Форум » Литературные обсуждения » Русские классики » Ответить

Русские классики

Wega: Уважаемые любители чтения! Предлагаю поговорить о творчестве русских классиков: Гоголя, Лескова, Островского и других наших писателях. Очень надеюсь, что эта тема найдёт живой отклик в ваших умах и сердцах.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Виктор: «Герои поэмы люди своего времени и своей социальной среды». С этим не поспоришь. Но Гоголь в этом времени и в этой среде, к своему удивлению и громадному огорчению, человеческих лиц не увидел. Попробовал изобразить «светлую личность» (Костонжогло) – не получилось. В этом его драма-то в чём. С другой стороны, я понимаю, что кому-то эти люди (что я всё рыла да рыла) могут нравиться. Молодец Павел Иванович, не Онегин какой-нибудь. Воспользовался ситуацией. Но тогда индивид, обчищающий карманы пассажиров в трамвае тоже молодец, а Каха Бендукидзе, оказавшийся хозяином «Уралмаша», просто гений. Оба умеют пользоваться ситуацией. Я, однако, предпочитаю думать, что все трое, и Павел Иванович, и карманник, и ещё один чудесный грузин Каха – жулики. Про какой том рассуждать, это как говориться, вольному воля, но всё-таки не понимаю, почему про первый можно, а второй нельзя?

Wega: Виктор пишет: Попробовал изобразить «светлую личность» (Костонжогло) – не получилось. В этом его драма-то в чём Поняла сказанное так: Гоголь стремился среди "свиных рыл" найти одно симпатичное лицо, но так и сумел, хотя и старался. Я правильно поняла? Если - правильно, то, уже писала об этом, совершенно с этим не согласна и приводила свои доводы. Они для Вас неприемлемы? Вполне это допускаю: просто по причине нашего собственного различия, мы по-разному читаем это произведение. Вполне естественная ситуация. Виктор пишет: С другой стороны, я понимаю, что кому-то эти люди (что я всё рыла да рыла) могут нравиться. Молодец Павел Иванович, не Онегин какой-нибудь. Воспользовался ситуацией. Но тогда индивид, обчищающий карманы пассажиров в трамвае тоже молодец, а Каха Бендукидзе, оказавшийся хозяином «Уралмаша», просто гений. Оба умеют пользоваться ситуацией. Я, однако, предпочитаю думать, что все трое, и Павел Иванович, и карманник, и ещё один чудесный грузин Каха – жулики. Мы живём в иное время, а оно, как известно, определяет очень многое, поэтому подобная аналогия, на мой взгляд, абсолютно неправомерна, поэтому и возражать не буду. Виктор пишет: Про какой том рассуждать, это как говориться, вольному воля, но всё-таки не понимаю, почему про первый можно, а второй нельзя? Я вела речь о причине, по которой Гоголь сжёг второй том, а, отнюдь, не о правомерности обсуждения персонажей поэмы.

Виктор: "Поняла сказанное так: Гоголь стремился среди "свиных рыл" найти одно симпатичное лицо, но так и сумел, хотя и старался. Я правильно поняла?" Нет неправильно Не симпатичное, человеческое. Мало ли симпатичных проходимцев, Остап Бендер, например. Когда Гоголь читал МД Пушкину он очень смеялся, потом вдруг замолчал и сказал: "Боже как печальна наша Россия". Классики, они потому и классики, что видели дальше других и говорили о будущем не меньше чем о настоящем. Чичиковых, Собакевичей и др. кругом пруд пруди.


Wega: Виктор пишет: Классики, они потому и классики, что видели дальше других и говорили о будущем не меньше чем о настоящем. Чичиковых, Собакевичей и др. кругом пруд пруди. Вот с этим совершенно согласна. Виктор пишет: Мало ли симпатичных проходимцев, Остап Бендер, Мало! Особенно таких, как Остап.

