Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Англия, XIX век. Танцы, музыка, пение » Ответить

Англия, XIX век. Танцы, музыка, пение

Хелга: Эта тема предназначается для сбора информации, касающейся музыки, танцев, балов и прочего...

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Helmi Saari: Танцы в Англии 18 -- 19 век. В танцевальных залах, как и в парламенте и на полях сражений англичане проявляли себя истинными патриотами. С 17 и по 20 век в Англии были очень популярны так называемые «народные танцы» или контрдансы. Разумеется, эти танцы прошли специальную обработку, «приспособившую» их к запросам светского общества. Еще в 1651 г. в издательстве Джона Плейфорда вышла книга "The English dancing master" содержавшая описание 105 контрдансов, в 1653 г. она вновь переиздается под названием "The dancing master"и содержит уже 112 танцев, всего с 1651 по 1750 гг. этот каталог танцев выдержал 18 изданий, а последний сборник вышел в 1850 г. Контрдансы сразу понравились — в них не было сложных шагов и фигур, характерных для XVI века; поэтому танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько квадратов кругов, колонн, по 4-8 человек и все общество могло веселиться. Можно было также устроить цепочку через весь зал от дверей – до оркестра, после двух-трех контрдансов несколько стоящих у оркестра пар расходились, остальные пары сдвигались к оркестру и освобождалось место для новых танцующих. В романе «Гордость и предубеждение» один из героев — Чарльз Бингли знакомится на балу с Джейн Беннет, которая тут же произвела на него огромное впечатление. Протанцевав с ней два «спаренных» танеца он ее отпускает — светские правила не допускают чтобы молодые люди только познакомившись, провели вместе так много времени. Однако, когда он видит, что цепочка сдвинулась и Джейн, оставив своего партнера возвращается к семье, он тут же снова приглашает ее, что дает матери Джейн право с гордостью сказать: «Два третьих танца он танцевал с мисс Кинг, два четвертых — с Марией Лукас, а два пятых — снова с Джейн!» В контрдансах было очень мало помпезности и много веселости, живости, игривости, того, что англичане называют playfulness. Об этом красноречиво говорят сами названия танцев «Джени собирает груши», «Приятная компания». «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и т.д. И хотя известный английский щеголь Джордж Брайан Браммел с презрением писал о тех, кто склонен «предаваться неуклюжему веселью деревенского танца» и все же большинство англичан обожали контрдансы. В письме сестре Кассандре» от 5 сентября 1795 года Джейн Остин пишет:«Мы обедали в Гуднестоне, а вечером танцевали деревенские танцы и буланже». С нем неменьшим удовольствием танцевали под иралндские и шотландские мелодии, например рил — веселый шотландский танец. Позже среди контрдансов выделилась кадриль. В английском варианте кадриль была довольно спокойным танцем, который считали изображением светской жизни. В кадрили, так же как в светских гостиных люди встречались, перебрасывались парой слов, щеголяли изяществом и остроумием, расходились, меняли партнера. «Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно высказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал Ф.Лист. Другим популярным танцем был котильон. Это был танец-импровизация — первая пара придумывала фигуры, часто заимствуя их из других танцев, последующие пары их повторяли. В письмах и романах Джейн Остин упоминается также упрощенный вариант котильона — буланже. Во время буланже дамы все время меняли партнеров, так что каждая из них успевала хоть немного потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов. Но наиболее действенным средством вскружить голову даме или кавалеру, был, разумеется, вальс. Еще в 16 веке во Франции появился крестьянский танец в ритме "три четверти" - Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta" — это слово на итальянском языке означает "поворот". Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение. В течение 16-ого столетия вольта становится популярной в бальных залах Западной Европы. При этом во время танца партнеры не просто быстро кружились — партнер, сжимая партнершу в объятиях поднимал ее над полом и переносит по воздуху. Из-за этого в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Людовиком XIII (1610-1613). В 1695 году в очередном издании «The dancing master» был описан подоный вольте танец на три счета под названием "Hole in the Wall" («Дыра в стене»). В 1754 танец на три счета появился в Германии где он назывался "Waltzen", то есть снова «вращение». В 1812 танец появляется в Англии под названием "немецкий вальс" и вызывает большую сенсацию, а следом и большой скандал. в 1833 в книге "Правил хорошего поведения" Мисс Селбарт писала:" этот танец - только для девиц легкого поведения!". Но не только чопорный английские леди восстали против нового безнравственного танца. Лорд Байрон увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: " Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило". Однако танец был слишком соблазнительным, чтобы от него отказались по соображениям морали. молодежь вальсировала с воодушевлением. Наибольшей популярности вальс достиг в 1816 году, когда его танцевали на балу принца-регента. Английский писатель Чарльз Рид писал в начале XIX века. «К большинству молодых людей любовь приходит после долгого вальсирования... все приводило их в глубокое волнение — первая встреча и робкое рукопожатие, первое осторожное прикосновение его сильной, но дрожащей руки к ее гибкой талии, обворожительная гармония их безошибочных движений, кружение, музыка, ее свежее дыхание на его щеке, его пылкий ищущий взор, пылающий жаждой встретится с ее взором и слиться воедино. То был не вальс, — то был экстаз».

