Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » История Англии. Тюдоровский период. » Ответить

История Англии. Тюдоровский период.

Цапля: Здесь мы собираем интересные сведения об этой неоднозначной и весьма любопытной эпохе в истории Англии. Правление одной из самых одиозных (но неизменно привлекающей внимание писателей и кинематографистов) фигур английской монархии - Генриха VIII - ознаменовалось расцветом английского Возрождения, Реформацией, развитием науки и искусства, казнью великого гуманиста Томаса Мора, возвышением и гибелью идеолога английской Реформации Томаса Кромвеля, непрестанной борьбой католиков и гугенотов (за власть, за влияние на короля, и за жизнь ). Все о династии, о религии, о культуре и о быте того времени. В одной теме.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

Хелга: Есть сайт по Тюдорам, там собрано все компактно и коротко. Но сайт на английском. Если есть желающие помочь и попрактиковаться в переводе, были бы очень признательны. http://www.historyonthenet.com/Tudors/tudorsmain.htm

Цапля: Хелга Спасибо тебе! Присоединяюсь к просьбе - если найдутся желающие помочь с материалами для нашего форума и смутных пока еще задумок новой литературной игры, были бы признательны всем, кто пожелает перевести статьи о царствовании Генриха VIII и Реформации.

Хелга: Цапля пишет: Читаю с удовольствием - так легко и интересно написано. Тоже с удовольствием... С ума сойти, в историю куда не углубись, столько завлекательного... Как сутки растянуть? Продолжение следует...


