Форум » История и повседневная жизнь Англии и других стран » Англиканская церковь » Ответить

Англиканская церковь

Chantal: Англиканство против католичества

Ответов - 37, стр: 1 2 All

незнакомка: Chantal пишет: И откуда вы все знаете Если вопрос адресован мне, то ответ очень простой жж и книжки по истории искусств (т к искусство зависит от политики, религии и т д)

незнакомка: Поскольку тема о религии, то у меня вопрос: насколько сильно в Англии верили в бога конкретно в 19 веке? Я гдето читала, что в церковь они ходили часто, но что в бога не особо верили. Интересно знать это правда.

Chantal: незнакомка пишет: Интересно знать это правда Я тоже о таком читала: что вроде бы религиозность считалась признаком настоящей леди или джентльмена, но чтобы кто-то действительно верил? Ведь 19 век - век научно-технического прогресса, все были заняты наращиванием капитала... Наверно, поэтому англиканство и укоренилось - оно ведь как раз - идеологически - поддерживало основы капиталистичекого общества, в отличие от католичества, которое утверждало, что богатому узки ворота рая... Но при всем при этом среди масс - рабочих и бедняков - вера в бога присутствовала. Но возможно это потому, что большинство из них приезжало в город из деревни, к тому же рабочий класс включал множество имигрантов из - опять же католических - стран Европы (Не знаю насколько все это относится к Англии в целом, но про крупные города - Лондон и Манчестер - я такое читала совершенно точно).


незнакомка: Но Англия всетаки оставалась верна своей вере. Chantal пишет: что вроде бы религиозность считалась признаком настоящей леди или джентльмена, но чтобы кто-то действительно верил? Похоже мы читали одну и туже статью.

Chantal: Вполне возможно))))

apropos: Леди, помогите авторам Переполоха: во сколько начиналась утренняя воскресная служба в церкви и сколько длилась? Заранее благодарна!

deicu: Воскресная служба в церкви начиналась в 11 часов (и несколько раньше - зависит от размера прихода - но, скажем, за полчаса, начинали звонить колокола), но если кто-то венчался в этот день, то венчающиеся вместе с гостями приходили _до_ службы (был закон, что венчания могут происходить - если не по специальной лицензии - только с 8 до 12 утра). А вот оглашения о вступлении в брак, наоборот, зачитывали после службы. Есть очаровательное свидетельство Джозефа Балларда (Joseph Ballard. "England in 1815"), как он в воскресенье 21 мая пошел в церковь, и аж 51 пару огласили, вдобавок перед службой несколько пар венчалось (There were fifty one banns of marriage published this morning; in addition to this several couples were joined in the holy bonds of matrimony previous to the beginning of the church service). Опять отвлеклась. :) Пуританские времена, когда церковные службы шли по нескольку часов, канули в прошлое; время Джейн Остен, как выразился Сомерсет Моэм, не было временем религиозного брожения. Читали главу из Библии (lesson, readings), длина проповеди (sermon) зависела от священника (не могу не вспомнить уже из Вудхауза, как друзья Берти устроили тотализатор, у какого из окрестных священников будет самая длинная проповедь - у победителя была, по-моему, на 45 минут :)), вот мистер Арабин прочел на 20 минут, и оставил слушателей весьма довольными. Пели гимн (во многих церквях был орган, а в соборах - хор мальчиков), зачитывали всяческие объявления по приходу (включая оглашения) и расходились по домам. Получается несколько больше часа, ну полтора.

Chantal: А у меня другой вопрос : насколько строго обязательным было посещение воскресной службы? И было ли что-нибудь, кроме утренней службы? Если да, то простые смертные туда имели доступ или нет? Заранее спасибо

deicu: Chantal пишет: насколько строго обязательным было посещение воскресной службы? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (с) Что значит "строго обязательным"? Закон этого не требовал. Но общественные предрассудки накладывали свой отпечаток: не ходит в церковь = нехороший человек. Соседи, знакомые, другие прихожане обязательно отметили бы: такой-то вдруг не пришел в церковь, значит, что-то случилось. В викторианские времена был довольно сильный "религиозный прессинг", если можно так выразиться, ярче выраженный, чем в начале или в конце века. Chantal пишет: И было ли что-нибудь, кроме утренней службы? В англиканской церкви две воскресных службы: утренняя и вечерняя. С английским воскресеньем, помимо прочих характерных черточек, неразрывно связано понятие "холодный ужин", потому что слуг и служанок отпускали на вечернюю службу (хотя высшие эшелоны - дворецкий, экономка, камеристка - вероятнее всего, посещали утреннюю), и не готовили горячих блюд, а специально что-нибудь, что подается холодным. Chantal пишет: Если да, то простые смертные туда имели доступ или нет? Непонятно. Доступ в церковь по определению свободный. Любой человек с улицы мог зайти туда и присесть в уголке или на заднюю скамью. Конечно, он не мог занять чью-нибудь "фамильную" скамью, ему бы тут же указал церковный служитель (verger), но любую "анонимную" - пожалуйста.

