Форум » Литературные обсуждения » Русские классики » Ответить

Русские классики

Wega: Уважаемые любители чтения! Предлагаю поговорить о творчестве русских классиков: Гоголя, Лескова, Островского и других наших писателях. Очень надеюсь, что эта тема найдёт живой отклик в ваших умах и сердцах.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Таттиана: Хелга пишет: Дементьев - хороший поэт, но ему всегда присущ некоторый пафос, стиль у него такой. Андрей Дементьев был таким человеком, каких называют совестью народа. Он всё рассматривал через совесть, нравственность, честь, такие люди просто необходимы. А Лермонтова он понимал как поэт, как мужчина, как человек. Прочитала его книгу "Россия - страна поэтов", там много стихов о Лермонтове, стихов теплых, совсем не пафосных, а проникнутых любовью и пониманием. Андрей Дмитриевич прожил долгую жизнь (90 лет), понятно, что давно смотрел на Лермонтова по-отечески. Ведь это хорошо, когда поэт понимает поэта. Стихи Лермонтова "Смерть Поэта" - поступок, это сила характера - вот так выплеснуть всю правду, всё, что думаешь. Удобнее и спокойнее было молчать, но вот не мог молчать. У Дементьева стихи о Лермонтове, о его характере тоже, о его бабушке, о дуэли. Вот предисловие к книге "Россия - страна поэтов": Непостижимость Сколько себя помню, – я всегда был влюблен в стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. Сначала мне читал их вслух отец, присаживаясь на краешек кровати, когда мама укладывала меня спать. В свои три-четыре года я еще не знал грамоты, не умел складывать буквы, но очень любил слушать, как отец нараспев, завораживая меня небесной музыкой слова, колдовал надо мной: «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…» И я засыпал под это поэтическое видение. Однажды я горько расплакался, когда отец прочел мне стихи о том, как погиб Поэт, «поникнув гордой головой». Родители долго не могли меня успокоить, потому что мне было бесконечно жалко упавшего на снег курчавого человека, которого я увидел на картинке в книге… С годами меня все больше и больше тянуло к Лермонтову. Отец подарил мне полное собрание его произведений. И я, к своему восторгу, уже пойдя в школу, открыл для себя неповторимую прозу Михаила Юрьевича. «Герой нашего времени» стал моим героем на всю жизнь. Такой музыкальной и глубокой книги, когда казалось, что все в ней происходит при твоем присутствии и даже при твоем участии, мне больше не встречалось… Помню, как в 1955 году я впервые приехал в Пятигорск. И был потрясен всем, что увидел там – маленький домик поэта, его кабинет, дом генерала Верзилина, где произошла роковая ссора Лермонтова с Мартыновым, и место дуэли. Мне трудно было переживать эти потрясения в одиночестве… У горы Машук я встретил двух девчонок, которые приехали тоже откуда-то издалека и тихо переговаривались между собой. Неожиданно для себя я спросил их: «Девочки, вы в музее были?» – «Нет еще», – смущенно признались те. «А в гроте Печорина?» И, не дождавшись ответа, предложил: «Поехали вместе…» С тех пор почти каждый год я прилетаю на Северный Кавказ, чтобы поклониться Святым Лермонтовским местам. А в Тарханы я попал несколько позже, в очень плохое время, когда из-за неисправности местного водопровода затопило лестницу, которая вела к могиле Михаила Юрьевича. Все было в воде. Каким-то чудом, хлюпая ботинками, мы с писателем Алексеем Пьяновым спустились ко гробу Поэта и суеверно дотронулись до холодного металла… За эти полвека я написал много стихотворений, которых без Лермонтова и его Поэзии просто бы не было. И еще мне очень хотелось рассказать о нем самом, как я чувствовал и понимал эту гениальную личность, этого мужественного и не очень счастливого человека… И вот теперь собрал эти стихи в книгу, которую посвящаю своему любимому Поэту. Андрей Дементьев