Цапля: Хелга пишет: Продолжение следует... Дожидаясь продолжения, пока запощу информацию о любопытном политическом деятеле времен правления Генриха VIII. Итак, Томас Уолси. Характерный штрих , характеризующий эпоху (хотя может быть, не только эту, но сам факт весьма показателен) . В окружении Генриха появлялись и достигали пика своей политической власти люди из низов, пробившиеся лишь благодаря собственной неординарности. Статья из Википедии Сын мясника из Ипсвича. Учился в Оксфордском университете. В 1498 г. принял сан. Благодаря связям в придворной среде попал в круг приближённых Генриха VII, а в 1507 г. стал его духовником. После вступления на престол Генриха VIII поощрял его страсть к развлечениям, сосредоточив в собственных руках основные нити государственного управления. За два десятилетия своего нахождения в фаворе Уолси нажил баснословное состояние. В области внешней политики Уолси видел Англию в роли «арбитра», надзирающего за положением дел в континентальной Европе. После удачных боевых действий во Франции (1513) кардинал пытался примирить французского монарха с английским, для чего устроил их встречу на Поле золотой парчи. В 1520 г. он сопровождал своего короля на встречу с императором Карлом V, а три года спустя направил отряды английских рыцарей на помощь последнему в его боевых действиях против Франции. В 1528 г. выступил против императора на стороне французов. Подобная беспринципность привела в конечном счёте к дипломатической изоляции Англии в Европе. Уолси до такой степени увлёкся дипломатическими интригами, что в значительной степени передоверил проведение реформы английской церкви своим советникам. В целях финансирования боевых действий на Континенте ввёл целый ряд непопулярных налогов и закрыл 29 монастырей, а из избыточных доходов построил дворец Хэмптон-корт и заложил Christ Church College в Оксфорде. Не добавляли ему популярности и слухи о далеко не благочестивых подробностях его личной жизни: несмотря на обет целибата, Уолси не скрывал наличия незаконнорожденных сына и дочери. Волюнтаризм худородного кардинала вызвал крайнее недовольство не только среди простолюдинов, но и высших слоёв знати, которые убедили короля, что Уолси находится на содержании французского правительства. Кардинал попал в опалу в связи с отказом папы санкционировать развод короля с Екатериной Арагонской, лишился своих титулов и был взят под стражу, однако умер прежде свидания с королём. Его непопулярность среди разных сословий облегчила распространение в Англии протестантских настроений. На смену Уолси в роли первого советника короля пришёл Томас Кромвель. А вот здесь гораздо более подробно о честолюбивом кардинале. Правда, мне кажется, существуюет явный перекос в протестантизм, а я я католической религии более привержена Делаем скидку на религиозные пристрастия автора: Долгое время британские историки были убеждены, что Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории. Развивая либеральные протестантские предрассудки, некоторые даже заявляли, будто это был решающий момент во всей истории Запада. Например, Джеймс Фроуд (James Froude) писал: "Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества".[1] В пику заявлениям о ее всемирном значении утверждалось, что английская Реформация оказала особое влияние на самих англичан. Такая характеристика является умеренным выражением лозунгов, под которыми официально происходила Реформация. Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом.[2] Вполне очевидно, что близкий к экстазу восторг английской Реформацией со стороны патриотически настроенных сынов Британии уравновешен абсурдным сведением Реформации к "личным интересам короля" и ясным глазам Анны Болейн. Желчный Вольтер съязвил: "Англия порвала с папой из-за того, что король Генрих влюбился". Истина об английской Реформации находится где-то между этими восторженными дифирамбами и клеветой. Весьма сложной является задача выбора важнейших фактов и, насколько позволяет краткая форма нашего повествования, правдивое их изложение, выявление уникальных особенностей английской Реформации, а также характеристик, роднящих ее с Реформацией на континенте, и наконец, оценка ее исторического значения. По иронии судьбы, стремление английского народа к миру и безопасности сыграло не последнюю роль в беспорядке, к которому привела Реформация. После затянувшейся кровавой борьбы между сторонниками Йорков и Ланкастеров в Войне Алой и Белой Розы, Англия мечтала о спокойствии и процветании. Однако безопасность государства зависела от мудрого правления монарха и упорядоченного престолонаследия. Этим фактом объясняется широкое одобрение действий Генриха VII по укреплению королевской власти, а также всеобщее одобрение попыток короля обеспечить наличие наследника мужского пола путем замены королевы. В 1509 году с огромным энтузиазмом англичане приветствовали коронацию молодого Генриха VIII. Страна ожидала многого. Его отец Генрих VII (1457-1509) был основателем династии Тюдоров. При содействии французов, Генрих VII высадился в Милфорд Хевен (Milford Haven), на территории уэльских союзников. 