Форум » Литературные обсуждения » Русские классики » Ответить

Русские классики

Wega: Уважаемые любители чтения! Предлагаю поговорить о творчестве русских классиков: Гоголя, Лескова, Островского и других наших писателях. Очень надеюсь, что эта тема найдёт живой отклик в ваших умах и сердцах.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Луиза: Элайза пишет: Я училась в советское время, мы ни Лескова, ни Булгакова по школьной программе не проходили. По мне, так лучше бы и не проходили... До сих пор не могу нарадоваться тому, что ко мне в руки совершенно случайно (а может и судьба! ) попала пьеса Булгакова "Дни Турбиных". Я была настолько очарована, что следом "проглотила" "Белую гвардию" и "Мастера и Маргариту" (которая в школе мне совершенно не понравилась). Что касается "советской литературы", то и мы проходили (всё больше мимо) Шолохова, Маяковского и Фадеева.

Калина: Помогите, пожалуйста, вспомнить, откуда это. В каком-то произведении какого-то русского классика описан интересный персонаж (скорее всего, второстепенный) - немец, живущий в Петербурге. У него очень тщательно расписан бюджет - столько-то, например, на картошку, столько-то на другое. Если картошка дорожала, то он покупал ее на ту же сумму, просто меньше. Никто не знает, случайно, где такое описано?

Wega: Время от времени я перечитываю "Горе от ума". Мне очень нравится эта комедия Грибоедова. Ещё со школы. При этом должна заметить, что чтение её мне всегда доставляло бОльшее удовольствие, нежели её сценическое воплощение. Даже и сама не знаю почему. В школе, когда мы разбирали образы персонажей, акцент ставился на том, что Чацкий, человек, исповедующий активную гражданскую позицию, и проводник передовых взглядов и идей, в одиночку пытается образумить окружающих его убогих приверженцев тогдашнего дворянского сознания и быта. А Софья, "развращённая" средой, в которой она живёт, не сумела по достоинству оценить устремления благородной натуры Чацкого. Но как-то теперь во мне возникло совсем иное восприятие этой героини. Разве мог благонравной девице понравиться человек, который охаял буквально все и всех, кто её окружает?! "Не человек - змея!" - говорит она. И вообще возникает вопрос - ради чего он так много говорил?! Чего он достиг - всех изругал и в досаде уехал!


Элайза: Wega пишет: И вообще возникает вопрос - ради чего он так много говорил?! Пустозвон потому что. Как точно подметил еще Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек… Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.» А вообще мне очень нравится, как разобрали образ Чацкого Вайль и Генис в "Родной речи" — очень четко и по полочкам, ни убавить, ни прибавить. (В он-лайн библиотеках она есть, по-моему.)

Хелга: Wega пишет: И вообще возникает вопрос - ради чего он так много говорил?! Чего он достиг - всех изругал и в досаде уехал! Элайза пишет: Пустозвон потому что Ох, как согласна, буквально на прошлой неделе, в связи с викториной, перечитала «Горе от ума», невыносимо коробил Чацкий с его речами и потоком ядовитой брани. Точно из серии "в чужом глазу соринка"...

Леона: У меня те же мысли возникали, когда я "Горе от ума" перечитала в сознательном возрасте. Ну ничего ж себе, подумалось. Ну и нахал: приехал, раскритиковал тут всех и вся! Хелга пишет: "в чужом глазу соринка"... Точно!

Tatiana: Wega Элайза Хелга Леона А я уже переживала, что одна такая непрогрессивная. Признаться, еще в школьном возрасте меня смущало поведение Чацкого. Не ассоциировалось оно у меня с чем-то хорошим и правильным. Впрочем, я постоянно полемизировала с учителем литературы, и эта милая мадам все время говорила (обводя внимательным глазом весь класс - есть ли еще несогласные): "Все шагают не в ногу, одна Татьяна (тока по фамилии) в ногу".