apropos: Таттиана пишет: Онегина никто и не учил православным ценностям (милосердию, прощению) Но это не только православные ценности, они общечеловеческие, вне зависимости от исповедуемой религии или вообще не исповедуемой. Может быть, не стоит обвинять воспитателей или общество в поступках людей? Люди сами должны понимать, что делают и каковы могут быть последствия их поведения для них самих или окружающих. Таттиана пишет: никто из них не сказал правды А вот это недоказуемо. С таким же успехом они могли говорить правду. Таттиана пишет: Говоря о ней, нельзя рассматривать её, писателей и их героев в отрыве от православной веры, к которой сами писатели и их герои принадлежали. Ну почему нельзя - можно. Чем с успехом и занимались последние как минимум сто лет. Надеюсь, мы не будем вести теологические дискуссии по этому поводу.

Светния: Таттиана пишет: Светния, я писала свой офф Хелге, потому что мне известна её любовь к герою Бронте, я долго с Хелгой дискутировала, потому что я люблю Джейн Эйр. А вот Ваше мнение не поняла. Было бы любопытно почитать его в дискуссии "Согласны ли Вы с побегом Джейн". Понимаете, Вы пишете немного здесь, немного в дискуссии о идеальном герое написали о приданом Джейн (и о приданом вообще). А Вашего мнения о побеге Джейн, о её характере, о Рочестере я не читала. Хорошо напишу. apropos пишет: Оффтоп: Надеюсь, мы не будем вести теологические дискуссии по этому поводу. Согласна,им не место на ЛИТЕРАТУРНОМ форуме


Хелга: Таттиана пишет: У старца Зосимы было заложено православное, нравственное начало, оно победило его гордость и все сопутствующие дурные чувства в ночь перед дуэлью. У Онегина было заложено то, чему могли научить французские эмигранты. Русский человек в отрыве от традиций, от своих корней, поверхностное образование, амбиции большие, денег много – итог печальный. Французские эмигранты могли научить только плохому, разумеется. У Лермонтова в учителях были и француз, и англичанин. У Александра Первого, например, воспитателем был некий швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Список можно продолжить. Тоже научили плохому? Нравственное начало - это просто нравственное начало, оно не может быть концессионным. Впрочем, действительно, теологические споры здесь неуместны. Таттиана пишет: Андрей Дементьев был таким человеком, каких называют совестью народа. Он всё рассматривал через совесть, нравственность, честь, такие люди просто необходимы. Это важно и прекрасно, но я не была поклонницей его поэтического таланта, не являюсь и не стану.

Светния: Хелга пишет: Французские эмигранты могли научить только плохому, разумеется. У Лермонтова в учителях были и француз, и англичанин. У Александра Первого, например, воспитателем был некий швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Список можно продолжить. Тоже научили плохому? Нравственное начало - это просто нравственное начало, оно не может быть концессионным. Впрочем, действительно, теологические споры здесь неуместны. Согласна, моральные нормы и нравственные начала не зависят от степени религиозности воспитания.

Хелга: Хелга пишет: Нравственное начало - это просто нравственное начало, оно не может быть концессионным. Цитируя самоё себя- пардон, опечатка, конфессионным, хотела сказать. Хотя, и концессионное тоже уместно.

