Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Роль женщин в истории » Ответить

Роль женщин в истории

apropos: Все началось, как я понимаю, с Евы, которая одним своим появлением (и так называемым проступком) изменила течение мировой истории...

Ответов - 73, стр: 1 2 3 4 All

Wega: "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю еще более твоего лица." Из письма Пушкина к жене. Кто она, эта женщина? Та, которой судьба назначила быть женой великого поэта и тем самым, сохранить своё имя для потомков? , Летом 1812-го, когда наполеоновские войска шли по западной России к Москве, многие дворяне бежали от войны в восточные земли. Так калужский помещик Николай Гончаров оказался в Тамбовской губернии, где в селе Кариан, имении братьев Загряжских, близких родственников по линии жены, у него на следующий день после Бородинского сражения родилась дочь Наталья. От кого Наталья Николаевна Пушкина, первая красавица своего времени, унаследовала необычайную и грустную, немного холодную свою красоту? Семейное предание гласит, что замечательно хороша была ее бабка Ульрика Поссе, женщина, имевшая поразительную внешность и поразительную судьбу… В письме к П. П. Ланскому от 29 июня 1849 года, своему второму мужу после смерти Пушкина, Наталья Николаевна пишет о своей родословной: «…В своём письме ты говоришь о неком Любхарде и не подозревая, что это мой дядя. Его отец должен быть братом моей бабки – баронессы Поссе, урождённой Любхард. Если встретишь где-либо по дороге фамилию Левис, напиши мне об этом потому, что это отпрыски сестры моей матери. В общем, ты и шагу не можешь сделать в Лифляндии, не встретив моих благородных родичей, которые не хотят нас признавать из-за бесчестья, которое им принесла моя бедная бабушка. Я всё же хотела бы знать, жива ли тётушка Жаннет Левис, я знаю, что у неё была большая семья. Может быть, случай представит тебе возможность с ними познакомиться». Что же это за загадочная история о бесчестьи красавицы Ульрики? Она была матерью Натальи Ивановны, т.е. бабушкой Натальи Николаевны Гончаровой. История с ней случилась в духе восемнадцатого века. Дочь богатого помещика, русского ротмистра Карла Липхарта и Маргарет фон Фитингофф, живших в Лифляндии, в 1778 году она вышла замуж за барона Мориса фон Поссе, шведского происхождения, и от этого брака родилась дочь («сестра моей матери тетушка Жаннет»). Но затем супруги развелись, и Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским, дедушкой Таши Гончаровой. Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет «обманутую жену законной супруге». Каково?! Нетрудно представить последовавшую душераздирающую сцену, после которой Иван Александрович, в духе своего века, тут же приказал перепрячь лошадей и уехал в Москву. Видимо, не желая подвергать себя неудобствам душевных разладов, он решает насовсем обосноваться в Москве, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться». А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела ее, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем чахла в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» — умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права». Все, кто видели Ульрику, говорили, что она была безумно красива. В воспоминаниях рассказывают, что у тетки Загряжской был ее портрет. И однажды, когда в Зимнем дворце, где она служила фрейлиной, случился пожар, вбежавший в ее комнату офицер счел самой ценной вещью оправленную в скромную раму миниатюру с изображением неслыханной красавицы. Когда все выразили удивление, почему офицер спас этот «маленький ничтожный предмет», то он отвечал: «Да вглядитесь хорошенько — и вы поймете, что я не мог оставить изображение такой редкой красавицы в добычу огню!» Унаследовала ее красоту и дочь — мать Натальи Николаевны. Когда дочь подросла, Загряжские переехали в Петербург, чтобы вывозить девочку и ее сестер. В Петербурге у них была покровительница — тетка Наталья Кирилловна Загряжская, урожденная графиня Разумовская, кавалерственная дама, пользовавшаяся значительным весом в придворных кругах, «благодаря своему уму, сильному характеру и живости своего нрава, отзывчивого на все явления жизни». Наталья Ивановна, мать Таши, как и ее сестры, была принята во фрейлины к императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I. С ранней юности она отличалась красотой, но те, кто помнил Ульрику, говорили, что хоть Наталья Ивановна и хороша собой, но сравниться с ней не может. При дворе в нее влюбился кавалергард А.Я. Охотников (опять эти кавалергарды!), фаворит императрицы, от которого у императрицы была дочь. Но через год он был убит, когда выходил из театра, якобы человеком великого князя. И тогда — возможно, чтобы замять эту историю, — Наталью Ивановну спешно выдали замуж за Николая Афанасьевича Гончарова, сына владельца Полотняных заводов, прекрасно образованного и красавца собою. На венчании присутствовала вся императорская фамилия: император Александр I, императрица, вдовствующая императрица-мать, великие князья и княжны. Что-то было не то в этой свадьбе — посаженными родителями были высочайшие вельможи...

