Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Англия. Косметика. Медицина » Ответить

Англия. Косметика. Медицина

apropos: Какими косметическими и гигиеническими средствами пользовались в Англии в разные времена. Как лечились и прочее...

Ответов - 32, стр: 1 2 All

deicu: > Косметика, приспособления для ухода за внешностью, средства поддержания красоты, и тому подобное. Об чем речь? :) Для начала статья из того же "JA Magazine". Косметика В то время как "краситься" считалось неприличным в обществе (на людях тем более), девушка в эпоху Регентства не относились к своему цвету лица равнодушно, как показывают отрывки из современных им статей: - "сок зеленых ананасов разглаживает морщинки и придает цвету лица юношескую свежесть. Если ананасов нет, годится лук"; - "другое прекрасное средство для достижения превосходного цвета лица – вода, полученного из pimpernel (в словаре – "очный цвет"); можно также получить освежитель, смешав 1 фунт ржаных хлебных крошек, горячих из печи, с белком четырех яиц, и пинтой белого уксуса, все вместе наносить, как маску, на лицо"; - "истолченное семя петрушки, как говорят, предотвращает полысение, а ломтики огурца рекомендуют для усталых глаз"; - "зрелые ягоды бузины можно использовать, чтобы подчернить брови, а смесь опилок "бразильского дерева" (цезальпиния) и квасцов, растертая в порошок и вскипяченная в красном вине, даст очень хорошие жидкие румяна; натертый хрен, смешанный с кислым молоком позволит избавиться от солнечных ожогов или веснушек". В анонимной книге под заголовком "Искусство красоты, или Лучшие методы улучшения и сохранения формы, осанки и цвета лица, наряду с теорией красоты" объясняется, что "цвет губ, яркий, свежий рубиновый оттенок, так высоко ценимый поэтами, художниками и влюбленными, зависит главным образом от здоровья. Встав в шесть утра, девушке следует идти на быструю пешую прогулку по меньшей мере на три мили, а затем поесть бифштекса и эля на завтрак. Хотя юной и свежей девушке рекомендуется оставить природу в покое, если древняя вдовица покроет свою побуревшую и морщинистую кожу слоем белой краски, усиленной румянами, мы ей сердечно благодарны".

deicu: Теперь отовсюду понемногу. Губы не красили, ногти тоже. Можно было слегка подбелить лицо и нанести румяна (что на белом было просто необходимо). Румяна использовали из красного сандалового дерева, кошенили, бразильского дерева (цезальпинии) и шафрана; смешивали с порошком талька. Растительные румяна предпочитали неорганическим красителям, содержащим серу и ртуть. Средства, изготовленные дома, предпочитали покупным. Вообще, многие утверждают, что различные косметические и парфюмерные средства делали в основном дома; той индустрии красоты, к которой мы сейчас привыкли, еще не было. Рецептов циркулировало множество. Из знаменитого "Зеркала граций" (The Mirror of Graces; 1811). Там много информации на предмет того, что приемлемо в смысле макияжа, а что нет. Надо иметь в виду, что в эпоху Регентства наступила реакция на предыдущий 18 век, когда женщины (и мужчины :)) заметно белились и румянились. Они использовали свинцовые белила (оксид свинца) и киноварь (сульфид ртути). Помимо всего прочего, это еще и ядовитые вещества. Поэтому наш автор (анонимный, a Lady of Distinction) пишет, что следует использовать только природные красители, а также - что сильно нарумяненная женщина – ужаснейшая картина, предстающая взору. Опять же дама с ужасом указывает на француженок, которые наносят румяна на всю щеку (снизу до самых глаз, и даже на виски). Ее конкретные советы: "Для брюнеток, слегка нанести простого кармина на щеки, в виде сухого порошка. Рукой смягчить цвет постепенно, пока он не перейдет незаметно в натуральный цвет кожи. Для более светлого цвета лица следует смешать кармин с мелкой пудрой для волос, пока цвет не будет соответствовать натуральному виду кожи". Сам рецепт: 2 унции кошенили, растертой в порошок, вскипятить в воде, добавить 1 драхму квасцов, процедить через ткань. Поместить в холодное место и добавлять по 2 капли раствора олова каждый два часа, дать осесть, слить светлую жидкость и высушить осадок. Но кармин – порошкообразный краситель, получаемый растиранием в порошок высушенных насекомых (кошенили) – был не очень доступен. Для бедных были и другие варианты. "Алая или розовая лента, смоченная водой или бренди, придает щекам, если ею потереть, превосходный цвет, который почти невозможно отличить от настоящего. Другие используют только красную губку, которая окрашивает щеки в прекрасный гвоздичный цвет". Если говорить о белых веществах, то использовали тальк (для очистки природного камня рекомендовалось стереть его в порошок и прополоскать в уксусе, а потом в воде; высушить); кроме того, существовала возможность использовать оксид свинца, а также олова (касситерит), менее ядовитый. Их не наносили как пудру, порошком, но рекомендовали зацепить порошка смазанным жиром пальцем и наносить. Делалось это для того, чтобы порошок держался где нужно. Одна дама в pemberley пробовала и говорит, что получается неровно, ей было проще смазать жировой "помадой" (pomatum) лицо и наносить порошок кисточкой. Держалось очень цепко, понадобилось много мыла, чтобы смыть. Я не очень поняла, не считалось ли вульгарным подчернить брови, но на всякий случай рецепт: "Сначала смочите брови настоем галловых орешков; затем проведите по ним карандашом или тонкой кисточкой, смоченной в растворе железного купороса, в котором растворено также немного гуммиарабика. При высыхании получается прекрасный черный цвет". Это милые дамы делали на бровях чернила той эпохи, рецепт тот же самый. :)

deicu: Ну, и на придачу – из русской книги "Искусство сохранять красоту" (СПб, 1802), цит. по "Великая тайна одеваться к лицу". СПб.: Лениздат, 1992. Вода для белизны и нежности лица Возьми петрушечного и крапивного семя и персиковых ядер, взвари оное вместе и умой лицо сею водою – будет всегда нежным и белым. Либо: возьми воды из липовых цветов и протирай оной лицо по 2 раза в неделю. Надежное средство для ссаженных ног Опасно запускать осадки, кои делают на ногах, от оного бывают весьма часто бедственные следствия по недостатку употребления приличного лекарства. Надежное лекарство, которое господин ле Руа де ла Фодиниер открыл обществу, ничего не стоит, оно может быть сделано в минуту и во всяком месте. Дело состоит только в том, чтобы положить пеплу жженой бумаги на новую рану и оставить оный привязанным, пока от совершенного излечения не спадет он сам собою. Сие лекарство испытано и признано за непременное. Вода, истребляющая морщины на лице Раньше всего дистиллируют два рода воды – одну из зеленых еловых шишек, а другую из лимонного соку. Сперва умываются первою водою, а потом другою, и так продолжают попеременно, после чего ощущают действие сего. Простое средство предохранить зубы от гнилости Каждое утро берите в рот зерно соли и, когда соль распустится, чистите этой жидкостью зубы. Но вообще-то уход за зубами и парфюмерные средства – отдельная песня. :)