Таттиана: Хелга пишет: P.S. Дискуссия - это способ поделиться мнениями, они бывают разными. Поэтому продолжаю. apropos пишет: Таттиана пишет: цитата: Онегина никто и не учил православным ценностям (милосердию, прощению) Но это не только православные ценности, они общечеловеческие, вне зависимости от исповедуемой религии или вообще не исповедуемой. Хелга пишет:Нравственное начало - это просто нравственное начало, оно не может быть концессионным. Милосердие и прощение - это Христианские ценности. Их принес миру Иисус Христос. "Блаженны милостивые..."- заповедь из нагорной проповеди. На вопрос учеников о том, сколько раз надо прощать ближнего, Он ответил:"До семижды семидесяти раз..." Это было абсолютно новое учение, никаких общечеловеческих ценностей две тысячи лет назад не было. В 19 веке об этих ценностях узнавали каждый в той конфессии, к которой принадлежал человек, это ценности, общие всем христианам. Общечеловеческими их назвали уже в 20 веке. В нашей стране до перестройки об общечеловеческих ценностях никто и не слыхал, были моральные ценности советских людей (взятые из Библии, это признают сами коммунисты). Хелга пишет: У Лермонтова в учителях были и француз, и англичанин. У Александра Первого, например, воспитателем был некий швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Список можно продолжить. Тоже научили плохому? У Лермонтова были самые лучшие учителя, то же самое и с Александром Первым. Я же не о том писала, говоря о старце Зосиме. Он говорил, что с французским языком и манерами поведения, усвоенными в кадетском корпусе, почти забыл то, чему его учили дома (но не забыл окончательно). К таким дворянским детям, как Онегин, брали зачастую французов, которые не обладали многими знаниями, лишь бы научили по-французски: "...не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил". Какой был мусью у Петруши Гринева? По-французски выучил, а на досуге проводил время за домашней настойкой. Типичный мусью. Михаил Юрьевич не только наукам обучался у прекрасных учителей (и это заслуга бабушки - столичное образование в провинции), у него ещё постоянный пример бабушки перед глазами был. Елизавета Алексеевна в своем имении две церкви построила: Церковь Марии Египетской (в 1820 году) и церковь Михаила Архангела (в 1840 году). Церковь Марии Египетской, стоящую рядом с барским домом, посещали бабушка с внуком вместе со своими крестьянами, Михаил Юрьевич с юного возраста был крестным отцом многих своих крестьян. Всё это факты, всё это влияло на формирование личности. Светния пишет:Согласна, моральные нормы и нравственные начала не зависят от степени религиозности воспитания. А как быть с погружением в историческую эпоху и с герменевтикой? Погружение в эпоху 19 века вне религии будет не то что неполным, а искаженным, тем более в нашей стране, где православие исторически было государствообразующей религией, а императоры, начиная с Петра Первого, являлись главой православной церкви. Если не ошибаюсь, идеи атеизма стали особенно распространяться после Великой Французской революции? Генералы Наполеона в большинстве своем были атеистами, не потому ли въезжали верхом в русские храмы, устраивали в них конюшни? Связь-то прямая получается. Светния, Вы ранее определили себя, как читателя, любящего Достоевского. Как быть? Его идеальный герой князь Мышкин, которого писатель называл Князем Христом. Да, и этот князь рыцарский поступок совершил: предложил руку и сердце и всё, чем владеет, Настасье Филипповне. Аглая Епанчина его именно за это в рыцари определила.

Хелга: Таттиана пишет: Милосердие и прощение - это Христианские ценности. А что, если на форуме присутствуют представители других конфессий? Стало быть, им чужды милосердие и прощение? Осторожней в формулировках, пожалуйста. А если я мусульманка, например? Или, ужас какой, атеистка? Могла бы добавить по теме христианства, мусульманства, буддизма, язычества и атеизма, но не стану, потому что здесь мы не ведем теологических дискуссий. Таттиана пишет: В нашей стране до перестройки об общечеловеческих ценностях никто и не слыхал, были моральные ценности советских людей Теряю дар речи. Таттиана пишет: Генералы Наполеона в большинстве своем были атеистами, не потому ли въезжали верхом в русские храмы, устраивали в них конюшни? Связь-то прямая получается. А религиозные войны?

