Форум » Литературные обсуждения » Русские классики » Ответить

Русские классики

Wega: Уважаемые любители чтения! Предлагаю поговорить о творчестве русских классиков: Гоголя, Лескова, Островского и других наших писателях. Очень надеюсь, что эта тема найдёт живой отклик в ваших умах и сердцах.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Таттиана: У нее такие глаза, что свету божьего не видишь, а она – читайте книжки! М. Горький «Легкий человек» Здравствуйте, милые дамы. В дискуссии на тему чувственности мне очень хотелось привести пример из рассказов Максима Горького, но его герои настолько непохожи на английских, что я решила обратиться в тему русской классики. Мне нравится читать о любви по-английски: о сдержанных взглядах и чувствах молодых людей в гостиных, о долгих прогулках героинь по запутанным дорожкам парков, о неожиданных или долгожданных признаниях героев. Однако жизнь проходит среди обычных людей и обычных отношений, где родился, как говорится. И вот, вернувшись к Горькому, я нашла у него столько созвучного своей душе, а главное, знакомого с юности, ведь герои, внешне изменяясь в соответствии со временем, остаются по сути такими же. Я выбрала рассказ «Легкий человек», герой которого - молодой рабочий типографии, наборщик Сашка, кипящий энергией и молодыми желаниями, мечтает жениться на дочке чиновника Лизочке. - Лизочка верно говорит, - надобно читать книжки, а то – так и умрешь мужиком, ничего не зная. А – когда читать? Вот и некогда! - Ты поменьше бегай за девицами… - Али я – мертвый? Не старик же я! Погоди, - женюсь – перестану! И, потягиваясь, он сладко мечтает: - Женюсь на Лизочке. Эх, и модница же! У нее, брат, платье есть эдакое – барежевое, что ли, - ух! До того она хороша в нем, что у меня даже ноги трясутся. Так бы всю и съел! Играя роль солидного человека, я замечаю: - Смотри, тебя не съели бы! А вот Сашка в действии по завоеванию сердца прекрасной и недостижимой Лизаветы:Сашка тащит меня на пустырь, к забору сада, который принадлежит строгому чиновнику Ренкину, отцу прекрасной девицы Лизы. - Погоди меня – ладно? – просит он, вскакивая на забор, точно кошка; уселся на столбе и тихонько свистит; потом, радостно и вежливо сорвав картуз с головы, беседует с девицей, невидимой мне, извиваясь и рискуя свалиться. - Здрассте, Лизавета Яковлевна! Мне не слышно, чем отвечают с той стороны забора, но в щель между досками я вижу сиреневую юбку и тонкую кисть белой руки с большими садовыми ножницами в ней. - Нет, - грустно врет Сашка, - не успел, не прочитал, у меня ведь работа каторжная, ночная, а днем выспаться надо, и – товарищи одолевают. Набираешь букву за буквой и все думаешь про вас… Да, конечно. Только – я не очень люблю сплошной шрифт, вот – стихи гораздо легче читать… Можно спрыгнуть к вам? Почему – нельзя? Некрасов? Да… очень, только у него про любовь мало говорится… Зачем же вы сердитесь? Подождите, - разве это обидно? Вы спросили – что мне нравится, а я сказал, что больше всего – любовь, - она всем нравится… Лизавета же Яковлевна, - постойте… Он замолчал, свисая в сад, как пустой мешок, потом, выпрямившись, несколько секунд сидит на заборе унылой вороной, похлопывая козырьком картуза по колену. Заходящее солнце красиво освещает его рыжие вихры, ветер ласково треплет их. - Ушла, - сердито говорит он, спрыгнув на землю. – Обиделась, что я книгу не прочитал, - черт ее дери, книгу! Дала какой-то утюг, - книга! Полтора вершка толщины… Идем! - Куда? - Все равно! Настолько хорошо и верно написано: и нежные чувства, высказанные с высоты забора, и серьёзная девица в саду, и разочарование и обида парня. Время меняется, а тип отношений остается. Всё передано так живо, красочно, ярко, читается легко и на душе радостно, а главное, всё так по-русски, по-нашему: и глухой забор, и свист, и девушка, заставляющая парня читать книжку в ответ на высказанные чувства.

Хелга: Таттиана пишет: Всё передано так живо, красочно, ярко, читается легко и на душе радостно, а главное, всё так по-русски, по-нашему: и глухой забор, и свист, и девушка, заставляющая парня читать книжку в ответ на высказанные чувства. Да, картинка перед глазами вырисовывается сразу, и ярко, и вкусно.