Helmi Saari: Выкладываю свою старую статейку по косметике Елизаветинской Англии. Источник : Элизабет Бартон Повседневная жизнь Англичан в эпоху Шекспира. Выходила в серии Повседневная жизнь в Молодой гвардии. Елена Щукина Косметика времен Елизаветы Английской. Когда на троне восседает королева, даже такая серьезная и мужественная как Елизавета Тюдор мужчины волей неволей становятся более галантными и любезными. Именно перед Елизаветой Английской Уолтер Рэли бросил в лужу свой плащ, дабы обожаемая королева не замочила своих августейших ножек. Тем самым был создан на века новый (и практически недостижимый) идеал мужского поведения. Но и женщины в свою очередь должны были соответствовать таким блестящим кавалерам. Ведь эти кавалеры были весьма разборчивыми и утонченными знатоками женской красоты. Разумеется если дело не касалось самой королевы, которая отнюдь не блистала красотой. Крем дневной и вечерний. Англичанки, жившие в 16 веке уделяли уходу за кожей ничуть не меньше времени, чем наши современницы. Тогда суще¬ствовало множество различных лосьонов и притираний для лица, шеи, рук и груди. Так один француз из Пьемонта предлагал жительницам туманного Альбиона особенный рецепт «воды, кото¬рая сделает женщину навеки прекрасной». Чтобы до¬стичь вечной красоты, нужно было взять из гнезда мо¬лодого ворона, кормить его сорок дней сваренными вкрутую яйцами, затем убить птицу и настаивать вместе с миртовыми листьями, тальком и миндальным маслом. Но существовал и чисто английский лосьон — так называемая «Вода Тристана». С его помощью можно было удалить прыщи с лица и тела, облегчить зубную боль, побороть дурной запах изо рта, и, если втирать его в голову каждое утро, можно бы¬ло сохранить молодость, — если и не навеки, то на очень долгое время. На приготовление «Воды Тристана» требо¬вался месяц, а ингредиенты были следующие: специи, вино, ревень и лавровишневое масло. Для выведения веснушек использовали настой из листьев бузины, приготовленный в мае, которым нужно было умывался при убывающей луне. Еще одно радикальное средство от веснушек — собранный в апреле или мае березовый сок. По утверждению автора рецепта, «он делает кожу очень чистой». Вполне вероятно, что так оно и есть, ведь в березовом соке содержится много витамина С. которого недостает организму в течение зимы. Трудновыводимые веснушки или прыщи излечивали смесью из толченой серы с очищенным скипидаром, которая при нанесении «делала кожу похожей на губку», а затем эти места нужно было смазать «маслом, снятым с молока утром». Помимо шляп и масок, защищающих от воздействия солнечных лучей, для отбеливания кожи женщины час¬то использовали лимонный сок в составе различных смесей. Многие мужчины и женщины страдали от кож¬ных сыпей и шелушения кожи, и применяли для лечения следующую смесь: пинту уксусной эссен¬ции нужно было поместить два свежих яйца прямо со скорлупой, добавить три желтых корня щавеля, две пол¬ные ложки серного цвета и оставить все это перебро¬дить на три дня. Затем в этом растворе нужно было сма¬чивать кусок чистой ткани и протирать лицо трижды в день. Красота требует жертв Если женщине елизаветинских времен не повезло родиться блондинкой с белоснежной кожей и нежным румянцем, с высокой, гладкой и округлой грудью с тонкой талией и широкими бедрами, она иогла воспользоваться множеством маленьких женских уловок. Она разри¬совывала лицо, обесцвечивала волосы, выщипывала и чернила брови, с помощью пера закапывала в глаза бел¬ладонну, красила в красный цвет губы и даже рисовала голубым карандашом вены на груди. Женщины часто использовали разнообраз¬ные лосьоны и косметические средства — для мытья во¬лос, выведения веснушек и пятен. Они носили специаль¬ные маски, чтобы предохранить лицо от вредного дей¬ствия солнца и чтобы дождь не смыл краску с их лиц: Чтобы добиться осиной талии и пышной груди женщины туго зашнуро¬вывали корсеты, так что мужчины опасались за их здоровье. Не менее опасны были и косметические средства — многие англичанки 16 века умерли от отравления свинцовыми белилами. Это смертоносное притирание изготавливали из белого свинца, смешанного с уксусом. Менее опасными видом белил был «белый фукус»,. Его изготовляли из жженых челюстных костей свиньи или кабана и просеянной земли и наносили вместе с мас¬лом из белых семян мака. К сожалению, он был не только менее ядовит, но и менее эффективен. Большинство косметических средств наносили толстым слоем вместе с белком яйца, что создавало эффект легкой полировки и делало кожу похожей на гладкий мрамор. При этом не стоит забы¬вать, что множество женщин страдали дефектами кожи вследствие перенесенной оспы и стремились скрыть их с помощью обильной косметики. Однако ни одной из женщин и ни одному из мужчин (которые тоже старались избегать излишней красноты лица), не пришло в голову отказаться от жирной пищи и бесчисленных бокалов вина. Румянец щек и блеск глаз... Розовый, коралловый и вишневый цвет щекам и губам обеспечивал фукус — красная краска, которую получали из марены или гематита. Фукус использовали еще рим¬ские женщины, но их краска, как видно по названию, изготавливалась из безвредных морских водорослей, тогда как лучший фукус в Англии, который давал прият¬ный и стойкий красный цвет, получали из кристалличе¬ского сульфида ртути. Более безопасными и, наверное, не менее долговечны¬ми были румяна и помада, изготовленная из кошенили, белка сваренного вкрутую яйца, молока зеленых смокв, квасцов и аравийской камеди. Краска для век, пред¬ставлявшая собой сульфид сурьмы — использо¬валась еще египтянками, а вот обычай использовать белладонну, чтобы расширить зрачки и добиться «бархат¬ного» взгляда, был относительно новым и, вероятно, пришел в Англию из Венеции. ...И золото волос Волосы красавицы елизаветинских времен должны были быть золотистого или золо¬тисто-рыжего цвета. Их обесцвечивали с помощью обожжен¬ного свинца и серы, смешав их с негашеной известью. После нанесения смеси ее оставляли на пятнадцать ми¬нут и затем смывали, в результате волосы приобретали желанный цвет. Был и другой вариант: постоянно смачивать воло¬сы квасцами или промывать отваром из куркумы, реве¬ня, коры барбариса или кроваво-красной свидины (кизила). Эффект золотого сияния можно было усилить, посыпав волосы красной или желтой пуд¬рой, а те, кто был действительно богат, посыпали воло¬сы золотым песком — так поступал, например, Генрих VIII. Если же природный цвет волос был черным или тем¬но-каштановым, то единственным средством «навести красоту» было купоросное масло. С его помощью можно было добиться восхитительного каштанового или золотисто-рыжего цвета, но при неосторожном обра¬щении существовала опасность облысеть и обезобразить голову ужасными шрамами. Впрочем для лысеющих и седеющих женщин оставалось еще одно надежнейшее и очень модное средство — парик. Таковы были женщины, вдохновившие Шекспира на создание его знаменитых сонетов. Однако и в ту далекую эпоху поэта восхищала прежде всего естественная красота и безыскусность. Он писал о своей подруге: Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Открытых плеч не белоснежна кожа, И темной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой Нельзя сравнить окружность нежных щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток... ... И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

