Форум » Путешествия, впечатления » Одесская мозаика - 2 » Ответить

Одесская мозаика - 2

Marusia: Есть город, который я вижу во сне, О, если б вы знали, как дорог У Чёрного моря явившийся мне, В цветущих акациях город...

Ответов - 194, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Marusia: Юлия Если ты о фотографиях от 23.11.09, то это небольшой скверик рядом с Привокзальной площадью между трамвайно-троллейбусными остановками. Чтобы от железнодорожного вокзала попасть на Пересыпь, нужно пересечь центральную часть города. Пересыпь - это рабочий район города с крупными промышленными предприятиями; прилегает к морю и лиманам в противоположной от ж/д-вокзала стороне.

Wega: Marusia Растолкуй, пожалуйста, как образовались такие интересные и своеобразные названия: Молдаванка, Пересы, Пересыпь, Привоз... Ну, о Привозе можно предположить: раз рынок, то Привоз. Это так? Словом, я имею в виду одесские лексические загадки.

Marusia: Wega Я собиралась рассказывать, но постепенно. Пересыпь — низкая и узкая полоса наносной суши из песка или гальки, отделяющая лиман или лагуну от моря либо большого озера. Пересыпь образуется под действием прибойного потока и волновых течений из песчаного, гравийно-галечного или ракушечного материала в результате продольного (вдоль берега) или поперечного перемещений наносов. Одесский район Пересыпь расположен на песчано-ракушечной косе, отчленившей от моря Хаджибейский и Куяльницкий лиманы. Пересыпь еще не так давно, в какие-то античные времена была, по существу, островом. Когда-то на месте Хаджибейского и Куяльницкого лиманов были устья рек – Малый и Большой Куяльник. «Захватив» эти устья, Чёрное море превратило их в свои заливы. Затем отложения речного и морского песка сформировали Пересыпь, а заливы стали лиманами. Центральная улица Пересыпи в советское время называлась Московской, сейчас - Черноморского казачества. Сразу за Пересыпью начинается поселок Котовского. Пересыпь вдоль моря заканчивается пляжами Лузановки, поселок Котовского - Крыжановкой. Пересыпь и посКот - это Николаевское направление. Кстати, территориально в советское время Молдаванка - это был Ильичевский район города, Пересыпь - Ленинский район. Поскольку море и лиманы по-прежнему "нависают" над низменной Пересыпью, добрая половина района (а это более 20 кв. км) постоянно подвержена затоплениям. Когда идет сильный дождь, то для Одессы - это бедствие: вся канализационная система очень старая, но для Пересыпи дождь - это стихийное бедствие: вода поднимается на уровень пол-метра, а то и больше (смотря какой дождь и в каких микрорайонах Пересыпи), и дорога на посКот закрыта. Нашла карту трамвайных маршрутов со старыми названиями районов города, чтобы вы имели представление: где что находится. карта-схема трамвайных маршрутов города Одесса


Леона: Marusia пишет: для Пересыпи дождь - это стихийное бедствие Интересно, и часто у вас такое стихийное бедствие бывает?

novichok: Леона пишет: Интересно, и часто у вас такое стихийное бедствие бывает? Понимаешь, для нашего города с его изумительной системой коммунального управления даже выпадение снега 5 см - уже бедствие. А насчет дождя... достаточно хорошего ливня и вся Пересыпь плывет. Люди, живущие на посКоте (кстати, их бесит это пренебрежительное название, но лично я по-другому этот район, т.е. более уважительно, назвать не могу это какой-то другой мир) готовы заплатить большие деньги, чтобы попасть домой - а это надо объезжать через соседнюю деревню и только так попадешь на поселок. Таксисты просто отказываются А если тебя застанет подобный дождь именно на Пересыпи, все, хана. Мы как-то с мужем ехали с Тилигульского лимана (за посКотом) и вот так попали. Вода покрыла колесо машины, а у мужа не легковушка, джип. Вот и представляйте нашу Одесскую Венецию местного розлива.