22 августа 1485 года в знаменитой битве при Босворте, благодаря измене Ричарду III сэра Стэнли, он одержал победу и убил йоркского короля. 30 октября того же года в Вестминстерском дворце состоялась его торжественная коронация. Он женился на Елизавете, старшей дочери короля Эдуарда IV, соединив, таким образом, на супружеском ложе красную и белую розы и устранив все предпосылки для продолжения гражданской войны. Однако заговоры и мятежи продолжались, и правление его было далеко от мирного. Обратясь к свадебной дипломатии, он женил своего старшего сына Артура на Екатерине, дочери короля Испании Фердинанда и королевы Изабеллы. Две дочери Генриха VII стали заложницами международной безопасности - Маргарита была выдана за короля Шотландии Якова IV, а Мария обручена с королем Франции Луи XII. Правление кардинала Уолси Эразм был весьма впечатлен талантами юного принца Генриха (1491-1547), которого в 1499 году увидел при дворе мальчиком. Воспитанный в духе Возрождения под руководством таких наставников, как поэт Джон Шелтон, Генрих был замечательным юным мыслителем, одаренным лингвистом, талантливым музыкантом, прекрасно эрудированным теологом-любителем, атлетом, наездником и охотником. С детства ему поклонялись как идолу, и потому он вырос сознательным и убежденным эгоистом. После смерти в 1502 году его старшего брата Артура, Генрих стал надеждой династии. По кончине отца 22 апреля 1509 года, Генрих взошел на престол. По словам епископа и историка Уильяма Стаббcа (William Stubbs), он был "человеком безудержного эгоизма, человеком, о котором мы можем сказать... что он был королем, королем до мозга кости, и никем кроме короля. В отношении же английской церкви он желал быть папой или кем-то больше папы".[3] В возрасте всего двенадцати лет он обручился с Екатериной Арагонской, вдовой своего старшего брата Артура, которая была почти на семь лет старше его. Церковный закон запрещал жениться на вдове брата, однако папа Юлий II выдал специальное разрешение на этот брак. Эразм воспел брак Генриха и Екатерины как идеальный пример любви и целомудрия. В первые два года правления Генриха государственными делами занимались умеренный Ричард Фокс и архиепископ Уаргам (Warham), в то время как Генрих развлекался. Однако вскоре утвердился у власти умный и безжалостный кардинал Томас Уолси (1471-1530), один из замечательнейших государственных деятелей Британии. Будучи амбициозным, надменным и властным человеком, Уолси сочетал великолепные качества со склонностью к авантюризму. Городские документы Саффолка (Suffolk) свидетельствуют, что Уолси был сыном мошенника-мясника, который время от времени конфликтовал с законом из-за недовеса, продажи несвежего мяса и скверного содержания своего дома. Уолси спасла целеустремленность и социальная активность, а также Церковь и Оксфордский Университет. Жестоко, но и небезосновательно враги могли сказать о нем: "Рожденный мясником, но вскормленный епископом, как высоко Его Высокопреосвященство вознес свою надменную голову!" Способный выпускник Уолси стал управляющим Колледжа Магдалены и сразу проявил необычайные административные способности. Призывая к активно направленной против Франции иностранной политике в альянсе с испанским королем Фердинандом, Уолси привлек внимание молодого короля Генриха, который в 1515 году назначил его канцлером. В 1518 году Лев X сделал его архиепископом Йоркским, кардиналом и legatus a latere, т. е. представителем папы одновременно в Йорке и Кентербери. Будучи канцлером и легатом, Уолси сосредоточил в своих руках как государственную, так и церковную власть, хотя король Генрих VIII всегда участвовал в определении политического курса Великобритании. Склонный к авантюрам в личной жизни, Уолси рисковал и во внешней политике. В союзе со своим тестем Фердинандом, Генрих стал членом Священной лиги папы Юлия II (1511), созданной с целью выдворить Францию из Италии. Он вынудил Францию отозвать войска из Наварры, которую завоевывал Фердинанд. В 1513 году Генрих пересек со своей армией пролив, лично руководил успешными осадами Теруана и Торнау и принял участие в битве при Гунгете (Guinegate). Уолси успешно руководил кампанией и в августе 1514 года заключил перемирие с Францией. Тем временем король Шотландии Яков IV воспользовался моментом, пока Генрих был занят Францией, чтобы захватить север, но погиб в битве при Флодене (Flodden). С восшествием на французский престол в 1515 году молодого короля Франциска I противостояние между Англией и Францией возобновилось, что привело к восстановлению естественного союза Англии с Испанией. Фердинанд умер в 1516 году, а в 1519 году умер император Максимилиан, объявив своего внука Карла V наследником всех владений Габсбургов. Теперь Уолси совершил новый ход, сделав Генриха арбитром в споре между Габсбургами и Валуа. Чтобы заручиться благосклонностью Генриха, Карл перед своей коронацией приехал в Кент. В 