Форум » Литературные обсуждения » Литературу в массы или что есть массовая литература? » Ответить

Литературу в массы или что есть массовая литература?

Хелга: Название можно изменить в зависимости от течения дискуссии.

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

Aconite: В Тему о Донцовой и иже с ней. Лично я могу и Роулинг поставить с ней рядом, и Фрая, да и Кастанеду, пожалуй. Каждая эпоха имеет свои вкусы, пристрастия, писатель, который создает Героя, воспринимаемого широкой аудиторией - уже хм... гениален, хотя бы в том, что он умеет чувствовать (видеть, анализировать) массовый спрос и способен создать произведение, этот спрос удовлетворяющее. Да, можно рассуждать о высокой литературе, стиле, слоге, но есть такой факт, который сложно отрицать - коммерческий успех. Энное количество лет назад у меня был, в качестве хобби, книжный магазин, и все книги Донцовой я еженедельно заказывала в 6-10 экземплярах. Тогда как романы Роулинг или Емца, довольно популярные сочинения Коэльо - по 4-5 экземпляров в месяц. Притом, что художественную литературу я заказавыла всего лишь "для ассортимента". Можно, конечно занять позицию, что статистическое большинство не имеет вкуса, но опять же ту же Донцову покупали и школьницы и успешные дамы, и преподаватели ВУЗ-ов (порой стесняясь и стыдливо замечая, что это "для мамы" ) Tatiana пишет: Хорошая тема для опроса. Но можно ответить и здесь. Спасибо ) Ну, я пока осваиваюсь в Вашей компании, и как любой разумный человек стараюсь не плодить темы, не зная, будут ли они интересны и уместны. А потому и общаюсь в активных дискуссионных ветках)) Эрика Легранж В стремлении быть оригинальным и не использовать так называемые "штампы" очень легко перейти к оригинальничанью и перегрузить текст виньетками и самоизобретенными шедевральными сравнениями. Во всем нужно чувство меры. Тот же оборот "смоляные косы", или "волосы цвета вороного крыла" - пусть и штамп, но он передает нужный оттенок. А вот тема действительно интерсная, можно разобрать и примеры штампов, и моменты, когда они актуальны, а когда - свидетельство авторской беспомощности))

Калина: Aconite пишет: Можно, конечно занять позицию, что статистическое большинство не имеет вкуса, но опять же ту же Донцову покупали и школьницы и успешные дамы, и преподаватели ВУЗ-ов (порой стесняясь и стыдливо замечая, что это "для мамы" ) Заявляю не краснея - я иногда читаю Донцову . И даже благодарна ей за ее книги, которые занимают какое-то место в моей жизни. Считаю ли я их гениальными или даже просто хорошими? Нет. При всей моей благодарности - это макулатура художественной литературы. Почему мне нравится эта макулатура - вопрос к психоаналитику Во всяком случае меня не удивляет ее успех. Если честно, то проблему я лично вижу не в том, что существует Донцова и ее читают, а в том, что остальная литература провисает. Не в том, что Донцову вы заказывали столько-то экземпляров в неделю, а в том, что остальное было для ассортимента. Поясню свою позицию на другом примере. Проблема не в том, что существует мат, а в том, что много людей, которые, кроме мата, других слов не знают.

Бэла: И в продолжение темы я о своем: я потому с нетерпением жду каждый год эту нашу книжную ярмарку. Там такие книги продаются, которых не увидишь в книжных. (ну и цены - тоже немаловажный фактор) И, полагаю, в наших столичных городах ярмарки почаще проходят, везет. Донцову лет, наверное, шесть назад читала пару книжек. На пляже больше ничего не было. Ну да, такое чтиво - сквознячок, или ветерок. Обдувает - приятно, закончился и в голове не задержался. Я, правда не помню, о чем там. Что-то про убийство короля зубной пасты на пляже (ага, лежала на пляже и читала про убийство на пляже, мазохистка, ха).


