Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Англиканская церковь » Ответить

Англиканская церковь

Chantal: Англиканство против католичества

Ответов - 37, стр: 1 2 All

apropos: Буду очень признательна, если кто-нибудь сможет разъяснить положение англиканской церкви и ее основные характеристики (и традиции). Меня, например, крайне интересует вопрос по поводу монастырей, например. Ведь в англиканской религии нет монастырей. Или я ошибаюсь?

Элайза: apropos пишет: Ведь в англиканской религии нет монастырей. Или я ошибаюсь? Нет, монастырей нет. Англиканская церковь возникает в XVI веке, период Реформации, когда в разных странах Европы возникает движение, направленное на отделение от католической церкви, от власти папского Рима. Но если в Германии, скажем, это движение происходило "снизу" (Мартин Лютер и его учение), то в Англии этим занялся сам король (Генрих VIII), и не в последнюю очередь по личным мотивам (папа не давал ему очередной развод.) Монастыри и сам институт монашества в Англии окончательно упразднили, если память мне не изменяет, где-то в XVII веке, при Кромвеле. Англиканская церковь считается епископальной (т.е. во главе стоит епископ, а главный церковный чин - архиепископ Кентерберийский). По богословским догматам англиканство - этакая помесь из протестантских вероучений и католицизма, есть много общего и с теми, и с другими, но в целом - нечто свое. Впрочем, я не историк, и уж тем более не историк церкви, поэтому запросто могу что-то и напутать - поэтому лучше я дам ссылочку, где можно кое-что об англиканской церкви почитать - вот здесь, к примеру.

Kate-kapella: apropos http://apropos.borda.ru/?1-10-0-00000008-000-0-0-1174162689 Вот здесь я немного писала об англиканской церкви. А вообще - в википедии хорошая статья, но у меня не получается ссылку вставить:(( В Англии монастыри упразднили давно, еще при Генрихе VIII (хотя, может часть и осталась до более поздних времен), а их земли и строения отдали знати (вспомним мистера Найтли, который владел аббатством)


Kate-kapella: Еще немного информации. Англиканская церковь, одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы ближе к католической церкви, чем у др. протестантских церквей. А. ц. является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации 16 в. (разрыв английского короля Генриха VIII с папством, секуляризация монастырей и др.) как государственная национальная церковь, возглавленная королём («Акт о супрематии», 1534); её вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. При Эдуарде VI Т. Кранмером была составлена «Книга общественного богослужения» («Common Prayer Book», 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «39 статьях» (1571) вероучение было несколько приближено к кальвинизму. А. ц., ставшая важной опорой абсолютизма, была упразднена Английской буржуазной революцией 17 в.; после реставрации Стюартов (1660) восстановлена. Главой А. ц. является король; фактически он назначает епископов. Примас А. ц. — архиепископ кентерберийский, за ним в иерархии А. ц. следует архиепископ йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в большой мере несёт государство. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финансовой олигархией и с земельной аристократией Англии. В А. ц. существует 3 направления: высокая церковь (High Church), наиболее близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и пиетизму; широкая церковь (Broad Church) стремится объединить все христианские течения (господствующее направление в А. ц.). Кроме А. ц. Англии, имеются самостоятельные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых др. странах. Общая численность англикан около 30 млн. Формально отдельные А. ц. не зависят одна от другой, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы собираются на конференции в Лондоне (т. н. Ламбетские конференции, по названию дворца Lambeth — резиденции архиепископа кентерберийского), образуя Англиканский союз церквей. А. ц. участвует в экуменическом движении. [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5]Википедия[/url] Иерархия церквей Церковь Англии