Калина: Wega пишет: И вообще возникает вопрос - ради чего он так много говорил?! Гы-гы-гы. А я на уроке литературы (прямо как Гончаров в своем "Мильоне терзаний", но это я позже узнала) на это отвечала, что он приехал к Софье, а она охладела. Он это увидел и взбесился. Поведение Чацкого на мой взгляд - поведение неожиданно отставленного воздыхателя. (Я помолчу про реакцию учителя литературы) Посмотреть если содержание первой встречи. 1 - Он прибегат к Софье. Ждет, как любой мужчина, которого бог знает где носило бог знает сколько времени, что его тут обцелуют. 2 А Софья встречает его холодно ужасно. 3 Он это чувствует и начинает ругать всех вокруг. Почему? Он же потом прямо говорит Софье: раньше ей это нравилось. Хотел привлечь внимание старыми методами. 4 Чувствует, что цели не достиг. Начинает злиться. И "Остапа понесло". Кстати, помню, что на примере "Горя от ума" нам один замечетльный преподаватель, специалист по 19 веку, показывал, что текст надо читать как новый текст, изначально пустыми глазами, не замыленными критикой и трактовками. Она задала вопрос: "Зачем приехал Чацкий?". Никто не смог на этот вопрос ответить. Кроме одной не очень умной девушки, которая пыталась начать что-то из серии "Приехал обличать кого-то". Но это был случай клинический. Я тогда пришла домой и попыталась прочитать именно так незамыленно. Для меня ответ оказался очевидным - приехал он за Софьей. И не я одна так поняла.

Maria: что-то мне на дискуссии о Чацком везет: то у Камши, то в ЛГ, то в ЖЖ Загребчанки, а вот здесь ИМХО вообще великолепные статьи: http://wyradhe.livejournal.com/?skip=40 и ниже если же не про других, а про меня - раздражает меня Чацкий сильно тем, что к другим предъявляет кучу требований, а к себе - нет. Сам ничего путного не делает, а других учит и критикует. Сам уехал от девушки на 3 года без объяснений причин, и ждет верности Пенелопы. А когда не обломилось - начал обвинять всех и вся и притопил пострадавшую и так Софью еще больше Неприятный тип Калина пишет: Для меня ответ оказался очевидным - приехал он за Софьей. И не я одна так поняла. Ну не верю я в это. ИМХО если бы Чацкий ждал пока Софья подрастет, чтобы предложение сделать, то 1. хоть изредка письма писал бы 2. постарался бы проявиться в момент связи с министрами - тогда у сватовства было бы гораздо больше шансов А приехал, просто по общей живости характера - послужил, попереводил, на кислых водах полечился, в дом, где в детстве воспитывался заехал, ба - а тут Софья расцвела прелестно. А потом так же стремительно укатил где оскорбленному есть сердцу уголок

Калина: Maria пишет: раздражает меня Чацкий сильно тем, что к другим предъявляет кучу требований, а к себе - нет. Сам ничего путного не делает, а других учит и критикует. Короче, очень жизненный персонаж . Maria пишет: А когда не обломилось - начал обвинять всех и вся и притопил пострадавшую и так Софью еще больше И уехал, оставив всех расхлебывать ... Вообще, я читала воспоминания людей, видевших "Горе от ума" в поставновке питерского БДТ в конце 70-х годов. Так вот спектакль был поставлен так (при этом не единой строчки текста никто не менял), что Молчалин - молодой человек без связей и денег, который делает все, чтобы не оказаться на улице, которому приходится терпеть все - самодурство Фамусова и притязания Софьи. А Чацкий - богатый и непотопляемый. Легко орать и обвинять, если у тебя имение, деньги, и ты можешь сделать всем козу и слинять (извините за стиль). Одна интеллигентная дама рассказывала мне, что симпатии интеллигенции 70-х были на стороне Молчалина однозначно - ведь если нет возможности послать всех, приходится молчать и подстраиваться.

Калина: Maria пишет: Ну не верю я в это. ИМХО если бы Чацкий ждал пока Софья подрастет, чтобы предложение сделать, то А он, может, и не ждал ничего. Я это не утверждала. Он уехал, поездил, повеселился, а потом вдруг вспомнил (мы же не знаем, какие там события были, может, он наобщался со светскими львицами, понавлюблялся раз сто) и решил вернуться к "свежему цветку".