Таттиана: «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтов 15 октября день рождения Михаила Лермонтова. Сегодня слушала передачу Феклы Толстой с хранителем Музея-заповедника «Тарханы» Верой Петровной Ульяновой на радио «Маяк». Говорили о Лермонтове как о талантливом, блестяще образованном молодом человеке, поэте и писателе, художнике и музыканте, математике и шахматисте, страстном любителе лошадей и страстном любителе театра, блестящем офицере, храбром офицере, патриоте России в самом высоком смысле этого слова. Говорили о том, что его стихи так музыкальны, о том, что он добивался точности в любой области своих занятий. Он рисовал лошадей в движении так точно, что не каждый профессиональный рисовальщик сумеет так изобразить. Написанные им пейзажи Кавказа так детальны, что эти места узнаваемы даже сейчас. Можно их найти, с какой точки Лермонтов их изобразил. Зачитывали из его переписки с бабушкой, каких лошадей она припасала ему на выезд и верховых для его службы в Царском Селе. Говорили о его легендарном шотландском предке, которого сам Лермонтов сначала считал испанским герцогом Лерма, так подписан портрет герцога, написанный поэтом. Мне подумалось, что потому так образны его описания природы и в стихах, и в прозе, что он так прекрасно рисовал, обладал художественным вкусом. Лермонтов вошел в мою жизнь со школы и остался любимым писателем и поэтом наравне с Пушкиным. Не могу кого-то из них поставить выше, только рядом, как две горные вершины, прекрасные и недосягаемые. Одинаково люблю «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени». Уже после школы открыла для себя драму «Маскарад» и не перестаю удивляться, как такой молодой человек написал такое сложное произведение, с такой сложной темой мести, ревности, предательства. И все это на фоне светской жизни, увеселений: игорного дома, маскарада, катаний в санях и походов в модные магазины, бала, светских визитов. Видимо, драма настолько верно передавала дух светской жизни, что ее свыше 20 лет запрещали ставить на сцене. Стихи Михаила Юрьевича, любимые со школьных лет: Парус, Утес, «На севере диком стоит одиноко…», Бородино, Смерть Поэта, «В полдневный жар в долине Дагестана…», Родина, Ангел, «Как часто, пестрою толпою окружен…», "Выхожу один я на дорогу...", И скучно и грустно. У Лермонтова есть три стихотворения, названные Молитва, нравятся все три одинаково; а еще забавная Юнкерская молитва. Из прозы привожу любимое мной начало повести «Княжна Мери», здесь описание приезда Печорина в Пятигорск - но это же сам Лермонтов смотрит из окна, это его стол, усыпанный лепестками черешни: Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество. Как удивительно много он сумел создать за такую короткую жизнь!


Малаша: Тоже очень люблю произведения Лермонтова. Прекрасный поэт и и прозаик. Очень жаль, что погиб таким молодым и иногого просто не успел сделать.

Светния: Да именно так, комедии у Островского гораздо интереснее и не в силу того, что у них "хороший конец", а в силу более интересных персонажей, то же можно сказать и о "бытовых" его пьесах, вроде "Доходного места". И Бесприданница куда интересней Грозы. Но в целом как любые пьесы (особено не в стихах) это надо смотреть, а не читать иначе впечатление сильно смазывается.

Светния: Wega пишет: С литературой Лескова в школе нас не знакомил А Мы "Левшу" в школе проходили, и я почти плакал, но на этом на сегодняшний момент Лесков для меня и закончился. Видимо необходимость читать много реальных документов и фактов отторгает от чтения в качестве "отдыха" произведений в стиле "критический реализм".

Светния: apropos пишет: Карамзина с Бедной Лизой лучшим писателем, если рядом будет стоять Пушкин или Чехов. Я уже не говорю о Жуковском или Тредьяковском. Ну мне например Жуковский очень нравится, и потом век всё-же 19, А вот Державин, Ломоносов и Тредьяковский - это конечно только начатки грядущей великой русской поэзии.

Светния: Wega пишет: Время от времени я перечитываю "Горе от ума". Мне очень нравится эта комедия Грибоедова. Ещё со школы. По-моему "Горе от ума" - это пьеса "без героя" (как говорил о "Ярмарке тщеславия" Таккерей), а Чацкий в этой пьесе так сказать "хор" или "шут" смотря какие театральные традиции брать за основу. Он обличает не потому что лучше их, а потому что функция у него такая. Вспомните мисс Мокридж в "Опасном повороте" у Пристли, она не положительный и не отрицательный персонаж, она наблюдатель (или создатель) развернувшейся драмы, хотя в первом варианте и ограниченно. И её характер нам никак не раскрывается, она тоже приходит и уходит, а главные герои остаються. Так и Чацкий приехал, пошумел, уехал. Другое дело, что для подобного персонажа излишне активен, но это уже вопросы к автору.

