Форум » Путешествия, впечатления » Белоозеро » Ответить

Белоозеро

Хелга: История Белозерского края, написанная невеждой и дилетантом. Здесь фотографии города Белозерска и его окрестностей.

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

apropos: Хелга Оча'овательно, как говорит некий граф-кавалерист в известном нам треде. Названия речек, действительно, чарующие - сразу таакой стариной повеяло. И герб симпатичный и характерно-"водный", вот только где та стерлядь? (риторический вопрос) А вот это высказывание можно сразу в афоризмы: Хелга пишет: сухопутные дороги в отечестве — дело фатально безнадежное

Хелга: apropos пишет: вот только где та стерлядь? (риторический вопрос) О стерляди дальше... apropos пишет: Названия речек, действительно, чарующие - сразу таакой стариной повеяло. Ага, мне ужасно нравятся, особенно, Чагодолща, сразу такая речка с темной водой и березами по берегам представляется.

apropos: Хелга пишет: речка с темной водой и березами по берегам представляется. Чудная картинка (обожаю "нашу" природу!)!


Цапля: Хелга как всегда - увлекательно и познавательно, а стиль - неописуемо хорош!

Леона: Хелга присоединяюсь к восхвалениям! Потрясающе интересно и познавательно.

Юлия: Хелга С рыбой все понятно - жила когда-то родимая, плавала, доход населению приносила. А что с крестом и полумесяцем? Они на что намекают?

Хелга: Юлия пишет: А что с крестом и полумесяцем? Они на что намекают? Конкретного объяснения не нашла, но полагаю, что суть в следующем: Накупольные кресты всегда расположены на самом видном месте храма. Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем. Эта форма накупольного креста часто встречается на Псковщине, например, на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году, и типична для домонгольского периода. Такими же крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году. В «Откровении Иоанна Богослова» мы читаем «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна» (Откр. 12:1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа Здесь речь идет о накупольном кресте с полумесяцем, но и в геральдику скорее всего заложена та же идея.