Aconite: Калина оффтоп: Донцова тоже была для ассортимента))) просто я привыкла аргемнтировать свои высказывания, и привела цифры, как иллюстрацию. Просто цифры, не делая из этого каких-то выводов об уровне произведений. Калина пишет: Если честно, то проблему я лично вижу не в том, что существует Донцова и ее читают, а в том, что остальная литература провисает. Потому что не удовлетворяет массовому спросу. чему-то не хватает легкости и доступности изложения, чему-то юмора, что-то слишком философично, а что-то чересчур несерьезно. Вы читали "Сумерки" Д.Глуховского? (автора Метро 2003) Да хоть те же "Дозоры" Или Коэльо (которого я не люблю страстно) Авторы, явно, люди умные, котрым есть что сказать читателю, но они не умничают в своих книгах, где-то намеренно упрощают, где-то оставляют за кадром то, что может оказаться сложным для восприятия (загрузить), простите за жаргонизм, конечно, но здесь это слово подходит, как нельзя лучше. Любому автору, который хочет публиковаться и быть читаемым, как мне думается, нужно решить для себя, ради чего ему это нужно - ради массового успеха, или ради того, чтобы донести свою мысль до читателя. Чем-то придется пожертвовать. (И речь не о коммерческой составляющей, а даже о том же принятии-непринятии критиками-читателями какого-то текста)

Калина: Aconite пишет: Авторы, явно, люди умные, котрым есть что сказать читателю, но они не умничают в своих книгах, где-то намеренно упрощают, где-то оставляют за кадром то, что может оказаться сложным для восприятия Я понимаю, что вы хотите сказать, но, к сожалению, считаю, что "иметь что сказать" и "облекать это в доступную массовости форму" - это в одном флаконе не подается. По крайней мере я этого не видела, извините уж. Коэльо - действительно гениален, но не в плане литературы, а в плане чувствования "массового сознания". Его романы - гениальный плагиат и контоминация актуальных для этого самого сознания идей. К литературе это не имеет никакого отношения. В этом плане мне очень симпатична позиция Бориса Акунина. Его произведения - массовы, но не тупы и не пытаются мимикрировать под "гениальное", поданное просто (как у того же Коэльо). Aconite пишет: Любому автору, который хочет публиковаться и быть читаемым, как мне думается, нужно решить для себя, ради чего ему это нужно - ради массового успеха, или ради того, чтобы донести свою мысль до читателя. Чем-то придется пожертвовать. Разумеется. Но странна позиция того, кто решил подзаработать на макулатуре и обижается на то, что ему на эту макулатуристость указывают. Это я о Донцовой.

Хелга: Калина пишет: Коэльо - действительно гениален, но не в плане литературы, а в плане чувствования "массового сознания". Не выношу Коэльо...

Калина: Хелга пишет: Не выношу Коэльо... И именно поэтому

Калина: В продолжение темы о Коэльо - он мастерски создает иллюзию у читателя, не желающего обременять себя серьезным чтением, но жаждущим создать о себе подобное впечатление, что он поглощает что-то очень важное и серьезное.

Юлия: Калина пишет: Коэльо - действительно гениален, но не в плане литературы, а в плане чувствования "массового сознания". Его романы - гениальный плагиат и контоминация актуальных для этого самого сознания идей. К литературе это не имеет никакого отношения.

Хелга: Калина пишет: В продолжение темы о Коэльо - он мастерски создает иллюзию у читателя, не желающего обременять себя серьезным чтением, но жаждущим создать о себе подобное впечатление, что он поглощает что-то очень важное и серьезное. Вот! Именно так! Безупречно сформулировала!

Калина: Юлия Хелга Плод мучительного размышления. Читала "Алхимика" и думала, ну почему так мутит? Ну вот почему?

Aconite: Калина пишет: В продолжение темы о Коэльо - он мастерски создает иллюзию у читателя, не желающего обременять себя серьезным чтением, но жаждущим создать о себе подобное впечатление, что он поглощает что-то очень важное и серьезное. Это Вы очень мягко сказали. Я лично (ну кроме 11 минут) находила в его вещицах, столько неприкрытого плагиата, что просто не поняла, чем же он так привлекает читателей.

Бэла: Aconite пишет: (ну кроме 11 минут) А я только и прочла у него 11 минут. На сем закончила глубокое погружение, побоялась утонуть.

ДюймОлечка: А все-таки интересно - почему он считается (кем? не спрашивайте, не знаю ) гениальным? Я не осилила и трети "Вероника решает умереть", так что я на лавочку к нелюбителям

Калина: ДюймОлечка пишет: А все-таки интересно - почему он считается (кем? не спрашивайте, не знаю ) гениальным? А, может, он никем и не считается?