Светния: Таттиана пишет: А как быть с погружением в историческую эпоху и с герменевтикой? Погружение в эпоху 19 века вне религии будет не то что неполным, а искаженным, тем более в нашей стране, где православие исторически было государствообразующей религией, а императоры, начиная с Петра Первого, являлись главой православной церкви. Если не ошибаюсь, идеи атеизма стали особенно распространяться после Великой Французской революции? Генералы Наполеона в большинстве своем были атеистами, не потому ли въезжали верхом в русские храмы, устраивали в них конюшни? Связь-то прямая получается. Светния, Вы ранее определили себя, как читателя, любящего Достоевского. Как быть? Его идеальный герой князь Мышкин, которого писатель называл Князем Христом. Да, и этот князь рыцарский поступок совершил: предложил руку и сердце и всё, чем владеет, Настасье Филипповне. Аглая Епанчина его именно за это в рыцари определила. Хм, мы, конечно, уходим в оффтоп, но раз дискуссия продолжается... Во-первых европейская культура имеет те же христианские корни. То есть нравственные идеалы (особенно с католической Францией, некоторые протестантские учения уже отступали) у нас общие. Во-вторых секуляризация (обмирщение) русской культуры (а следовательно и мировоззрения) началась в XVII в. и для верхушки общества полностью завершилась к концу правления Петра I. Религия более не определяла образ мыслей человека и прямое доказательство тому развитие науки, в частности медицины. Христианские ценности не исчезли, но они были восприняты людьми новой, преимущественно светской ментальности как часть картины мира. И к началу XIX в. образованный человек вне зависимости от религиозной принадлежности усваивал эти нормы и ценности, если хотите как часть идеологии. Вы ведь сами назвали православие государствообразующей религией.Вы уверены, что все советские коммунисты были преданными почитателями марксистских идей ? Но все советские нормы морали они отлично усваивали в ещё школе. В-третьих. Мне право странно слышать, что ликвидация автономии церкви, включение её в чиновничий аппарат и как следствие превращение религии в государственную идеологию - есть благо для православия. Относительно Достоевского, да я поклонница его литературного таланта, прежде всего тонкого знания человеческой психологии, что вовсе не обязывает меня разделять его философские (тем более религиозные) убеждения.

Светния: Хелга пишет: Теряю дар речи. Я тоже! Полностью поддерживаю всё изложенное Вами в последнем посте.

apropos: Хелга, Светния Таттиана пишет: Погружение в эпоху 19 века вне религии будет не то что неполным, а искаженным Смотря с какой стороны на то смотреть. Если со светской - а форум у нас светский, если Вы этого до сих пор не заметили, - то никакого искажения. Свои религиозные убеждения просьба обсуждать - коли на то есть столь горячее желание - на других, под то специально отведенных площадках.

Светния: Прислали мне вот такую прелесть. Филологи шутят Не знала куда поставить, если что перенаправьте (хотя мне бы хотелось вместо японцев про англичан увидеть). Ну и филологи снова шутят

Хелга: Светния пишет: Филологи шутят Не знала куда поставить, если что перенаправьте (хотя мне бы хотелось вместо японцев про англичан увидеть). Ну и филологи снова шутят Замечательно, просто в точку! "Я умру" А что делать, если история всегда заводит нас в тупик.

Бэла: Светния и

Светния: Хелга пишет: "Я умру" А что делать, если история всегда заводит нас в тупик. Ну судя по первой картинке у испанцев тоже судьба нелёгкая. А "Война и Мир" написан как французский роман (ах сколько наших школьников запинались о французский в этом романе).

apropos: Светния Очень метко!

Скрипач не нужен: Светния Забавно! И похоже на правду Но с описанием японской я бы поспорила. Семь томов там не так уж часто встречается. Как мне кажется, не чаще, чем у других. Но вот сюжет... Японская проза - это такая особенная вещь. Нормально читается то, что написано с прицелом на европейского читателя. То, что писалось на внутреннюю аудиторию, читается трудно. Японский детектив - это вообще нечто!

Светния: Скрипач не нужен пишет: Забавно! И похоже на правду Ну так ведь шутили профессионалы Японцев не читала, потому, наверное и жалею, что нет там про англичан.

apropos: Скрипач не нужен пишет: Японский детектив - это вообще нечто! Когда-то читала какой-то японский детектив. И видела фильм, тоже японский, и тоже детектив. Очень понравились. (Правда сейчас не вспомню названий). Светния пишет: Ну так ведь шутили профессионалы И это заметно. Хотя - по моим ощущениям - определение японской литературы можно отнести вообще к восточной литературе, в частности, китайской. Но, возможно, не разбираюсь в деталях, не специалист. Ну и по определению европейскую литературу мы лучше, конечно, знаем.

Бат: Вспомнилось от Киплинга. Запад есть Запад, Восток есть Восток и с мест они не сойдут. Хотя поэма поет песнь безумству храбрых всего мира.



полная версия страницы