Хелга: Чувствуя, что слишком углубляюсь в гидравлическо-технические подробности, тем не менее, упрямо продолжу эту тему. Читатели могут радоваться, что автор удержалась от почти непреодолимого желания выложить подробную схему Мариинской системы. 20 января 1799 года уже во времена правления Павла I был издан указ о сооружении канала между Вытегрой и Ковжей. Систему назвали Мариинской в честь императрицы Марии Сооружение канала велось весьма энергично: в 1808 по нему прошло первое судно. Правда, завершение работ потребовало еще двух лет и торжественное открытие с фейерверком и шампанским состоялось лишь в июле 1810-го. В Мариинскую систему вошли: река Шексна от истока до устья; Белое озеро в естественном состоянии; река Ковжа с двумя шлюзами; канал между Ковжей и Вытегрой; Вытегра, на протяжении которой было устроено аж 19 шлюзов; Онежское озеро; река Свирь; обводные каналы Ладожского озера, ну и наконец река Нева. Система, соединившая Ладожское озеро с Волгой, была уникальным и грандиозным сооружением даже по мировым масштабам того времени. Создание такого водного пути не могло ни повлиять на род занятий и образ жизни белозеров, волей судеб всегда связанных с нелегкой профессией моряка. Странно, но в русском языке нет слова, обозначающего человека, плавающего не по морям, а по озерам, а дело это было не менее сложным и распространенным. Воды Онежского и Белого озер отличались буйством во время довольно частых штормов, кроме того, многочисленные мели и пороги поджидали моряков на пути. Требовалось надежное вместительное судно, причем с небольшой осадкой. Поэтому и появилась уникальная килевая лодка «белозерка», двухмачтовая, с прочным корпусом и грузоподъемностью до 150 тонн. Белозеры и жители посада Крохино строили эти лодки, которые ходили по всей системе от Рыбинска до Вытегры и Свири. Плавание от Ладоги до Волги было не менее опасным, чем путешествие в открытом океане. Так в 1832 году во время шторма на озере погибло 32 судна. Чтобы обеспечить безопасное плавание выдвигались самые фантастические проекты, например, устройство якорных плотов на озере по линии хода судов. В дело был пущен проект устройства каналов в обход Онежского и Белого озер. Нормальные герои всегда идут в обход. К середине XIX века 64 километра канала вдоль Белого озера были ударно выкопаны, оборудованы тремя шлюзами, плотинами, водоспусками для поддержания уровня воды. В общем, инженерная гидравлика в действии. Интересно, что летом уровень воды в канале бывал на 1,5 – 2 метра выше, чем в озере и проходящие суда, как бы парили над ним. Теперь плавание не зависело от милостей природы, но природа не осталась в долгу после такого немилостивого отношения к ней. Воды рек, питающих озеро теперь не попадали в него, и озеро потеряло часть своей полноводности, а озерная рыба — часть своих нерестилищ, окрестные земли превращались в болото. Изменение условий путешествия стало настоящей катастрофой для судостроителей, владельцев знаменитых белозерок и речных лоцманов. Плавание по обводным каналам можно было совершать на менее крепких и надежных судах, чем романтичные белозерки. Их сменили рациональные унжаки — длинные, до 50 метров, деревянные лодки вместимостью до 150 тонн, что-то среднее между баржой и пирогой. Они стали самым распространенным судном Мариинской системы. Унжаки были одноразовым транспортным средством: они выдерживали всего один, максимум, два рейса. В движение их приводил традиционный российский двигатель внутреннего сгорания — бурлаки, которые бечевой тянули баржи и унжаки, двигаясь вдоль канала по дороге — бечевнику. К 1870 году Мариинская водная система стала одной из основных водных транспортных магистралей в Европейской части страны, на ее долю пришлось почти три четверти всех водных перевозок. В конце XIX века система вновь была переустроена, на этот раз была сооружена плотина, которая превратила Белое озеро в водохранилище для реки Шексны, упрямо мешавшей спокойному судоходству своими мелями и порогами. Это роковым образом сказалось на осетровых — славе и гордости Белого озера. Плотина перегородила им доступ в его воды, и с той поры изображение двух стерлядей на гербе города Белозерска стало чисто символическим. В начала XX века было предложено несколько проектов очередной перестройки многострадальной водной системы, но тут в игру вступили силы разрушающие, а не созидающие. Первая мировая война, революция и гражданская война поставили под сомнение само существование Мариинской системы. Шлюзы разрушались, каналы засорялись и мелели. Действительно, старый мир ведь требовалось разрушить, а это дело несложное. Но вот построить… Когда политические бури немного стихли, вдруг оказалось, что люди продолжают жить, и их потребности и в новом мире не изменились. Грузы требовали перевозок, следовательно, нужно было восстанавливать разрушенные пути, и в том числе, водные. В 1924 году грузооборот Волго-Балтийского водного пути, в который входила Мариинская система, достиг прежнего, не побоюсь этих слов, 1913-го года, уровня, Во время войны водный путь обеспечивал нужды фронта. По нему эвакуировали людей, отправляли транспорты с ранеными, в самом Белозерске был открыт военный госпиталь. В 1964 году был выстроен новый водный путь, который полностью заменил Мариинскую систему, хотя и был проложен по старой трассе. После спрямления ряда речных излучин новый путь стал короче старого на 23 километра, вместо 37 шлюзов стало всего семь. Реки Вытегра, Шексна и Белое озеро образовали огромный единый водоем практически с одним уровнем, на дне которого навеки остались лежать прибрежные деревни. Никакие препятствия больше не мешали судоходству, но жуткое зрелище представляет собой верхушка колокольни, возвышающаяся над водой посреди Шексны недалеко от впадения реки в Белое озеро. Как подумаешь о каменных стенах, уходящих вниз, в темную водную бездну, о домах и погостах, покоящихся на дне, по спине пробегает холодок. Белое озеро

apropos: Хелга Теперь все понятно со стерлядями - пострадали, бедолаги, ни за что, ни про что от цивилизации. Хотя понятно, что и каналы были нужны. Тут где найдешь, а где потеряешь. Страшно скорблю, что ты не выложила схему Мариинской системы - ты же знаешь, как я люблю карты. Может, передумаешьи смилостивишься? Картинку не видно. У меня почему-то только крестик.