Marusia: Несколько лет назад нас пригласили отметить день рождения в кафе на Пересыпи. Кафе располагалось на первом этаже. Чтобы зайти в дверь, надо было сначала подняться по ступенькам, а потом уже спуститься. Хитроумные владельцы заведения сделали такую импровизированную дамбу, чтобы помещение кафе не затапливало, если пойдет дождик.

Леона: Да... Оказывается, наводнения - не только наше питерское достояние.

Marusia: В книжке "Моя Одесса" Леонид Утесов писал: "Вы думаете - Одесса одна? Нет. Одесс несколько. Это нечто вроде федерации. Центр - одно. Молдаванка - другое. Пересыпь - третье. Слободка - четвертое. Есть ещё Бугаевка, Ближние Мель-ниы, но это уже маленькие автономные области... Молдаванка прямая противоположность центру. Здесь ютится беднота. В годы реакции отсюда люди бегут - куда бы вы думали? - ... в Нью-Йорк. На меньшее люди с Молдаванки не соглашаются. Описывать Молдаванку - это повторять Бабеля. Получится то же самое, но только намного хуже. Во всяком случае это чрезвычайно колоритная часть территории Одесской федерации". Молдаванка. В конце 1700-х годов Молдаванка представляла собой отдельное поселение, состоящее из двух десятков домов, но в 1820 году эта местность вошла в состав города. Молдаванка как и Пересыпь - рабочее предместье Одессы, где размещались промышленные предприятия и где селились их работники. Территориально Молдаванка простирается от Пересыпи до Чумки (Чумная гора рядом с улицей Водопроводной на месте захоронения умерших от чумы), от улицы Старопортофранковской до Балковской.

Marusia: «Молдаване, особою слободкою...» Само название этого легендарного городского района не оставляет сомнений в его причастности к судьбам представителей народа, испокон веков населяющего Приднестровье. Известно, что Молдаванку основали молдаване и выходцы из Валахии — волохи, нашедшие приют возле турецкого местечка Хаджибей — предшественника Одессы. Однако у некоторых исследователей прошлого заметны явные разночтения касательно времени закладки молдавской деревушки на богатой родниками Водяной балке. ... Так когда же появятся достоверные сведения об интересующей нас слободе? Лишь спустя семь лет, в «самых верных статистических данных об Одессе за 1802 год», предоставленных вступающему в должность генерал-губернатора Новороссии дюку Ришелье. В разделе «Народонаселение» отдельной строкой зарегистрированы «молдаване, особою слободкою за городом поселенные: мужеска пола — 53, женска — 42 душ». При этом следует иметь в виду, что о первых появившихся в Одессе молдаванах стал известно из доклада командированного сюда чиновника Ивана Лорера. Весной 1797 г. он рапортует начальству о 269 выходцах Архипелага, «кои имеют желания в Одессе поселиться». Среди них — греки, албанцы, молдаване (без указания численности каждой национальности). Выходит, прародительница Молдаванки основана между 1797 и 1802 годами, а ее основателями могли быть только беженцы, права которых закрепил исторический указ Александра I от 25 октября 1801 г. Всем притесняемым Оттоманской Портой народам гарантировалось убежище на просторах российского Причерноморья, и, по замыслу властей, будущая Молдаванка становилась в ряд национальных поселений, способствующих процветанию строящегося города и порта. Что представляла собой эта молдавская слободка на заре XIX века? План Одессы 1814 г. достаточно полно отражает ее первоначальное состояние. Прежде всего очевиден сравнительно небольшой по размерам участок, предназначенный собственно поселку молдаван. При наложении его старых границ на современную карту города на плоскости получается почти правильный четырехугольник. Западной околицей деревни служил естественный склон оврага между нынешними улицами Средней и Дальницкой. Тут же, по самому краю будущей Балковской, поближе к живительным источникам, жались домики ее первых жителей, растянутые в типичную сельскую улицу. С востока межа проходила приблизительно по линии пересечения сегодняшних Картамышевской и Комитетской улиц, Третецкого (Банного переулка) и угла Прохоровской и Запорожской. Почти все пространство, отведенное семьям молдаван, занимали пахотные земли и виноградники. Точно по центру «молдавской» территории планировалась к обустройству главная слободская площадь, которую назовут Михайловской в честь одноименного храма, освященного здесь в 1820 г. Рядом находилось и маленькое деревенское кладбище. Теперь внимание — принципиально важный момент. Вопреки устоявшемуся мнению, следует признать, что получившие одесскую прописку молдаване не были пионерами округи Водяной балки. Роль здешних старожилов должна отводиться болгарам, основателям крошечной Булгарки, упоминаемой зодчим Моранди. Левый берег водного оврага стал колыбелью одесских болгар задолго до образования на его правой стороне молдавского поселка. Ведь заложили Булгарку те самые 60 братьев-славян, которых «вывели в последнюю войну из Измаила» (см. «Историю Одессы» К. Смольянинова). Неприступная турецкая крепость пала в декабре 1790 г., поэтому нетрудно прикинуть время заселения этой части города и понять причины, по которым жители болгарской колонии в полном составе входили в первую и последующие переписи населения Одессы. И практически одновременно с молдаванами справили новоселье их ближайшие соседи — первые поселенцы Новой слободки (не путать ее с современной!). В смешанном населении новослободчан преобладали тогда евреи, чем объясняется невозможное при других обстоятельствах появление у границы двух самостоятельных слобод старейшей в городе синагоги. Культовое сооружение, известное под именем Молдаванской общественной синагоги, по адресу Балковская, 133 построено в конце 90-х годов XVIII столетия. Уникальный памятник старины «достоял» до Отечественной войны. А сам процесс преобразования деревни молдаван в интернациональную «коммуну» случился на удивление быстро. Сначала Молдаванку окружат такие слободки, как Раскидайловская, Воронцовка, Матросская, Бугаевка — оставшиеся в топонимике Одессы лишь названиями улиц. Геродот Новороссии Скальковский метко окрестил их «хуторами, наполняющими Молдаванку». Следовательно, еще в 1-й трети XIX века определится ведущая роль той, что, объединив эти микрорайоны, превратится в самое большое предместье Южной Пальмиры. В чем состоял секрет преимущества рядовой, в общем, слободки перед своими равноправными товарками? Возможно, огромное значение имело наличие на ее исконной земле единственной тогда в окрестности православной церкви. А может, дело просто в безошибочно выбранном, необычайно выразительном, смачном наименовании. Оно, в отличие от прочих забытых-полузабытых городских имен, прочно и навсегда вошло в лексикон одесситов... В поисках далекой Молдаванки http://www.nashkray.kiev.ua/boks/articls/odes1.html

