Форум » Литературные обсуждения » Русские классики » Ответить

Русские классики

Wega: Уважаемые любители чтения! Предлагаю поговорить о творчестве русских классиков: Гоголя, Лескова, Островского и других наших писателях. Очень надеюсь, что эта тема найдёт живой отклик в ваших умах и сердцах.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Эва: Wega пишет: знаю определённо, что А.Н. Островским написано столько пьес, что хватало не один год обновлять репертуар Малого театра, хватало на бенефисы актёров и актрис, хватало на то, чтобы Малый театр вообще стал домом Островского. А.Н.Островский написал 48 пьес (так считается в литературоведении). Очень люблю его пьесы. И что интересно, в школе до сих пор ребята говорят о них, читают ( не все, но тем не менее). Они ведь до сих пор актуальны. Wega пишет: остальное я могу перечитывать многократно, каждый раз открывая для себя в прочитанном что-то новое, доселе неведомое мне! Перечитывать можно бесконечно. Согласна. И даже "Грозу".

Wega: По моему мнению, Островский совершенно уникальный по своей современности драматург. Его пьесы "Горячее сердце", "На всякого мудреца довольно простоты", "Доходное место", "Правда хорошо, а счастье - лучше", "Свои люди - сочтёмся!" написаны словно для сегодняшнего дня. Отодвигают эти пьесы от нынешнего дня разве только совершенно забы- тые теперь, но удивительно звучные и красивые имена персонажей его пьес. А какие реплики! Из "Горячего сердца", например "Как мне тебя судить по закону или как бог на душу положит?", "Безобразничаю много..А ты за мои безобразия на меня штраф наложи!", "Разговору у мен с ней нет, окромя : Подай, прими, поди вон!....Нельзя с ней, разговаривать, ... беспременно ты через полчаса либо с ума сойдёшь, либо начнёшь метаться; зарежешь кого-нибудь, чужого, совсем невиноватого".

Леона: Вообще непонятно, почему в школе подробно изучают именно "Грозу". Чем она так лучше других пьес? По-моему, та же "Бесприданница" гораздо сильнее.


bobby: Леона пишет: почему в школе подробно изучают именно "Грозу". Чем она так лучше других пьес? Не знаю, изучают ли сейчас в школе «Грозу», но когда я училась, мне кажется, даже в пьесах Островского пытались найти идеологическую подоплеку. Подробностей не помню (да и к «Грозе» не обращалась со школьных дней), но фразу «луч света в темном царстве» запомнила навсегда.

Эва: bobby пишет: Не знаю, изучают ли сейчас в школе «Грозу», Изучают и довольно подробно. А вот выражение "луч света..." к ней подходит в том плане, что она осмелилась в те времена и в том обществе пойти против устоев, законов, навстречу чувству. И не ее вина в том, что чувство оказалось подделкой. А вот жить обманувшей не смогла. Так что это не идеология, а человеческие отношения.

bobby: Эва пишет: Так что это не идеология, а человеческие отношения. Вот как раз о человеческих отношениях при изучении «Грозы» в наше время мало что говорилось, а образ Катерины преподносился как некий символ - женщина («луч света»), которая не побоялась выступить против «темного царства». И «луч света» и «темное царство» имели некий двоякий смысл. Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непро-щаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей> как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены. Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”. Взято здесь Я подчеркнула как раз то, на что упирали на уроках литературы - примерно под такими лозунгами мы и изучали «Грозу», а суть отношений оставалась где-то там, на заднем плане.

Хелга: Wega пишет: тот автор, язык произведений которого, для меня, как музыка. Понимаю,что очень субъективно! Именно так, наверное, мы различаем - мой автор или нет. Точно, очень согласна. Иного автора читаешь и невозможно прорваться через язык, увязаешь в нем, а иной - течет и ведет за собой. С Лесковым как-то не задалось. Чехова читала, если применимо к классикам, запоем. Особенно рассказы. Пьесы Островского очень любила смотреть, в прежние времена часто бывали телеспектакли. Как вспомню "На всякого мудреца.." с Яковлевым, чудо. А по отношению к "Грозе" после школьного изучения не могу избавиться от какого-то отвращения. Все понимаю, но не могу. И очень рада, что другие пьесы Островского в школе не изучали. Они остались незапятнанными школьным детальным разбором...

Бэла: Да уж... Школа. Мне в этом плане чуть-чуть повезло. Наша литераторша была очень артистичной особой и просто нам - читала. Да Как!!! Ту же Грозу, в лицах, От тона Кабанихи аж до сих пор мураши по коже вспоминаются. На"разбор по косточкам" уходила совсем крошечная часть урока. Уж такие у нее были методы. Может поэтому ничего катастрофического с литературой в моем сознании и не случилось.

Леона: А у нас учительница литературы совсем другая была. Она нас думать заставляла, и мы на уроках очень много обсуждали, разговаривали. Я потом, уже когда в институте училась, с благодарностью вспоминала, как она учила нас подтексты видеть и за строчками читать. И до сих пор я ей благодарна.

bobby: Я сейчас, вспоминая школу, думаю, что наши учителя сделали все для того, чтобы изначально подавить у учеников всякое самостоятельное мышление ( причем это касается не только литературы). Я всегда любила читать, но по отношению почти ко всем тем произведениям (за редким исключением), которые «с пристрастием» разбирали на уроках литературы, у меня осталось какое- то стойкое неприятие. За это я могу сказать «спасибо» нашей школе.