Lizzy: Helmi Saari, спасибо за интересную инфомацию!

Элайза: Helmi Saari, спасибо! Да, свинцом и ртутью они красились, бедняжки... Хотя, если подумать, мы ведь тоже толком не знаем, из чего изготавливают современные помаду и румяна наши монстры парфюмерного рынка. Вполне возможно, что некоторые ингредиенты, которые они используют, в конечном итоге не менее вредны для организма... Зато красивые и пахнут хорошо.

Цапля: Helmi Saari , исключительно познавательно! Спасибо! Очень мне нравится этот сонет, когда читаю такие вещи, страшшно жалею, что не знаю английского - чтобы иметь возможность оценить прелесть оригинала.

Элайза: Цапля пишет: Очень мне нравится этот сонет, когда читаю такие вещи, страшшно жалею, что не знаю английского - чтобы иметь возможность оценить прелесть оригинала. Сонет замечательный - в нем ведь еще и издевка над петраркисткими канонами воспевания "прекрасной возлюбленной", которые за двести лет успели уже сделаться набившими оскомину штампами - но для английских поэтов все еще во многом оставались образцом для подражания. Петрарковская донна - голубоглазая, белокурая, и все эти сравнения (щеки - розы, уста-кораллы и т.д.) сделались уже настолько общим местом, что Шекспир прямо называет их ложью ("в сравненьях пышных оболгали"). Словом, здесь и актуальная полемика с литературными штампами тоже имеет место быть, наряду с прочими делами (ой, лучше мне заткнуть фонтан, о Шекспире я могу говорить долго и нудно... ) Давайте лучше поговорим о знаменитых елизаветинских ruffs - круглых гофрированных воротниках. Вернее, говорить о них я особо не буду, просто выложу кое-какие образцы - даже не знаю, разрываюсь между темой по рукоделию, поскольку они кружевные, и этой темой, поскольку они к этому периоду относятся... Ну, может, потом можно будет как-то это все упорядочить. Образцы кружева на елизаветинских воротниках:

apropos: Helmi Saari Элайза Спасибо! Чудесные описания эпохи, сонеты и картинки...

miele: Элайза Как интересно про сонеты, спасибо, я и не знала, хотя читала много и с удовольствием. Воротники изготовлялись только мастерскими, это всё же не домашнее рукоделие(ну разве что кто-нибудь богатый своего ма тера дома держал. но не женское точно), для них требовался большой опыт и умение.

Элайза: apropos Это еще не все... miele пишет: Как интересно про сонеты, спасибо, я и не знала, хотя читала много и с удовольствием. Да не за что, я про сонеты много чего могу рассказать (просто по долгу службы, приходилось заниматься в свое время.) Во всяком случае, в сонетах я разбираюсь гораздо лучше, чем в кружевах - но вот не удержалась, уж больно красивые попались картинки: Воротнички могли быть не только белыми, но и черными: И даже желтыми: Могли быть не только кружевными, но и с вышивкой по канве: И по форме могли быть разными - вот, к примеру, парадный воротник в стиле "а-ля Медичи":

apropos: Элайза Ох, какие красивые!!! Но, наверное, жутко неудобные. Мало того, что они большие и высокие, так их же еще крахмалили, насколько я понимаю. Шеи у бедняг, верно, были все стерты и в мозолях.

miele: Ой это же блэкворк, "чёрная работа" просто удивительно ,я думала она значительно позже появилась. Это такой вид вышивки, который выполнялся прямыми стежками разной длинны в виде сложных орнаментов, мог быть чёрным на белом фоне, а позже стали вышивать и другими цветами, но основные приёмы остались. Воротники крахмалили до того, что бы они что называется "стояли дыбом" ещё такой воротник с усмешкой именовали "мельничный жёрнов". то есть носить это произведение искусства на шее было сродни означенному приспособлению. Ещё про наряды того времени говорили, что они выполнены "железом и утюгом"

