Форум » Путешествия, впечатления » Закарпатье - 2 » Ответить

Закарпатье - 2

Marusia: Фотоотчет о поездке в Закарпатье с небольшими ( или как получится) комментариями.

Ответов - 164, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

мариета: Marusia, а я все время хотела спросить - этого замка во время войны не разрушали? Как удалось сохранить его? Или он просто восстановлен?

Marusia: мариета Во время Второй мировой замок вряд ли пострадал, поскольку был занят венгерскими войсками. Замок разрушался от времени, и отреставрировали его буквально недавно - всего несколько лет назад - на венгерские деньги.

Юлия: Marusia ЗАхватывающая история! Воистину: Голливуд отдыхает! Спасибо тебе!


Marusia: Дамы! А не продолжить ли наше путешествие по мукачевскому замку?! Осталось совсем чюточку. После того как Илона Зрини подписала капитуляцию, её вместе с детьми отвезли в Вену, а там заключили в монастырь урсулинок. По условиям капитуляции Илона Зрини теряла право опеки над детьми, старшая дочь осталась в Вене, а сына отправили в иезуитский колледж в Неухаус (ныне Ендрихов Хладец в Словакии). В 1692 г. Илону Зрини обменяли на плененного куруцами австрийского генерала, и она выехала к супругу в Турцию, где и пребывала до конца жизни. Сын Илоны Зрини, [url=http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/lubch/04.php ]князь Ференц Ракоци II[/url] возглавил антигабсбургскую национально-освободительную войну венгерского народа 1703—1711 годов. Родился в деревне Борши, Трансильвания (теперь Кошицкий край, Словакия). Получив воспитание в иезуитской школе, молодой Ференц Ракоци с 1692 года был ишпаном (управляющим) Шарошского комитата. В июне 1703 года он возглавил освободительную антигабсбургскую войну в Венгерском королевстве, а в июле 1704 года избран трансильванским князем. Еще зимой 1704 года Ракоци начал создавать самостоятельное государство. Во главе его был поставлен придворный совет с обширными полномочиями в сфере политики, финансов и администрации. Создал регулярную венгерскую армию, в 1707 году установил связи с Россией, был подписан тайный договор с послами Петра I Великого, и страны обменялись послами. После поражения освободительной войны он отказался признать Сатмарский мир 1711 года и эмигрировал в Польшу, позднее жил во Франции и Турции. Его останки в 1906 году вместе с прахом матери и отчима были перевезены на родину и захоронены в соборе Святой Елизаветы в городе Каши (ныне Кошица - Словакия). Церковь св. Елизаветы в Кошицах Ференц Ракоци II занимает достойное место в ряду самых известных и почитаемых деятелей венгерской истории. Французский композитор Берлиоз, вдохновленный борьбой венгров за свободу, сочинил знаменитый венгерский марш, назвав его «Марш Ракоци». Памятники Ракоци: у здания венгерского парламента в Будапеште и в Сегеде.

Marusia: Но вернёмся в Паланок. На смотровой площадке Верхнего замка в 2006 году Обществом венгерской культуры Закарпатья был установлен памятник «Илона Зрини и Ференц Ракоци ІІ». Помните памятник Турулу (соколу), который мы видели во дворе Ужгородского замка? Ведь по легенде, во время восстания куруцев под руководством Ференца Ракоци в 1703 г., именно турул принёс саблю князю Ракоци и помог повстанцам в бою с австрийскими войсками вблизи деревни Вилок. Свой Турул есть и на одном из бастионов в Паланке.