Хелга: Недавно прочитала, точнее, перечитала полузабытый роман Ивана Гончарова "Обрыв". Три "О" Гончарова читала очень давно, "Обломова" - после михалковского фильма, а "Обрыв" следом. И вот сейчас. Возможно, у Гончарова немного тяжеловесный язык, иногда он несколько пафосен и категоричен, но он написал роман о любви, любовный роман, в полном смысле этого слова, хотя, центральная фигура, Райский, и не является героем любовной истории, а лишь наблюдателем, косвенным участником. Он любить не способен, поскольку слишком занят собственными переживаниями, собой, любимым, хоть страсти в нем кипят и немалые. И если бы его полюбила Вера, то, возможно, он бы и сумел оторваться от себя, хоть на какое-то время. Райский - это Обломов наоборот. Последний спит, строя планы и мечтая, а Райский - мечтает, строя планы и мечется, как во сне. Но очень хороша и драматична любовная пара романа - Вера и Марк Волохов. Это не просто любовь, это - битва титанов и принципов, битва на смерть, до крови, страсти кипят нешуточные. Марк также, как и Райский, его антипод, сосредоточен на себе, на своих беспринципных принципах и своей свободе. Настолько емкий сочный образ, в котором есть все - и ярко выраженное мужское собственническое стремление, и страсть, и желание свободы, и тщеславие, и гордость и... в общем, гремучая смесь. Сравнение, может, неуместно, но меня, как поклонницу творчества Остин, невольно потянуло сопоставить его действия с поступками Дарси. В Марке есть то же самое горделивое снисхождение - "я долго боролся с собой, но борьба моя была тщетной, и вот я унизился до того, что пал к вашим ногам, любовь моя!" (вольная цитата ) О Вере позже...

apropos: Хелга пишет: если бы его полюбила Вера, то, возможно, он бы и сумел оторваться от себя, хоть на какое-то время. Райский - это Обломов наоборот. Последний спит, строя планы и мечтая, а Райский - мечтает, строя планы и мечется, как во сне. Мне кажется, очень верно подмечено, что Райский - Обломов наоборот)) Оба ведут совершенно бесцельную жизнь, но в силу темперамента (а у некоторых и лени) разнятся характером - один деятельный, другой бездеятельный. И каждый - один явно, другой поневоле доставляют страдания людям, которые их окружают. Хелга пишет: Марк также, как и Райский, его антипод, сосредоточен на себе, на своих беспринципных принципах и своей свободе. Еще один эгоист. А женщины, которые имеют несчастье их полюбить, - страдают. Хелга пишет: В Марке есть то же самое горделивое снисхождение - "я долго боролся с собой, но борьба моя была тщетной, и вот я унизился И никто из них не подумал, каково это слышать женщине. (( Но если в случае с Лиззи - она Дарси тогда не любила, мало того, он был ей неприятен и т.д., то Вера-то любила...

Хелга: apropos пишет: И никто из них не подумал, каково это слышать женщине. (( Но если в случае с Лиззи - она Дарси тогда не любила, мало того, он был ей неприятен и т.д., то Вера-то любила... Но им есть некоторое оправдание - они же не могут влезть в женскую шкуру. Им природой "завещано" выступать в роли активной, то есть предлагать женщине свое видение проблемы, и рисковать тем, что женщина это видение может не принять, если не благоволит к соискателю. Главное, что они оба были честны и считали это своим достоинством (а кто скажет, что это не достоинство, киньте в них камень... ) Более того, женщины им попались непростые, хотя именно потому и тот и другой выбрали для себя этих женщин и в конце концов покорились им. Другой вопрос, что Вера отвергла Марка, бесповоротно и навсегда. Она думала, что победила его, когда пошла до конца, но все оказалось не так, он не сдался и лишь позже, когда уже все было порушено, выкинул белый флаг, предложил ей брачные узы.