1520 году Франциск искал с ним дружбы, но задел самолюбие Генриха, опрокинув его на землю в турнирном поединке. В 1521 году на конференции в Кале Генрих наслаждался лучшим моментом своей жизни, выступая в роли европейского судьи. В 1522 и 1523 годах он организовал бесцельную и непопулярную экспедицию в Европу. Поддержка Генрихом Карла V нарушила баланс сил, и за несколько лет Карл достиг высочайшего успеха, пленив при Павии Франциска (1525). Удача вознесла Испанию на новые высоты, что нарушало планы Генриха, уже пресытившегося браком с тетей Карла V Екатериной. Постепенно Генрих стал смотреть на внешнюю политику Уолси с большим недоверием, а затем и раздражением. Внутригосударственные проблемы при Уолси были экономическими последствиями его действий на континенте. В начале двадцатых годов шестнадцатого века английская экономика оказалась зажатой между падением спроса на шерсть (компенсированным растущим производством и экспортом текстиля) и ростом цен на товары. К концу десятилетия экономическая ситуация усложнилась. "Деньги - сухожилия войны", - говорили древние. Предприятия Уолси на другом берегу Ламанша требовали финансовых затрат. В 1523 году канцлер счел необходимым созвать парламент и просить у него субсидий. Сэр Томас Мор был тогда спикером Палаты общин. Парламент отказался предоставить деньги, и Уолси был вынужден произвести займы, которые не прибавили ему популярности. В 1526 году, пытаясь улучшить финансовую ситуацию, он прибег к чеканке новых денег и снижению их номинальной стоимости. Как церковный руководитель, кардинал Уолси имел великолепные планы реформ. Он распустил двадцать восемь мелких и неукомплектованных монастырей, чтобы направить их средства на основание новой школы в Ипсуиче, а также собственного колледжа в Оксфорде, который позднее получил наименование Церкви Христа. Сам он, однако, не мог стать вдохновителем реформ, поскольку, имея множество приходов, являл пример одного из величайших в церкви нарушений. Уолси был архиепископом Йоркским, епископом Дюргамским и Уинчестерским, аббатом Сент-Альбанским, представителем не проживавших по месту иноземных епископов Уорсестерского, Сэлсберского и Ландавского (Worcester, Salisbury & Landaff). Своего непутевого сына он сделал деканом Уэльским, архидиаконом Йоркским и Ричмондским, держателем двух ректорий, шести пребенд и одной канцлерской должности. Но при этом Уолси также обладал и положительными чертами: часто защищал простых людей от притеснений сильных мира сего, пытался препятствовать огораживанию общинных владений, сгонявшему крестьян с земли, проявлял большую терпимость к нетрадиционным мнениям. За время его правления не был сожжен ни один человек. В конечном счете Уолси потерпел крах, однако не из-за собственных дел, а потому, что не смог добиться от папы расторжения брака короля Генриха. Екатерина родила множество детей, но выжила только одна девочка, Мария. В Англии еще не правила ни одна королева, кроме королевы Матильды, власть которой в незапамятные времена оспаривал Стефан. Разговоры о "разводе" начались в 1514 году, когда в отношениях с Фердинандом возникла напряженность. В 1526 году, когда Екатерине исполнился сорок один год, а Марии десять лет, стало очевидно, что королева не родит Генриху наследника мужского пола. Спокойствию в королевстве угрожала опасность, поскольку мир зависел от упорядоченного престолонаследия. Тем временем Генрих воспылал страстью к фрейлине королевы, темноглазой Анне Болейн. Однако вопрос престолонаследия волновал его больше плотского вожделения, для удовлетворения которого при дворе существовало множество возможностей. Уолси попытался договориться с папой Климентом VII о расторжении брака Генриха и Екатерины. Основанием для расторжения брака должны были стать те же законы о родстве, от которых их первоначально освободил папа Юлий II, чтобы сделать брак возможным. Согласно книге Левит 18:6-18, брак невозможен в случае пятой и даже шестой степени родства. В Левите 20:21 написано: "Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они". Уолси убедил Генриха, что Рим разрешит развод, и первоначально папа Климент был к этому расположен. В Англию с необходимыми полномочиями отбыл кардинал Кампеджио (Campeggio). Затем дела неожиданно приняли иной оборот, потому что Карл V разбил Франциска, и в 1527 году его войска штурмовали Рим. Под давлением Карла, племянника Екатерины, папа отказался расторгнуть брак. Когда Кампеджио отозвали из Англии, а дело направили в Рим, Генрих тайно развелся при помощи английского суда, а кардинал Уолси оказался в опале. По иронии судьбы, Уолси арестовали в соответствии с судебным предписанием praemunire по обвинению в том, что, состоя в должности папского легата, он являлся иностранным агентом. Он умер по пути на суд. Трагедию его падения вероятно лучше всего описал Шекспир в Генрихе VIII, вложив в уста Уолси слова: О если б Богу моему служил в полрвения, С которым королю служил! Он не оставил бы меня в моих летах Раздетым пред врагами.