Marusia: Нашла статью "Лоскутная Одесса" об административных и исторических районах города. Лоскутная Одесса В гостеприимной Одессе каждый всегда мог найти место для себя, еврей — на Молдаванке, казак на Пересыпи, чиновник — на Фонтане. Настоящие исторические районы Одессы также отличаются от районов административных, как политическая карта мира от этнографической. К примеру, до революции Одесса была разделена по "полицейскому" принципу — на околотки. Революция внесла в городское администрирование курьезное "ноу-хау": Одессу поделили "подушно" — по количеству коммунистов в каждом районе. Так появились на карте Одессы эфемерные административные образования вроде Воднотранспортного района, Сталинского и других, от которых в наши дни осталось только четыре — Малиновский, Киевский, Суворовский и Приморский. Франц Деволан построил исторический центр города в духе римских градостроительных традиций — прямоугольными кварталами. Жизнь внесла свои коррективы в современный облик города. ... БЕГЛЫХ С ПЕРЕСЫПИ НЕ ВЫДАВАЛИ Пересыпь географически появилась на карте Одессы еще в ХУIII веке. Полоса между морем, Куяльницким и Хаджибейским лиманами была официально дарована казакам, которые принимали участие во взятии турецкой крепости "Ени-Дунья", которая находилась на территории дворца Воронцова. Четыре сотни казаков со своими семьями поселились с северной стороны Хлебной гавани. Изначально казаки занимались рыбными ловлями и сезонными подработками в порту. Постепенно район был заселен беглыми крепостными из центральных районов России и Малороссии — из Одессы, как и с Дона, "выдачи не было". В порту всегда требовалась рабочая сила, поэтому постепенно Пересыпь разрослась, а дальняя ее часть в наши дни была застроена многоэтажками и получила самостоятельное название — поселок Котовского. В наши дни бывшую Московскую улицу назвали именно в их честь — улицей Черноморского казачества. При Советском Союзе рабочая молодежь с Пересыпи прослыла самой "отчаянной", поэтому местные милицейские участки были наиболее многочисленными, а все городские милиционеры в обязательном порядке проходили "стажировку" в этом районе. Самая большая беда района — ежегодные наводнения, поэтому район застраивался промышленными зданиями и прочными одноэтажками с "пересыпскими" отличительными чертами — у домов отсутствовали подвальные жилые помещения, столь знаковые для остальной Одессы, а также были оборудованы специальные отводные каналы на случай наводнения. ОБЕТОВАННАЯ МОЛДАВАНКА Молдаванка, без сомнения, старейший район Одессы. Когда в XVIII веке солнечная Молдавия превратилась в арену "разборок" между несколькими державами, соседняя Одесса вмиг превратилась в эдакий оазис посреди поля кровавой резни турок с русскими. К тому же в Одессе испокон веков жили их родственники — влахи и болгары, бежавшие от турок. Молдавская слободка обозначена на карте Одессы от 1814 года в виде небольшого прямоугольного селения. Первая перепись населения подтверждала, что сотня жителей, поселившихся там, — молдаване. Но с течением времени от молдаван осталось только название района, а евреи стали основным населением Молдаванки. Так случилось, оттого что Одесса в течение многих лет была "островком свободы" с особым статусом. Иноверцам — евреям — предоставлялись такие же льготы, как и остальным одесситам. Одессу также не касалась пресловутая "черта оседлости", за которой не разрешалось жить евреям. В конце XIX века население Молдаванки на 90 процентов состояло из евреев. После "Одесских рассказов" Исаака Бабеля Молдаванка стала известна всему миру, а король бандитов Мишка Японец получил бессмертие в образе Бени Крика. К слову, современная Молдаванка поглотила другой исторический район города — Дальние Мельницы, а в память о районе осталась только улица Мельницкая. о других районах города - здесь

