Форум

Русские писательницы

apropos: Дискуссия о русских писательницах была начата на предыдущем форуме, закрытом по техническим причинам. Администрация сохранила ряд высказываний участников прошлого форума и предлагает их вашему вниманию. Cary пишет: [quote]Почитала я статью "что читали мамы"click here - правда, там о любовном романе. Но все равно как-то раньше не думала о том, писали женщины или нет. А ведь действительно, писательниц-то то в России и не было. Вот интересно, почему. Так много русских писателей хороших. Но ни одной женщины. Были хорошие поэтессы: Цветаева и Ахматова. А потом - ну, Барто, Шагинян о железной двери в стене, еще несколько детских писательниц. Вера Панова с романом "Спутники" про войну (других не знаю). По нему еще фильм поставили. А так, чтобы известных - до Токаревой - вроде и не было. А сейчас женщин-писательниц много, но все какие-то неинтересные. Честно говоря, ни Маринину, ни Донцову и прочих детективщиц читать не могу - уж больно плохо пишут, по сравнению с западными. И язык корявый, и сюжеты надуманные, на мой взгляд. Любовные российские романы тоже оставляют желать лучшего. Что-то в России женская литература не идет... [/quote] ALisaL пишет: [quote]Почему не было в России женщин-писательниц? Вот в госсударственном архиве сохранились записки первой русской женщины-писательницы княгини Н.Б. Долгоруковой (1760-е гг. ГАРФ). Конечно, я не знаю был ли это любовный роман или рекомендации по благоустройству усадьбы в деревне... , но женщины писали. Писали и о любви, но украдкою и не для всех - дневники... Или вот Смирнова Софья Ивановна (1852г.) - "...по таланту, блесткам остроумия и чисто мужскому складу ума Смирнова занимает одно из первых мест в ряду наших женщин-писательниц; но большие ожидания, которые возбудили ее первые произведения, не оправдались. Когда очень молодой девушкой С. писала свои первые романы, у нее были определенные стремления и порывы, и хотя эти стремления были довольно наивны и не шли дальше обычных тогда порывов к разумной деятельности для женщины, но они были согреты увлечением молодости, "огонек" их передавался читателю. По мере того как увлечения стыли, у писательницы точно исчезло определенное отношение к жизни, наблюдательность ушла в мелочи и, наконец, угасло самое желание делиться своими впечатлениями от жизни..." [/quote] Lisbeth пишет: [quote]Дневники вели многие, а так, чтобы писать художествуенную литературу, да публиковаться и стать известными, таких что-то я не знаю. Видела как-то в сборнике малоизвестных писателей 19 века Ростопчину, кажется. Ее повесть была опубликована. И все. Таких, как в Англии Остин или Бронте, не было... [/quote] Karin пишет: [quote]Вот-вот, и я об этом! Дневники Александры Смирновой-Россет, книга Т.Кузьминской "Моя жизнь дома и в Ясной поляне" и т.п. Все это известно. Но они не писали художественную литературу, а если кто и писал, то об этом нам ничего неизвестно. Писательниц-романисток не было, и это факт. Хотя русская почва дала многих хороших писателей мирового уровня. Женщины же почему-то не приняли в этом участия. Хотя наверняка, кто-то и был, и не менее талантлив. [/quote] Василиса пишет: [quote]В.Вулф в "Своей комнате" пишет об англичанках прошлых веков, чей талант был загублен именно из-за того, что они женщины. ДУмаю, было не меньше русских талантливых женщин, которые не писали из-за боязни прослыть синим чулком или навлечь на себя неудовольствие мужа и общества. Вот цитата из Вулф: "Если бы Толстой жил в монастырской келье с замужней женщиной, перестав «существовать для так называемого света», то, как бы ни поучительна была такая практика, вряд ли он написал бы «Войну и мир». И ведь она права! Я была просто в шоке, прочитав эту статью. Раньше я понятия не имела о таком жалком существовании женщин. И это в Англии. Что же тогда говорить об отсталой России?! [/quote] Marti пишет: [quote]Да ладно уж говорить об отсталости России. В других странах (кроме Англии и Жорж Санд во Франции) до 20-го века тоже не было сколько-нибудь известных писательниц. Да и вообще мировая литература как таковая начала развиваться в 18-19 веках. До этого было мало и писателей, и произведений. На пальцах можно сосчитать. Естественно, что первыми сочинительством стали заниматься мужчины в силу своего социального положения. А женщины чуть позже подхватили эстафету, а сейчас так просто опережают в ней мужчин.[/quote] Hanny пишет: [quote]Я пыталась читать всех этих популярных: Маринину, