Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Англия, XIX век. Стиль жизни » Ответить

Англия, XIX век. Стиль жизни

Хелга: Тема посвящается многообразному миру формальных и неформальных человеческих отношений в Англии XIX века. Обращаю внимание интересующихся историей Англии начала 19-го века. Прежде чем задавать свои вопросы, прочитайте сначала в этом разделе все темы, посвященные этой эпохе. Большинство ответов для себя вы в них найдете.)

Ответов - 201, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

незнакомка: Взято отсюда Светские разговоры. Одним из излюбленных развлечений на балах являлась так называемая <светская беседа>. Искусство вести светский разговор считалось важной составляющей облика <светского человека>, помимо умения со вкусом одеваться и красиво двигаться в танце. <Одно из первых для молодого человека достоинств - уметь говорить ясно и складно. Дабы сие приобрести, надобно прилежать к познанию языков и читать как можно более и даже выписывать из книг лучшие изречения>. Разумеется, не все люди (даже в том время) были прирожденными ораторами, для того чтобы легко и непринужденно вести светский разговор, но - <этикет обязывал>. В то время издавались специальные пособия, содержащие своего рода <инструкции>, как освоить эту науку и каких правил придерживаться, дабы иметь успех в свете. Предлагаем Вашему вниманию ряд любопытных выдержек из таких книг. <Наука салонной болтовни> заключалась в <умении придавать особенный интерес всякому предмету>, <рассуждать о том, о другом; переходить от предмета к предмету с легкостию, с приятностию>. Светский человек не останавливается долго на одном предмете разговора, не вдается в рассуждения, ни на чем не настаивает, а <скользит по предметам>. <Главный характер этого легкого разговора состоял в том, чтобы не зацепиться ни за одну глубокую или оригинальную мысль, не высказать ни в чем своего собственного убеждения; чтобы все было гладко, не касалось ни жизни, ни правительства, ни наук; одним словом, чтобы разговор не был никому особенно интересен и был всем понятен, всем по плечу>. Вот ещё несколько цитат, отражающих <лёгкий, скользящий> характер светского разговора. <В салоне не требуется ораторов, там требуются люди, умеющие поддержать легкий разговор. Да, но о чем же собственно следует разговаривать в многочисленном светском обществе? О всем и всех, ни о чем слишком долго и пространно. Вы должны находить новый материал для рассуждений, не щеголять исключительно собственным остроумием и знаниями, но предоставлять также и другим возможность блеснуть своим красноречием, чтобы они к концу общей беседы были довольны собою и нашли, что ни с кем нельзя так весело болтать, как с вами. Нет ничего в свете, о чем было бы нельзя вести легкого и интересного разговора. Не выжидайте для этого глубокомысленных тем, но пользуйтесь всем, что вам предоставляет данная минута. Самой худшей помехой служит здесь односторонность. Вы не должны повторяться и вам следует иметь обширный репертуар рассказов и анекдотов. Чем разнообразнее предметы, которыми вы пользуетесь для салонной болтовни, тем она выходит живее и занимательнее. Здесь все может послужить темой разговора: новости дня, различные происшествия в кругу ваших знакомых, театральные зрелища, концерты, путевые приключения (ваши собственные или чужие), общественные вопросы, веселые эпизоды, пережитые вами или слышанные, торжества, бывшие или предстоящие, наблюдения в вашей среде. Нужно только уметь распорядиться этим материалом, искусно разнообразить его, не вдаваясь слишком серьезно и слишком глубоко ни в какой предмет, избегая докторального тона и помня пословицу: <все жанры хороши, кроме скучного>. Настоящий салонный разговор легко может обойтись без злословия; конечно, случается и здесь упомянуть о какой-нибудь слабости или странности знакомого лица, повторить пикантный слух, но в порядочном обществе все это делается вскользь, мимоходом, а не смакуется с наслаждением, как между завзятыми сплетниками. Болтовня не терпит раздражительного тона, резкого противоречия, упрямой настойчивости на своем мнении, колкости обидных намеков, никакой навязчивости в суждениях или желания выставить себя в выгодном свете к ущербу других. У салонной болтовни нет другой цели, кроме невинного развлечения>. Со временем характер светских разговоров менялся <требовалось более ума, знаний; маленькое ораторство начинало заступать место комплиментов> Даже в разговорах с дамами, во время наполеоновских войн, стала появляться серьезность <Вяземский порхал около хорошеньких женщин мешая любезности и шутки с серьезными тогдашними толками> (Игровое время проведения бала (1824 г.) позволяет некоторую свободу в выборе стиля беседы: тогда уже появились новые веяния, но и старое ещё не совсем отошло в прошлое.) При чтении старинных книг по светскому этикету создаётся впечатление, что <правила приличия> приписывали надевать в обществе маску, не показывать своих чувств, оригинальных мыслей, привязанностей. <Светское приличие и закон общежития требуют, чтоб в больших собраниях никто не занимался исключительно теми людьми и разговорами, которые ему нравятся и его занимают. В свете каждый, а еще более каждая принадлежит всем. Монополии возбраняются, как исключения, обидные для общества. Всего менее надо говорить с тем, с кем более сего хочется говорить. Уж это так принято!> Существовали определённые правила о том, чего следовало избегать в разговоре. Так, например, в светской беседе было не принято также называть некоторые вещи своими именами. Бытовой язык света был насыщен эвфемизмами, выражениями, которые заменяли другие, неудобные для данной обстановки. Например, сказать о девушке, что <она дурнушка> считалось большим невежеством. Обыкновенно говорили <у нее доброе сердце> (<она имеет добрую душу>). Примечательна реплика Печорина в романе М.Ю.Лермонтова <Княгиня Лиговская>: <Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится> <Определительность, резкость, полная искренность, нагая истина возможна только в деталях: Дипломатический тон есть элемент светской беседы...> Кроме того, были <нежелательные> для светской беседы темы: <Не надо так же с похвалою рассказывать о людях и вещах, о коих всякой знает, что мы худого о них никогда не скажем; как то хвалить другим своию жену, своих детей, свой дом и тому подобное; ибо что для нас хорошо, то не всегда другим кажется таковым>. <Никогда не заводи о себе самом речи. Из благопристойности не должны мы говорить о самих себе; да и можно ли что сказать о себе, что бы не оскорбляло нашея скромности и не показывало вида самолюбия. Берегись вступать в повествовании о плачевных происшествиях, которыя обыкновенно рассказывать должно с печальным видом>. Вот ещё несколько правил, чтобы <не попасть впросак>: <При избрании предмета к разговору, должно наиболее смотреть на то лице, с которым намереваешься начать речь свою. Пред молодыми не должно являть себя угрюмым философом; ибо оне больше всего любят говорить о вещах забавных и веселых. Не надобно также показывать ни важного, ни сурового вида пред женщинами, кои в таковых собраниях думают токмо о смехе и утехах>. В действительности,старинные правила этикета во многом отвечают современным представлениям о тактичном, интеллигентном человеке: <Учтивство требует также, что бы мы в обращении принимали в рассудок состояние души своего собеседника. Если ты примечаешь в нем некую досаду, печаль и оскорбление, то оставь его в покое, не мучь его своими приветствиями и рассказами и удались от него. Если в беседе кто-нибудь скажет что-то непристойное, или свойственное малым детям, хотя бы то происходило от глубокого невежества, или худого воспитания; не должно при сем случае смеяться, а должно более сострадать о его слабости или глупости>. Итак, салонная беседа - это если не искусство, то мудреное умение, и немало времени пройдёт, прежде чем оно станет <второй натурой>, и можно будет поражать собеседника той самой изящностью и лёгкостью разговора. И за месяц эту науку, конечно, не освоить. Но мы с вами можем попробовать <поиграть> в светскую беседу - недаром она считалась одним из развлечений на балу, наряду с танцами. Вот несколько посылок, как это можно сделать. О чем же мог вестись разговор на балу 1824 г. в Саусуэлле в период, когда в моде был романтизм? 1. Прежде всего, о Боге. Хочется напомнить, что Англия - страна протестантская. Здесь господствовали идеи англиканские и кальвинистские, хорошо известен был католицизм. Но никаких сект в Англии не было. Из нехристианских вероисповеданий редким людям, в основном путешественникам, был известен ислам (но мусульман в высшем свете Англии не было), а евреям, естественно, иудаизм (но большинство из них все же были крещеные). Ни буддизм, ни даосизм, ни какие другие религии в Англию еще не проникли даже как философские системы. Их время придет позже. Люди могли обсуждать Бога, но идея бога как зла тогда еще не была распространена в обществе. Так что сатанизма ни в духе мадам де Монтеспан, ни в духе наших современников быть не могло. Сатана - это падший ангел, отступивший от Бога, отец зла, предводитель ада. Его могли жалеть, но его не почитали, им не восхищались. Кроме христианства, были распространены агностицизм и атеизм (чаще всего надуманные, ради создания образа <байронической личности>). 2. Частыми были разговоры о личности человека: перед лицом Бога - как его творения, как восстающего против него, в истории - тогда считалось, что историю творят отдельные личности. Одним из кумиров времени был недавно умерший на острове св. Елены Наполеон. Собственно, уже тогда решалась дилемма Достоевского <кто я, тварь дрожащая или право имею>, но не на бытовом уровне, и не на уровне самокопания в душе, но на фоне романтических приключений. 3. Велись разговоры о прошлом - прежде всего в романтическом контексте. Особо популярны были античные времена (благо, все имели классическое образование) и средневековье (как особо романтическое). Большой интерес общество проявляло к Востоку (арабо-мавританской культуре), но не к реальному Востоку, а к его типичным чертам. В моду входили также предания о прошлом Англии и Шотландии (Ирландия была не так популярна) 4. Некоторый интерес вызывала мистика (но меньший, чем 70 лет спустя). Однако отношение к потусторонним вещам базировалось на христианской точке зрения. Т.е. вампиры - это ужасно, а не красиво, ведьмы - это зло, а не героини. 5. Очень большой интерес вызывали рассказы о путешествиях. Кстати, можно пересказывать и свои собственные поездки в другие страны, и прочитанные мемуары - что угодно. 6. Популярны были разговоры об искусстве. Здесь можно обсуждать посмотренные Вами (а не Вашими персонажами) балеты, оперы, выставки, прочитанные книги. Только не забудьте заменить название Мариинского театра например, на Парижскую оперу, а Эрмитаж - на Королевское собрание.