мариета: Wega Безумно интересно! А дальше? Не знаю какой из портретов более близок к оригиналу, но второй, черно-белый поразил. Действительно очень красивая женщина

Хелга: Wega Роковые красавицы, из-за которых мужчины совершают роковые поступки.


Wega: мариета пишет: А дальше? Будет и есть: только надо найти... Какая ты красивая, какая ты загадочная! АХ! Хелга Ты знаешь, я бы не назвала НН роковой женщиной и хочу надеяться, что мне удастся изменить мнение многих, что интересовалась она лишь балами и своими туалетами.

apropos: Wega Wega пишет: я бы не назвала НН роковой женщиной Я тоже. Вообще всегда относилась в НН с большой любовью и уважением. И жалела ее. А что до балов и туалетов - это просто легенда, некогда кем-то выдуманная и распространенная, хотя были и балы (а что в том плохого?))), и туалеты (перешитые старые платья), и пять беременностей за шесть лет супружеской жизни, и четверо детей, и вдова - в 24 года. Совсем еще девочка, между прочим, с какой стороны не посмотри.

Wega: apropos Продолжу.... Летом 1812-го, когда наполеоновские войска шли по западной России к Москве, многие дворяне бежали от войны в восточные земли. Так калужский помещик Николай Гончаров оказался в Тамбовской губернии, где в селе Кариан, имении братьев Загряжских, близких родственников по линии жены, у него на следующий день после Бородинского сражения родилась дочь Наталья (27 августа 1812 года). Мать, Наталия Ивановна Гончарова, считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку в Москву из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой), на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму. Девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша. Одну из кукол маменька в гневе разбила, уже позже, когда Наташа вернулась в родительский дом. Никто не видел ее отчаяния, но матери, ее вспышек гнева и непредсказуемой ярости, тихая и задумчивая девочка с тех пор боялась несказанно! Её удивительные карие глаза с загадочной неопределенностью взгляда часто наполнялись слезами, но плакать она не смела — вслед за слезами последовало бы более строгое наказание! Оставалось одно — затаиться в уголке и переждать бурю. Так делала она и будучи уже совсем взрослой. Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку — саму замечательно красивую женщину, — что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: «Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!» И глаза ее сумрачно поблескивали… Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Николаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне она была до болезненности молчалива и застенчива. Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию многие считали признаком небольшого ума. Так что качества, поощряемые властной маменькой — покорность, полное повиновение и молчаливость, — сослужили Наталии Гончаровой плохую службу. Иначе, вероятно, не могло быть в семье, где был тяжело болен отец — пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с лошади: в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаровательным, остроумным — таким, каким он был в молодости, до своей болезни. А все решения, требующие мужской силы, мужского ума и логики, принимала мать. Гончаровы владели обширнейшими имениями Ярополец, Кариан, Полотняный завод, фабрикой, конным заводом, славившимся на всю Калужскую и Московскую губернии! Управлять Гончаровским майоратом (имение, не подлежащее разделу и по наследству переходящее к старшему в роду, обычно сыну) женщине, когда-то блиставшей при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны, привыкшей к восхищению, поклонению, шуму балов, было тяжело. Она не справлялась порою с огромным количеством дел, а признаться в этом ни себе, ни окружающим, считала непозволительным. До совершеннолетия сына Дмитрия всем распоряжалась она сама безраздельно и бесконтрольно! Такая власть испортила окончательно характер и без того нелегкий. Но вполне возможно и то, что за резкостью и несдержанностью прятала Наталия Ивановна обыкновенную женскую растерянность и горечь от жизни, сложившейся не слишком-то легко. Несмотря на все недостатки свои, детей Наталия Ивановна любила, как и всякая мать. Сыновей Ивана и Сергея, когда повзрослели, определила в военную службу, а трем свои барышням дала прекрасное по тем временам для девиц образование: они знали французский, немецкий и английский, основы истории и географии, русскую грамоту, разбирались в литературе, благо библиотека, (собранная отцом и дедом) под надзором Натальи Ивановны сохранилась в большом порядке. Стихи знаменитого на всю Россию Пушкина знали наизусть, переписывали в альбомы. Могли они вести и домашнее хозяйство, вязать и шить, хорошо сидели в седле, управляли лошадьми, танцевали и играли н только на фортепьяно — могли разыграть и шахматную партию. Особенно в шахматной игре блистала младшая, Таша. Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: «Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею». «Я всегда восхищалась ею, — продолжает далее Еропкина, — Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц… Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!» — отмечает в заключении Надежда Михайловна в своих воспоминаниях.