Элайза: apropos пишет: А что за танец танцуют в сериале Дарси и Лиззи? Танец называется Mr. Beveridge's Maggot, и это довольно известный танец, дошедший с тех времен (maggot - это причуда, каприз; а мистер Беверидж был, скорей всего, учителем танцев, который его придумал ). В то время довольно много танцев назывались maggot'ами. Суть этого танца в том, что пары, сменяя в танце положение по отношению к другим парам, постепенно продвигаются по залу вперед до конца, а затем возвращаются обратно на прежнее место. Этот танец, кстати, много раз использовался и в других экранизациях, касающихся той эпохи - по-моему, он был и в одной из экранизаций Эммы или Доводов рассудка, и еще кое-где я его видела и слышала - ну, ничего удивительного, танец ведь и правда очень красивый и торжественный. Вот еще ссылка - статья по истории английских клубов, как раз в интересующий нас период. Держу пари, Дарси был членом Будлз, а может, и в "Голову турка" заглядывал...

Chantal: Хотелось спросить о реверансах и книксенах . В чем разница? И как правильно употребляется книксен? Заранее спасибо!


Chantal: deicu Спасибо Но я имела в виду нечто другое: когда употреблялся реверанс, а когда книксен (когда произошла замена)? И как правильно сказать? То есть, говорят же "присесть в реверансе", а что говорят о книксене?

deicu: Хмм... По-моему, это ясно из исходного текста: книксен - упрощенная форма реверанса. Замена не произошла (по времени), а определялась кругом ситуаций, в которые дама или девица могла попасть. Следовательно, в парадных ситуациях - только реверанс (представление королеве - сто процентов , еще и в середине 20 века), в непарадных и семейных - книксен (дядюшка преподнес подарок или - если Вы смотрели бибисишный "Гордость и предубеждение" - две девицы (Элизабет и Джорджиана) равного положения, представляясь, делают именно книксен). Итак, книксен делают. "Присела в книксене" - не вижу ничего смертельного. Кроме того, поскольку это форма приветствия, аналогичная мужскому поклону, не будет противоречием "отдать поклон". Ну, и чтобы совсем увести обсуждение в сторону: у русских институток было в ходу слово "макнула" - т.е. быстренько сделала книксен.

Chantal: deicu Расскажите, пожалуйста, о полонезе? Танцевали его в Англии когда-нибудь? И если да, то когда? Заранее спасибо!

deicu: Само слово "polonaise" в Англии было известно, правда, больше как женский костюм (18 века), но и танец тоже - слово-то пришло в английский язык из французского, точно так же, как и в русский язык. Пожалуй, можно сказать, что его и танцевали. Викторианские балы начинались с чего-то вроде процессии или церемониального танца под названием the Grand March - опять-таки в том же духе, что и русские балы начинались с такого же торжественного полонеза (см. у Лотмана) - так что в принципе можно передавать the Grand March как "полонез". Это уже потом следовали вальсы, кадрили и польки.

bobby: У меня опять вопрос. А дама могла пригласить джентльмена на танец?