Хелга: Светния пишет: По-моему "Горе от ума" - это пьеса "без героя" (как говорил о "Ярмарке тщеславия" Таккерей), а Чацкий в этой пьесе так сказать "хор" или "шут" смотря какие театральные традиции брать за основу. Он обличает не потому что лучше их, а потому что функция у него такая. А ведь точно, в результате его обличений все раскрываются. А иначе он выглядит вздорным желчным болваном.

Светния: Хелга пишет: А ведь точно, в результате его обличений все раскрываются. А иначе он выглядит вздорным желчным болваном. А шекспировские шуты, как и положено, выглядели дураками, но исправно выполняли роль "пророков" вне зависимости от жанра пьесы.

Светния: Виктор пишет: Классики, они потому и классики, что видели дальше других и говорили о будущем не меньше чем о настоящем. Чичиковых, Собакевичей и др. кругом пруд пруди. Согласна, Гоголь в своей ироничности, исполненный интереса именно к характерам, психологическим типам бвл куда более сильным литературным реалистом, чем тот же Лев Николаевич, который описание окружающей действительности преломлял призмой собственной философии.

Светния: Хелга пишет: Горький по сути оптимист, несмотря на трагичность многих его вещей. Не остается ощущения безнадеги и отчаяния после чтения его произведений. Да есть такое, помню меня в своё время сильно потрясло "На дне", я его даже перечитывала (хотя пьесы читать неудобно), а вот "Мать" понравилась меньше.

Светния: Малаша пишет: Тоже очень люблю произведения Лермонтова. Прекрасный поэт и и прозаик. Очень жаль, что погиб таким молодым и иногого просто не успел сделать. Погиб молодым, и остался молодым и мятущимся в своём творчестве. Очень любила его читать в школьной юности. "Героя нашего времени" любила гораздо больше, чем "Евгения Онегина" ( какая-то двусмысленная фраза получилась).

Таттиана: Малаша пишет:Тоже очень люблю произведения Лермонтова. Прекрасный поэт и и прозаик. Очень жаль, что погиб таким молодым и многого просто не успел сделать. Светния пишет:Погиб молодым, и остался молодым и мятущимся в своём творчестве. Очень любила его читать в школьной юности. Увлекательно, когда раскрываешь в знакомом с юности тексте то, чего не видела раньше. Когда сопоставляешь собственные жизненные впечатления с текстом произведения и не перестаешь удивляться, как это всё осмыслил и блестяще написал Лермонтов. Поднятые им темы такие современные, а их воплощение в слове так совершенно. Очень люблю рассматривать картины и рисунки Лермонтова. Каждый может найти их в интернете, самое простое - посмотреть в Википедии. Если, кому-то интересно, то можно здесь: "Живопись Лермонтова - Русская историческая библиотека". click here Здесь кроме статьи о художественном таланте М. Ю. Лермонтова имеются два небольших видео (всего по 2 - 3 минуты) с его пейзажами и портретами, жанровыми рисунками: "10 картин Лермонтова", сопровождающиеся романсом на его стихи "Выхожу один я на дорогу" (Исполняется только музыка, но слова сами возникают в голове). "Горные вершины на картинах Лермонтова", сопровождающиеся романсом на его стихи "Из Гёте" (Горные вершины спят во тьме ночной). Когда смотришь эти картины, вспоминаются литературные произведения Лермонтова, настолько это сказано об одном, только разными средствами: художественным словом и пером, цветом и кистью, линией и карандашом. И одинаково изящно.

apropos: Светния пишет: "Героя нашего времени" любила гораздо больше, чем "Евгения Онегина" У меня от Героя мурашки начинают бегать, прямо с первых строчек. Безукоризненная проза во всех отношениях. ЕО просто совсем другое произведение. Я бы не стала их сравнивать. Каждое хорошо по-своему. И по настроению еще. Таттиана пишет: как это всё осмыслил и блестяще написал Лермонтов. Поднятые им темы такие современные, а их воплощение в слове так совершенно. Гений, одним словом. Таттиана пишет: "Живопись Лермонтова - Русская историческая библиотека". Спасибо! Прекрасные рисунки, с настроением.

