Форум » Опросы и обсуждения » Vote: Дон Жуан - персонаж, герой и человек » Ответить

Vote: Дон Жуан - персонаж, герой и человек

Klo: Слушала-слушала Моцарта и вдруг всплыла мысль: а как я, собственно, отношусь к Дону Жуану? Не как к герою Моцарта, а как к литературному персонажу? У Моцарта он просто великолепен! Читаю либретто и недоумеваю, как на этой основе можно было сделать такой мощный образ? Так вот, о либретто и прочей литературе. Из первоисточников сразу вспомнился, естественно, «Каменный гость» Пушкина. Вспомниться-то вспомнился, да вот никаких эмоций по этому поводу не возникло. Решила я покопаться в теме и обнаружила любопытную вещь: оказывается, этот персонаж в разное время и в разные эпохи не давал покоя авторам практически всех направлений творчества. Нашла, кстати, одноименный сайт, где собрано очень много источников, посвященных Дону Жуану. click here [more]Невзирая на странное оформление главной страницы, не имеющее, на мой вкус, никакого отношения к рассматриваемому герою, сайт вполне приличен и серьезен. [/more] Кое-с-чем ознакомилась. Начала, естественно, с Пушкина. Прочла… Ну не понимаю я этой истории в его изложении! Вот и решила поинтересоваться, как вы относитесь к Дону Жуану, как к персонажу (не только литературному). Мое же мнение колеблется между пунктом 3 (герой мифа) и пунктом 4 (сочувствие). Но надо выбрать одно, поэтому выбираю пункт 5!

Ответов - 42, стр: 1 2 3 All

Скрипач не нужен: А мне его жаль Несчастный, по сути, человек.

lapkin: Скрипач не нужен пишет: А мне его жаль Несчастный, по сути, человек. В чем же его несчастье? Жил как хотел. Получал удовольствие от жизни.

Скрипач не нужен: lapkin пишет: Получал удовольствие от жизни. Мне кажется, не получал. Вот-вот и утекало. Знаете, как если вот сейчас чихнёшь, вот уже совсем сейчас и... откатило У него нечто подобное. Иначе не метался бы.


Klo: Скрипач не нужен пишет: А мне его жаль Несчастный, по сути, человек. Я бы не назвала его несчастным... И жалость, пожалуй, как-то унизительна для такой натуры. Вот посочувствовать... Такую энегию - да в мирных бы целях! lapkin пишет: Получал удовольствие от жизни.Скрипач не нужен пишет: Мне кажется, не получал. Вот-вот и утекало... Иначе не метался бы. Вот и мне кажется, что это нельзя назвать поисками удовольствия. А вот поиск чего? Идеала? (Мне встречалась такая версия) Попытки реализовать себя таким образом? А много ли было у него возможностей реализовать себя?

Дебора: Я ему сочувствую.

Klo: Дебора пишет: Я ему сочувствую. Милые дамы! Мне пришла в голову мысль, что практически все мы выразили совсем не то мнение, которое могло бы польстить нашему герою! Помните, как в сказке "Три банана"? - Я дракон Бойся-Бой! - А я не боюсь! - Я страшный! - А я не боюсь! И ничего от дракона не осталось...

Klo: lapkin пишет: Ну а раскаяние на смертном одре - вполне по-донжуановски. Прошу прощения, но авторы с этим не согласны. Вернее, не все авторы согласны, поскольку ознакомиться со всеми я пока не смогла. Мольер: Сганарель. О небо! Видите, сударь, какое превращение? Дон Жуан. Нет, нет, ничто меня не устрашит, я проверю моей шпагой, тело это или дух. Дон Жуан хочет нанести призраку удар, но тот исчезает. Сганарель. Ах, сударь, склонитесь перед столькими знамениями и скорее покайтесь! Дон Жуан. Нет, нет, что бы ни случилось, никто не посмеет сказать, что я способен к раскаянию. Идем, следуй за мной. Пушкин:Статуя Брось ее, Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан. Дон Гуан Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу. Статуя Дай руку. Дон Гуан Вот она... о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти — пусти мне руку... Я гибну — кончено — о Дона Анна! Да Понте: Командор Время твоё настало! Дон Жуан Я не боюсь нимало! Командор Кайся же! Дон Жуан Нет! Командор Кайся же! Дон Жуан Нет!