Элайза: bobby пишет: А дама могла пригласить джентльмена на танец? Разве что в экранизации ГиП 2005 года! Мне думается (может, знатоки меня поправят), что максимум, на что могла пойти предприимчивая дама, не нарушая этикета — кокетливо намекнуть джентльмену, что следующий танец у нее свободен. Но в открытую самой приглашать... Разве что официально объявят "белый танец", но это зависит от времени действия, конечно. Надеюсь, наш уважаемый историк расскажет поточнее, когда именно в Англии появилась эта традиция.

Chantal: bobby пишет: А между кузенами этикет не упрощался? Я думаю, в провинции все вообще было проще .

deicu: Проще, конечно, но не настолько же вразрез с общепринятыми обычаями, чтобы девушка приглашала. И даже нет необходимости кокетливо намекать - воспитанному джентльмену. Скажем, у Джейн Остен: в гостиной Мэнсфилд-парка импровизированные танцы; Фанни сидит, кузен Том садится рядом и берет газету, но потом спрашивает Фанни, мол, если ты хочешь потанцевать... Тактичная Фанни говорит "нет". Но если кузина более бойкая, а кузен более вежливый, ситуация станет развиваться по-другому. Этикет предполагает так: если идут танцы, а девушка сидит, то джентльмен не может просто оказаться (тем более сидеть) рядом с ней, не задав обязательного вопроса, не хочет ли она танцевать. Если джентльмен рассеянный, девушка может напомнить о своем существовании деликатным покашливанием или каким-нибудь сторонним вопросом. Пусть сам помнит правила приличия.

My heart: Мне бы хотелось узнать, какая музыка была популярна во второй половине 19 века, кого слушали…Кто пел в опере, что «пели» и что нужно было закончить, что бы петь в опере. Заранее спасибо)))

deicu: Боюсь, что "вторая половина 19 века" для определения, какая музыка была популярна, - слишком длительный период. Сменилось несколько музыкальных стилей. Да Вы хоть в Гугле посмотрите, хотя бы биографии основного набора композиторов, сами удостоверитесь. То же и "кто пел". Аделина Патти пела в опере с 1859 года, Эмма Невада - с 1880 (лондонский дебют), Ада Палмер - с 1888 г. (правда, как раз в Англии ее почему-то не любили). Неопределенный период, как выбирать? Консерватории в Европе были. Парижская была основана в 1784 году, в Милане в 1807, в Неаполе в 1808, в Праге в 1811, в Вене в 1817... Вы опять же не специфичны, но если Вас интересует Англия, то Королевская Академия музыки (Royal Academy of Music) основана в 1822, королевскую хартию получила в 1830, а Королевский музыкальный колледж (Royal College of Music) - в 1882 году (как Национальная школа обучения музыки, National Training-School of Music). Если шире - Великобритания, то Королевская ирландская академия музыки основана в 1848 г., а Королевская шотландская академия музыки и драмы - в 1890. Но, строго говоря, консерваторию заканчивать было не обязательно. Та же Аделина Патти пела с семи лет в концертах, и с 16 лет - в опере (она была дочкой певца и певицы). Многие учились индивидуально у оперных певцов, перенимали опыт непосредственно, так сказать.

Эрика Легранж: Королевская Академия музыки могли ли там учиться женщины?

deicu: Эрика Легранж пишет: могли ли там учиться женщины? Да. Все упомянутые (и неупомянутые) консерватории создавались по образцу парижской Conservatoire, все принимали и мужчин, и женщин для обучения. Правда, их обучали раздельно, не было смешанных занятий. При этом женский состав студентов мог изучать вокал, клавишные или арфу, но, скажем, не теорию музыки (из них не готовили композиторов или дирижеров). Да и духовые инструменты для женщин считались неподходящими. Учителя, как правило, были мужчины, а женщины - редко; в той же парижской консерватории отмечено 26 преподавательниц за период с 1795 по 1859 (а общее число преподавателей за этот период составило 345), да и преподавали они опять же пение, клавишные или сольфеджио. Кроме того, ожидалось или требовалось, что обучающуюся девушку будет обязательно сопровождать компаньонка (chaperone).