apropos: Хелга пишет: они же не могут влезть в женскую шкуру Не могут, но странно не понимать - тем более умным вроде бы людям - что честные слова могут задеть, обидеть и унизить другого человека. Причем, не только женщину. Хелга пишет: они оба были честны и считали это своим достоинством (а кто скажет, что это не достоинство, киньте в них камень... Если бы все всегда друг другу говорили только чистую правду (из лучших побуждений, разумеется), то сколько бы всего нелицеприятного каждый узнал бы о себе, нет? Поэтому и есть такие понятия - как воспитание, такт - то, что позволяет относительно мирно сосуществовать людям друг с другом, не отравляя себе и окружающим жизнь честными словами - начиная с того, как "вы сегодня плохо выглядите, да и вообще весьма некрасивы" - до "я люблю вас, хотя это чувство (и признание в нем) меня унижает, умаляет мою гордость и проч."... Хм. Хелга пишет: и тот и другой выбрали для себя этих женщин и в конце концов покорились им Покорились, но только потому, что не смогли совладать и перебороть в себе любовь (ох, какое недостойное мужчины чувство!). И при этом каждый ожидал - и был уверен - что женщина непременно должна обрадоваться тому, что их любят и ответить на их чувства. Т.е. сначала каждый считается только с собственными переживаниями, но не с переживаниями женщины. А потом удивляются... Да, мужчины другие, но... иногда просто стоит себя поставить на место другого и подумать: а как бы ты сам реагировал и отнесся к подобным словам и поступкам, скажи их тебе и сделай что-то подобное в твоем отношении?

Хелга: apropos пишет: Поэтому и есть такие понятия - как воспитание, такт - то, что позволяет относительно мирно сосуществовать людям друг с другом, не отравляя себе и окружающим жизнь честными словами - начиная с того, как "вы сегодня плохо выглядите, да и вообще весьма некрасивы" - до "я люблю вас, хотя это признание меня унижает, умаляет мою гордость и проч.". Но речь ведь идет о сильных чувствах, сбивающих с ног и дурманящих голову. До того, как встретить "своих" женщин, наши герои ведь к женщинам относились снисходительно. Во всяком случае, о Марке сведения есть - женщины были для него лишь средством удовлетворения своих потребностей. Он бравировал этим. Но встретив Веру, он увидел в ней человека (сам, может, того не желая) и поступил, как он считал, верно, по-мужски, то есть, высказал ей свои сокровенные мысли, признался, что будущего с ним быть не может, то есть доверил ей практически все. Чего никогда ни с одной женщиной у него не было. Так можно ли его не понять или осудить за это?

apropos: Хелга пишет:высказал ей свои сокровенные мысли, признался, что будущего с ним быть не может, то есть доверил ей практически все Ну, высказал - и пожал плоды этих высказываний, как некий мистер Д., который тоже высказал все, что накипело. Хелга пишет: можно ли его не понять или осудить за это? Вероятно, мужчины поймут и не осудят, да еще скажут - так, брат, с ними и надо, чтобы место свое знали, а наше внимание (интерес, страсть, любовь - нужно подчеркнуть) принимали и радовались - причем принимали в любом виде, в любое время и в любой форме - как нам только заблагорассудится. Причем, интересно получается. Когда женщина оказывает знаки внимания мужчине, отвечает на на его чувство и проч., но затем отвергает предложение руки и сердца или не дает себя соблазнить - таких женщин мужчины называют не очень лестными словами. Хм. Но для себя считают возможным - в случае с Марком - увлечь девушку, сообщить ей, что не женится, а затем ее соблазнить (бедные женщины обычно надеются, что любовь сможет изменить мужчину, заставить пересмотреть "принципиальные позиции"). И осудить, конечно, ни-ни. Он же мужчина - ему можно поиграть с чувствами женщины и... остаться свободным. Это только нам с их чувствами играть нельзя.

Marusia: Хелга пишет: полузабытый роман Ивана Гончарова "Обрыв". Помню, что когда-то меня "Обрыв" очень зацепил. Надо будет перечитать.

apropos: Marusia пишет: когда-то меня "Обрыв" очень зацепил. Меня тоже. Впечатление от романа было очень сильное - и хочется высказаться даже спустя столько времени.