deicu: Оффтоп: deicu, спрашиваю для себя: мог ли священник поменять приход? То есть покинуть тот приход, в котором он много лет служил, а затем переехать в другое графство и принять другой? Заранее спасибо! Без единой проблемы. Я Вам даже больше скажу: во времена Дж.О. он мог и старый не бросать, и новый взять. У отца Кэтрин Морланд было два прихода (two good livings), да и у отца самой Джейн Остен... Единственное, что он был обязан сделать: взять в одном (да хоть во всех!) из приходов на жалованье помощника (curate), который бы вел положенную священнику работу - естественно, такого, который рукоположен, т.е. священник сам. Такие бедные священники, как правило, находились (помните, Эдварду Феррарсу чуть не накликали подобную судьбу) - у них не было влиятельных друзей, которые бы им предложили собственный приход. Тут фишка в том, что приходы находились в распоряжении сквайров, на чьих землях они были: вот они их и раздавали, кому сами хотели - родне жены, друзьям по университету. Бывали семейные, что называется: специально для младших сыновей. Их (в смысле, доходы с них) даже продавали: сэр Томас Бертрам вынужден был продать приход Мэнсфилда д-ру Гранту, потому что старший сын наделал много долгов, и младшему сыну (Эдмунду) достался только приход в Торнтон-Лейси, менее доходный. Важно, что священник получал приход на всю жизнь, т.е. поставить его землевладелец мог, а сместить - нет. (Только епископ, и уже за действительно серьезные вещи.) Но когда он умирал, приход освобождался, и можно было опять назначать, кого сквайр сам хотел. Так что, может быть, и причин переезжать не было, а если переезд важен, то какую-нибудь причину легко найти: новый доходнее, там дом лучше, друзья и так далее.

Miss Jane: deicu, хм, а если... хм, такая запущенная ситуация когда семейство священника получило внезапно поместье вместе с приходом? Священник мог ведь принять приход в том поместье, которое получил?

deicu: Я не хочу ограничивать полет Вашей фантазии :), но не понимаю, что Вы имеете в виду. Конечно, священник мог получить поместье (мистеру Коллинзу это светит; светило бы Эдмунду Бертраму, если бы его брат действительно умер от лихорадки), и в этом поместье обязательно есть приход - все нормально. Только этот приход занят - ведь в нем уже есть священник (не может не быть), и будет занят, пока тот не умрет. А чтобы одновременно умерли владелец поместья и действующий священник - не слишком ли сильный наезд на теорию вероятности? ;) Если же Ваша забота - мог ли помещик (будучи рукоположенным, естественно) быть священником в том приходе, который относится к его поместью, я Вам прямо скажу: от человека зависит. По закону препятствий не было; большинство людей, я думаю, не стали бы тянуть двойную лямку; но вот помню случай, когда священник получил даже не просто поместье, а титул, но сказал, что от призвания не откажется, и продолжал служить в приходе теперь уже своего, а не брата, поместья; обращались к нему "преподобный лорд Имярек" (Reverend Lord Blank). Правда, это было уже после 1-й мировой войны, английское общество времен Джейн Остен все же более стратифицированно. Обращение к модератору: может быть, в соответствующей ветке нам будет удобнее обсуждать, и вопрошающий сможет более подробно объяснять, что нужно, не боясь, что оффтопит, и мне будет свободней? Видела, но ждала окончания этого разговора, чтобы перенести в соотв.тему. Конечно, подобные исторические экскурсы лучше делать в теме, для них предназначенной. apropos

Miss Jane: deicu пишет: Только этот приход занят - ведь в нем уже есть священник (не может не быть), и будет занят, пока тот не умрет. А чтобы одновременно умерли владелец поместья и действующий священник - не слишком ли сильный наезд на теорию вероятности? ;) Теория вероятности меня мало заботит И полет моей фантазии в самом деле неограничен. Но ведь священники могли менять приход, как Вы уже сказали прежде, т.е. прежний священник мог получить лучший приход, и поэтому уехать. След-но, приход стал бы свободным, и не так уж это невероятно (если не смерть прежнего священника рассматривать). deicu пишет: Если же Ваша забота - мог ли помещик (будучи рукоположенным, естественно) быть священником в том приходе, который относится к его поместью, я Вам прямо скажу: от человека зависит. По закону препятствий не было; большинство людей, я думаю, не стали бы тянуть двойную лямку; У меня несколько иная ситуация. Фактически священник не получает ни титула, не поместья - он просто им руководит, что-то в этом роде, а поместье скорее семейное, нежели его собственное. Т.е. фактически он владельцем поместья не является. Возможно это? (разумеется, до 1 мировой войны дело происходит).