Элайза: miele пишет: Ой это же блэкворк, "чёрная работа" просто удивительно ,я думала она значительно позже появилась. Ты знаешь, честно говоря, может быть, и позже - я эти картинки взяла с сайта, где ими торгуют, где их и сейчас можно купить, т.е. это современная работа, а не музейные экспонаты. Там было написано, что это елизаветинский воротник, но вполне возможно, что он на самом деле появился позже, а у них так назван "для красного словца". Я, повторюсь, совсем не спец в истории костюма, так что ничего об этом толком не знаю и вполне могу ошибаться. Вот, там еще мужские воротнички "на каждый день" представлены:

Хелга: Helmi Saari Спасибо, вечная тема - красота и жертвы. Элайза Какие чудесные воротники, кружева, восхитительная работа.

miele: Элайза Вот нашла исторический экскур по "чёрной работе" потом перенесу в женские рукоделия, но раз уж тут разговор завернул, историческая правда соблюдена на 100% Вышивка в технике Блэкворк Техника черной вышивки — это разновидность стежка «назад иголку». Его выполняют простыми стежками, которые накладываются рядами на ткань в виде счетного узора с симметричной композицией, выдержанного внутри контура. Применение стежков в две и одну нить создает живописные тени, а незаполненные вышивкой участки — эффект света, отражающегося на поверхностях. Черная вышивка, которую еще называют «блэкворк», известна в Европе с XV-го века: в частности, ее использовали для декорирования полотна для постельного белья и украшения деталей одежды. В самом простом варианте черная вышивка выполняется на основе использования симметричных узоров, из которых создается рисунок. При этом работают черной ниткой по белой ткани, что придает рисунку эффект кружева. Обычно для создания узоров использовали двойной стежок «вперед иголку», известный также под названием шов «гольбейн», — он одинаков с лицевой и изнаночной сторон. По этой причине он стал очень популярным для украшения таких деталей одежды, как манжеты и воротники. Чёрная вышивка пользовалась у британцев большой популярностью в тюдоровскую эпоху и в начале правления короля Якова I. Её использовали в качестве имитации кружев, чьё производство облагалось большими налогами. Работы в этой технике выполнялись только чёрными нитками. Но сохранились невероятно красивые экземпляры вышивок, в которых использовались другие оттенки, включая коричневый и красный цвета. Шов «Гольбейн» получил своё название по имени художника XVI века Ханса Гольбейна: на живописных портретах британских аристократов он изобразил манжеты, воротнички и прочие детали одежды, украшенные чёрной вышивкой.

Lizzy: Элайза, miele - спасибо за интересную информацию и фото!

Эва: Спасибо всем за интересные фото и статьи!