lapkin: Klo пишет: Вернее, не все авторы согласны, поскольку ознакомиться со всеми я пока не смогла. Я тоже не со всеми авторами знакома. На том сайте о дон Жуанах говорится о двух прототипах. Один из них дон Хуан Тенорьо - убитый статуей. Вот он, возможно, и не раскаялся. Хотя у Пушкина в словах дон Жуана Оставь меня, пусти — пусти мне руку... мне слышатся нотки если не покаяния и страха, то чего-то стремящегося к тому. А второй - дон Хуан Маранья. Вот он в конце жизни покаялся в грехах и стал праведником. О нем писал Мериме. Я имела в виду его. И Вальмон перед смертью признался в своих проделках и раскаялся в содеянном.

Klo: lapkin пишет: мне слышатся нотки если не покаяния и страха, то чего-то стремящегося к тому. Конечно, страх!Командор Последний пробил час! (Удар грома. Командор отпускает руку Дон Жуана и исчезает. Освещённый молниями, Дон Жуан, шатаясь, делает несколько шагов.) Дон Жуан Страх, мне ещё неведомый, в сердце проник бесстрашное. Кругом сверкают молнии, подземный гром гремит. Хор (под землёй; глухо) Так за твоё злодейство небо тебя казнит. Дон Жуан О, что со мной, не знаю я! Рассудок свой теряю я! Нигде мне нет спасенья, всё гибнет, всё горит! Лепорелло (про себя) Как он, дрожит, бледнея! Помочь ему не смею! И плачет он, и стонет! Страшный, ужасный вид! Дон Жуан Ах! (Падает, бездыханный. Из-под земли вырывается пламя. Дон Жуан, исчезает под землёй вместе с пламенем.) Впрочем, плачет и стонет Дон Жуан только в воображении Лепорелло. Музыкальное решение здесь ничего общего со стонами не имеет. Вот как это выглядит с Руджеро Раймонди. Хотела специально для Хелги найти с Петером Маттеи, но парижский вариант режиссерского решения меня как-то не согрел.

Хелга: Klo пишет: Вернее, не все авторы согласны, lapkin пишет: мне слышатся нотки если не покаяния и страха, то чего-то стремящегося к тому. А второй - дон Хуан Маранья. Вот он в конце жизни покаялся в грехах и стал праведником. О нем писал Мериме. Я имела в виду его. И Вальмон перед смертью признался в своих проделках и раскаялся в содеянном. Здесь интересный момент. Ведь если рассуждать, что Дон Жуан - это ходячая мужская (животная) сущность, которая не признает человеческих законов и Божиих заповедей, то либо, сражаясь до конца за себя любимого, он остается этой сущностью, либо, раскаявшись под напором невзгод или в объятиях статуи Командора, обретает общепринятые человеческие черты. Очень импонирует мысль, что Дон Жуан может существовать только в музыке, ну и в поэзии, ведь тогда он есть музыкальная или поэтическая стихия, а что со стихии возьмешь, взятки гладки. Klo пишет: Впрочем, плачет и стонет Дон Жуан только в воображении Лепорелло. Музыкальное решение здесь ничего общего со стонами не имеет. Вот как это выглядит с Руджеро Раймонди. Да, музыкальное решение оставляет Дону его суть. (хотя, в данном конкретной сцене мое визуальное, как всегда побеждает аудиальное, Дон Жуан страшнее Командора ) Klo пишет: найти с Петером Маттеи, но парижский вариант режиссерского решения меня как-то не согрел. Смотрела по нашей Культуре трансляцию премьеры в Метрополитен Опера, решение очень затейливое, конечно, но наличие Маттеи и Нетребко очень греет. Поставила качать.