Хелга: Называя бабушку НН и ее саму роковыми женщинами, имела в виду немного иное. Вероятно, употребила не тот термин. Никогда не считала НН виновницей гибели Пушкина или легкомысленной недалекой красоткой, играющей судьбами. Нет, просто хотела сказать, что такие женщины, с такой красотой и, видимо, очень сильной харизмой, невероятной женственностью, которые влекут мужчин, являются для последних, то есть мужчин, роковыми - женщинами, на которых заклинивается мир, ради которых мужчины совершают иногда нелепые, часто неразумные и влекущие всякие последствия поступки. С этим можно поспорить?

мариета: Wega Интересно - юность Натальи Николаевны чем-то напоминает мне Татьяну Ларину. Не ее ли описал Пушкин в своем романе?

Wega: мариета пишет: юность Натальи Николаевны чем-то напоминает мне Татьяну Ларину. Не ее ли описал Пушкин в своем романе? Мариеточка! Согласиться с тобою не могу и вот почему: Задумчивость её подруга от самых колыбельных дней - пишет Пушкин о Татьяне, что, на мой взгляд, означает изначальную мечтательность её натуры, но в которой не было страха перед жестоким обращением. У НН детство было менее благополучное, нежели у Татьяны: больной отец, который единожды даже гнался за нею с ножом в руке, жестокая и гневная мать... Я читала, что девочки, вызванные матерью, прежде, чем войти и стоя у её двери, крестились, и читали молитву... Даже много позже НН не любила вспоминать своё детство...