deicu: прежний священник мог получить лучший приход, и поэтому уехать. След-но, приход стал бы свободным, Все зависит от времени действия. "До 1-й мировой войны" недостаточно. Если действие происходит до того, как был принят "Pluralities act" (1850) - да и то, честно говоря, он справился только с самыми одиозными случаями - священник, куда бы ни уехал, не оставлял приход свободным. Это оставался его приход, и доходы были его, и от него требовалось только оставить помощника на жалованье. И всеобщее отношение к помощнику было соответствующее. Под конец 19 века это уже было невозможно - если священник уезжал в другой приход, старый он терял. Кстати, то же применимо и к Вашему персонажу. Если я Вас правильно поняла, священник - _управляющий_ этого семейного поместья? Хмм... А как же "нельзя служить Богу и мамоне"? Но опять же сильно зависит от времени действия. Если во второй половине 19 века, когда в англиканской церкви очень стал силен евангелизм - резко нет. Можно еще понять, когда он занимается своим поместьем, но чужим... "Семейное" поместье как коллективная собственность? Теперь уже моя фантазия забыла всякие границы. :) Кто собственник и почему он не может нанять управляющего (знающего юриста или местного жителя, по ситуации)?

Miss Jane: Хм, ситуация разворачивается в первой половине 19 века и она такова: Некий священник живет с семьей в отдаленном графстве и имеет маленький приход. И у него есть сын, который получает в наследство поместье от троюродной тетушки. Сын несовершеннолетний, а дела в поместье таковы, что не поехать туда никак нельзя, наняв управляющего. Может ли сей священник, являющийся опекуном несовершеннолетнего дитяти, отправиться в поместье и занять тамошний приход, оставив свой прежний приход на попечении помощника или кого-то еще?

deicu: Скажу, когда Вы мне откроете, куда девался действующий священник, приход которого в поместье троюродной тетушки. Загвоздка здесь. Ваш персонаж _может_ оставить свой приход на помощника. Он _может_ поехать куда хочет и на сколько хочет. Он _может_ быть опекуном своего несовершеннолетнего сына, если есть второй опекун (trustee) - как правило, это был юрист, составляющий завещание или лично знакомый ему. Он _не может_ занять приход, в котором уже есть священник, и я бы сильно не рекомендовала ему набиваться в помощники. Внимание, вопрос: почему в завещании отсутствовала обычная клаузула, что родители несовершеннолетнего дитяти пользуются доходом с поместья, пока сын не достигнет совершеннолетия? В этом (обычном, повторяю) случае Ваш персонаж - временный, но владелец (с ничуть не меньшими и ничуть не большими правами, чем у любого владельца поместья по правилам майората). Чего ему сдался этот приход, если и так работы - судя по Вашим намекам - более чем достаточно?

deicu: Так работать-то надо где-то! "Работать" в смысле "чем себя занять с утра до вечера" - в принципе ответила chandni. "Работать" в смысле "чем прокормить семью" - конечно, сложный вопрос. Есть доход со старого прихода (с вычетом жалованья помощнику, но оно обычно не запредельное :)), и если пока нет дохода от имения, его можно заложить. Кстати, рекомендую превосходное описание, как поднять запущенное имение, буквально с конкретными цифрами, в "Путешествии Хамфри Клинкера" Тобиаса Смоллета (есть во "Всемирке" и много еще где есть) - там вся последняя часть, кроме спасения на водах и свадьбы, этому посвящена. Правда, на конец 18 века, но до развития железных дорог сельская Англия мало менялась. Что касается "попросить освободить место", то до 1850 года это могли только старуха с косой, да епископ в случае уголовного преступления священника (после принятия церковным судом соответствующего решения). А про оговорку я спросила потому, что при ее наличии (и даже если она просто подразумевалась, т.е. не сказано специально обратного) отец несовершеннолетнего наследника - владелец имения со всеми правами (ограниченными так же, как при майорате). То есть Ваш священник становится помещиком, и ему не до паствы.

Chantal: Никак не могу разобраться. Католические церкви строились (насколько я осведомлена) и функционировали. Но насколько законно это было? Англиканство ведь было единственной государственной религией... Или свобода вероисповедания существовала уже тогда? Пожалуйста, помогите!