Эва: Вот нашла интересный материал про перчатки. СИМВОЛИЗМ, МОДА И ТРАДИЦИИ Перчатки имели символическое значение. Особо значима правая перчатка. Нужно было ее снимать при приближении к лицу, занимающему высокий пост, или при приближении к алтарю. Если дама, подавая руку мужчине, снимет перчатку, это означать ее особое к нему расположение. В эпоху средневековья и Ренессанса существовал культ перчатки. С перчаткой сюзерена рыцарь получал улучшение своего состояния, положения; епископ - посвящение в сан; представителям городского сословия даровали с ней привилегии. Именем королевской (епископской) перчатки разрешалось торговать, чеканить монеты, собирать налоги. Наравне с печатью она удостоверяла волю властьимущих. Богато украшенная перчатка из красного сукна была символом Священной Римской империи. Судья вершил правосудие только в перчатках. Рыцари бросали перчатку к ногам - и это означало вызов; ею били по лицу - такой позор смывался только кровью. Испанскому вельможе нельзя было оставаться в перчатках в присутствии папы и короля, в церкви, на похоронах, во время траура и торжеств. Мужчины прошлых веков чаще носили перчатки в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя сниманием, поэтому перчатки старались делать пошире, чтобы их можно было быстро снять. Осуждался тот, кто снимал перчатки зубами, или - того хуже - подавал руку в перчатке или пытался что-то взять рукой в перчатке. Огромное количество запретов вынудило мужчин в конце концов не надевать перчатки, а носить их за поясом. Чем короче становился рукав, тем длиннее делалась перчатка. Внешний вид перчатки зависел от того, какие чулки были в моде. Вместе с появлением вязаных чулок в XVI веке приходит мода и на вязаные перчатки, но кожаные по-прежнему считаются более элегантными. В XVII-XVIIIвеках мужчины и женщины носили вышитые перчатки. Стягивать перчатки стало довольно хлопотно, и уже во времена Великой французской революции было решено обойтись без "пальцев", оставив одно запястье и ту часть перчатки, что скрывала руку до локтя. Так появились митени. На Руси носили рукавицы. Рукавицы знати и богатых купцов украшались золотым галуном, бахромой и кружевом. Запястья рукавиц, особенно женских, декорировались жемчугом с драгоценными камнями, вышивались золотом и шелком; запястья вязаных рукавиц были из "пряденого" золота. На Севере, Урале и в Сибири иногда носят по две пары рукавиц сразу: верхницы и исподцы. Рукавицами здесь обычно называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками - нижние вязаные. Женщины северных губерний шили нарядные перчатки из сукна или сафьяна, расшивали их сверху золотой или серебряной нитью; такие перчатки надевали по большим праздникам, например на пасху; в них ходили звонить на колокольню. С начала XIX века перчатки возвращаются в мужскую моду - костюм мужчины стал строже, открылась рука. Да и сами мужские перчатки лишились украшений. Теперь в них ценились фасон, покрой и качество материала. Перчатки берегли, хранили в особых шкатулках, на расправках. На рубеже XIX-XX веков входят в пользование дамские нитяные перчатки - аналог ажурных чулок. Вечерние перчатки были без пальцев (выше локтя), дневные - с пальцами. В повседневном обиходе дамы неохотно снимали перчатки, поверх которых носили перстни и кольца. Белоснежные льняные перчатки родовитых дам достигали локтя. В "Хорошем тоне", изданном в конце XIX века, молодым людям советовали: "Во время бала перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули. Ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить себе в карман запасную пару перчаток. За ужином и за картами перчатки нужно снимать". Основным материалом для мужских перчаток служила тогда кожа различной выделки - лайка, замша, шведская или датская кожа, позже фильдекос и фильдеперс, а для женщин - еще и кружево. трикотажные перчатки В XX веке к прежним кожаным и вязаным добавляются трикотажные перчатки. Среди богатых людей и в высшем кругу не принято было появляться на улице без перчаток. Особенно славились английские перчатки фирмы Дерби из хорошей кожи, с большой прочной кнопкой. Женщины на балах и приемах надевали белые шелковые или лайковые перчатки длинные, выше локтя. Мужчины - если они в форме - замшевые, в штатском - лайковые. "Шведские перчатки" делались особым образом.Лицевая сторона таких перчаток представляла собой оборотную сторону выделанных звериных шкур, и они напоминали замшу. Черные перчатки предписывалось носить с траурным костюмом, желтые - с охотничьим, белые надевали на бал. Нитяные перчатки носили также и официанты, Перчатки надевали только дома, так же как и шляпу, и делать это публично считалось неприличным. В начале XX века самыми модными дамскими перчатками признавались сшитые из козлиной кожи. А для спортивных перчаток лучшей считалась собачья кожа. В моде были даже перчатки автомобилистов - просто спортивные атрибуты ценили выше, чем сами занятия спортом. К концу XVII века перчатки стали обязательным элементом туалета. Для их изготовления использовались шелк, кружево, тонкая кожа, а для украшения – жемчуг, драгоценные камни, золотые пуговицы. Позже технология изготовления перчаток неимоверно усложнилась. Так, например, в XVIII веке, чтобы заказать себе красивые перчатки, необходимо было объехать чуть ли не пол-Европы. Кожа покупалась в Испании, крой делали во Франции, а шили и украшали – в Англии. Мужские перчатки всегда были короткие, тогда как длина дамских перчаток зависела от длины рукавов. В начале XIX века в Англии были сформулированы правила для «идеального джентльмена». Согласно этим правилам, перчатки надо было менять шесть раз в день! Отсюда и произошло выражение «менять что-либо, как перчатки». Однако, настоящую популярность перчатки приобрели во времена Средневековья. Именем королевской перчатки вершилось правосудие. Перчатку получали рыцари при посвящении, епископы - при введении в сан, горожане - как знак дарованных им привилегий. Брошенная перчатка означала вызов, а подаренная дамой говорила об особом расположении её хозяйки к кавалеру. Начиная c XI века, женщины в качестве украшения носили перчатки из белого полотна, а поверх них на пальцы надевали перстни, а на запястья - браслеты. Чем дальше, тем большим предметом роскоши становились перчатки. Как и на многих частях европейского костюма XVI века, на перчаточных пальцах стали делать надрезы прорези, чтобы можно было щегольнуть камнями на перстнях. Особенно нарядными были дамские перчатки вышитые и надушенные. Иногда перчатки становились орудиями убийства, времена были жестокие и женщины часто прибегали к хитрости, что бы расправиться со своими врагами. Перчатки пропитывали сильным ядом и отсылали в качестве подарка сопернице, та одевала их, яд всасывался через поры кожи в организм и приводил к летальному исходу. А к концу XVII века ношение перчаток стало просто обязательным для приличного человека. Они изготовливались не только из кожи, но и из шёлка, кружева, украшались драгоценными камнями, жемчугом и золотыми пуговицами. Впрочем, во времена барокко и рококо мужские перчатки были неактуальны, в связи с тем, что пышные и длинные кружевные манжеты делали их фактически незаметными. Зато каждая уважающая себя леди заказывала к новому сезону не менее пятнадцати пар перчаток. В XIX веке появились так называемые "выходные" - длинные, выше локтя, нитяные перчатки с вытканными узорами. Они эффектно гармонировали с вечерними туалетами и шились без пальцев. Их называли на французский манер - митени, более известные нам, как митенки. Днём же по-прежнему носили перчатки с пальцами Любопытно, что внешний вид перчатки зависел от того, какие были в моде… чулки (по тем временам — элемент интимного гардероба)! Вместе с появлением вязаных чулок в XVI веке приходит мода и на вязаные перчатки, но кожаные по-прежнему считаются более элегантными. Стягивать их стало довольно трудно, и уже во времена Великой французской революции перчатки лишились “пальцев”, оставив одно запястье и ту часть перчатки, что скрывала руку до локтя. Так появились митенки. Они были очень удобны и практичны, потому что пальцы были свободны. На рубеже XIX–XX веков появляются дамские нитяные перчатки — аналог ажурных чулок. Вечерние перчатки были без пальцев (выше локтя), дневные — с пальцами. Самое интересное, что знаменитые эластичные лайковые перчатки, которые ценятся и носятся до сих пор, были изобретены в “дикой” России. Они отличались невероятной мягкостью и шились из кожи новорожденных козлят и ягнят. В 1807 году англичанин Джеймс Винтер изобрел машину для пошива кожаных изделий, которая спрессовывала края так, что они хорошо держались и соединения были еле заметны, и у благородных господ наконец появилась возможность выбирать перчатки в зависимости от погоды, одежды и настроения. Помните известное выражение: менять кавалеров, как перчатки? В то же время запатентовали и резиновые перчатки, которые сейчас так облегчают жизнь хозяйственным женщинам. В ХХ веке к прежним кожаным и вязаным добавляются трикотажные перчатки. Во времена наших прабабушек в Российской империи и в СССР широко использовались меховые муфты (котиковые, каракулевые, кроликовые), кожаные, лайкровые, трикотажные с фланелевой подкладкой, митенки, нитяные, кружевные гипюровые перчатки. Также в моде были перчатки под вечернее платье, сделанные из той же ткани, что и само платье.

Анна: А кто что знает про то, как принимали ванну? как часто? чем мылись, было ли мыло тогда?