Реалистка: Wega, извините, что я вклиниваюсь...Можно я чуточку дополню Ваш интереснейший рассказ! Не могу устоять, когда речь зашла о том, что касается и моего города.. Wega пишет: Семейное предание гласит, что замечательно хороша была ее бабка Ульрика Поссе, женщина, имевшая поразительную внешность и поразительную судьбу… В письме к П. П. Ланскому от 29 июня 1849 года, своему второму мужу после смерти Пушкина, Наталья Николаевна пишет о своей родословной: «…В своём письме ты говоришь о неком Любхарде и не подозревая, что это мой дядя. Его отец должен быть братом моей бабки – баронессы Поссе, урождённой Любхард. Wega пишет: Дочь богатого помещика, русского ротмистра Карла Липхарта и Маргарет фон Фитингофф, живших в Лифляндии, в 1778 году она вышла замуж за барона Мориса фон Поссе, шведского происхождения, и от этого брака родилась дочь («сестра моей матери тетушка Жаннет»). Я живу в подмосковном городе Коломна, один из микрорайонов которого связан со старинным родом Липгартов. Самое раннее упоминание фамилии Липгарт встречается в адрес-календаре Москвы 1857 года в разделе «Алфавит купечества». В нем один из сыновей прибалтийского аптекаря Роберт Александрович Липгарт значился как «первостепенный купец». Роберт был первым из братьев Липгартов, которому удалось открыть свой бизнес. По его стопам последовали младшие братья – Адельберт, Эдуард и Эмиль. А двум последним было суждено прославить свою фамилию в деловом мире России. Эмиль Липгарт родился 1 января 1938 года. Крестили его в христианской вере (евангелическо-лютеранское исповедание). Образование Эмиль получил в Пернавском высшем уездном училище. По его окончании он подал прошение о желании поступить в домашние учителя и был допущен к испытаниям, проводившимся в Дерптском университете, где показал хорошие знания географии. Однако Эмиля увлекла коммерция. И уже к 26 годам он сумел стать купцом 2-й гильдии в Риге. В 1865 году окончательно перебрался в Москву и записался во 2-ю гильдию Московского купечества, а через год попал и в 1-ю, которую не покидал уже до самой смерти. В 1874 году фирма Эмиля Липгарта приобрела обширное владение с фабрикой купца Бутенопа. Часть средств в этот проект внес соучредитель фирмы, деловой партнер и просто друг Эмиля, Георг Густав-Эмиль Рингель. Вскоре после покупки знаменитой Бутеноповский дом на Мясницкой улице в Москве украсила новая вывеска – «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Фирма Липгарта занималась выпуском сельскохозяйственных машин, однако с приобретением у Бутенопа отлаженного хозяйства, бизнес был расширен: организовали новые склады, начали выпуск строительных материалов, автомобилей и двигателей. Помимо всего прочего, фирма не редко бралась и за государственные заказы. Среди них был и продажа цемента, главным потребителем которого в те годы являлось Министерство путей сообщения: вся сеть железных дорог тогда была построена на российском цементе. И значительную его часть поставлял Щуровский цементный завод Липгарта под Коломной, построенный в 70-е годы XIX века. Со дня основания предприятия его бессменным управляющим и представителем правления при заводе был друг Эмиля Липгарта господин Рингель. Таким образом, Эмиль Липгарт был основателем первого цементного завода в России, в поселке Щурово, сейчас это микрорайон города Коломна. Завод, где недавно провели реконструкцию, активно функционирует и до настоящего времени, это одно из крупнейших производств нашего города. Также, помимо успешного развития дела Щурово, обязано Липгарту и Рингелю как общественным деятелям и благотворителям. Именно они учредили первое в Щурово сельское училище и ежегодно отдавали тысячу рублей из личных средств на его содержание, а также поддерживали появившееся в последствии в Ларцевых Полянах училище. Начинается благоустройство поселка, именно при Липгарте были вымощены дороги, проведен телеграф до Москвы. Немаловажно, что Эмиль Лигарт был одним из немногих фабрикантов, кто ввел на своем заводе новые правила внутреннего распорядка и условий найма на работу (причем первостепенное значение имела тема защиты прав рабочих). В то время работа на заводах подобного профиля считалось престижной и высоко оплачивалась. Вероятно, именно поэтому, да еще и благодаря хорошему отношению к ним Липгарта и Рингеля, никто из рабочих цементного завода в Щурово не принимал участия в революционном движении 1905 года. Сейчас в Щурово расположилась усадьба Эмиля Липгарта, которая является памятником архитектуры регионального значения. Именно в Щурово долгое время жил Эмиль Липгарт, а позже просто приезжал сюда, как в загородный дом. Особняк представляет собой кирпичную 2-хэтажную постройку стиля модерн, имеющую пристройку, террасу, балконы и выступы. Усадьба была отделана натуральным деревом, которое придавало дому оригинальность и неповторимость. Загородная вилла Липгарта обладала живописной, пространственно-богатой объёмно-планировочной структурой. Соотношение архитектурных объемов как бы «играет». Они то повышаются, выступают на углу башней под высоким 4-хгранным шатром, то ломаются и круглятся в виде эркеров и пониженной террасы. Все фасады здания выполнены индивидуально. Сейчас данный архитектурный памятник находится в плачевном состоянии: лесопарк засорён, дом полуразрушен, некоторые архитектурные детали (например, входной портик, кровля, балконы, внутреннее убранство и т.д.) полностью утрачены. Вот так выглядит усадьба Эмиля Липгарта в настоящее время, сейчас в городе, к сожалению, нет проектов ее реставрации, но мы надеемся, что и до этого памятника наш реставрационный комитет доберется таки... Кроме того, я говорила, что этот известный немецкий промышленник был благотворителем, и храможертвователем. По проекту архитектора М.К Гиппенера и при финансовой поддержке Липгарта в 80-90-х гг. 19 века была построена краснокирпичная Троицкая церковь византийского стиля. В 1775 году сначала был построен деревянный храм. В 1891 году было начато строительство каменного храма и в начале ХХ века строительство завершено. В 1929 году храм был закрыт, а в советское время в нем размещались склад, пекарня, гараж. Возвращен храм верующим в 1991 году, в нем возобновляются богослужения. Сейчас этот храм крупнейший в микрорайоне Щурово, и один из самых красивых в нашем городе. Реставрация в нем уже завершилась, идут богослужения, при храме открыта воскресная школа, рядом - небольшой мини-зоопарк для детей, территория рядом благоустроена, все чистенько - аккуратно, закрыто оградой.