мариета: К своему стыду скажу, что кроме нашего побережья, остальная часть Черного моря мне была мало знакома. До сегодняшнего дня. Я всегда думала, что Одесса находится на другой стороны Черного моря, где-то напротив Варны. И мне никак не было понятно почему на той карте, на которой Marusia дала ссылку, море находится на востоке. Только сейчас поподробнее рассмотрела карту всего черноморского побережья и установила, что вы на северном берегу, даже немножко в нашу сторону. Вот так, век живи...

мариета: Пока писала предидущего поста тут появилось новое... Marusia , нет, Очень интересный материал! И абсолютно незнаком мне!

Хелга: Marusia Спасибо за Одессу!

Marusia: Дамы мариета Начинаю выполнять твой заказ. Памятные места Христо Ботева в Одессе. Из Википедии: Христо Ботев учился до 1863 г. в родном Калофере, осенью 1863 г. на стипендии Болгарского дружества в Одессе и с помощью русского вице-консула в Константинополе, Найдена Герова поступил учеником во Вторую Одесскую гимназию. Там же был захвачен революционно-демократическим движением в России того времени, начал писать стихи. В сентябре 1865 г. исключен из гимназии, учился в Новороссийском университете в Одессе, а потом, в октябре — декабре 1866 г. был учителем в селе Задунаевка в Бессарабии. Вторая мужская гимназия была открыта в Одессе в 1848 году. 8 июля того же года Государь повелел выделить 2500 руб. из городских доходов Одессы на содержание Второй гимназии. Дом для ее размещения арендовали у коллежского секретаря Великанова за 2700 руб. в год, сроком на 4 года (угол Преображенской и Полицейской (М.: сегодня – улица Бунина) улиц). Вторая гимназия с первых же дней своего существования стала одним из наиболее значительных учебных заведений в Одессе. В первый год ее существования она приняла 477 воспитанников, среди которых преобладали дети дворян и чиновников (62,6%). Позже изменился состав учащихся: число детей дворян и чиновников, например, постепенно уменьшалось за счет городского мещанского и купеческого сословия. В 1849 г. число детей дворян и чиновников равнялось 64,6%, а в 1860 г. — только 42,4% и т. д. В 1849 г. рассматривался вопрос преобразования уставов учебных заведений России. Устав 1828 года, претерпев некоторые изменения и дополнения в 1834, 1835, 1844, 1845 и 1847 г., был значительно изменен в 1849 г.: согласно ему проводилась специализация учебного процесса. Гимназический курс, начиная с IV класса, делился на два отделения: одно для приготовления учащихся в университет, другое — к службе военной или гражданской. Взято отсюда: История гимназии. По историям народного образования Одессы 19 века. http://www.gymn1.odessa.ua/pageseduc.html В статье из Википедии о Христо Ботеве приводится вот эта фотография Второй мужской гимназии (фото 1). 1. Это улица Старопортофранковская 26 угол Градоначальницкой. 2. 3. По Градоначальницкой (фото 3) 15-й трамвай идет вниз к Балковской, а потом мимо Дюковского парка на Слободку.