Marusia: Ещё немного истории. В 1705 году Мукачевская цитадель стала полноценной столицей Трансильвании - сюда был переведен монетный двор. Восемь лет длилась борьба венгерских повстанцев (куруцов) против австрийского порабощения, и все это время Паланок был их центром. Но восстание потихоньку затухало. Австрийцы захватывали все новые территории Венгрии. В начале 1711 года Паланок оставался единственным опорным пунктом армии повстанцев. 24 июня 1711 года защитники замка капитулировали. Замок перешел во владение государства и до первого раздела Польши в 1772 г. оставался важной военной крепостью Австрийской империи на ее северо-восточных границах. Но после того как границы монархии Габсбургов были перенесены дальше на восток, Мукачевский замок постепенно терял свое стратегическое значение. В конце 18-го столетия здесь открывают государственную политическую тюрьму, в которой на протяжении более века побывало 20 тыс. заключенных. Тут отбывали наказания патриот Греции Александр Ипсилантий, венгерский просветитель, языковед, писатель и революционер Ференц Козиници, российский предводитель анархистов Михаил Бакунин, капитан венгерской гвардии Ференц Рендель, чешский композитор Иржи Ружичка, посол Франции Камил Турно, Азеф, Якубович, Жан-Жорес и многие-многие другие… Не зря именно в Паланке снимали в советское время фильм "Овод". Уже будучи тюрьмой замок пережил большой пожар, во время которого полностью сгорели все деревянные здания замка. Интересный факт: по личному указанию коменданта некоторые заключенные должны были... сами оплачивать свое заключение в замке. 88 дней (1805-1806 г.г.) в замке от наполеоновских грабежей бережно сохранялась святостефановская корона венгерского королевского престола, национальная святыня Венгрии, которая сегодня находится в Будапеште в национальном парламенте. В июле 1847 г. замок-тюрьму посетил выдающийся венгерский поэт Шандор Петефи. В 1848 году буржуазная революция освободила узников Мукачевского замка и Паланок из политической тюрьмы превратился в обычную, а обычную ликвидировали в 1896. В ХХ столетии многочисленные помещения замка использовались как казармы сначала чехословацкой армией (1919-1939 г.г.) потом венгерской (1939-1944 г.г), а после второй мировой войны, которая обошла замок не причинив ему вреда бомбовым ударом или артиллерийским обстрелом, несколько лет были заняты советскими пехотными войсками. Почти двадцать лет (до1973г.) тут находилось профтехучилище, где готовили механизаторов широкого профиля для сельского хозяйства. В начале 90-х годов, почти 20 лет назад, в замке открыт Мукачевский исторический музей. Проведена реставрация, после которой работают девять залов исторической экспозиции, четыре - этнографии и картинная галерея. Картина "Битва куруців і лобонців".

Marusia: На верхней площадке находится также замковая церковь, построенная еще в 17-м веке. В советское время храм не функционировал. В 2006 году после реставрации здесь открыли экуменическую церковь (в которой могут проходить службы всех христианских конфессий), а также отдел Загса для регистрации браков. При открытии храма его освятили епископы нескольких религиозных конфессий Закарпатской области: Украинской Православной церкви Московского патриархата, римско-католической, греко-католической и реформаторской церквей. Виды Мукачева с Замковой горы. От смотровой площадки возле бастиона, где установлен Турул. Фото с сайта io.ua От смотровой площадки с памятником Илоне Зрини с сыном. Мы посмотрели в замке практически всё, что можно было посмотреть и теперь спускаемся с замковой горы (на карте последнего фото - район Підгород). и по улице имени Илоны Зрини едем через центр Мукачева в противоположную сторону - район Підгоряни.

apropos: Marusia Продолжить - и с удовольствием! Какая красота все же - эти замки! Но вот беда - вместо того, чтобы сохранить их как памятники истории и архитектуры - превращают их то в тюрьмы, то в казармы, то в какие-то училища((( Хорошо хоть сейчас додумались все же сделать музей. Marusia Спасибо!

bobby: Marusia Спасибо за рассказ! Церковь какая интересная. Надо же, для всех христианских конфессий. Впечатлила и панорама с горы. Видно, город небольшой, аккуратненький такой, зеленый.

мариета: Marusia Ура-ура-ура! Очень люблю твои экскурсии, они всегда такие занимательные!И замок такой прекрасный и героичный, и вид с него...Я в восторге Marusia пишет: Восемь лет длилась борьба венгерских повстанцев (куруцов) против австрийского порабощения, Ха! И жалуются! Рабство всегда тяжелое, но я поменяла бы с удовольствием все наши 500 лет турецкого рабства за привилегии быть частью австро-венгерской империи (ну, можно и русской ), если уж нельзя быть свободными...