Хелга: apropos пишет: Он же мужчина - ему можно поиграть с чувствами женщины и... остаться свободным. Это только нам с их чувствами играть нельзя. Но Марк не остался свободным, как мне кажется. И с чувствами Веры он не играл, он пытался обратить ее в свою веру. Кстати, видимо, Гончаров не напрасно дал героине такое имя. Девушка очень стойкая в своих принципах и убеждениях, но отнюдь не ханжа. Marusia пишет: что когда-то меня "Обрыв" очень зацепил. Ага, меня тоже. А перечитанный в другом возрасте, еще сильнее зацепил, взгляд совсем иной. В юности Марк страшно возмущал, а сейчас иное к нему отношение, неоднозначное.

Таттиана: Превосходная должность – быть на земле человеком М.Горький 28 марта исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского писателя Алексея Максимовича Горького. Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде 16 марта (по старому стилю) 1868 года в семье Варвары Васильевны и Максима Савватиевича Пешковых. Пешковы проживали в то время во флигеле дома Василия Васильевича Каширина, деда писателя. Алексей был четвертым (и единственным выжившим) ребенком у родителей. С юных лет в памяти строки из его произведений: «Всё в Человеке – всё для Человека!» «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный». «Шуми, орловский! Кричи во весь дух…» «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошел я в люди». «Солнце всходит и заходит… А в тюрьме моей темно!» «Красивые – всегда смелы». Яркие литературные герои Горького: Клим Самгин, Васса Железнова, Данко, Лойко Зобар и Радда, обитатели ночлежки в пьесе «На дне», Егор Булычов… А ещё - дед, бабушка, мать писателя и, конечно, он сам – юный Алеша Пешков - в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Живой, яркий, образный язык Горького, его внимание, любовь и живой интерес к самым разным людям, энергия, с которой написаны его произведения, не могут оставить равнодушными тех, кто любит русскую литературу. Произведения Максима Горького познавательны для тех, кому интересна сама жизнь, и читаются легко, на одном дыхании.

Хелга: Таттиана В юности увлеченно читала рассказы Горького, "Сказки об Италии", романтические истории, постановки пьес любила смотреть. Но так давно не обращалась к его книгам.

apropos: Таттиана пишет: читаются легко, на одном дыхании. Не скажу, что мне в свое время легко дался Клим Самгин, да и Мать, пожалуй, тоже. Хотя, соглашусь, хороший, добротный писатель. Хелга пишет: Но так давно не обращалась к его книгам. Ну, я в юности всего его прочитала, а потом как-то не тянуло и, боюсь, уже не стану перечитывать. Хотя, кто знает?

Малаша: Рассказы Горького нравились, с романами дело обстояло хуже.