Aconite: Бэла в 11 минутах - есть типа сюжет (довольно убогонький) но эта попытка мужчины изобразить внутренний мир женщины - меня добила))) Долго смеялась. Логика то у героини мужская)))))) Просто там философский соплей поменьше, чем в прочх "шедеврах" Коэльо, и плагиата я не замтила. Но он в своей "Книге Воина Света" стал наконец-то ссылаться на авторов, мыслей и высказываний, которые ранее (без ссылок) подавались, как собственные мысли.

Aconite: ДюймОлечка пишет: А все-таки интересно - почему он считается (кем? не спрашивайте, не знаю ) гениальным? Его последние работы: «Одиннадцать минут» - бестселлер 2003года-, «Заир» (2005), Like the Flowing River (2006) и «Ведьма с Портобелло» (2006). Русскоязычное издание нового романа Пауло Коэльо «Победитель всегда один» увидит свет весной 2009 года. Коэльо получил многочисленные престижные международные награды. Критики хвалили его поэтический, реалистический и философский стиль, символический язык, который обращается не к нашим умам, но к нашим сердцам. Он стал членом престижной бразильской Академии Словесности в 2002 году. Имя Пауло Коэльо можно найти в "Книге рекордов Гиннесса" как автора, поставившего автограф на свой роман ("Алхимик") на самом большом количестве переводных изданий ( 53 языка) за один присест (45 минут). Рекорд был достигнут во время международного подписания книги, проведенного на франкфуртской Книжной Ярмарке в 2003 году. биография Коэльо и список его наград Критики и считают) И награды дают

Элайза: Бэла пишет: А я только и прочла у него 11 минут. На сем закончила глубокое погружение, побоялась утонуть. Аналогично. А почему считается гениальным — а кем считается-то?.. Он просто один из тех, кто вполне успешно играет на определенную целевую аудиторию — на тот слой неискушенных читателей, которые стремятся "приобщиться к вумному чтению", обладая достаточно бедным читательским багажом, поэтому произвести на них впечатление своей псевдооригинальностью не составляет особого труда. В каждом жанре есть такие, подвизающиеся на благодатной ниве tabula rasa. Скажем, если человек не прочел в жизни ни одной притчи и вообще плохо знаком с многовековой мировой литературной традицией данного жанра, то для него, ясен перец, Коэльо будет казаться настоящим откровением. На то и расчет — вполне грамотный и просчитанный коммерческий расчет. Дэн Браун какой-нибудь из той же серии, только в другом жанре работает, эдакий Эко для бедных. И таких "открывателей Америки", повторюсь, в каждом жанре хватает. А вообще, дамы, сдается мне, что здесь обсуждение конкретных писателей уже офф-топ, может, с этим в другой раздел стоит переехать?

Леона: А вам не кажется, что дело тут (и в случае с Донцовой, и в случае с Коэльо) в обычном слове "раскрутка"? Элайза пишет: На то и расчет — вполне грамотный и просчитанный коммерческий расчет. Вот это я имела в виду.

Калина: Леона пишет: А вам не кажется, что дело тут (и в случае с Донцовой, и в случае с Коэльо) в обычном слове "раскрутка"? Ну и раскрутка тоже, конечно. Хотя ... на раскрутке можно выдать первую книгу. Вот когда по телевизору шел фильм "В круге первом", то книга у нас продавалась в ... гипермаркетах . Прямо в тележках и лежала, в которых иногда колбасу выставляют. И объявление было соответствующее. Так вот тоже хватали. Не думаю, что читали, правда. И уж точно не купили потом что-нибудь еще, написанное Солженицыным. Ну а в случае с Донцовой - рецепт прост. Легкий стиль (кстати, не убивающий русский язык, но очень быстро приедающийся) + детективный сюжет + куча мыслей о жизни (они занимают полкниги, я лично пропускаю их, ибо они неплохи для посиделок на кухне, но для некоторых эти мысли, немудреные и довольно распространенные среди неидиотов, тоже являются откровением). Вообще, да, практика "квазифилософские" мысли + немудреный стиль - это беспроигрышно. Элайза пишет: Дэн Браун какой-нибудь из той же серии, только в другом жанре работает, эдакий Эко для бедных. Дэна Брауна читала одновременно с "Маятником Фуко" Умберто Эко. Второе написано раньше первого, но при этом второе - просто гениальный стеб над первым. На меня произвело впечатление.



полная версия страницы