Форум

Русские писательницы

apropos: Дискуссия о русских писательницах была начата на предыдущем форуме, закрытом по техническим причинам. Администрация сохранила ряд высказываний участников прошлого форума и предлагает их вашему вниманию. Cary пишет: [quote]Почитала я статью "что читали мамы"click here - правда, там о любовном романе. Но все равно как-то раньше не думала о том, писали женщины или нет. А ведь действительно, писательниц-то то в России и не было. Вот интересно, почему. Так много русских писателей хороших. Но ни одной женщины. Были хорошие поэтессы: Цветаева и Ахматова. А потом - ну, Барто, Шагинян о железной двери в стене, еще несколько детских писательниц. Вера Панова с романом "Спутники" про войну (других не знаю). По нему еще фильм поставили. А так, чтобы известных - до Токаревой - вроде и не было. А сейчас женщин-писательниц много, но все какие-то неинтересные. Честно говоря, ни Маринину, ни Донцову и прочих детективщиц читать не могу - уж больно плохо пишут, по сравнению с западными. И язык корявый, и сюжеты надуманные, на мой взгляд. Любовные российские романы тоже оставляют желать лучшего. Что-то в России женская литература не идет... [/quote] ALisaL пишет: [quote]Почему не было в России женщин-писательниц? Вот в госсударственном архиве сохранились записки первой русской женщины-писательницы княгини Н.Б. Долгоруковой (1760-е гг. ГАРФ). Конечно, я не знаю был ли это любовный роман или рекомендации по благоустройству усадьбы в деревне... , но женщины писали. Писали и о любви, но украдкою и не для всех - дневники... Или вот Смирнова Софья Ивановна (1852г.) - "...по таланту, блесткам остроумия и чисто мужскому складу ума Смирнова занимает одно из первых мест в ряду наших женщин-писательниц; но большие ожидания, которые возбудили ее первые произведения, не оправдались. Когда очень молодой девушкой С. писала свои первые романы, у нее были определенные стремления и порывы, и хотя эти стремления были довольно наивны и не шли дальше обычных тогда порывов к разумной деятельности для женщины, но они были согреты увлечением молодости, "огонек" их передавался читателю. По мере того как увлечения стыли, у писательницы точно исчезло определенное отношение к жизни, наблюдательность ушла в мелочи и, наконец, угасло самое желание делиться своими впечатлениями от жизни..." [/quote] Lisbeth пишет: [quote]Дневники вели многие, а так, чтобы писать художествуенную литературу, да публиковаться и стать известными, таких что-то я не знаю. Видела как-то в сборнике малоизвестных писателей 19 века Ростопчину, кажется. Ее повесть была опубликована. И все. Таких, как в Англии Остин или Бронте, не было... [/quote] Karin пишет: [quote]Вот-вот, и я об этом! Дневники Александры Смирновой-Россет, книга Т.Кузьминской "Моя жизнь дома и в Ясной поляне" и т.п. Все это известно. Но они не писали художественную литературу, а если кто и писал, то об этом нам ничего неизвестно. Писательниц-романисток не было, и это факт. Хотя русская почва дала многих хороших писателей мирового уровня. Женщины же почему-то не приняли в этом участия. Хотя наверняка, кто-то и был, и не менее талантлив. [/quote] Василиса пишет: [quote]В.Вулф в "Своей комнате" пишет об англичанках прошлых веков, чей талант был загублен именно из-за того, что они женщины. ДУмаю, было не меньше русских талантливых женщин, которые не писали из-за боязни прослыть синим чулком или навлечь на себя неудовольствие мужа и общества. Вот цитата из Вулф: "Если бы Толстой жил в монастырской келье с замужней женщиной, перестав «существовать для так называемого света», то, как бы ни поучительна была такая практика, вряд ли он написал бы «Войну и мир». И ведь она права! Я была просто в шоке, прочитав эту статью. Раньше я понятия не имела о таком жалком существовании женщин. И это в Англии. Что же тогда говорить об отсталой России?! [/quote] Marti пишет: [quote]Да ладно уж говорить об отсталости России. В других странах (кроме Англии и Жорж Санд во Франции) до 20-го века тоже не было сколько-нибудь известных писательниц. Да и вообще мировая литература как таковая начала развиваться в 18-19 веках. До этого было мало и писателей, и произведений. На пальцах можно сосчитать. Естественно, что первыми сочинительством стали заниматься мужчины в силу своего социального положения. А женщины чуть позже подхватили эстафету, а сейчас так просто опережают в ней мужчин.[/quote] Hanny пишет: [quote]Я пыталась читать всех этих популярных: Маринину, Донцову, Устинову. Не знаю, как кому, а я прямо в ужас пришла. Язык корявый, мыслей никаких, скучный и предсказуемый сюжет. Штампуют книги одну за другой, и каждая хуже предыдущей. Любовные романы русские тоже читать невозможно. Я честно пыталась и Арсеньеву читать, и Мельникову и еще каких-то (фамилий не помню). Но не могу. Через 10-20 страниц бросала. Западные лучше пишут, хотя переводы бывают очень плохие. [/quote] Гостья пишет: [quote]Самое гениальное и искреннее, что я прочитала за последние годы - это Токарева![/quote]