Таттиана: А все-таки хотелось жить, видеть чистое, красивое: оно существует, как говорили книги лучших писателей мира, - оно существует, и я должен найти его. М. Горький Хелга, apropos, Малаша, спасибо за отклики! Всего Горького не читала, Клима Самгина знаю только по фильму. После многолетнего увлечения английскими романами захотелось почитать русского писателя, захотелось чувств и мыслей, выраженных живым русским языком, а не суховатым языком переводов. Прочитала цикл рассказов «По Руси» и, хотя некоторые рассказы читать, конечно, тяжело и больно, тем не менее, не возникает обиды на жизнь. Так было, такой увидел страну и людей молодой писатель во время своих путешествий. Мне очень понравились описания природы, Алексей Максимович – мой земляк, поэтому приятно узнавать места: или родные, или те, где я бывала и сама путешествовала. К примеру, город Мямлин на Оке (из рассказа «Губин») с тремя калачами на гербе – это Муром. Описания рек Волги, Оки, Камы, идущая от парохода к берегу волна, купеческие уездные и губернские города, плодовые сады, глубокие холодные овраги, крутые съезды к реке, церкви с колокольнями, богатые дома именитых граждан и ветхие домишки на окраинах – всё такое знакомое. Колокольный звон - когда на том берегу звонят, а на этом слышно, - проникает в сердце, как будто не было многих десятилетий без благовеста. И над всем - сияющее солнце: торжествующее на восходе, проникающее тревожными багряными лучами в жилища мещан на закате, в разрывах туч ранней весной над Волгой, скользящее «как увядающий чудесный цветок» над Черным морем осенью, палящее и жгущее летом в степи. Для меня самое близкое - солнце над Волгой из рассказа «На пароходе»: «Веером раскрылись первые, мечеобразные лучи, концы их ослепительно белы, и кажется, что слышишь, как с безграничных высот ниспадает на землю густой звон серебряных колоколов, торжественный звон встречу грядущему солнцу, - над лесом уже виден красный его край, - чаша, полная сока жизни, опрокинута над землею и щедро льет на нее свою творческую мощь, а с лугов в небо поднимается, точно дым кадильный, красноватый пар. С горного берега мягко легли на реку зеленые тени прибрежных деревьев, ртутью блестит роса на траве, птицы проснулись, белая чайка летит над водою, белая тень ее скользит по цветной воде, а солнце жар-птицей всплывает все выше в зеленовато-голубые небеса, где, угасая, серебряная Венера – тоже как птица». Под солнцем существуют самые разные люди. Есть люди с неудавшейся жизнью, но живут, как умеют, в рассказах «Губин», «Женщина», «Тимка», «Калинин». Многие живут с грехами, которые грехами не считались - «Ералаш», «Светло-серое с голубым», живут с последствиями грехов - «Страсти-мордасти», «На пароходе», «Птичий грех». Люди, жестокие по сути, хотя внешне вроде правильные, как все, показаны в рассказах «Зрители», «В ущелье», «Клоун». С большим сочувствием изображены блаженные: от рождения - «Нилушка», в рассказе «На Чангуле» - девушка, ставшая такой вследствие людской жестокости. Тема ценности человеческой жизни, памяти о предыдущих поколениях поднимается в рассказе «Кладбище». Под солнцем не смотря на трудную жизнь живут люди действующие, созидающие - «Рождение человека», «Как сложили песню», «Книга», «Легкий человек», «Ледоход», «Покойник», «Едут». Народные песни и частушки, пословицы и поговорки проходят через весь цикл. Развлечения в выходные дни у интеллигенции, у обывателей слободы, у именитых купцов - «Вечер у Шамова», «Вечер у Панашкина», «Вечер у Сухомяткина» - вечера, очень разные внешне, но оставляющие у молодого писателя одинаковое чувство тоски и скуки по окончании. Интеллигенты говорят «легко и ловко будто бегают на коньках», «выдергивают перья из Толстого», неуважительно говорят о Чехове; обыватели слободы запугивают друг друга и рассказывают небылицы; купцы одинаково забавляются фокусами, пошлыми шутками и едой. Горький описал собственное ожидание любви, свои мечты и попытки достичь счастья таким образом, как это показано в хороших книгах («Гривенник», «Счастье»), или приукрасить вымыслом чью-то жизнь, стараясь увидеть в ней светлое, - «Герой». Хорошо написано о собственной бедной жизни, о самом разнообразном труде, которым занимался молодой писатель, о первых успехах в литературе, о неловкости во время нахождения «среди благовоспитанных людей», о боязни задеть или толкнуть дам. Мысли юного Горького о труде писателя: «Писатель в моем представлении – чародей, которому открыты все тайны жизни, все сердца. Хорошая книга, точно смычок великого артиста, касается моего сердца, и оно поет, стонет от гнева и скорби, радуется, - если того хочет писатель». Именно так я прочитала эту книгу, «По Руси» - хорошая, умная, живая книга.

apropos: Таттиана Спасибо за столь интересное описание впечатлений от чтения Горького! Да, он хороший, добротный и интересный писатель, заслуженно вошедший в классику русской литературы.

Хелга: Таттиана пишет: Клима Самгина знаю только по фильму. А фильм хорош! Таттиана пишет: Прочитала цикл рассказов «По Руси» и, хотя некоторые рассказы читать, конечно, тяжело и больно, тем не менее, не возникает обиды на жизнь. Горький по сути оптимист, несмотря на трагичность многих его вещей. Не остается ощущения безнадеги и отчаяния после чтения его произведений.



полная версия страницы