незнакомка: Взято отсюда В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико. И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе - необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины - стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека. Правила поведения женщин в 19 веке Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче - она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п. В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п. Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека «респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным членом общества. Ритуал приветствия, обращения и прощания Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью - обозначить, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже абсолютные монархи Франции, не снимавшие шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы. Рукопожатие и поцелуй руки Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является очень древней традицией), равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Раньше было принято целовать руку любой женщине равного или высшего по отношению к мужчине ранга, затем, в 19 веке, поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном. Поклоны и коленопреклонение В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии. Поцелуй как форма приветствия В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко. Так, например, в Англии в 16 веке гость, пришедший в дом, целовал не только хозяина, хозяйку и их детей, но даже и домашних животных. Титул при обращении Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так, лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа «да» и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость или неуважение. Светская жизнь Набор светских развлечений к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы - главное место знакомств потенциальных невест и женихов, поездки в театр (для дам только ложи), гулянья в парках, катания в праздники. Все эти развлечения становятся все более открытыми, в подражание парижским появляются публичные балы и маскарады, куда можно было просто купить билет. Планировка столичных и провинциальных городов включает бульвары - по ним прогуливаются, сидят на скамейках с книгой или рукоделием. Все больше внимания уделяется спортивным занятиям - охоте и верховой езде, как и прежде, но особенно аристократичным считается к концу века лаун-теннис. Характер массового увлечения приобретает бег на коньках. К развлечениям стремятся и низшие сословия: самым доступным для них оказываются цирк и кинематограф. Появляется эстрада в современном понимании этого слова. Актеры, прежде в общественном сознании принадлежавшие к самым низам общества, становятся кумирами публики, и принимать их у себя теперь большая честь. Большим успехом пользуются «живые картины», любительские спектакли. Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде. В начале 19 века центрами литературно-художественной и общественной жизни являлись литературные салоны и кружки. По своему типу и составу подразделялись на общества, имевшие устав, регламентировавший деятельность их членов. На литературных собраниях обсуждались социальные проблемы, литературные новинки, читались произведения поэтов, писателей, позже ставшие шедеврами русской и мировой литературы.