Klo: Хелга пишет: Очень импонирует мысль, что Дон Жуан может существовать только в музыке, ну и в поэзии, ведь тогда он есть музыкальная или поэтическая стихия, а что со стихии возьмешь, взятки гладки. А меня всегда стихия завораживала. Пусть в данном случае стихия приняла такие вот, прямо скажем, бестолковые формы. НО! Кто бы о нем вспомнил, если бы он с тем же пылом бабочек коллекционировал? Посмеялись, головой покачали и тут же забыли бы. Хелга пишет: в данном конкретной сцене мое визуальное, как всегда побеждает аудиальное, Дон Жуан страшнее Командора ) Есть такое дело! Вот еще два варианта (предыдущий фрагмент был из фильма-оперы, поэтому возможностей организовать адское пламя там было больше). А это сценические решения. И еще, прямо скажем, небанальный вариант. Хелга, а не видела ли ты случайно "Евгения Онегина" из Венской филармонии с Петером Маттеи? Я тут наткнулась и просто рыдала от смеха: мать в черных носках и белых шлепанцах, в расстегнутом халате, наброшенном на комбинацию, Ольга - упитанная тетка лет сорока. На этом фоне Онегин в голубых джинсах, белом джемпере и темных очках выглядит абсолютно инородным телом. Поют на русском, поют хорошо, но это обычное дело: прекрасное пение на фоне развлечений с костюмами, интерьером и отношениями персонажей.

Хелга: Klo пишет: а не видела ли ты случайно "Евгения Онегина" из Венской филармонии с Петером Маттеи? Я тут наткнулась и просто рыдала от смеха: мать в черных носках и белых шлепанцах, в расстегнутом халате, наброшенном на комбинацию, Ольга - упитанная тетка лет сорока. На этом фоне Онегин в голубых джинсах, белом джемпере и темных очках выглядит абсолютно инородным телом. Поют на русском, поют хорошо, но это обычное дело: прекрасное пение на фоне развлечений с костюмами, интерьером и отношениями персонажей. Ой, нет, миновало.

Klo: А я тут нашла еще мнение о Доне Жуане: Ильдебрандо Д‘Арканджело, оперный певец: “Лично мне сегодня Дон Жуан представляется персонажем, старающимся заглушить внутреннюю пустоту. То исступление, с которым он ищет внимания женщин, то неистовство, с которым он обольщает их, – это попытка убежать от самого себя. Я думаю, что Дон Жуан есть в каждом из нас. Нужно лишь разобраться в какой форме он в нас проявляется”. Цитата взята отсюда:click here Прошу учесть, что это мнение человека, который в настоящее время считается "идеальным исполнителем этой почти мифической роли" (тоже цитата, только источник не сохранила )

Хелга: Ильдебрандо Д‘Арканджело, оперный певец: “Лично мне сегодня Дон Жуан представляется персонажем, старающимся заглушить внутреннюю пустоту. То исступление, с которым он ищет внимания женщин, то неистовство, с которым он обольщает их, – это попытка убежать от самого себя. Я думаю, что Дон Жуан есть в каждом из нас. Нужно лишь разобраться в какой форме он в нас проявляется”. Ему, конечно, виднее, но, видимо, так и есть. Или, если представить чуть шире, то, возможно, внутри-то у него много всего, только проблема в том, что он не знает, куда все это применить. А с женщинами - оно проще всего и забавней. Вот сижу и разрываюсь меж Маттеем и Д'Арканджело, кто лучше.