Maria: вообще Грибоедов что-то немеренно строк ко всем своим героям, кроме Чацкого. Ну ладно Фамусов и правда море симпатии не вызывает, но у многих других авторов Девушка, Влюбившаяся Не в Того и Разочаровавшаяся, Бедный Молодой Человек Делающий Карьеру и Старый Солдат Не Знающий Слов Любви показаны гораздо более сочувственно. О том, что один и тот же реальный прототип выглядит анекдотично в "Горе от Ума" и симпатично в "Войне и мире" только ленивый не писал Что касается Молчалина, то когда я слышала, как Чацкий-Меньшиков со своими наследственными 350 крепостными в спектакле цедил Молчалину с усмешечкой "Взманили почести и знатность?", то хотелось залезть в экран и дать Чацкому в морду. Опять-таки вечный вопрос литературоведения для чайников: "Почему Молчалин - отрицательный персонаж, а Жюльен Сорель у Стендаля положительный?" Ответ пока никто не предоставил Калина пишет: мы же не знаем, какие там события были, может, он наобщался со светскими львицами, понавлюблялся раз сто - франт приятель, отъявлен мотом, сорванцом - я езжу к женщинам, да только не за этим знать не знаем, но догадываться можем Собственно странно осуждать парня 18 лет, что он 3 года колбасился и развлекался (ну и учился и служил тоже) - не сидеть же ему, пришпиленному к Фамусову. Но мерзко что при этом не сделав никаких усилий (даже письма не написав) он предъявляет права

Калина: Maria пишет: Но мерзко что при этом не сделав никаких усилий (даже письма не написав) он предъявляет права Однозначно. Я Чацкого оправдывала? Никогда. Maria пишет: "Почему Молчалин - отрицательный персонаж, а Жюльен Сорель у Стендаля положительный?" А это истина? Мне лично было жалко Молчалина. И не нравился Сорель. Maria пишет: Собственно странно осуждать парня 18 лет, что он 3 года колбасился и развлекался Никто не спорит, опять же.

Maria: мне тоже Молчалин нравится больше Сореля. Не говоря уж о том, что Молчалин ни в кого не стрелял сочетание гордости, угодливости, комплексов и фиги в кармане у Жюльена получилось премерзостное

Калина: Maria пишет: Но мерзко что при этом не сделав никаких усилий (даже письма не написав) он предъявляет права Я лично получила море удовольствия, когда он убедился, что Софья увлечена Молчалиным. Только вот эту парочку мне было ужасно жаль.

Maria: Софью жалко несомненно. Хотя еще неизвестно, кто больше достоин жалости - кто пробует и расшибается как Софья или кто терпеливо ждет и не ропщет, как Соня в "Войне и мире". Если брать не 5 минут после финала пьесы, то Софья далеко не больше всех заслуживает жалости А с Молчалиным сложнее. "Не спи где работаешь, не работай, где спишь" И один раз этот принцип нарушать не нужно, и только жалчайшее созданье может нарушить его дважды. И хоть М и не так плох и далеко не так глуп, как о нем Чацкий думает, а поступил он с Софьей крайне не красиво

Калина: Maria пишет: а поступил он с Софьей крайне не красиво А попробовал бы он отказаться от любви дочери начальника. Ха-ха. Хотя, согласившись на это мероприятие он, конечно, подложил себе бомбу замедленного действия.

Maria: каждый может представить героев пьесы по-своему, но на меня Софья не произвела впечатления восторженной и супер-романтической девушки а-ля Татьяна Ларина, которая может влюбиться на всю жизнь в человека, которого всего лишь раза 3 видела и даже не поговорила толком. Т.е. не верю я в версию "Софья влюбилась и Молчалин ничего сделать не мог". ИМХО без каких-то движений навстречу друг другу тут не обошлось. А значит была и возможность у Молчалина и как-то на тормозах спустить если уж совсем противно

Калина: Maria пишет: но на меня Софья не произвела впечатления восторженной и супер-романтической девушки Она, конечно, не восторженная девушка. Но даже невосторженные девушки увлекаются мужчинами. Особенно если мужчины учтивы и вежливы. Потому что последнее легко принять за ответную увлеченность. Каждый видит в поступках другого то, что хочет. Может, ей хотелось влюбить в себя этого тихоню? Из тщеславия? А то что за безобразие - мужчина рядо и не влюблен.

Wega: Maria пишет: поступил он с Софьей крайне не красиво Я бы сказала куда как резче! Он почти такой же, как и Егор Дмитрич Глумов. (У Островского "На всякого мудреца..") Подличает для собственного блага, а как окрепнет - себя покажет во всей красе! Сполна отыграется за обиды и унижения! Да, Молчалин, не стесняясь, о том и говорит! Таких не жалеют, как я полагаю, тем более, что и они не пожалеют никого!!



полная версия страницы