Helmi Saari: И еще вопрос в тему: у Гаскелл скоро появится в тексте некая "водяная кровать" water-bed для болезной миссис Хейл. Кто-нибудь может подробнее рассказать о подобном девайсе?

deicu: 2 Helmi Saari Ну, это даже в "Википедии" есть. :) Сама ведь идея довольно проста - и, говорят, меха из козьих шкур, наполненные водой, использовались для сна еще в Персии 3600 лет назад. Однако к викторианскому времени. Основное использование "водяных кроватей" было все же в больницах, главным образом для уменьшения боли от пролежней. Марк Твен писал в 1871 г.: "In the infirmary will be kept one or two water-beds (for invalids whose pains will not allow them to be on a less yielding substance) and half a dozen reclining invalid-chairs on wheels. The water-beds and invalid-chairs at present belonging to the church are always in demand, and never out of service." ("В больнице будет одна-две водяных кровати (для тех пациентов, которым слишком больно лежать на менее податливой субстанции) и полдюжины наклоняющихся кресел на колесах для инвалидов. Водяные кровати и кресла для инвалидов, принадлежащие в настоящее время церкви, постоянно в спросе, и никогда не простаивают".) Сама рама кровати была нормальная, деревянная, а матрас заменяли кожаным мешком, который заполняли подогретой водой. Рама могла стоять на платформе со специальной системой для наливания-выливания воды. На эти кровати и патенты брали, так что вариантов было несколько. Коммерческого успеха они не имели: трудно в те времена было поддерживать постоянную температуру у воды, да и материалы для их изготовления до изобретения пластиков постоянно протекали. Современную водяную кровать заново изобрели на новой основе в 1968 г. 2Анна Ой, материала у меня даже слишком много. Особенно если "тогда" означает конец 18 - начало 19 века, времена Джейн Остен, но могу и в викторианские протянуть, и далее в эдвардианские. Подождете немножко? А то я опять в запарке. Если важно про мыло - еще как было, разных сортов и цен. Ох, после... :)

Джей Ти: Нашла такую картинку, правда, это уже конец 19 века. Довольно сложно прочитать, но в общих словах такие "девайсы" использовались для лежачих/ парализованных людей во избежание образования пролежней. Его легко было наполнять и спускать, можно было адаптировать к любой кровати, изменить давление в "трубах" в любой части матраса для удобства больного.

deicu: Ответ на вопрос Анны. *фирменная розочка* С тех времен как незабвенная королева Елизавета принимала ванну раз в месяц, "нуждалась она в ней или нет" ('whether she needed it or not'), много воды утекло. :) В 16 и 17 веках под ванной (bath) понимали деревянную круглую бочку (bathing tub), стянутую обручами. В 19 веке появились оловянные и медные ванны, уже более продолговатые, где можно было более или менее комфортабельно лежать или полулежать. В любом случае ванну следует представлять по умолчанию как переносную, не стационарную. Только в наиболее крупных городах (Лондоне) была подача воды через трубопровод, и, конечно, только самые богатые домовладельцы могли позволить себе подключиться к магистрали. Бедные слои наливали воду в ведра у колонки, а в деревнях - у колодца. Также в городах были водоносы, которые разносили воду в ведрах (деревянных на деревянном вроде как коромысле, на наше деревенское не очень похоже). Это также стоило денег, и в основном воду в дома и помои из дома носили женщины. Так что бедные люди были грязноваты со всеми последствиями – болезни, эпидемии и проч. В 1801 г. лондонский врач писал "Most people neglect washing their bodies from year to year" ("Большинство людей не моются из года в год"). Однако мы говорим не о тех случаях, когда люди не могли мыться, а когда могли, но... хотели или не хотели. На одном конце шкалы такой великий человек как доктор Джонсон, который "ненавидел погружение в воду" ('hated immersion'), а на другом конце лорд Честерфилд, который в знаменитых "Письмах к сыну" упоминает свою привычку принимать ванну трижды в день. Герцог Веллингтон принимал каждый день холодную ванну – вряд ли из соображений чистоты. У жены принца-регента (впоследствии Георга IV) королевы Каролины, по утверждениям современников, были заметные проблемы с запахом тела, но ее это, похоже, не волновало. Вот и выбирайте. :) Примерно среднюю величину дает доктор Рис (Dr. Reece's Medical Guide, 1814): "The ablution of the different parts of the body, as the head, face, and mouth also the hands and feet, is necessary at least once a day; but the propriety of washing the whole surface of the body oftener than once a week, either with warm or cold water, is much to be questioned". ("Умывать различные части тела, такие как лицо, рот, а также руки и ноги, необходимо по меньшей мере раз в день; но смысл мыть всю поверхность тела чаще, чем раз в неделю, будь то теплой или холодной водой, можно подвергнуть сомнению".) Умывальники или, по крайней мере, таз (на трехногой подставке) с кувшином, были в каждом приличном доме обязательно. Вот так Роберт Саути (Robert Southey, Letters on England, 1802) описывает свой: "A compact kind of chest holds the bason, the soap, the tooth brush, and water glass, each in a separate compartment; and a looking-glass, for the purpose of shaving at, (for Englishmen usually shave themselves), slips up and down behind, the water-jug and water bottle stand below, and the whole shurs down a-top, and closes in front like a cabinet." ("Небольшой шкафчик, в котором размещается таз, мыло, зубная щетка и стакан для воды – все по своим отделениям; а зеркало, чтобы удобно было бриться (поскольку англичане обычно бреются сами), можно двигать вверх и вниз; кувшин и бутыль для воды стоят внизу, и все это можно закрыть сверху и закрывать спереди дверцами как секретер".) Ох, темка выходит дли-и-инная, а ведь я еще не добралась до королевы Виктории и ее подданных. :) Коротко: у самой королевы в Букингемском дворце была переносная ванна, и только в 1847 г. поставили стационарную. Первые публичные бани открыли в Ливерпуле в 1842 г., и другие города скоро последовали за ним. В школах горячие ванны оплачивались отдельно ('extra'), и в 1849 г. в Академии мисс Браунинг в Блэкхите две сестры, чьи родители за это платили, назывались "the bathing Garrets". Со второй половины века ванные комнаты стали появляться в домах, хотя чаще всего это были специально выделенные уголки в спальнях. Когда в 1859 г. Филипп Уэбб проектировал новаторский для своего времени дом для художника Уильяма Морриса, ванной комнаты предусмотрено не было. Волна распространения ванных совпадает с появлением чугунной ванны в 1880 г. Но и они чаще всего не подключались к водопроводу, а каждое утро их наполняли слуги – носили специальные ведерки с водой на верхние этажи, где в английских домах помещались спальни, даже и в эдвардианские времена, а это уже начало 20 века. Помимо упомянутой литературы, источники еще: Caroline Davidson, "A Woman’s Work is Never Done" и "The Wordsworth Dictionary of British Social History". Про мыло уж после, ладно? :)