My heart: deicu, Спасибо большое за информацию)))) Если можете подскажите))) Меня интересуют 1855-1865 года...(в этих диапозонах) По задумке девушка должна вернуться в Англию из другой страны и для удовольствия она будет петь в опере)))Вот никак не могу решить, что она заканчивать будет и откуда приедет...

deicu: Интересное десятилетие! Если бы дело происходило в Париже, я бы, наверное, не удержалась – отправила Вашу героиню петь в "Буфф" у Оффенбаха – но у Вас Лондон, да и опера… Вошел в полный расцвет талант Верди ("Трубадур", "Травиата" и много всякого по мелочи – он в основном и работает по заказам из-за границы, не в родном Ла Скала), нельзя пройти мимо "Фауста" Гуно, вообще французов. Когда в 1858 году лондонский Ковент-Гарден (Королевский итальянский оперный театр) открывался отстроенным после пожара 1856 года, пели "Гугенотов" Мейербера (причем по-итальянски, принцип у них такой был; на языке оригинала петь стали разве под конец века), солировали Джулия Гризи и Джованни Марио. Аделина Патти, величайшее сопрано, в 1861 году (ей было тогда 18 лет) спела на сцене Ковент-Гарден Амину в "Сомнамбуле" Беллини и сразу воцарилась на сцене. Еще там же работали Полина Лукка, Малибран (вот кто!), Требелли, из мужчин – Гассье (до самого 1871 года), какой был сразу и Мефистофель, и Фигаро (и Моцарта, и Россини), еще пели Николини и Тамберлик. В Гугле полно оперных либретто – находите подходящую роль под голос Вашей героини. Что у нее – колоратура, меццо? Да и почему именно опера? В 1862 году Верди представлял итальянских музыкантов на Лондонской всемирной выставке и специально для нее написал кантату. И там можно спеть. А может, Вашей героине понравились педагогические идеи "Музыкальной ассоциации сольфеджио", которую основал в 1853 году Джон Кервен (тогда ему было 36 лет, чем не вспомогательный герой? ), и она загорелась им помочь? Обучение в разных консерваториях по разным странам было очень распространено; если Вас не устраивают упомянутые - то можно Брюссель (с 1832), Лейпциг (1843), Кельн (1845), Дрезден (1856), Берн (1857)... Все они были по образцу парижской. Страну выбирайте ту, которую можете лучше описать - уже знаете или собираетесь изучить. Ведь та же самая история и с оперой. Подумать только, такое сложное пение - и для удовольствия! Тут ведь как: если Вас не привлекает оперная музыка, то совершенно серьезно не советую Вам ввязываться – очень уж специфическая область. Подумайте; как я понимаю, Вы еще не совсем определились со своим произведением. В любом случае приятно видеть автора, выбирающего для описания средний класс ; а то, бывает, так много титулованных героев, что в глазах рябит.

My heart: deicu, спасибо Вам большое!!! Вы так помогли и информацией и советом))))

It is just dream: Скажите, а какую музыку слушали и любили исполнять в середине XIX века - Англия, Франция?

deicu: Хмм... Если желаете получить вразумительные ответы, задавайте _конкретные_ вопросы. В середине XIX века, как и в начале XXI, разные люди любили слушать и исполнять разную музыку. Инструментальную и вокальную, классическую и популярную, авторскую и народную. Полная характеристика музыкальных вкусов - вдобавок различных социальных слоев в двух странах с неодинаковым культурным наследием - предмет для многотомной монографии. Вы ведь не ожидаете, что посетители форума такую напишут?



полная версия страницы