Реалистка: Кстати, несколько лет назад в Коломне вышла книга "Три времени Щурово" (о истории старинного села, и личностях с ним связанных). Автор этого краеведческого исследования - Валерий Альбертович Ярхо. И один из разделов книги посвящался, кстати, именно истории, связанной с женой Пушкина, которую рассказывает Wega. Помнится одна из глав так и называлась "Жена Пушкина из рода Липгартов". Одна из местных наших газет давала рецензию на книгу, и там опять же фигурировала история с женой Пушкина, но уже в кратком и доступном изложении для обычных коломенцев, а не краеведов и экскурсоводом. Так вот можно статью посмотреть, она совсем небольшая, но любопытная, я ссылочку вам даю...click here Я подумала, как же все-таки здорово, что все из разных городов, и можно вот так дополнять общий рассказ! Извините, если я не совсем про "женщин в истории", просто подумала, что многих моя информация заинтересует.

Реалистка: мариета пишет: Интересно - юность Натальи Николаевны чем-то напоминает мне Татьяну Ларину. Не ее ли описал Пушкин в своем романе? Рядом с подмосковным городом Бронницы, около села Марьино (ныне фактически слившегося с городом) находилась усадьба героя Отечественной войны 1812 года, декабриста Михаила Александровича Фонвизина – племянника знаменитого драматурга Дениса Фонвизина, автора "Недоросля". - в которой он поселился после возвращения из ссылки и в ней умер (в 1854 г.). В возрасте 35 лет он женился на Наталье Дмитриевне Апухтиной и полностью посвятил себя семейной жизни, отдалившись от участия в тайном обществе декабристов. Несмотря на это, после восстания декабристов 1825 года, он был арестован за свободомыслие и сослан на каторжные работы в Читу, куда к нему приехала его жена. Наталья Дмитриевна, не задумываясь, последовала за мужем, оставив на попечении родственников двух маленьких сыновей. Случилось так, что родители их больше не увидели, в юном возрасте дети умирают от чахотки. Еще двое сыновей, родившихся в Сибири, умерли в младенчестве. Девизом жизни М.А. Фонвизина были слова: «Цель не оправдывает средства». Жена М.А. Фонвизина стала прототипом Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (поэтому позднее она сама себя часто называла Таней, и до конца своей жизни подписывала письма не иначе как "Таня"). Ещё до восстания декабристов в 1825 г. Иван Иванович Пущин, близкий друг Фонвизиных навестив А.С. Пушкина в его ссылке в селе Михайловском, рассказал поэту о судьбе этой женщины. До брака с богатым М.А. Фонвизиным обедневшая дворянка Н.Д. Апухтина пережила сильное увлечение, неразделённую первую любовь. Юная Наташа полюбила молодого человека, который вроде бы отвечал взаимностью, но узнав, что у девушки практически нет приданого, отказался от венчания. Позже Наталья отказывала другим женихам, но в 16 лет согласилась стать женой своего двоюродного дяди М.А. Фонвизина, так как этой «свадьбой квитался финансовый долг её отца». Наталья не испытывала чувств к мужу, который был на 15 лет старше, но брак оказался удачным, между супругами сложилось духовное взаимопонимание. Неожиданно на одном из приёмов Наталья Дмитриевна Фонвизина встретилась с объектом своей первой любви, который был поражён и восхищён ей, но, несмотря на сохранившиеся чувства, она выбрала верность семейному обету. Разница Натальи Фонвизиной и Татьяны Лариной в том, что первая была счастлива в браке. Об этой истории знали многие современники, особенно среди декабристов, которые поддерживали связь между собой. Наталья Дмитриевна Фонвизина Хотя, конечно, образ Татьяны Лариной собирательный и несколько современниц поэта претендовали на то, что они вдохновили его на создание образа Татьяны Лариной, но сама Наталья Дмитриевна писала "...как верно угадал Александр Сергеевич черты моего характера, самую душу мою". Хотя, на мой взгляд, нельзя однозначно сказать, кто именно был прототипом Татьяны Лариной. мариета, свой рассказ я начала как ответ на Ваш вопрос. А потом только подумала, насколько же интересна судьба Натальи Дмитриевны Фонвизиной (Апухтиной), еще чуть-чуть потом дополню, что бы сейчас не мешать повествованию, которое ведет Wegа.