Chantal: deicu снова пришла приставать Прямо-таки насущный вопрос, стоит ребром - как обращаться к девушке? Мог ли мужчина обращаться к ней по имени или это вопиющее нарушение приличий? И встречный вопрос: что может позволить себе девушка в отношении мужчины?


deicu: Chantal пишет: Мог ли мужчина обращаться к ней по имени или это вопиющее нарушение приличий? Они близкие родственники? Он старше ее и знает ее с детства? Если нет, то обращение по имени исключается сразу, причем и в обществе, и наедине. Только формально: старшую дочь в семье "мисс + фамилия", младших дочерей "мисс + имя", хотя, если другие сестры не присутствуют, можно "мисс + фамилия"; ну, и - как говорилось ранее - дочь герцога, маркиза, графа (независимо от старшинства) "леди + имя". Chantal пишет: что может позволить себе девушка в отношении мужчины? Какой-то многозначный вопрос... ;) Если в смысле обращения, то за исключением братьев, наиболее близких кузенов и друзей детства, которых она называла по имени до того, как начала выезжать - исключительно формальное. Эмма вон обещала, что будет продолжать обращаться "мистер Найтли" и после замужества; хотя ей, в силу их близкого родства, не возбранялось называть его "Джордж" (и в 13 лет она попробовала, а поскольку он не возражал, перестала :)). Кстати, а какое у Вас время действия? 19 век был в Англии очень динамичным, много всего менялось. С обращениями, правда, было стабильно, но если будут еще вопросы по реалиям, хотелось бы знать, о котором периоде идет речь.

Chantal: Дамы, пришла задавать глупые вопросы Можно уточнить (я, видимо, с этой учебой окончательно сдвинулась ) когда же все-таки проходил "сезон" и в чем конкретно он выражался? То есть это были какие-то общественные балы(вечера, концерты, прогулки)? Если общественные, то где они были? Я наслышана (то есть начитана))) об общественных танцзалах, но не уверена, что в балах "сезона" использовались именно они....

deicu: Лондонский "сезон" (Season – такое важное событие, что слово писали с большой буквы) продолжался, начиная с Пасхи (значит, с апреля-мая; где-то в Сети есть пасхальные даты лет на 200, или можно по формуле Гаусса посчитать) до 12 августа, начала охотничьего сезона (в смысле, не охоты на лис с гончими, а тетеревиной охоты с ружьем). Ну, что там было? Девушки из знатных семей, выходящие в свет (debutantes) представлялись королеве. Где-то раньше в этом же топике я описывала церемонию, правда, для эпохи Регентства, но практически ничего не изменилось, кроме нарядов и имени королевы. С точки зрения девушек и их семейств сезон был для того, чтобы встретить подходящего кандидата в мужья, поэтому балы-чаи-вечера-театры каждый день и не по разу. Балы исключительно частные; чтобы девушка из знатной семьи оказалась на общественном балу - это неслыханно. Опять же исходя из центральной задачи. Предварительный скрининг: девушка в принципе не должна была даже видеть никого, кто бы ей потенциально не подходил. Да и вообще в викторианскую эпоху с сомнением относились к общественным балам. Придворные балы, конечно, не считались частными, но там-то отбор был самый жесткий.

Chantal: deicu пишет: Да и вообще в викторианскую эпоху с сомнением относились к общественным балам. Но ведь они были? Я имею в виду вот что: PORTLAND ROOMS, Foley-street, Portland-place. - Mr. H.C.FRERE begs to announce to the nobility and gentry his FULL-DRESS BALL will take place To-morrow Evening, Oct. 27, and every Wednesday and Friday during the present season. Tickets 2s. 6d. each. Dancing to commence at half-past 10. Портланд-румс, Фоли-стрит, Портланд-плейс. - М-р Фрер объявляет титулованным и нетитулованным дворянам, что его бал будет иметь место завтра вечером, 27 октября, и каждую среду и пятницу в течение нынешнего сезона. Билеты .... Танцы начинаются в пол-одиннадцатого. (простите за корявый перевод) В Портланд-румс - или Моттс (Mott's) по имени своих первых владельцев - абы кого не пускали. Но вход был платный. М-р Фрер не какой-то случайный человек с улицы, решивший устроить здесь бал за неимением собственной бальной залы. Он, насколько я поняла, владелец этих самых Портланд-румс. Раз он никого не приглашает поименно, получается, он устраивает общественный бал, куда любой желающий, подходящий под входной ценз, может прийти, а может не прийти. Или я неправа? "Объявляет титулованным и нетитулованным дворянам" - разве это неподходящая компания? И отсюда же взялся вопрос о сезоне: 27 октября, и каждую среду и пятницу в течение нынешнего сезона... Так что я запуталась.

apropos: Chantal пишет: 27 октября Это мог быть "малый сезон" - осенний, не столь представительный, как весенний. Впрочем, deicu об этом напишет точнее.