Milagro: Хелга спасибо огромное и за ссылку, и за переводы. Это одна из моих любимых эпох

Хелга: Milagro пишет: Это одна из моих любимых эпох Замечательно, очень бурная и революционная эпоха. Я только выкладываю сканированный с книги текст, к переводу, само собой, не имею отношения.

Галина: Хелга пишет: Если есть желающие помочь и попрактиковаться в переводе, были бы очень признательны Я не смогу помочь с переводом, но могу править и "причесывать" сканированный текст. Если надо, готова помочь. А тема очень любопытная. Спасибо.

Milagro: С переводом я могу помочь, по мере сил.

Хелга: Галина пишет: но могу править и "причесывать" сканированный текст. Спасибо, это замечательно! Тогда попозже напишу вам в личку и договоримся, хорошо? Milagro Спасибо! Не сделаете ли перевод вот этой страницы? http://tudors.crispen.org/tudor_women/index.html

Milagro: Хелга Хелга пишет: перевод вот этой страницы Ок К завтрашнему вечеру устроит?

Хелга: Milagro пишет: К завтрашнему вечеру устроит? Сроки не ограничены. Главное, чтобы вам было комфортно.

Milagro: Все жены Генриха VIII были замечательными, уникальными индивидуальностями не только по своим личным качествам, но и по тому, что им пришлось пережить. Несмотря на занимаемое ими королевское положение, реальная власть их была стеснена ограничениями, налагаемыми на всех женщин той эпохи. И чтобы понять этих женщин, мы должны понимать эти ограничения. КОНЦЕПЦИЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ Женщин с рождения приучали к мысли о том, что они во всем хуже мужчин Концепция неполноценности женщины возникла еще до появления христианства, но в периоды Средних веков и Возрождения общество подчинялось диктату церкви в такой степени, что современному европейцу трудно вполне себе это представить. Церковь же, в свою очередь, следовала идеям женоненавистника Св. Павла. Женщинам внушалось – и они сами в это верили, - что они являются орудиями дьявола. Женщина была причиной первородного греха, увлекавшего мужчин прочь от Бога и спасения души. Женщина считалась единственным несовершенством в творении Создателя. «Женщина в самом совершенном своем виде создана для того, чтобы прислуживать и подчиняться мужчине», писал Джон Нокс в своем сочинении «Первый трубный глас против чудовищного засилия женщин», 1558 ВЗРОСЛЕНИЕ Девочки и девушки были практически лишены какой-либо личной свободы. В тюдоровской Англии вся жизнь строилась вокруг религии, и девочек растили в беспрекословном подчинении родителям. Девочек учили, что их единственное предназначение – выйти замуж и рожать детей. Они приучались к мысли, что богом им заповедано неукоснительно повиноваться мужу и молча слушаться его во всех вопросах, так же как они слушались родителей в своем родном доме. ОБРАЗОВАНИЕ Только четыре из шести жен Генриха VIII получили какое-либо формальное образование: Екатерина Арагонская, Анна Болейн, Анна Клевская и Екатерина Парр. Джейн Сеймур и Екатерина Говард были лишь обучены грамоте. Большинство людей в первой половине 16-го столетия были убеждены, что женщинам образование не нужно. Сохранялись средневековые понятия о том, что обучение женщин грамоте приведет к тому, что те станут попусту тратить время и силы на любовные письма. Впрочем, были и исключения. Сэр Томас Мур следил за образованием своих дочерей. Леди Джейн Грей отличалась настоящей ученостью («для женщины»). И Екатерина Арагонская, и Екатерина Парр были образованы и, несмотря на это, считались добродетельными. Сама идея образования для женщин была порождением эпохи Ренессанса. Образованность была доступна только женщинам из богатых и знатных семей, и служила воспитанию жен в духе религиозных и нравственных правил. Такое образование не имело цели стимулировать независимое мышление или самостоятельность в делах. Большинство девочек обучалось нужным для жены навыкам: ведению домашнего хозяйства, шитью, знанию целебных трав и растений, приготовлению пищи и сознанию своего долга перед будущим супругом. Но наиболее важным было обучение строгим религиозным правилам. Получающие образование девушки в основном обучались учителями, которых нанимал их отец либо опекун. Такие учителя были, как правило, лицами духовного сословия и их основной задачей было накрепко закрепить в сознании учениц религиозные догмы. ОБРУЧЕНИЕ Для девушек из высших классов мужья подбирались их отцами или другими родственниками-мужчинами. Очень немногие из мужчин и женщин знатного происхождения могли самостоятельно выбирать себе супругов. Браки устраивались исходя из политических причин с целью скрепить альянсы, ради денег, земель или положения, или для того, чтобы наладить связи между двумя семьями. Идея брака по любви считалась странной и глупой. Королевские браки заключались преимущественно ради получения политических, военных или финансовых выгод. Иногда случалось так, что жених и невеста впервые встречались в день собственной свадьбы. Короли посредством брака заключали альянсы с другими правящими домами, а не женились на объекте любви. Когда Эдуард IV женился по любви на Элизабет Вудвилл, происходившей из незнатной семьи, скандал потряс всю Европу. Когда же его внук Генрих VIII взял в жены 4 женщин некоролевской крови, никто и слова не сказал – возможно, из-за растущего английского чувства превосходства. Комментарии вызвало то, что на большинстве своих жен он женился по любви, что было не принято. Но можно сказать, что эти браки были также и политическими, поскольку при дворе Генриха VIII существовали противостоящие друг другу круги, искавшие выгоды через различные союзы своего