Wega: Реалистка Большое спасибо за интереснейшие дополнения! Разве могут они помешать моему повествованию? Хотя, конечно, последнее слово остаётся за администрацией.

мариета: Реалистка Вот, значит, как было! Спасибо большое за «ремарку». Девочки, подумать только, вся история полна мужскими подвигами ( за маленькими исключениями), а судьба их жен остается незаметной. А иногда оказывается, что именно их "тихий" подвиг на много героичнее, чем шумно обсуждаемые дела их мужей

Реалистка: мариета пишет: вся история полна мужскими подвигами ( за маленькими исключениями), а судьба их жен остается незаметной. А иногда оказывается, что именно их "тихий" подвиг на много героичнее, чем шумно обсуждаемые дела их мужей Да, действительно! Я наиболее полно это поняла, когда писала диплом по декабристам, и прочитала массу воспоминаний и мемуарных свидетельств из сибирской ссылки, которую многие из каторжан только благодаря женам и пережили. И сейчас, я думаю, есть в истории сильные духом и волей женщины, которые были императрицами и королевами, но есть не менее сильные, которые просто, уходили в тень, давая своим мужьям возможность реализации своих способностей, поэтому эти самые "мужья" и вписаны потом в учебники истории.

Хелга: Реалистка пишет: И сейчас, я думаю, есть в истории сильные духом и волей женщины, которые были императрицами и королевами, но есть не менее сильные, которые просто, уходили в тень, давая своим мужьям возможность реализации своих способностей, поэтому эти самые "мужья" и вписаны потом в учебники истории. Их так много, незаметных тружениц, которые не только вывели своих мужей, а и просто поддерживали и помогали всегда и во всем. Wega Реалистка Интереснейшие рассказы, спасибо! Хорошо, что эти женские судьбы становятся известными.

bobby: Wega Реалистка Спасибо за столь интересные рассказы. Читала и думала, сколь причудливо переплетаются человеческие судьбы и места... Реалистка пишет: Вот так выглядит усадьба Эмиля Липгарта в настоящее время, сейчас в городе, к сожалению, нет проектов ее реставрации, Неравнодушна я к старинным усадьбам, всегда очень грустно наблюдать, как красивые памятники архитектуры приходят в упадок, разрушаются... Это же история...