незнакомка: Chantal незнаю насколько это поможет. Эдуард VI, сын Генриха VIII, был ребенком, когда он вступил на трон, поэтому страна управлялась советом. Все члены совета принадлежали к новой протестантской знати, созданной Тюдорами. Большинство англичан, тем временем, придерживались католической веры. Менее половины населения Англии были протестантами, которым позволили главенствовать в вопросах религии. В 1552 году был издан новый молитвенник, который разослали по всем приходским церквям. Большинство людей не были особенно навязываемыми им переменами в вере, однако, они были счастливы избавиться от таких вещей, как "индульгенции", которые отпускали часть грехов. После смерти Эдуарда в 1553 году власть перешла к католичке Марии, дочери первой жены Генриха VIII. Группа дворян-протестантов попыталась посадить на трон леди Джейн Грей, протестантку, но их попытка не увенчалась успехом. Мария не была достаточно проницательной и гибкой в своих убеждениях и политике. Она не могла выйти замуж за англичанина, который неминуемо был бы ниже ее по положению, а брак с иностранцем мог послужить причиной перехода Англии под контроль другой страны. Мария выбрала в мужья короля Испании, Филиппа. Это был не самый лучший выбор: католик и иностранец. Однако, Мария сделала необычный шаг, спросив дозволения парламента на этот брак. Парламент, хоть и неохотно, брак одобрил, но признал короля Филиппа своим королем только до смерти Марии. Недальновидная Мария за пятилетний срок своего царствования сожгла около трехсот протестантов. Недовольство народа возрастало, и от неминуемого восстания Марию спасла только собственная смерть. Елизавета стала королевой Англии в 1558 году. Она хотела найти мирное решение проблемам английской Реформации. Она хотела объединить Англию единой верой и сделать ее преуспевающей страной. Вариант протестантизма, к которому наконец пришли в 1559 году, был ближе к католицизму чем к другим протестантским направлениям, но Церковь по-прежнему находилась под властью государства. Административной единицей Англии теперь стал приход, обычно деревня, а деревенский священник стал чуть ли не самым могущественным человеком в приходе. Противостояние между католиками и протестантами продолжало угрожать позиции Елизаветы I следующие три десятка лет. Могущественные Франция и Испания, а также другие католические страны, могли в любую минуту напасть на Англию. Внутри самой Англии Елизавете угрожали собственные дворяне-католики, которые хотели свергнуть королеву и возвести на трон Марию, королеву Шотландии, которая была католичкой. Елизавета держала Марию пленницей почти двадцать лет, а когда та открыто назвала испанского короля Филиппа своим наследником английского престола, Елизавете пришлось отрубить королеве Шотландии голову. Это решение было одобрено населением. К 1585 году большинство англичан считало, что быть католиком - значит быть врагом Англии. Это неприятие всего католического стало важной политической силой. Это уже наше время В Великобритании существуют лишь две официально признанные церкви: англиканская в Англии и пресвитерианская в Шотландии. На территории Уэльса и Северной Ирландии нет государственных религий. Священнослужители официально признанных церквей могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах. В 1850 году на территории Великобритании была восстановлена римско-католическая церковь, впервые после Реформации, во время которой она была полностью запрещена. Великобритания разделена на семь провинций, каждой из которых управляет католический архиепископ, и 30 епархий - 22 в Англии и 8 в Шотландии, во главе каждой из которых стоит епископ. Всего в Великобритании находится около 4000 римско-католических церквей. Ирландия рассматривается Папой Римским как единая территория с 1300 приходами, а Северная Ирландия разделена на семь епархий. http://silonov.narod.ru/parents/green/gr7_34.htm здесь есть Елизавета и церьковь http://silonov.narod.ru/parents/green/gr10k.htm Эмансипация католиков и две речи Елизаветы http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1559eliz1_religion.html http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1583eliz1.html

Chantal: незнакомка Спасибо!!! Я правильно понимаю: то есть католическая церковь существовала и была официально разрешена, хотя и не была официально признана? Если так, то это именно то, что я надеялась услышать))) Спасибо огромное!