Таттиана: apropos пишет: Спасибо! Прекрасные рисунки, с настроением. apropos, спасибо за внимание . Да, картины такие же прекрасные, как и его литературные произведения. Лермонтов создавал не только графические и акварельные рисунки, но и картины маслом. Исследователями отмечается, что виды Кавказа в цвете (и маслом, и акварелью) он писал уже в Петербурге, основываясь на своих зарисовках с натуры. У Михаила Юрьевича была прекрасная зрительная память. Пейзажи выполнены по всем правилам: разобраны по планам цветом и степенью проработки деталей (передний, средний, дальний планы различаются и четко просматриваются); переданы особенности освещения (можно определить время суток); передано пространство и глубина пейзажа - очень много воздуха; четкий рисунок, тщательная проработка деталей (особенно первого плана); очень органично вписаны в пейзажи фигуры людей, всадники, повозки, кони. Лермонтов запечатлел сражения, в которых участвовал, например, "Эпизод сражения при Валерике". Ещё мне понравилась вот эта подборка - "20 картин Лермонтова" (к его юбилею): click here Здесь картины можно рассмотреть подробно, указана техника исполнения, музей. Когда смотрю на вид Пятигорска, Крестовую гору, вид Эльбруса, Тамань, Военно-Грузинскую дорогу, сразу вспоминается "Герой нашего времени". Портреты, жанровые сцены, виды сражений, на одной из картин даже есть верблюды. Картина "Башня в Сиони" была подарена поэтом бабушке. Внизу туман, уступы и кусты, Кругом всё горы чудной высоты... Захватывает дух и от поэзии, и от прозы, и от картин Лермонтова. apropos пишет: Гений, одним словом. Да, и огромное трудолюбие, он был очень требователен к себе, добивался совершенства во всём.

Светния: apropos пишет: У меня от Героя мурашки начинают бегать, прямо с первых строчек. Безукоризненная проза во всех отношениях. ЕО просто совсем другое произведение. Я бы не стала их сравнивать. Каждое хорошо по-своему. И по настроению еще. это точно, но герои в обоих случаях этакие отечественные Чайлд Герольды и отношение у авторов к героям тоже разное.

Светния: Таттиана пишет: Да, и огромное трудолюбие, он был очень требователен к себе, добивался совершенства во всём. И к другим, за что его откровенно не любили в обществе.

Таттиана: А я наивно надеялась что откликнутся любители творчества Лермонтова, завяжется разговор о достоинствах его произведений. А тут - бумс! Светния, если Вы хотите выступить с критикой Лермонтова, делайте это от своего имени, не надо начинать её с моего вывода. Мой предыдущий пост был о художественных достоинствах картин Лермонтова, я хотела говорить об этом, а не о нелюбви или любви современников к Михаилу Юрьевичу. Я читала самые разные мнения о характере Лермонтова, были многие современники, которые искренне любили его. Каждого из нас кто-то любит, а кто-то нет, ну и что? Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (с)

Таттиана: Продолжу о достоинствах произведений Лермонтова. Я говорила ранее о достоинствах пейзажей Лермонтова, оценивая их с профессиональной точки зрения. Дело в том, что моя специальность - "Черчение и изобразительное искусство". Сама прошла долгий процесс обучения и знаю, что такое обучение рисунку и живописи даже очень способных детей (это очень большой труд для них). Соответственно вижу, какой путь прошел Лермонтов, обучаясь изобразительному искусству, это видно по его картинам и рисункам. Хотелось обратить внимание форумчан на то, что он писал маслом, потому что после акварели - это совсем другой процесс. А он успешно работал в обеих техниках. В ссылке, которую я давала ранее - "20 картин Лермонтова" - можете посмотреть акварельный "Автопортрет в бурке" (1838 года) и "Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева", выполненным маслом в 1839 году. Муравьева он изобразил в пейзаже, под березой, себя - на фоне гор. "Эпизод сражения при Валерике" - рисунок Лермонтова раскрашен Г. Г. Гагариным - многофигурная композиция. "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" - картина маслом 1837 года. Многофигурная композиция, в которой скачущие и упавшие лошади, всадники, битва - военный человек выполнил со знанием дела, просто интересно рассматривать. Я могу только восхищаться профессионализмом Лермонтова-художника. Естественно хочется, чтобы откликнулись те, кому нравятся картины и рисунки М. Ю. Лермонтова, кто видит в них совпадение художественного образа природы Кавказа с образом литературным, созданным в "Герое нашего времени" и в стихах. Могу написать о том, как меняется восприятие "Героя нашего времени" с течением лет, но лучше в другой раз. Скажу только то, что в 20 лет оно совершенно другое по сравнению со школьными 14-15 годами и так далее, это произведение очень интересно каждый раз по-новому открывать. Если кто-нибудь напишет свои впечатления, с удовольствием прочитаю и сравню со своими. Спасибо всем за внимание.



полная версия страницы