deicu: Не знаю, герцогское ли это были имение, но в Кедлстонин (Дербишир) известный архитектор Роберт Адам (1728-1792) построил отдельно стоящий павильон на озере (Upper Lake), где была углубленная ванна, и еще он соединялся с лодочным павильоном и комнатой для рыбалки (fishing room). Возможности были, но у такого ограниченного числа народу... Видимо, современники воспринимали такую прихоть примерно как мы дом со встроенным бассейном. :) И то – какая это была ванна? В учебниках архитектуры отмечается, что технология для подачи горячей и холодной воды не была разработана до 1820-х гг. Кристина Хардемент сообщает: "Whether or not a house had bathrooms was a matter of personal taste. In 1866 the owners of Calke Abbey actually removed a bathroom fitted in 1833. In 1920 Lady Fry dismissed bathrooms as being “only for servants” and as late as 1906 there were still no bathrooms at Hardwick Hall, although hot and cold water was piped around the house." ("Были в доме ванные или нет – решалось личным вкусом. В 1866 г. владельцы Калк-Абби убрали ванную комнату, сделанную в 1833 г. В 1920 г. леди Фрай считала ванны подходящими "только для слуг", и даже в 1906 г. в Хардвик-Холле не было ванных комнат, хотя трубы с горячей и холодной водой были проведены по всему дому".) [Cristina Hardyament. Behind the Scenes] Хватит отвлекаться. :) Про мыло. Производство мыла укоренилось в Британии с 14 века, его продавали, понятно, не фасованным в обертках, а бочонками на ярмарках. Гильдия мыловаров была организована в 1638 г. К концу 18 - началу 19 века оно уже стало обычным продуктом, вплоть до того, что им не только мылись, но даже стали стирать (ранее для этого использовали щелок). В 1780 г. большинство даже бедных семейств покупало мыло раз в неделю. Производители мыла должны были платить немалый налог. С 1712 г. он был установлен прогрессивным, между 1 и 3 пенсами за фунт; и по закону требовалось, чтобы котлы для варки мыла снабжались замками, а ключи от замков были у сборщиков налогов (это чтобы ночами не варили "левое" мыло). Отменили мыльный налог только в 1852 г. Чтобы избежать переплаты за продукт, в больших именьях и фермах могли делать собственное мыло из ненужного жира и поташа (получали из древесной золы), только здесь надо ноу-хау, чтобы качественно сварить, особенно из животного жира (в отличие от растительного масла). Другое дело, что многие хозяйки улучшали покупное мыло. Например, рецепт из "Toilet of Flora" (1779): "Take a pound of Italian Soap cut into small bits, and a quarter of a pound of Lime; pour on them two quarts of Brandy, let them ferment together twenty-four hours, then spread the mass on a sheet of filtering paper to dry. When quite dry beat it in a marble mortar, with half an ounce of St Lucia Wood, and an ounce and a half of Orrice–root and as much Calamus aromaticus, all finely powdered. Knead the whole into a paste with whites of eggs and a quarter of a pound of Gum Tragacanth dissolved in Rose Wear and them from into Wash Balls according to the usual method." ("Возьми фунт итальянского мыла, нарезанного на мелкие кусочки, и четверть фунта извести; залей двумя квартами бренди, пусть постоит двадцать четыре часа, затем намажь массу на лист фильтровальной бумаги, пусть высохнет. Когда совершенно высохнет, три в мраморной ступке с половиной унции дерева св.Лючии, и полутора унциями фиалкового корня и таким же количеством аира, все в тонком порошке. Смешай все в пасту с яичными белками и четвертью фунта камеди, растворенной в розовой воде, и сделай из нее шары обычным способом".) Улучшали мыло и на коммерческой основе. Так, в 1789 г. на рынке появилось прозрачное мыло: растворяли обычное мыло в спирте, упаривали спирт, получая прозрачную студенистую массу, которую затем медленно сушили в формах. Тогдашнее мыло надо представлять себе мягче современного, потому что калиевое мыло (из поташа) мазеобразное, его часто так и фасовали в деревянные чашки и миски. В рецепте, приведенном выше, добавляют известь, это чтобы мыло было тверже, но стеарат кальция плохо растворим, в результате оно лучше фасовалось, но хуже мылилось. Лучшим было марсельское мыло, которое делали из оливкового масла и золы морских растений (где натрий вместо калия), оно и сейчас одно из лучших. В Англию времен наполеоновских войн оно могло попадать исключительно контрабандой. По-настоящему эффективный процесс производства соды, необходимой для твердого мыла, вошел в практику после 1820-х годов. [Уже цитированные Caroline Davidson "The Woman's Work is Never Done" и "The Wordsworth Dictionary of British Social History"]

Miss Jane: deicu , а позвольте задать следующий вопрос и заранее извините, если он тут прежде задавался. В экранизации "Нортенгерского аббатства" 80-х годов есть сцена, где Кэтрин находится в термах. Точнее слова не подберешь, она заходит в некое помещение, вокруг колонны, а в центре - вроде бассейна что-то со странного цвета лечебной водой, кругом пар и под водой (разумеется, головы наверху!) - ходят и леди, и джентльмены вместе. Разумеется, при шляпах, все как положено. Вот мне и удивительно: неужели именно так выглядели "водные процедуры" в Бате????

deicu: мариета пишет: Есть мелочи, о которых никто не пишет, как например Гигиенические проблемы, да! Что ж, их действительно приходится изучать по другим источникам; но если Вам необходимо писать литературное произведение, Вы ведь тоже не станете включать такие подробности, какие не пишут в романах. Miss Jane пишет: Вот мне и удивительно: неужели именно так выглядели "водные процедуры" в Бате? Экзотично, но правда. Именно так. Бассейн и мраморные колонны, и пар, и железистая вода - а также леди и джентльмены вместе. В 18 и 19 веке они были одетые (это в 17, простите, в чем мать родила). Одежда была из льняного прочного полотна, хорошо державшего форму, у женщин что-то вроде просторной юбки и жакета с широкими рукавами, у мужчин широкие штаны и рубахи или жилеты. Современницы пишут, что даже на выходе из бассейна мокрая ткань не облепляла тело, так что было вполне прилично. Ну, и шляпки для красоты и тоже приличия; кроме того, к шляпкам прикреплялся платок обтирать вспотевшее лицо. Или леди привязывали к руке лентами металлическую чашу или поднос, куда можно было сложить платок, букетик, нюхательные соли (если нежный организм не выдержит запаха воды), эти лодочки плавали по поверхности - наверное, было яркое зрелище. bobby пишет: Мог ли джентльмен в каких-нибудь исключительных случаях расторгнуть помолвку Мог. Но в очень исключительных. Поскольку расторжение помолвки (со стороны джентльмена) было делом настолько редким, что серьезно компрометировало девушку, он рисковал, что родня девушки подаст на него в суд за нарушение обещания жениться (как, помните, процесс "Бардл против Пиквика" ), и это ударит его по карману, да и сама огласка неприятна. Другое дело, если он был уверен, что в суд не подадут, потому что мало ли что на суде выплывет... Или если девушка уже была скомпрометирована каким-нибудь общеизвестным скандалом, тогда общество даже ожидало от него, что он расторгнет помолвку.