господина. Переговоры, связанные с заключением королевского брака, часто занимали много лет. Обычно они начинались, когда один или оба из возможных будущих супругов были еще детьми. Ритуал ухаживания между королевскими особами заключался в формальных посланиях с признаниями в любви и символических подарках, обычно драгоценностях. Как правило, из-за расстояния пара не могла встречаться, так что королям приходилось полагаться на описания послов и портреты, написанные придворными живописцами. Иногда это выходило боком, как в случае с Анной Клевской: Генриху понравился ее портрет кисти Гольбейна, но совсем не понравилась сама Анна. Определенных возрастных ограничений для вступления в брак не существовало, случались и браки между детьми. Обычный брачный возраст был около 14 лет. В возможностях деторождения в таком возрасте никто не сомневался, поскольку средняя продолжительность жизни женщины в то время составляла около 30 лет. Все, кроме одной, жены Генриха VIII считались женщинами среднего возраста на момент их венчания с ним. Екатерине Говард было 15 лет – вполне обычный возраст для замужества. Пересуды возбудило то, что самому Генриху было 49. Помолвка между представителями двух королевских домов называлась предварительным контрактом. Условия и сроки описывались официальным договором. Для остальной знати такие предварительные соглашения заключались в письменной форме либо устно в виде высказанного в присутствии свидетелей намерения вступить в брак. Приданое, или имущество жены, как правило играло существенную роль. Оно могло представлять собой земли, деньги, драгоценности, предметы домашнего обихода или комбинацию всего названного. Возможности девушки выйти замуж зависели больше от богатства и социального положения ее семьи, чем от ее красоты или дарований (хотя привлекательная внешность и приятные манеры тоже были не лишними). Предварительное соглашение о браке (брачный контракт) включало в себя пункт, описывающий права супруги после смерти мужа – сумму, определенную ее мужем или отцом для покрытия ее расходов на жизнь в случае вдовства. Даже оставшись вдовой, женщина не получала прав распоряжаться этими средствами, если она возвращалась в дом отца или выходила замуж повторно. БРАК После того как заключался брачный контракт, для осуществления брака оставалось только вступить в сношения его участникам. Хотя некоторые и в самом деле шли в церковь и приносили обеты, многие этого не делали. Секс до свадьбы запрещался, хотя вопреки запрету такое порой происходило даже среди высших классов. К примеру, Екатерина Говард, пятая жена Генриха VIII, вела половую жизнь до свадьбы. После свадьбы она также имела любовника, что являлось государственной изменой, за которую ей и отрубили голову. От мужчин ожидалось и даже требовалось, чтобы они вели сексуальную жизнь до брака. Женщины, которые делали то же самое, становились изгоями и теряли все шансы на приемлемое замужество. Венчание проходило по древнему католическому обряду в присутствии как минимум двух свидетелей. Сама церемония производилась на паперти, и затем перед алтарем читалась венчальная служба. По обряду от невесты требовалось принести клятву быть «благоуханной и дебелой в постели и за столом». Примерный смысл этого означал быть приятной и жизнерадостной. Генрих VIII венчался со всеми своими женами приватно. Только его свадьбы с Екатериной Арагонской, Джейн Сеймур и Анной Клевской отмечались публично после проведения обряда. Публичные королевские свадьбы были обычной практикой вплоть до времен Генриха VIII. Когда Екатерина Арагонская выходила замуж за Артура Тюдора в соборе Св.Павла, по улицам шли процессии и раздавались приветственные крики собравшихся толп народа – весьма похоже на свадьбу леди Дианы Спенсер с принцем Уэльским через почти 500 лет. После церемонии проводилось празднование с танцами. Непристойные шутки были обычным делом. Новобрачные торжественно укладывались в постель при гостях, и обычно брачное ложе благословлялось священником. Затем пару оставляли наедине для осуществления их супружеского союза. После того как брак был консумирован, на супругов смотрели как на единую личность. Сэр Томас Мур говорил, что союз между полами должен рассматриваться как подобный заключенному богом союзу их душ. Религиозные доктрины утверждали, что секс низок и греховен, и только святое таинство брака могло сделать «проклятый акт» чистым и безгрешным. О сексе в браке можно было не рассказывать на исповеди, однако церковь учила, что секс должен служить только для рождения детей, чтобы передать слово божье следующим поколения, а не для потворства плотской похоти. Бытовало общее мнение, что приемлемо и пристойно только то, что мы сейчас называем миссионерской позицией. Верили, что только в этой позиции можно зачать мальчика. Также верили, что мужская сперма является семенем одного отдельного человека, как желудь – зародышем целого дуба. Женщина, таким образом, служила почвой – местом, где данное семя должно быть посажено и выращено. Во времена Тюдоров идея брака была подчинена тому, что называлось божественным порядком. Бог управлял миром, король – страной, а муж – семьей. Как подданные подчиняются королю, жена обязана была подчиняться своему мужу и господину. Мужчины ожидали, что, повелевая женой, обеспечат себе ее любовь и поклонение. Они верили, что мужчине подвластно сделать женщину такой, какой он хочет ее видеть. Любящая, добродетельная и послушная жена, в их мнении, была даром божьим. Для женщин, даже королев, это означало полное подчинение и порабощение мужем, который зачастую