Chantal: apropos пишет: "малый сезон" Первый раз слышу (но спасибо, что сказала - а то я б так в неведении и померла), я всегда была уверена, что сезон идет осенью и зимой

apropos: Chantal пишет: зимой Зимой сезон в России. Впрочем, об Англии не берусь судить - предоставляю слово специалистам.

deicu: Chantal пишет: Но ведь они были? Конечно. Иначе к чему было относиться настороженно? Chantal пишет: Раз он никого не приглашает поименно, получается, он устраивает общественный бал, куда любой желающий, подходящий под входной ценз, может прийти, а может не прийти. Или я неправа? "Объявляет титулованным и нетитулованным дворянам" - разве это неподходящая компания? Вы совершенно правы, владелец помещения устраивает публичные танцы. А "объявляет титулованным" - это, извините, "реклама - двигатель торговли". Вы на цену за билет посмотрите - полкроны, смех! Оттуда владелец должен был оплатить музыкантов, декор залы (а я что-то не слышала об аристократических балах без живых цветов - в октябре, очевиднейшим образом, оранжерейных), лакеев на входе и в гардеробе, да еще остаться с прибылью. А угощение у него подавали? Напитки, фрукты, конфекты (sic)? Объявление объявлением, но позвольте выразить сомнение, что знать и джентри к нему ломанулись, чуть только узнали. Chantal пишет: И отсюда же взялся вопрос о сезоне: 27 октября, и каждую среду и пятницу в течение нынешнего сезона... А, Вы про этот? Факт, был "малый сезон" (Little Season) в октябре-ноябре, точные даты начала и конца не помню, но знаю, что совпадал с сессией парламента. Назывался "малый", потому что на него в Лондон съезжалось гораздо меньше народу из загородных имений (те у себя на лис охотились ). Если Вам для сюжета необходимо столкнуть в бальной зале людей, которые не имеют общих друзей и в частном порядке бы не встретились, наилучшим решением для Вас может оказаться ежегодный бал какого-нибудь Общества или Гильдии (бакалейщиков, галантерейщиков, пивоваров, рыбоводов, газовщиков...). Туда стремились попасть, потому что их нередко открывали члены королевской семьи (на балу лорд-мэра бывала сама королева), туда приглашали министров, аристократов, прославившихся благотворительностью, в общем - они были событием в том числе и в светской жизни. Но приглашали на них, конечно, по спискам. Или проще театр? Концерт? Вот туда точно вход был по платным билетам , хотя опять же - ложи, партер и амфитеатр имели отдельные входы, люди мало смешивались.

Chantal: deicu Спасибо огромное! Очень полезная информация Если Вам для сюжета необходимо столкнуть в бальной зале людей, которые не имеют общих друзей и в частном порядке бы не встретились, Не совсем так, мне нужно мероприятие, куда можно прийти как бы неожиданно Тогда задам вопрос по этикету. Я читала, что приличные люди отправляют приглашения на свои вечера и прочие мероприятия минимум за 2 недели до даты их проведения. Насколько такая вещь практиковалась в реальности? Можно ли приводить с собой кого-нибудь на бал, куда тебя пригласили? Или только значащиеся в приглашении лица - то есть те кто с тобой живет? Можно ли было получить приглашение за день до бала? Могло ли оно быть выражено в устной форме типа: "У меня завтра бал, приходите!"?