Реалистка: bobby пишет: Неравнодушна я к старинным усадьбам, всегда очень грустно наблюдать, как красивые памятники архитектуры приходят в упадок, разрушаются... Мне кажется, это процесс неизбежный, особенно в нашем сверхсовременном мире. Однажды, нам в реставрационном комитете города сказали, что на реставрацию одной купеческой усадьбы (правда, подразумевался целый комплекс усадебный, с главным домом, флигелем и хозяйственными постройками) требуется 2 млн. рублей. Несмоттря на то, что у нас в Коломне есть Благотворительный фонд, куда предприниматели, организации перечисляют денежки, которые потом идут на реставрацию-реконструкцию памятников и т.д. Но этого недостаточно, хотя, насколько я могу судить в других городках Подмосковья ситуация еще хуже.

Реалистка: В продолжение своего рассказа о Н.Д.Фонвизиной... Как я уже писала, происходила она из обедневшей дворянской семьи. Во время своего первого замужества, находилась в мужем в сибирской ссылке. Живя на поселении, Наталья Дмитриевна переписывалась с духовными лицами, занималась благотворительностью. Когда по делу петрашевцев в Сибирь был сослан молодой литератор Ф.М.Достоевский, Н.Д.Фонвизина добилась свидания с ним в тюрьме, и передала писателю свой молитвенник. Сейчас этот молитвенник как реликвия хранится в музее Достоевского в Петербурге. 13 февраля 1853 года Фонвизину было разрешено вернуться на родину, и жить в имении Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург. Но, уже через год, Михаил Александрович Фонвизин умер 30 апреля 1854 года в Марьине, похоронен в Бронницы у городского собора. После смерти мужа, приведя в порядок дела имения, Наталья тайно, не спросясь властей, едет в Сибирь, в Тобольск, чтобы проведать давнего друго семьи Ивана Ивановича Пущина. Она писала ему:"Не хочу я твоей теплой дружбы, дай мне любви горячей, огненной, и Таня не останется у тебя в долгу: она заискрится, засверкает, засветится радужным светом". Когда И.И.Пущину разрешено было вернуться из ссылки, по приглашению Натальи Дмитриевны он приезжает в Марьино и в возрасте его 59 и ее 53 лет они венчаются. Этот второй брак Натальи Дмитриевны длился два с половиной года, и в 1859 году Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. Кстати, сейчас обе могилы находятся у стены городского собора Михаила Архангела (г. Бронницы). Вот несколько фото...1. Захоронения декабристов (М.А.Фонвизин и И.И.Пущин) 2. Главный Собор Михаила Архангела (белого цвета) 3. Колокольня собора (кирпичная), кстати, одна из самых высоких колоколен в Московской области, высота ее 73 метра. , , После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла 10 октября 1869 года. Похоронена в бывшем Покровском монастыре, но могила ее, к сожалению, не сохранилась. О внешности Фонвизиной княгиня М.Н.Волконская писала :"У нее было совершенно русское лицо, белое, свежее; она была маленькая, полненькая". Лорер находил ее "одной из прелестнейших женщин своего времени; особенно хороши были ее голубые, светлые глаза". А когда Наталья была еще девочкой В.А.Жуковский посвятил ей такие строки... "Тебе вменяют в преступленье, что ты милее всех детей! Ужасный грех! И вот тебе мое определенье: Пройдет 5 лет и 10 дней! Не будешь ты тогда милее всех детей! Ты будешь страх сердец и взоров восхищенье!". Кстати, помимо того, что Н.Д.Фонвизина стала прототипом Татьяны Лариной... В 1856 году Л. Н. Толстой хотел написать роман «Декабристы». Толстой встречался с декабристами, читал их воспоминания, включая «Исповедь» Н. Д. Фонвизиной. Вероятно, главной героиней романа «Декабристы» Л. Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну. Мне думается, судьба всех жен декабристов просто уникальна, но захотелось рассказать именно об этой женщине, происходившей из простой семьи...На этом заканчиваю.

мариета: Реалистка Спасибо! Очень интересная история! И любопытная для таких как я, которые про жизнь в ссылке только читали в скучных учебниках.



полная версия страницы