незнакомка: Chantal пишет: Я правильно понимаю: то есть католическая церковь существовала и была официально разрешена, хотя и не была официально признана? Ну я тоже так думаю, но со 100% уверенность сказать не могу т к исторического образования не имею!

Tatiana: Chantal Насколько я знаю, англиканская церковь стала государственной при Генрихе VIII, т.к. папа не давал разрешения на развод с Екатериной Арагонской (Генрих VIII хотел жениться на Анне Болейн). Анна была беременна, а Екатерина Арагонская не сумела подарить ему сына. Генрих надеялся, что Анна принесет ему наследника, но папа римский Климент VII отказывал ему в разводе, и королю угрожало обвинение в двоеженстве. Он находился в цейтноте: за восемь месяцев, остававшихся до рождения ребенка, следовало уладить все дела. Тут весьма кстати архиепископом Кентерберийским был назначен Томас Кранмер, сторонник короля. Так как папа не шел навстречу пожеланиям короля, архиепископ летом признал недействительным брак Генриха с Екатериной и узаконил бракосочетание с Анной. В ответ папа отлучил Генриха VIII от церкви, что привело к разрыву англиканской церкви с Римом. На следующий год король стал во главе церкви Англии, провел Реформацию - и никакой папа теперь ему был не указ.

Chantal: Для меня это принципиальный вопрос, так что я много читала на эту тему. Но проблема именно в том, что я не знаю официально это или нет. Я нашла упоминания о строительстве католических храмов (в Лондоне) в 1840-48 и 1850-54 гг. И потом церковь Мери-ле-Бон в Кенсингтонском саду тоже католическая... Где бы теперь узнать как официальные власти относились к католическому вероисповеданию)))) И, если это было разрешено, то интересно, каково было соотношение протестанты/католики....

незнакомка: Chantal церковь католическая с 1850 была разрешена, хотя единственной религией признанной властью оставалось англиканство. Из протестанских течений оно было ближе всего к католицизму. Об англиканстве можно почитать здесь http://engchurch.fromru.com англиканство. Очень интересный ресурс. Насчет соотношения протестантов к католикам: при Генрихе VIII в основном были католики, к приходу к власти Елизаветы силы сравнялись, а к 17 веку протестантов было гораздо больше чем католиков. В 1829 католики были допущены на государственную службу, причем от них требовалась верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона.

Chantal: Спасибо!!! И откуда вы все знаете!))))

незнакомка: Chantal пишет: И откуда вы все знаете Если вопрос адресован мне, то ответ очень простой жж и книжки по истории искусств (т к искусство зависит от политики, религии и т д)

незнакомка: Поскольку тема о религии, то у меня вопрос: насколько сильно в Англии верили в бога конкретно в 19 веке? Я гдето читала, что в церковь они ходили часто, но что в бога не особо верили. Интересно знать это правда.

Chantal: незнакомка пишет: Интересно знать это правда Я тоже о таком читала: что вроде бы религиозность считалась признаком настоящей леди или джентльмена, но чтобы кто-то действительно верил? Ведь 19 век - век научно-технического прогресса, все были заняты наращиванием капитала... Наверно, поэтому англиканство и укоренилось - оно ведь как раз - идеологически - поддерживало основы капиталистичекого общества, в отличие от католичества, которое утверждало, что богатому узки ворота рая... Но при всем при этом среди масс - рабочих и бедняков - вера в бога присутствовала. Но возможно это потому, что большинство из них приезжало в город из деревни, к тому же рабочий класс включал множество имигрантов из - опять же католических - стран Европы (Не знаю насколько все это относится к Англии в целом, но про крупные города - Лондон и Манчестер - я такое читала совершенно точно).

незнакомка: Но Англия всетаки оставалась верна своей вере. Chantal пишет: что вроде бы религиозность считалась признаком настоящей леди или джентльмена, но чтобы кто-то действительно верил? Похоже мы читали одну и туже статью.