Klo: Хелга пишет: Вот сижу и разрываюсь меж Маттеем и Д'Арканджело, кто лучше. А не разрывайся! Возьми с меня пример: коллекционирую Донов, как Дон женщин. Все хороши! Пока встретился только один, совершенно омерзительный вариант, который смотреть невозможно: с Зальцбургского фестиваля (Claus Guth's production at Salzburger Festspiele 2008, with Dorothea Röschmann as Donna Elvira ans Christopher Maltman as Don Giovanni). Вся обстановка настолько неприятная, что даже слушать не хочется, стоило взглянуть один раз. Но могу поделиться наблюдением. Работала тут и слушала ДЖ, нон-стопом пару дней. Освободившись, решила посмотреть версию Ла Скала-2006. Кстати, пока самая моя любимая: весьма нестандартная, не без лихости, минималистская по декорациям (они максимальны по размерам и минимальны по цвету и форме). Все творят, что хотят: Донна Анна чуть ли не насилует Дона Жуана, Церлина ничуть Доннам другим не уступает, Карлос Альварец (Дон Жуан) – просто разбойник с большой дороги, Лепорелло (Ильдебрандо Д’Арканджело) – помощник и соратник патрона – разыгрывает изумительные сцены с Донной Эльвирой (Моника Бачелли - насколько терпеть не могу ее Керубино, настолько тут глаз не могу отвести). Так вот, по причине крайнего изнеможения, «сознание потеряла, остались одни чувства» и в момент квартета Донов и Донн ловлю себя на том, что судорожно пытаюсь отрегулировать звук, тембр и прочие составлющие. Причем, безуспешно! Через несколько секунд, когда сознание вмешалось в процесс, я поняла, что со звуком у меня все нормально, но привыкла я его слушать в другом исполнении! Было полное ощущение, что звук утратил рельефность и насыщенность. У Д’Арканджело весьма специфический тембр: в нем нет гладкости и текучести, но ведь и ручей по камням звучит ярче, чем по песочку! И особенно это ощущается в ансамблях, когда его голос с какими-то, не побоюсь этого слова, почти царапающими, интонациями, создает такую интересную подлложку, что не позволяет потерять его в общем хоре. Плюс это усиливает рисунок и оттеняет звучание всех прочих голосов. Это я точно говорю, потому что у меня вообще-то довольно плоскостное восприятие музыки, когда я слышу все «одним куском», причем в интонации первого голоса. Выделить все остальные могу, только сильно сосредоточившись. Хелга, если нашла видео с Д'Арканджело, поделись, умоляю!

Молли: Хелга пишет: Спасибо за наводку на фильм, качаю уже. Я стесняюсь спросить - кто-нибудь посмотрел "Я, Дон Жуан" Интересно

Klo: Молли пишет: Я стесняюсь спросить - кто-нибудь посмотрел "Я, Дон Жуан" Я качаю, но от жадности столько закачек сразу запустила (решила одним махом выбрать интересные оперы), что они у меня все как-то весьма неторопливы . Весьма надеюсь, что завтра-послезавтра это, наконец, случится. Как посмотрю - поделюсь!

Klo: Молли Я посмотрела фильм "Io Don Giovanni"... О, эта музыка! Музыка, красивые лица... Все красиво... И опять запустила оперу... Кстати, этот фильм мне напомнил о соседней теме по поводу исторических романов и истории в романах. Я смотрела и мне не хотелось доискиваться, сколько исторической правды в этом фильме. Мне только захотелось выучить итальянский язык, чтобы понимать, о чем говорят и поют.

Молли: Klo Рада, что попала в тему и что Вам понравилось Klo пишет: захотелось выучить итальянский язык, чтобы понимать, о чем говорят и поют. Ой, а мне казалось, что все понятно: к середине фильма поняла, что смотрю на итальянском

Klo: Молли пишет: Ой, а мне казалось, что все понятно: к середине фильма поняла, что смотрю на итальянском Не поверите: в последние месяцы итальянскую речь слышу чаще, чем русскую, уже отдельные слова различаю и целые фрагменты. Но хочется же и самой на нем поговорить! Уж очень язык красивый!



полная версия страницы