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

May: С одной стороны, странно, что англичанки писали, а русские женщины - нет. Ведь русские были более независимыми, чем англичанки. Например, русские женщины могли распоряжаться своим приданым, являлись собственницами, в то время как в Англии приданое переходило в полную собственность мужа, а жены жили лишь на подачки, в которых им могли и отказать. В России можно было развестись, аристократкам, по крайней мере. Они бросались в ноги царю и он утверждал развод (примеры тому есть). В Англии было гораздо все сложнее. Но во-первых, в России не было писательской традиции. Ведь 18 век - это пара- тройка русских писателей (Ломоносов, Державин, Тредиаковский, ну еще несколько) и все. В Европе, и в Англии в частности, уже много писали. Видимо, дело в самосознании. Русские женщины не чувствовали себя способными что-то сказать другим посредством литературного произведения, занимали пассивную позицию. Непонятно все это.

МоноЛиза: Существует некая инерция, из-за которой в России женщины так поздно активизировались, если можно так сказать.:) Если даже не брать 19 век, в двадцатом было много поэтесс, а писательниц по пальцам пересчитать и все больше детские или описывали социальные проблемы. Вот Вера Панова "Спутники" - очень я любила эту книгу, а в детстве до дыр зачитывала "Динку" Асеевой, если не ошибаюсь. Даже любовные романы, а что может быть ближе женщине, чем тема любви, начали писать на Западе. Только последние 10-20 лет, как появились писательницы в России как явление, о котором можно говорить.:)

Mystery: Но что это за инерция, вот вопрос. Дело явно в каких-то традициях, может, в регилии. Англиканская церковь все же более демократичная, чем прочие. Хотя, я в этом, честно говоря, не сильна.


Бестия: Соглашусь, что дело в самосознании и традициях, различных в наших странах. Ведь до 18 века дворянские девушки сидели в светелках и пряли, пока Петр не приказал всем появляться на ассамблеях. Подавляющее большинство были безграмотными. О мещанках и крестьянках вообще речи не шло, если и к 20 веку большинство было безграмотным. В Англии выход в свет дворянских девушек существовал много веков, чуть ли не с Вильгельма и образование они получали куда лучшее. Постепенно в Англии развилась сеть воскресных школ, закрытых школ для девочек. Население было грамотным если и не поголовно, но ощутимая часть еще в том же 18 веке. Нельзя забывать, что крепостная зависимость в Англии была отменена уже к концу 15 века. Люди были свободными, насколько это возможно в социальном обществе. Отсюда и рост самосознания, тяга к творчеству и так далее. Традиции, традиции и еще раз традиции.

Лапуся: Мы все Англия да Россия... Возьмем любую другую европейскую страну, Америку, не говорю про Африку или Восток (который тонкое дело). Это сейчас романисток расплодилось, но и то только в США, Канаде, Европе. Много ли мы знаем писательниц Латинской Америки, например? И не в 19 веке, а сейчас? Традиции и уровень жизни, полагаю. Та же Англия была очень богатой, если не самой богатой страной мира в 18-19 веках (и сейчас не бедная). И передовой. У них в 16 веке уже Шекспир был. А у нас еще берестяные грамоты ходили. Так что сравнивать?

Джоя: Не очень жалую русских романисток.. Но в свое время мне очень понравился роман "Валькирия" Екатерины Семеновой..

Хелга: Джоя пишет: Но в свое время мне очень понравился роман "Валькирия" Екатерины Семеновой.. Да, мне тоже нравятся книги Семеновой, и не только "Валькирия", но и серия о Волкодаве. Кстати, о пишущих русских женщинах 19 века. Очень любопытны воспоминания и повести Софьи Ковалевской, есть унеё интересный очерк о её встрече с Джордж Эллиот, английской писательницей.