Chantal: Вполне возможно))))

apropos: Леди, помогите авторам Переполоха: во сколько начиналась утренняя воскресная служба в церкви и сколько длилась? Заранее благодарна!

deicu: Воскресная служба в церкви начиналась в 11 часов (и несколько раньше - зависит от размера прихода - но, скажем, за полчаса, начинали звонить колокола), но если кто-то венчался в этот день, то венчающиеся вместе с гостями приходили _до_ службы (был закон, что венчания могут происходить - если не по специальной лицензии - только с 8 до 12 утра). А вот оглашения о вступлении в брак, наоборот, зачитывали после службы. Есть очаровательное свидетельство Джозефа Балларда (Joseph Ballard. "England in 1815"), как он в воскресенье 21 мая пошел в церковь, и аж 51 пару огласили, вдобавок перед службой несколько пар венчалось (There were fifty one banns of marriage published this morning; in addition to this several couples were joined in the holy bonds of matrimony previous to the beginning of the church service). Опять отвлеклась. :) Пуританские времена, когда церковные службы шли по нескольку часов, канули в прошлое; время Джейн Остен, как выразился Сомерсет Моэм, не было временем религиозного брожения. Читали главу из Библии (lesson, readings), длина проповеди (sermon) зависела от священника (не могу не вспомнить уже из Вудхауза, как друзья Берти устроили тотализатор, у какого из окрестных священников будет самая длинная проповедь - у победителя была, по-моему, на 45 минут :)), вот мистер Арабин прочел на 20 минут, и оставил слушателей весьма довольными. Пели гимн (во многих церквях был орган, а в соборах - хор мальчиков), зачитывали всяческие объявления по приходу (включая оглашения) и расходились по домам. Получается несколько больше часа, ну полтора.

Chantal: А у меня другой вопрос : насколько строго обязательным было посещение воскресной службы? И было ли что-нибудь, кроме утренней службы? Если да, то простые смертные туда имели доступ или нет? Заранее спасибо

deicu: Chantal пишет: насколько строго обязательным было посещение воскресной службы? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (с) Что значит "строго обязательным"? Закон этого не требовал. Но общественные предрассудки накладывали свой отпечаток: не ходит в церковь = нехороший человек. Соседи, знакомые, другие прихожане обязательно отметили бы: такой-то вдруг не пришел в церковь, значит, что-то случилось. В викторианские времена был довольно сильный "религиозный прессинг", если можно так выразиться, ярче выраженный, чем в начале или в конце века. Chantal пишет: И было ли что-нибудь, кроме утренней службы? В англиканской церкви две воскресных службы: утренняя и вечерняя. С английским воскресеньем, помимо прочих характерных черточек, неразрывно связано понятие "холодный ужин", потому что слуг и служанок отпускали на вечернюю службу (хотя высшие эшелоны - дворецкий, экономка, камеристка - вероятнее всего, посещали утреннюю), и не готовили горячих блюд, а специально что-нибудь, что подается холодным. Chantal пишет: Если да, то простые смертные туда имели доступ или нет? Непонятно. Доступ в церковь по определению свободный. Любой человек с улицы мог зайти туда и присесть в уголке или на заднюю скамью. Конечно, он не мог занять чью-нибудь "фамильную" скамью, ему бы тут же указал церковный служитель (verger), но любую "анонимную" - пожалуйста.

Chantal: deicu Спасибо Значит, порядочный человек каждое воскресенье в 11 должен чинно сидеть на скамеечке в церкви... А церковь (я сейчас говорю о городе - в деревне, понятно, это просто не удобно) обязательно одна и та же? В приходе была одна церковь? Если нет, можно ли было ходить в разные? Или это неправильно? deicu пишет: Непонятно Я имела в виду, вдруг попасть можно было только на утреннюю службу, а дальше там какие-нибудь специфические мероприятия? Тогда другой вопрос, исповедь в англиканской церкви практиковалась, или это чисто католическое? deicu пишет: утренняя и вечерняя То есть, можно пропустить утреннюю службу и прийти на вечернюю?