Marusia: Сейчас здесь располагается Южно-Украинский национальный педагогический университет им. Ушинского (в народе – педин – педагогический институт). Здание построено в 1887 году (архитектор Д.И.Мазиров) и перестроено в 1896 году. Так что получается, что именно в этом строении Х.Ботев учиться не мог. Но, возможно, этот дом был построен на месте старого здания гимназии. Нашла у Бориса Бурды (статья о тараторе http://eda-server.ru/books/burda/tarator.htm) информацию о том, что есть мемориальная доска Х.Ботева на Островидова угол Тираспольской. Скорее всего, именно там я эту доску и видела. Собиралась сегодня сходить, оглянуться на местности, но с утра шел дождь. Кстати, село Задунаевка, где открыт музей Христо Ботева – это теперь Арцизский район Одесской области. http://zadunaevka1.com/news/pamjati_khristo_boteva/2009-10-25-184

Marusia: Идем к Прохоровскому скверу, где 13 ноября сего года установили бюст Христо Ботева. Можно было бы проехать три остановки на 28-м трамвае, но мы пойдем пешком. Фото 1 – вид Старопортофранковской от пединститута в сторону площади Толстого (первая остановка) и пересечения с улицей Тираспольской и Колонтаевской (вторая остановка). Фото 2 - старый дом справа – здание ночлежного приюта в память барона Мааса. Ныне здание одного из факультетов университета строительства и архитектуры. Фото3 - перекресток Старопортофранковской, Колонтаевской и Тираспольской. Фото 4 – бывшая мещанская управа на углу Старопортофранковской и Колонтаевской, где теперь расположена библиотека педагогического университета. 1. 2. 3. 4. В конце улицы Тираспольской рядом с бывшей Тираспольской заставой, через которую когда-то в Одессу въехал и Александр Сергеевич Пушкин, на Новоконной площади стояла Вознесенская (мещанская) церковь. Сейчас на месте церкви маленький скверик рядом с остановкой 5-го трамвая, который идет от автовокзала в Аркадию. Хорошо видны двух- и одноэтажные дома по улице Мечникова (бывший Внешний бульвар) – типичные строения для Молдаванки. Ведь четная сторона Старопортофранковской и всё что вглубь – это уже она, Молдаванка.

Леона: Marusia спасибо за твои занимательные рассказы и фотки!

Wega: Marusia Спасибо тебе! Всё обстоятельно, всё подробно, всё интересно! Как всегда! Карта поразила: чудо просто! Так любопытно её разглядывать. Присылай теперь трамвайный билет. От вокзала до посКота доехала без билета. Кстати, не сразу сообразила, что это посёлок Котовского.

Tatiana: Marusia Спасибо за очень интересный рассказ. И замечательные фотки.

мариета: Marusia, солнце, я тебя сегодня завалю цветами!!! Огромнейшее тебе спасибище!Статья об одесском образовании в 19 веке была мне очень нужна. Там столько интересного материала! Еще спасибо и за твои рассказы. Вопросик - граф Строганов - это тот самый, с пресловутом блюдом Бефстроганов?



полная версия страницы