Marusia: apropos Пару лет назад мукачевские власти организовали конкурс на сдачу Паланка в аренду на 48 лет. Компания, которая выиграла конкурс (для неё всё это и затевалось), собиралась обустроить в замке гостиницу, но после скандала в прессе публично отказалась от проекта. bobby пишет: город небольшой, аккуратненький такой, зеленый. Да, именно такой, очень много зелени, цветов. мариета Кстати, девиз Ференца II Ракоци, изображенный на его знаменах, - «Cum Deo pro Patria et Libertate» - переводится как «С Богом за Отечество и Свободу».

Хелга: Marusia Ужасно рада продолжению! Замки - вечная слабость! Прочитала, пойду изучать виды...

Marusia: Хелга Продолжаю продолжать Храмы Мукачево Улица Илоны Зрини приводит нас прямо в центр Мукачево к площади Мира. Здесь на пересечении площади Мира и улицы Духовнича находится католический кафедральный собор в честь покровителя города Св. Мартина, построенный в 1904 на месте старого готического храма. Вид со стороны площади Мира (днём и ночью): Заглянем внутрь: Во дворе католического костёла находится один из наиболее древних памятников каменного церковно-храмового зодчества Закарпатья - готическая часовня (каплица) Св. Иосифа со средневековыми росписями и надгробиями. Она служила алтарной частью древнего храма, построенного в XIV столетии и снесённого по ветхости в 1904г. Представляет несомненную архитектурную ценность как памятник классической готики средневековья. Особый интерес представляют резные каменные наличники окон с богатым и не повторяющимся орнаментом, цветные витражи, опоры (контрфорсы) стен, а также готические сводчатые перекрытия. В 1976 г. была проведена реставрация. О том, что церковь в 13-м столетии уже существовала в Мукачеве, свидетельствует факт упоминания о ней в папских документах 1333 года. А несколько позже, в 1376-м, королева Елизавета официально позволила на городской печати Мукачева изобразить символ святого - покровителя Мукачевского католического костела святого Мартина.

Marusia: Едем дальше. Улица Духновича: На углу улиц Духновича и Воссоединения возвышается реформаторская церковь (костёл кальвинистов) 1795 г., построенная в стиле позднего барокко. Турня храма нынешний вид приобрела в конце XIX ст. Немного в стороне, на перекрестке улиц Пушкина и Федорова находится греко-католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь строилась с 1829 по 1859 г. На колокольне были установлены часы, изготовленные в Мюнхене. В 1990-х гг. храм был реконструирован, установлен новый иконостас. Перед церковной оградой - скульптура Богородицы с Младенцем. Еще в квартале (ул. Федорова, 7) расположен Кафедральный православный собор Почаевской иконы Божьей Матери, построенный в 1993 г. Но вернёмся на улицу Духновича, доедем до моста через Латорицу. Наш путь лежит к Чернечьей горе (чернец устар. - это монах), где расположен Свято-Николаевский православный женский монастырь.

Marusia: На северной окраине Мукачева , на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь. Фото и материалы с сайта монастыря. Первые монастыри в крае появились в IX веке, с того времени, когда святые Кирилл и Мефодий проповедовали в Моравии. Их проповедь и крещение приняли славяне, населявшие юго-западные Карпаты, в 863 году. Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в центре Мукачева на пл. Мира. Установлен в 2000 г. Копия размещена в Киевско-Печерской лавре. Памятник напротив Свято-троицкого Кирилло-Мефодиевского монастыря в Сваляве.

Marusia: История основания Мукачевского монастыря уходит своими корнями в XI столетие. Исторические документы утверждают, что в Х-ХI веках между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Так, например, племянник первого венгерского короля Иштвана (970-1038), будущий король Эндре (Андрей, Андраш) воспитывался при дворе великого князя Ярослава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии. Возвратившийся на родину и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия принесли из Киевской Руси культуру восточных славян и стремление к укреплению Православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства. Памятник королю Андрашу І и Анастасии Ярославне в Венгрии, полуостров Тихань на Балатоне. Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей - Вышеградский, Тормовский и другие. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали пустынножители. Недалеко от сохранившихся пещер и ныне существует целебный источник, который по преданию был выкопан монахами пещерной обители.