deicu: Chantal пишет: В приходе была одна церковь? Если нет, можно ли было ходить в разные? Или это неправильно? Приход определялся по церкви, ergo может быть только одна церковь на приход. В городе, конечно, приходов было множество. В принципе не возбранялось сходить на воскресную службу и в другую церковь (например, послушать знаменитого проповедника), но своя была всех ближе, там было свое насиженное место, референтный круг общения и прочее. Chantal пишет: вдруг попасть можно было только на утреннюю службу, а дальше там какие-нибудь специфические мероприятия? Специфические? Ну, венчание - как раз утреннее дело (до службы), так даже в законе было написано, что венчание должно проходить при открытых дверях. Крещение, может быть? В основном, насколько я понимаю, церковь между утренней и вечерней службой стояла пустой; так вот, отдельные священники запрещали ее в это время запирать - мысль такая, что любой человек может войти в пустую церковь пообщаться со своей совестью. Правилом это не было, скорее обычаем. На ночь церковь запирали (в богатых церквях было что воровать). Chantal пишет: Тогда другой вопрос, исповедь в англиканской церкви практиковалась, или это чисто католическое? Англиканская церковь признает исповедь (confession), но в зависимости от собственных убеждений священник может ее у прихожан поощрять (значит, он сторонник высокой церкви - High church), а может, если он приверженец низкой церкви (Low church), наоборот, не поощрять и не способствовать. Об этих двух направлениях в англиканской церкви и трениях между ними замечательно рассказано у Троллопа в "Барчестерских башнях" (и вообще книга хорошая, ее стоит почитать; и реализма, и юмора, и чувства - всего в меру). Chantal пишет: можно пропустить утреннюю службу и прийти на вечернюю? Вообще-то посещать следовало обе, и многие так и делали. Если представить себе скуку английского воскресенья (Sabbath Day), когда практически ничего нельзя было делать (а в викторианскую эпоху с этим было строго), хождение в церковь - хоть какое-то развлечение. Но если сравнивать две службы между собой, утренняя, пожалуй, считалась "главнее".

apropos: deicu пишет: следовало обе И сразу вопрос: во сколько начиналась вечерняя служба и сколько длилась (прикидываю, должны ли и могли ли обитатели Розингса посетить вторую службу в воскресенье)

deicu: Видите ли, вечерняя служба во многом зависела от освещения. Это сейчас, когда мы привыкли к электричеству, в англиканских церквах собираются на вечернюю службу в семь вечера. А тогда она колебалась в зависимости от времени года, и потихоньку сдвигалась на все более позднее время в течение 19 века. В частности, в середине века, как у Chantal, в городскую церковь, освещенную газом, прихожане могли собираться в шесть вечера, а в то же самое время в сельской местности (и в начале века :)) - в пять вечера. Летом же и они могли начинать в шесть. Зимой, вероятно, могли и в четыре. Существовали традиции в приходах, так что чувствуйте себя вправе подогнать время вечерней службы под удобства сюжета. :)

Chantal: deicu Спасибо огромное! Очень интересно! Простите за глупые вопросы А вот еще один возник В другие дни службы бывали?

deicu: При пуританах был еще в среду, но в викторианское время - нет.

apropos: deicu deicu пишет: чувствуйте себя вправе подогнать время вечерней службы Честно говоря, нам бы хватило и утренней службы, которая у нас уже успешно прошла под проповедь мистера Коллинза. Жутко не хочется всю эту толпу опять тащить в церковь. *задумчиво* вероятно, леди Кэтрин не была уж слишком набожной?

deicu: apropos пишет: вероятно, леди Кэтрин не была уж слишком набожной? Что было нормально. Как пишет Сомерсет Моэм в эссе о "Гордости и предубеждении": "Как мы ежедневно принимаем ванну и утром и вечером чистим зубы, а без этого нам чего-то не хватает, - я думаю, что мисс Остен, подобно почти всем людям ее поколения, исполняла свои религиозные обязанности, а потом убирала все, что связано с религией, как мы убираем что-нибудь из одежды, сейчас нам не нужное, до конца дня или недели, и со спокойной совестью отдавалась мирским делам". Меткой повышенно религиозного человека в то время может служить обычай читать дома утреннюю и вечернюю молитву. Мэри Крофорд глядит на часовню в особняке Рашуота и вспоминает, что у поколения дедов и отцов был такой обычай. В викторианские времена, о которых пишет Chantal, он снова и резко расцвел, а вот в промежутке было тихо. Собирала леди Кэтрин всех домочадцев и слуг на чтение Библии и молитву? Ставала на колени перед стулом? Нет? Ну и вот. :)



полная версия страницы