был домашним тираном. Для женщины вступление в брак означало большие перемены и приспособление, и для королевы даже больше, чем для любой другой: ведь ей приходилось предпринять опасное путешествие в незнакомую страну к незнакомому человеку, навсегда оставив позади свои дом, семью и родину. Жена короля могла пользоваться властью и влиянием, как Екатерина Арагонская и Анна Болейн, но вся эта власть исходила от ее мужа. У нее не было никаких полномочий или свободы кроме тех, что он позволял ей иметь. Без него она была ничем. Королева-консорт (*нецарствующая супруга короля) по сути являлась женой-домохозяйкой высшего порядка, номинально имея обширное хозяйство с множеством поместий, приносящих огромные доходы. У нее имелись армии служащих, управляющих этими имениями за нее, и королева распоряжалась только тем доходом, который был выделен ей королем. Она не могла производить никаких сделок без его согласия. На самом деле, любые решения, от финансовых вопросов до домашних, требовали его одобрения. Обычно у королевы был круг частных советников, назначенных королем для присмотра за ней и донесения ему сведений и суждений о ее делах. Основной обязанностью королевы было рождение наследников для продолжения династии. Она также должна была служить моральным примером для двора и королевства, будучи образцовой женой, преисполненной достоинства и добродетели. Обмануть эти ожидания означало навлечь на себя несчастье, как пришлось узнать Анне Болейн и Екатерине Говард. Екатерина была порочна и до, и во время брака. Анна, по моему мнению, после свадьбы не изменяла, однако, ее нескромность, неосмотрительность и заносчивость привели к тому, что людям стало легко поверить и в ее аморальность. ДЕТОРОЖДЕНИЕ Основной функцией королевы, как и жен мужчин более низкого положения, было рождение сыновей для продолжения рода мужа. Зачастую женщины беременели из года в год. Многие женщины и младенцы умирали при родах, и беременность и деторождение были чрезвычайно опасным делом. Будущей матери приходилось не только готовить приданое и детскую для новорожденного, но и устроить, чтобы кто-то позаботился о ребенке в случае, если она умрет родами. Даже в случае благополучного исхода мать могла остаться с пожизненными травмами. Медицина была на столь низком уровне, что даже врачи, которых обычно призывали только при осложнениях, не обладали нужными знаниями о том, как помочь или хотя бы поставить диагноз. Прибавьте к этому еще почти полное отсутствие элементарных понятий о гигиене, и вы начнете понимать, почему так много женщин умирало. Большое количество детей умирало при рождении или вскоре после него. Из выживших при рождении меньше половины доживало до взрослого возраста. Не буду вдаваться в лекции по сравнительному акушерству и педиатрии, но: Детей кормили неподходящей едой (понятие о здоровом питании отсутствовало даже по отношению ко взрослым) Антибиотиков не было Не применялись кесарево сечение и щипцы Прививок не было Не хватало элементарной гигиены и санитарии, и т.д. Даже после удачных родов жизни женщине угрожала опасность. Родовая горячка, инфекции при разрывах были причинами многочисленных смертей. ОДЕЖДА Ежедневная одежда замужней женщины подчинялась строгим правилам. Волосы, до свадьбы носившиеся распущенными, должны были быть убраны под чепец и покрывало. Королевы после свадьбы могли появляться с распущенными волосами только на государственных церемониях, когда носили корону. Волосы подстригались только при уходе в монастырь. Екатерина Арагонская и Анна Болейн имели волосы длиной гораздо ниже поясницы. Вдовам полагалось носить вдовий чепец и повязку вокруг лица, проходившую по подбородку (barbe). Этот обычай постепенно был забыт в ходе реформации. Рукава даже у летних платьев доходили до запястий. Платья всегда были длинные, в пол. Женщины также носили тесный корсет из кожи или даже дерева, делающий грудь плоской. При этом платья могли иметь прямоугольный вырез, открывающий верхнюю часть грудей, и это мало кого удивляло. Одеяния королевы был еще более неудобными. Сшитые из дорогих тканей, часто с вышивкой и усыпанные драгоценными камнями, платья королевы были громоздкими и очень тяжелыми. Царственная королевская осанка была не только данью привычке, но и вынужденной необходимостью. ЗАКОНЫ После свадьбы тело и имущество женщины становились собственностью ее мужа и закон позволял ему делать с ними все, что заблагорассудится. Неверность со стороны жены была недопустимой. Генрих VIII посчитал неверность королевы государственной изменой, поскольку под угрозу было поставлено продолжение династии на троне. Неверная жена пэра также могла быть казнена, если король одобрял прошение ее мужа о предании изменницы смерти. Женщина, убившая своего мужа, считалась виновной в обычной измене, а не в убийстве. Наказанием за это была смерть на костре. Если жена вызывала недовольство мужа по любому поводу, реальному или надуманному, он мог выгнать ее из дома в чем была. И она не имела права подать в суд. *От переводчика: тут забавная игра слов, возможно, ненамеренная – redress (компенсировать, возместить) можно прочитать как re-dress (переодеться, сменить наряд). Побои жен были обычным делом и считались заслуженным наказанием для оплошавшей или непослушной супруги. Разводы были редкостью и давались парламентом в единичным случаях. Аннуляция брака производилась церковным судом или Папой Римским. Брак мог быть аннулирован в следующим случаях: неконсумированный брак, близкая степень родства, сумасшествие супруга или более ранний брачный контракт с другой персоной.