мариета: Marusia Как здорово все! И какое разнообразие церквей И все такие красивые! Особенно католический кафедральный собор. Молись где хочешь, а Бог везде один и тот Кстати, можно ли православному помолиться в католическом храме, если, скажем вокруг нет других? Есть ли какие-то запреты на это?

Marusia: До нашего времени дошло много исторических документов, подтверждающих значительное участие в создании и укреплении Мукачевского монастыря нашего старого знакомца - подольского православного князя Федора Корятовича. Как свидетельствует Мукачевская Летопись, князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами. Князь Федор Корятович на старинной гравюре. Мы уже знаем, что поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он строит православный монастырь на правом берегу реки Латорицы для переселения иноков из существующей пещерной обители. Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению большой змеи. Князь призвал на помощь святителя Христова Николая и был спасен. Получив такую скорую и благодатную помощь он пообещался возвести в честь святителя храм. Некоторое время спустя князь, проходя вдоль реки Латорицы, выбирал место для постройки храма и внезапно увидел светлого ангела, который, стоя над рекой, указывал на гору, которая в народе стала называться - Чернечьей. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал монастырю 8 марта 1360 года грамоту, в которой закрепил за монастырем земли двух деревень, виноградники и мельницу, а также завещал, чтобы его здесь похоронили. Картина "Явление Ангела на р.Латорица князю Федору Корятовичу", написанная Арх.Василием (Прониным)

Marusia: мариета пишет: можно ли православному помолиться в католическом храме, если, скажем вокруг нет других? Вот этого не знаю. Но не зря в Мукачевском замке открыли экуменическую церковь, где могут молиться верующих всех христианских конфессий, в том числе и католики, и православные, и греко-католики, и кальвинисты.

Marusia: С 1491 монастырь стал резиденцией закарпатских православных владык, которые объединили все Закарпатье в Мукачевской епархии. Во время войны между австрийскими Габсбургами и трансильванскими (семиградскими) князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен. Тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Восстановление монастыря проходило в 1538—1550 годы при епископе Василии I и при помощи австрийского императорора Фердинанда I. В 1558 году Угорскую Русь, как тогда именовался Закарпатский край, посетили послы царя Иоанна Грозного, возвращавшиеся в Москву из Константинополя. Монастырь был резиденцией православного епископа, в нём велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Монастырская школа сыграла важную роль в культурно-религиозной жизни Закарпатья. В 1646 году на Закарпатье несмотря на сопротивление духовенства и мирян была принята уния с римской церковью. Это решение было принято в Ужгородском замке, где собрались 63 священника, при том что духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек. В период принятия унии православным епископом был Иоаникий Зейкан (умер в 1684), который несколько раз изгонялся вместе с монахами из Мукачевского монастыря сторонниками унии. Во времена епископа Иоаникия в 1661 году в Мукачевском монастыре был построены первый каменный храм, каменная ротонда (архитектор С.Пьяменс) на средства молдавского воеводы Константина Басараба. Первая каменная церковь монастыря, построенная в 1661 году. Старинная гравюра. В 1664 году трансильванская княгиня, католичка София Батори окончательно изгнала епископа Иоаникия и передала монастырь грекокатолическому епископу Петру (Парфению). Епископ Иоаникий поселился в Имстичеве, где построил новый монастырь. С того 1664 года и до 1946 года монастырь находился в ведении католического монашеского ордена василиан. Настоящий каменный монастырь построен в 1766—1772 (архитектор Дмитрий Рац), а величественная Свято-Николаевская церковь в 1798—1804. В 1862 году в монастыре произошёл крупный пожар, последствия которого устраняли до 1865 года. В 1920-х годах работу монастыря реорганизовали монахи-василиане из Галиции. При монастыре сохранялись: архив и ценная библиотека (свыше 6 000 редких книг и рукописей), в том числе "Закарпатское евангелие" (1401),"Библия" Ивана Фёдорова (1581). В 1946—1947 году Мукачевский монастырь был возвращен православной церкви и стал женской обителью. Библиотека и архив были перевезены в университетскую государственную библиотеку в Ужгороде и в областной архив Закарпатья. В 2000-х годах в монастыре проживает около 80 монахинь.



полная версия страницы