Эва: У меня после школы осталось такое же впечатление от произведений по школьной программе, кроме 11 класса. У нас был такой классный учитель. Он сам поэт. Уроки вел - заслушаешься. А все, что было до 11, ужас. Я до сих пор не могу читать "Мертвые души" и когда в школе подходит время говорить об этой поэме, мне просто физически тяжело. bobby пишет: Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Так, к счастью, уже не разбирают.

Wega: bobby пишет: Не знаю, изучают ли сейчас в школе «Грозу», но когда я училась, мне кажется, даже в пьесах Островского пытались найти идеологическую подоплеку. Подробностей не помню (да и к «Грозе» не обращалась со школьных дней), но фразу «луч света в темном царстве» запомнила навсегда. Но ведь Катерина тоже выросла в купеческой среде, а Кабанихой не стала. Стало быть не в "тёмном царстве" печаль, а в воспитании и нраве человека. Возможно прозвучит крамольно, но все эти "разночинцы", народники породили смуту, которая привела к 1917 году и трагедии России, которую не расхлебаем до сих пор! У Островского во всех пьесах о дворянах, о чиновниках, о мещанах, о актёрской братии наряду с негодяем непременно светлым пятном присутствует персонаж, утверждающий идеалы справедливости и добра. (Не всегда и не все его воспринимают, но он не сдаётся). Есть такой правдолюбец в "Правда хорошо, а счастье - лучше!" Чудная пьеса, одна из моих наиболее любимых! Кстати, Хелга, я в своё время купила кассету для "видика" с экрани- зацией этого спектакля. Состав - звёздный: Рыжова, Турчанинова, Рыжов, Сашин-Никольский.. Просто песня!! Надо сказать, что у Островского настолько точный и образный язык, что в нашем семействе его буквально "растащили на цитаты". Как у всякого автора, некоторые пьесы его просто драматургические шедевры, некоторые похуже и попроще, но, в целом, я не вижу никого, с кем можно было бы его сопоставить!

Хелга: Wega пишет: я в своё время купила кассету для "видика" с экрани- зацией этого спектакля. Состав - звёздный: Рыжова, Турчанинова, Рыжов, Сашин-Никольский.. Просто песня!! Нашла на озоне Там и "Правда хорошо..." есть!

Wega: Элайза! Неужели все в МД Вам несимпатичны? А я совсем не так оценила бы героев этой поэмы. По большому счёту мне сильно не нравятся лишь Плюшкин и Ноздрёв. Так, навскидку! Про Плюшкина, наверное, можно не объяснять - это человек, растерявший на жизненных дорогах все лучшие движения души. Ноздрёв же - из-за своей незлобной, но опасной беспардонности! А остальные?! Мне очень нравится Коробочка! Чем она плоха?! Обычная, домовитая, заботливая, прижимистая, недалёкая помещица. А Манилов?! Он что - негодяй? Нет! Человек, витающий в облаках, помещик, вполне возможно читавший Карамзина, чрезмерен в своей любезности. Уж это можно и простить! Не в подлости же! Собакевич? Мужлан, наверное грубиян, злословит про Плюшкина - так за дело же! Своих мужиков бережёт! Да и Чичиков мне не противен. Ловкач, делец, хитрец. ( По Шукшину - шулер!) По нынешним временам, по сравнению с иными, - младенец!... Я не вижу здесь персонажей, которых бы не могла понять. В школе нам преподавали МД, бичуя все персонажи. Но я и тогда, и теперь не могу с этим согласиться. Они живут, как умеют, как привыкли, как заведено! Не всем же мир переустраивать! Тем более, как показывает опыт, занятие это неблагодарное!

Marusia: Любители и любительницы чтения! Давайте назовем десятку любимых русских классиков.

bobby: Marusia пишет: Давайте назовем десятку любимых русских классиков. А если десятки не получается?

Леона: bobby пишет: А если десятки не получается? Тогда давайте назовём сколько получается!

apropos: Десятку - потому как в теме Голосование только десять пунктов. Давайте прикинем списочек (без обсуждения), а потом откроем голосование - там и будем обсуждать. мои 10: 1. Пушкин 2. Лермонтов 3. Чехов 4. Гоголь 5. Тургенев 6. Л.Толстой 7. Куприн 8. Бунин 9. Гончаров 10. Островский Хотя мне, например, трудно (если не невозможно) разорваться между Пушкиным и Толстым, и еще Лермонтовым, а также между Чеховым и Буниным... И т.д. Опять же кто писал стихи и прозу, кто рассказы и эпопеи, кто пьесы... Может, глупая затея?

Marusia: apropos пишет: Опять же кто писал стихи и прозу Может быть, не будем включать в список тех, кто писал только стихи? В этой теме звучали также имена: Лесков, Булгаков. Дамы, вспоминайте! Давайте составим общий список и из него будем выбирать любимых в соответствии с личными пристрастиями.

Цапля: Десятку? Надо подумать... Поэтов - нельзя? Жаль...



полная версия страницы