Milagro: Milagro пишет: Бытовало общее мнение, что приемлемо и пристойно только то, что мы сейчас называем миссионерской позицией. Верили, что только в этой позиции можно зачать мальчика. Это место меня привело в восторг. Сразу вспомнились пять мисс Беннет при отсутствии наследника. М-р Беннет, однако, был затейник

Хелга: Milagro Спасибо огромное за перевод! Сколь нелегкая была судьба у средневековой женщины. И речь идет о высших слоях общества, что ж говорить о низших... несколько успокаивает лишь то, что женщины думали так и смирялись со своей участью. Хотя, вероятно не все.

Milagro: Хелга мне самой нтересно было Хелга пишет: Сколь нелегкая была судьба у средневековой женщины. И речь идет о высших слоях общества, что ж говорить о низших... Да уж, "женщина - негр этого мира". Вот так почитаешь, и возможность носить красивые платья с корсетами уже не так уж прельщает Хелга пишет: успокаивает лишь то, что женщины думали так и смирялись со своей участью. Хотя, вероятно не все. Отнюдь не все. недаром такое количество замечательных и в положительном, а чаще в отрицательном (а то и в обоих) смыслах было в ту эпоху. Рулили, и будь здоров как. Если удавалось. Главное - головы не терять

Хелга: Milagro пишет: Рулили, и будь здоров как. Если удавалось. Главное - головы не терять Рулили, конечно. Но это единицы. Основная масса не доживала и до 30-ти... Milagro пишет: Вот так почитаешь, и возможность носить красивые платья с корсетами уже не так уж прельщает Это же не платья, а душегубы. Нет, ни за что бы не хотелось.

bobby: Хелга пишет: Это же не платья, а душегубы. Точно! Как представишь деревянный корсет... Milagro Спасибо за перевод.

Калина: Milagro Господи, как же хорошо мы живем! 30 лет - средняя продолжительность жизни, ужас-ужас Я уже долгожитель. Milagro пишет: Не хватало элементарной гигиены и санитарии, и т.д. Нас потрясает нехватка элементарных знаний в века, которые представляются нам почти дикими. Но сама практика мыть руки перед тем, как подойти к роженице, берет свое начало в середине 19 века. И венгерского врача, Земмельвайса, предложившего акушерам обрабатывать обеззараживающим раствором руки, коллеги подвергли обструкции. И отказывались делать это даже после того, как эксперимент доказал, что такой простой метод ведет к уменьшению смертности среди женщин. Milagro пишет: Короли посредством брака заключали альянсы с другими правящими домами, а не женились на объекте любви. Когда Эдуард IV женился по любви на Элизабет Вудвилл, происходившей из незнатной семьи, скандал потряс всю Европу. Уважаю Эдуарда Как всех людей, которые делают то, что никому просто не приходит в голову. Способность думать по-своему всегда привлекает

Milagro: Калина пишет: 30 лет - средняя продолжительность жизни, ужас-ужас Думаю, это с учетом детской смертности. Хотя жили они все равно недолго... Калина пишет: нехватка элементарных знаний в века, которые представляются нам почти дикими Не то слово. Да и даже чтобы элементарно руки помыть, тоже нужно было сделать самому или при услугах других гораздо более усилий...

Milagro: Хелга и Галина очень интересно! спасибо. Обычно делают акцент на политико-экономическом аспекте в масштабе страны, а вот мелкие детали изменения хозяйствования, уклада "на земле" упускаются.



полная версия страницы