Miss Jane: deicu пишет: наверное, было яркое зрелище. deicu , ничего себе! Я думала, что там все более чем правдиво, но как-то уж очень дико это выглядело! deicu пишет: Читайте классиков! deicu , мы читаем! Во-первых, многое забывается. Например, того же Пиквика перечитывала три раза - два на русском, один на английском, и все равно далеко не всегда догадаешься обратиться к этим источникам. Во-вторых, про бани я честно не читала ничего подобного, ни в одном подобном произведении. Наверное, читала мало вообще. В общем, простите нам наше невежество, просто как-то всегда будешь увереннее, обратившись к специалисту....

chandni: deicu А не могли бы Вы сказать, какие средства от головной боли были в начале 19 в? Еще интересно, что использовали англичане в качестве успокоительного? Я помню о нюхательных солях, но это так сказать, чтобы очнуться и прийти в себя, а было что-то типа настойки (отвара или таблеток) пустырника, валерьянки или корвалола?

deicu: мариета - да, много материала; жаль, конечно, что много-много маленьких кусочков свалены в несколько больших куч, но у кого есть время разбираться - тоже рекомендую. chandni пишет: какие средства от головной боли были в начале 19 в? Ой, мильон! У каждой уважающей себя хозяйки и каждого рекламирующего свою продукцию аптекаря было свое - разумеется, волшебное - средство. В принципе, считалось (как и сейчас), что от головной боли помогают любые тонизирующие средства (pick-me-up), все, что возвращает интерес к жизни, так сказать. У Фанни Прайс болит голова (набегалась по жаре), Эдмунд наливает ей полный стакан мадеры и не отходит, пока она большую часть не выпьет. Заваривали травяные настои - мятный, ромашковый, мелиссовый и - я уверена - многие другие. Кроме нюхательных солей (солей аммония с резким запахом) можно было использовать ароматический уксус (с добавлением разных - опять же у кого каких - цветочных ароматов и пахучих пряностей), им пропитывали губку и помещали в vinaigrette - специальную маленькую коробочку с двумя крышками (под сплошной была дырчатая). Или губку пропитывали лавандовым маслом, или лавандовой водой натирали виски. "Одна дама, - так в рецепте написано, - капала шесть и более капель лавандового масла в чай". Еще одно направление домашних, так сказать, средств лечения головной боли: натирать виски ароматической водой - померанцевой, розмариновой, настоенной на алоэ, белом перце, тмине, бальзамах, гвоздике, гуммиарабике... А также любой смеси. Я легко могу себе представить оживленную беседу дам, спорящих, какая именно настойка лучше. Джентльменам рекомендовали натирать виски теплым бренди. Отвлекающее средство? Некоторые виды лечения ориентировались на раздражение ног (видимо, способствовать оттоку крови от головы? или также отвлекающий маневр?): дать больному лечь, ноги согревать, например, натирая шерстяной тканью, или поставить на ноги же пластырь с горчицей или хреном. А если головная боль становилась уже серьезной медицинской проблемой, то аптекарь мог предложить опиаты для обезболивания - лауданум (раствор опиума) был известен; рецепт: "двадцать капель лауданума в чашке валерианового чая два или три раза в день", с предупреждением, что если боль сильная, то дозу надо увеличить и чтобы ее отмеривал профессионал. Вообще от кровопускания, столь распространенного ранее, еще не отказались, но оно постепенно принимало более гуманные формы: так, когда Фанни Найт (племянница Джейн Остен) страдала от головных болей - судя по возрасту, связанных с гормональной перестройкой организма - ей ставили пиявки (на виски). chandni пишет: было что-то типа настойки (отвара или таблеток) пустырника, валерьянки или корвалола? Как я уже сказала, мильон, и все разные. Если Вам не годятся вышеперечисленные средства, то валерьяновая настойка была известна, вообще многочисленные травяные настои (в воде, эле или вине). Пустырник (motherwort) не встречала, но душицу (basil) - сколько угодно. Настаивали цветы крапивы в теплом молоке, потом это молоко добавляли в чай. Промышленно изготовленных таблеток, разумеется, не было; аптекари каждый индвидуально делали смеси в виде паст, а эфирные масла рекомендовалось накапать на кусочек (колотого) сахара и держать во рту, пока распустится. Я еще помню времена, когда так же советовали принимать валидол, т.е. капать на кусочек сахара - и под язык.

Эрика Легранж: Изучая информацию о Великобритании, нашла документальные фильмы BBC, которые сполна помогают окунуться в Викторианскую Англию: Фармацевтика Великобритании в Викторианскую эпоху / Викторианская аптека / Victorian Pharmacy (2010) Описание: Викторианская аптека - исторический документальный фильм в четырех частях, впервые показанный на BBC Two в июле 2010 года. Он был снят в Викторианском городе Блистс Хилл графства Шропшир. Фильм, который реконструирует жизнь в 19 веке, как люди пытались вылечить распространенные заболевания. http://1bbc.ru/bbc/507-farmacevtika-velikobritanii-v-viktorianskuyu-epohu-viktorianskaya-apteka-victorian-pharmacy-2010.html просмотр онлайн, качество среднее.

Luide: Эрика Легранж большое спасибо за ссылку! Чрезвычайно интересно К тому же мне очень полезно в практическом смысле



полная версия страницы