Элайза: Мне у Семеновой в свое время больше всего понравилась книга про Скунса (по-моему, с кем-то в соавторстве, я сейчас уже толком не помню), а вот "Волкодав" и прочее "псевдоэтнографическое" - честно говоря, как-то не очень пошло. Хотя язык у нее неплохой, читается легко. Но продолжение книги про Скунса было совсем уж каким-то отвратным, на чем мое знакомство с Семеновой и закончилось. Из современных русских писательниц мне, пожалуй, больше всех импонируют Улицкая (хотя и слишком депрессивная, но пишет хорошо) и Дина Рубина.

Хелга: Элайза пишет: Мне у Семеновой в свое время больше всего понравилась книга про Скунса ( А я не встречала такой книги. "Волкодав", первая и вторая книги очень нравятся, а дальше уже тяжелее, да и там тоже соавторы и все такое.

Харита: Я Семеновой начинала "Валькирию", кажется, читать. Но что-то меня напрягли эти "псевдоэтнографические" подробности. Да образ бой-бабы как-то не очень вдохновил. Пишет она хорошо, не спорю, но фэнтези как-то не идет у меня. Сосредоточиться не могу.

Джоя: Харита пишет: Да образ бой-бабы как-то не очень вдохновил. Это есть..

Kate-kapella: Есть трехтомник российской женской прозы 18-19 веков, по нему видно, какое многообразие незаслуженно забытых писательниц было в России. Причем в книгах приведено всего по одному произведению каждой дамы, тогда как каждая писала довольно много. Один том кажется называется "Дом у дороги", еще один - "Только час", третий не помню. Навскидку могу вспомнить блестящие произведения Крестовской и Шапиро. Так что, писали дамы в России, еще как писали, даже сама Екатерина II художественной литературой занималась. Просто нам после революции стали лишь классиков давать. У властей было не особо высокое мнение о женской прозе (ту же Остин тоже практически не издавали)

Елена: Не знаю, упоминалось ли вами, дамы, имя Лидии Чарской? У нее скорее проза "для девочек", но все равно - трогательная, "чувствительная". А из современниц, пишущих на русском, мне очень нравится Далия Трускиновская. Она дивет в Риге, но начала публиковаться еще в СССР, поэтому я отношу ее к "русским" авторам. Практически вся проза у нее так или иначе фэнтезийная, но вторая составляющая - именно женская проза, иронично-лирическая.

Kate-kapella: Елена Кстати да, Чарская, ну конечно. Именно дамская проза, хоть и подростковая. А еще Брунштейн с ее "Дорога уходит в даль", это хоть и не совсем женский роман, но тоже для женской аудитории.

Эва: А знаменитая Авдотья Панаева? В соавторстве с Некрасовым какие романы написала, сейчас читаются с огромным интересом!

Харита: Kate-kapella пишет: нам после революции стали лишь классиков давать. У властей было не особо высокое мнение о женской прозе Но среди классиков не было женщин почему-то. Жорж Санд была, например, Шарлотта Бронте - тоже, Остин поздно, но издали. Русских же писательниц так и не нашли. Даже если кто-то и писал (видимо, немного, потому как имени себе не сделали), то так и остались в своем времени. То есть, ярких писательниц все же не было. Эва пишет: знаменитая Авдотья Панаева? В соавторстве с Некрасовым Именно что, в соавторстве. Своих книг мало, в основном, рассказы и повести. Пара романов, не принесших ей, как понимаю, особой популярности. Чего либо значительного, кроме "Воспоминаний", у нее и нет. Сравните с той же Жорж Санд. Конечно, можно наскрести по сусекам, как говорится, найти женские имена. Но сколько нибудь заметного следа в истории русской литературы, увы, они не оставили.

Элайза: Харита пишет: Но сколько нибудь заметного следа в истории русской литературы, увы, они не оставили. Зато сейчас их сколько... писательниц этих... Как в Бразилии Педров - и не сосчитаешь... Донцова, Устинова, Маринина, Робски... Не знаю, оставят ли они хоть какой-нибудь след в истории русской литературы - скорее, в истории русского гламура, - но главное: они уже раскрепостились, пишут себе и не побаиваются. Вот они, плоды эмансипации... Вспоминается невольно эпиграмма Ахматовой: Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить... Но, Боже, как их замолчать заставить!

Цапля: Элайза

Элайза: Цапля - это не мне, это Анне Андреевне .

Цапля: Элайза пишет: Цапля - это не мне, это Анне Андреевне . Это понятно.. Но я тож в юности Анну Андреевну читала, и именно эти строки очень любила, но... склероз. А у тебя профессиональная память - столько всего помнишь. Поражаюсь.



полная версия страницы