Chantal: deicu Спасибо Значит, порядочный человек каждое воскресенье в 11 должен чинно сидеть на скамеечке в церкви... А церковь (я сейчас говорю о городе - в деревне, понятно, это просто не удобно) обязательно одна и та же? В приходе была одна церковь? Если нет, можно ли было ходить в разные? Или это неправильно? deicu пишет: Непонятно Я имела в виду, вдруг попасть можно было только на утреннюю службу, а дальше там какие-нибудь специфические мероприятия? Тогда другой вопрос, исповедь в англиканской церкви практиковалась, или это чисто католическое? deicu пишет: утренняя и вечерняя То есть, можно пропустить утреннюю службу и прийти на вечернюю?

deicu: Chantal пишет: В приходе была одна церковь? Если нет, можно ли было ходить в разные? Или это неправильно? Приход определялся по церкви, ergo может быть только одна церковь на приход. В городе, конечно, приходов было множество. В принципе не возбранялось сходить на воскресную службу и в другую церковь (например, послушать знаменитого проповедника), но своя была всех ближе, там было свое насиженное место, референтный круг общения и прочее. Chantal пишет: вдруг попасть можно было только на утреннюю службу, а дальше там какие-нибудь специфические мероприятия? Специфические? Ну, венчание - как раз утреннее дело (до службы), так даже в законе было написано, что венчание должно проходить при открытых дверях. Крещение, может быть? В основном, насколько я понимаю, церковь между утренней и вечерней службой стояла пустой; так вот, отдельные священники запрещали ее в это время запирать - мысль такая, что любой человек может войти в пустую церковь пообщаться со своей совестью. Правилом это не было, скорее обычаем. На ночь церковь запирали (в богатых церквях было что воровать). Chantal пишет: Тогда другой вопрос, исповедь в англиканской церкви практиковалась, или это чисто католическое? Англиканская церковь признает исповедь (confession), но в зависимости от собственных убеждений священник может ее у прихожан поощрять (значит, он сторонник высокой церкви - High church), а может, если он приверженец низкой церкви (Low church), наоборот, не поощрять и не способствовать. Об этих двух направлениях в англиканской церкви и трениях между ними замечательно рассказано у Троллопа в "Барчестерских башнях" (и вообще книга хорошая, ее стоит почитать; и реализма, и юмора, и чувства - всего в меру). Chantal пишет: можно пропустить утреннюю службу и прийти на вечернюю? Вообще-то посещать следовало обе, и многие так и делали. Если представить себе скуку английского воскресенья (Sabbath Day), когда практически ничего нельзя было делать (а в викторианскую эпоху с этим было строго), хождение в церковь - хоть какое-то развлечение. Но если сравнивать две службы между собой, утренняя, пожалуй, считалась "главнее".

apropos: deicu пишет: следовало обе И сразу вопрос: во сколько начиналась вечерняя служба и сколько длилась (прикидываю, должны ли и могли ли обитатели Розингса посетить вторую службу в воскресенье)

deicu: Видите ли, вечерняя служба во многом зависела от освещения. Это сейчас, когда мы привыкли к электричеству, в англиканских церквах собираются на вечернюю службу в семь вечера. А тогда она колебалась в зависимости от времени года, и потихоньку сдвигалась на все более позднее время в течение 19 века. В частности, в середине века, как у Chantal, в городскую церковь, освещенную газом, прихожане могли собираться в шесть вечера, а в то же самое время в сельской местности (и в начале века :)) - в пять вечера. Летом же и они могли начинать в шесть. Зимой, вероятно, могли и в четыре. Существовали традиции в приходах, так что чувствуйте себя вправе подогнать время вечерней службы под удобства сюжета. :)

Chantal: deicu Спасибо огромное! Очень интересно! Простите за глупые вопросы А вот еще один возник В другие дни службы бывали?

deicu: При пуританах был еще в среду, но в викторианское время - нет.

apropos: deicu deicu пишет: чувствуйте себя вправе подогнать время вечерней службы Честно говоря, нам бы хватило и утренней службы, которая у нас уже успешно прошла под проповедь мистера Коллинза. Жутко не хочется всю эту толпу опять тащить в церковь. *задумчиво* вероятно, леди Кэтрин не была уж слишком набожной?

deicu: apropos пишет: вероятно, леди Кэтрин не была уж слишком набожной? Что было нормально. Как пишет Сомерсет Моэм в эссе о "Гордости и предубеждении": "Как мы ежедневно принимаем ванну и утром и вечером чистим зубы, а без этого нам чего-то не хватает, - я думаю, что мисс Остен, подобно почти всем людям ее поколения, исполняла свои религиозные обязанности, а потом убирала все, что связано с религией, как мы убираем что-нибудь из одежды, сейчас нам не нужное, до конца дня или недели, и со спокойной совестью отдавалась мирским делам". Меткой повышенно религиозного человека в то время может служить обычай читать дома утреннюю и вечернюю молитву. Мэри Крофорд глядит на часовню в особняке Рашуота и вспоминает, что у поколения дедов и отцов был такой обычай. В викторианские времена, о которых пишет Chantal, он снова и резко расцвел, а вот в промежутке было тихо. Собирала леди Кэтрин всех домочадцев и слуг на чтение Библии и молитву? Ставала на колени перед стулом? Нет? Ну и вот. :)



полная версия страницы