Хелга: apropos пишет: Страшно скорблю, что ты не выложила схему Мариинской системы - ты же знаешь, как я люблю карты. Может, передумаешьи смилостивишься? Гм-м-м... знаю, знаю... Попозже тогда выложу...

apropos: Хелга пишет: Попозже тогда выложу... Благодетельница!

Юлия: Хелга пишет: достиг прежнего, не побоюсь этих слов, 1913-го года, уровня, Только боюсь, не все наши читательницы смогут почувствовать всю прелесть этой игры слов. Или может быть в учебниках ничего не изменилось? Хелга пишет: жуткое зрелище представляет собой верхушка колокольни, возвышающаяся над водой посреди Шексны Просто апокалиптический образ. Хелга пишет: Белое озеро Какое же оно огромное! Просто море!

chandni: Хелга С величайшим наслаждением перечитала твой замечательный рассказ, появившийся на нашем сайте! Сколько же всего интересного таится в казалось бы таких обычных местах! Очень бы хотелось увидеть твоими глазами еще какие-нибудь жемчужины нашего края.

Хелга: Снова побывала я в любимом Белозерске, снова очарована и опечалена этим городом. Ныне там пытаются развить туристическую ноту, слабенько, но есть. А именно на это бы и стоило упирать. Ведь город практически сохранил свой облик позапрошлого века. Это анонс. Надеюсь, соберусь немножко рассказать о своей поездке в Белозерск.

Хелга: В Белозерске сохранилось немало зданий, построенных в течение девятнадцатого века. Причем, фасады каменных домов в целом похожи — отличаются лишь в деталях. И тут выясняется любопытная вещь — оказывается имелись альбомы «Собрание фасадов, высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». То есть, типовое строительство существовало и в те далекие времена. Но все же вкусы заказчиков, в основном купеческого сословия, плюс мастерство строителей придали облику белозерских особняков индивидуальный отпечаток. Признаюсь, очень бы хотелось приобрести такой особнячок и пожить там. Они такие душевные! Дом купца Капарулина Дом Инюшиных, 1830-е. Дом купца Сераго.

apropos: Хелга С удовольствием опять встречаюсь с Белоозерском! Помню, какая там красота - и все очень интересно! Хелга пишет: имелись альбомы «Собрание фасадов, высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». То есть, типовое строительство существовало и в те далекие времена И цвет, кстати, тоже регламентировался, о чем я тоже с удивлением как-то узнала. Чудесные особнячки, тоже очень их люблю. К сожалению, с реставрацией дело обстоит не слишком хорошо, но хоть не развалины пока.

Хелга: apropos пишет: И цвет, кстати, тоже регламентировался, о чем я тоже с удивлением как-то узнала. Да, это очень любопытные факты. Практически все дома - белые. Тот, что на фото фиолетовый, куплен частным лицом, и отремонтирован.

apropos: Хелга пишет: Практически все дома - белые. Не, если присмотреться - заметная почерневшая от времени и облупившаяся желтая (разрешены были цвета - желтый, голубой, розовый и бледно-зеленый) краска на основном здании (на первом фото). Колонны, портики и прочий антураж предписывался быть белым.

Klo: Хелга Прочитала, прониклась историей и красотой. Жалко стало и осетровых, и затопленные места, да и заброшенные особняки - тоже печальное зрелище.

Хелга: apropos пишет: Не, если присмотреться - заметная почерневшая от времени и облупившаяся желтая (разрешены были цвета - желтый, голубой, розовый и бледно-зеленый) краска на основном здании Да, закрашено и забелено, но просматривается. Klo пишет: Прочитала, прониклась историей и красотой. Жалко стало и осетровых, и затопленные места, да и заброшенные особняки - тоже печальное зрелище. Особняки пока не все заброшены, в них и присутственные места и люди живут.



полная версия страницы