deicu: Chantal пишет: Я читала, что приличные люди отправляют приглашения на свои вечера и прочие мероприятия минимум за 2 недели до даты их проведения. Насколько такая вещь практиковалась в реальности? Можно ли приводить с собой кого-нибудь на бал, куда тебя пригласили? Или только значащиеся в приглашении лица - то есть те кто с тобой живет? Можно ли было получить приглашение за день до бала? Могло ли оно быть выражено в устной форме типа: "У меня завтра бал, приходите!"? В реальности именно так и практиковалось: ходили в гости по приглашениям. Приводить с собой кого-нибудь неожиданно для хозяев - отсутствовало в природе. Можно было отправить хозяйке - тоже заранее, хотя бы за день - записочку: дескать, прошу прощения, сейчас у нас гостит любимая тетушка (подруга детства), нельзя ли для нее получить также приглашение, будем по гроб жизни благодарны (утрирую, конечно ). Причем такую просьбу можно выразить для бала, где все равно мильон народу, но, скажем, не для званого обеда (где могли нажарить только десять котлет - ну ладно, пусть фазанов ). Впрочем, в "Крэнфорде" у Гаскелл миссис Гордон, вернувшаяся после нескольких лет отсутствия, приглашает тамошних дам всем гуртом на парадный завтрак, и есть такая миссис Фиц-Адам, которая поселилась в Крэнфорде уже после ее отъезда, так добрая знакомая миссис Гордон пишет ей - вот у нас еще есть миссис Фиц-Адам, и миссис Гордон приглашает ее, в записочке извиняется, поясняет, что не пригласила по незнанию - и царит мир и гармония. Хозяева сами были, естественно, более свободны в своих действиях. Особенно хозяин. Помните, как Онегин "Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал". Наверняка произошло именно так: хозяин его встретил и тут же неформально пригласил. Да, мог и в устной форме, особенно если это друг дома и слуги его знают. (Вон, Пьер Безухов приезжает к Андрею, когда хозяев даже дома нет, и сразу располагается, как у себя. ) Встречать первыми будут слуги, хозяева - только внутри помещения, и важно, чтобы не произошло недоразумения - викторианцы очень не любили даже маленьких скандалов. Если не знают - только по пригласительному билету, которые обязательно печатали для больших балов, но и такой мог заваляться у хозяина в кармане.

Chantal: deicu Спасибо! А если я решила устроить свой бал (сегодня понедельник ) в пятницу - никто не придет, да? слишком быстро?

deicu: В сезон?! Вы шутите! Да и не в сезон тоже - бал слишком крупное мероприятие, требующее серьезной организации. Да и чтобы собрать гостей (на которых вдобавок претендуют другие) - это надо предупреждать заранее. Сэр Томас Бертрам 9 декабря решает устроить бал 22-го, и то автор пишет: "Неизбежно принимая в расчет, что предупреждены все были так незадолго, все же удалось собрать довольно молодежи, чтоб составилось двенадцать-четырнадцать пар".

незнакомка: deicu Очень интересно читать! deicu пишет: Сэр Томас Бертрам 9 декабря решает устроить бал 22-го, и то автор пишет: "Неизбежно принимая в расчет, что предупреждены все были так незадолго, все же удалось собрать довольно молодежи, чтоб составилось двенадцать-четырнадцать пар". Т. е. все балы сезона были расписаны как минимум на месяц вперед и никаких неожиданных балов небыло?

Chantal: deicu Я так и подумала, и решила дать им-таки эти 12-13 дней незнакомка пишет: Т. е. все балы сезона были расписаны как минимум на месяц вперед и никаких неожиданных балов небыло? Обидно, правда?

незнакомка: Chantal пишет: Я так и подумала, и решила дать им-таки эти 12-13 дней А не маловато ли будет? Chantal пишет: Обидно, правда? Очень. deicu простите за любопытство, но за сколько времени можно было подготовить прием?

chandni: А нельзя вместо грандиозного бала устроить домашний вечер? Или на его подготовку тоже недели нужны. Вон Докки как-то ловко устраивала "четверги путешественников" и что-то я не заметила, чтобы она сильно утомлялась приготовлениями или рассылала приглашения особо заблаговременно.

Chantal: chandni пишет: "четверги путешественников" Ну так все знали, что баронесса в четверг ждет к себе того-то, того-то и того-то Приехал - хорошо, не приехал - ну и пожалуйста. Хотя тут было справедливо замечено про количество котлет - так что если она устраивала обеды/ужины для путешественников (в чем лично я сомневаюсь) думаю, она все-таки интересовалась, кто придет chandni пишет: А нельзя вместо грандиозного бала устроить домашний вечер? Я так понимаю, что устраивать бал гораздо более хлопотное занятие, чем домашний вечер, но приглашаешь-то ты кого-то, кому тоже придется готовиться - платьицем обзавестись и т.д. Если, конечно, это не совсем камерное собрание для своих. Но своих ведь можно и устно пригласить. Шел мимо - зашел пообедать Хотя я не специалист, могу ошибаться. deicu можно вас еще немного поэксплуатировать? Чисто из любопытства: как английские деньги между собой соотносятся (сколько шиллингов в фунте, что за деньга такая "гинея"?)? И что, например, можно купить на те же пол-кроны? А то вон какой конфуз вышел ...



полная версия страницы