его приют! - Их уберечь потомкам - не под силу, - Дом мужики в Михайловском сожгут, А немцы заминируют могилу. Мучение застыло на челе - Ни света, ни пристанища, ни крыши. Нет для поэта места на Земле, Но, вероятно, нет его и выше. А.Городницкий

Бэла: Wega даже сердце защемило!

Леона: На всё отозвался он сердцем своим, что просит у сердца ответа... Это про Гёте Баратынский написал, но к Пушкину, по-моему, это самые что ни на есть подходящие строки. Вот для меня он это и есть. Можно просто взять в руки книжку, и на всё ответ будет, только читай внимательно. А ещё вспомнилось, что как-то перечитывала я "Евгения Онегина", а потом включила телевизор. Так выключила его через минуту! Такое было впечатление, что меня оттуда грязью облили. Вот она, сила слова Пушкина.

Wega: Написала про чаепитие из "Евгения Онегина" и захотелось ещё порассуждать о Пушкине - поэте. Сначала небольшое предисловие: когда в школе изучали его творчество, меня оно особенно не восхищало - красиво, звучно, легко и не более того! Да и впоследствие, пожалуй, то же. Письмо Татьяны учила, как неизбежность. Оно мне активно не нравилось. Затем прошло немалое время, в течение которого мы с дочкой учили наизусть "Конька - горбунка" (до конца не выучили), потом в метро, чтобы не скучать, выучила без особого труда "Федота - стрельца" и чтобы потренировать память взялась за "Онегина". Вот тут только до меня и достучалась красота, образность, точность его поэтического языка. Всякий раз, когда заучивая по главам стихи и повторяя их по памяти, я вдруг забывала какое-то слово или строку и начинала подбирать подходящие по смыслу и рифме слова, всякий раз, обнаружив свою ошибку, я убеждалась, что Пушкин более точен, его слово выразительнее. Это о лексике: какое богатство языка, какое ощущение различных оттенков слова! А какое чувство ритма стихотворной фразы! К примеру, в третьей главе: И между тем душа в ней ныла, И слёз был полон томный взор. Вдруг топот! Кровь её застыла, Всё ближе! Скачут и на двор Евгений! Ах! И легче тени Татьяна прыг в другие сени, С крыльца на двор, и прямо в сад, Летит, летит, взглянуть назад Не смеет. Мигом обежала Куртины, мостики, лужок, Аллею к озеру, лесок, Кусты сирен переломала, По цветникам летя к ручью, И, задыхаясь, на скамью Упала. Настолько выразительно, что чуть ли не ощущаешь её дыхание. Не менее здОрово обрисован в сне Татьяны её страх перед медведем: Татьяна в лес - медведь за нею. Снег рыхлый по колено ей. То длинный сук её за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет с силой, То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок, То выронит она платок, Поднять ей некогда - боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится. Она бежит, он всё вослед, И сил уже бежать ей нет. Упала в снег. И ведь это я рассуждаю только о точности, красоте, и выразительности лексики. А ведь как интересно и подробно умел Пушкин изобразить быт и нравы, какое глубокое понимание души человека имел он, не говоря уже о серьёзных знаниях истории, философии и..... Поистине Пушкин - феноменальное явление в нашей культуре!

Хелга: Wega пишет: Настолько выразительно, что чуть ли не ощущаешь её дыхание. Не то, что "чуть ли", а на самом деле ощущаешь...

Хелга: 6 июня, 210 лет назад, родился наш Александр Сергеевич... Поэт Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...

apropos: О, наш чудный, обожаемый Александр Сергеевич! Помним, любим и преклоняемся перед светлым, солнечным гением... Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...

Wega: ............................................... И там же надписью печальной Отца и матери, в слезах, Почтил он прах патриархальный... Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут... Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас! XXXIX Покамест упивайтесь ею, Сей легкой жизнию, друзья! Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я; Для призраков закрыл я вежды; Но отдаленные надежды Тревожат сердце иногда: Без неприметного следа Мне было б грустно мир оставить. Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий свой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук. XL И чье-нибудь он сердце тронет; И, сохраненная судьбой, Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! Прими ж мои благодаренья, Поклонник мирных аонид, О ты, чья память сохранит Мои летучие творенья, Чья благосклонная рука Потреплет лавры старика! "Евгений Онегин"

Mirani: О Пушкине - стихами говорить, Классической прозрачною строкою, И парусами рифмы окрылить, И полететь навстречу непокою! Друзья, собраться вновь нам суждено, Представ пред очи светлые поэта. По-молодому желто-зелено, Оно приходит пушкинское лето! О Пушкине - лишь сердцем говорить, Искать слова душевные, простые. Нам без него не выжить, и не жить, Ведь он - и сердце, и душа России! Валентина Телегина.

juliaodi: Понравилось название темы. Мало того, что у России свой Пушкин, так еще и у каждого человека он такой "свой" . Благодарю его нежно за близкие мне "Метель" и "Евгения Онегина"



полная версия страницы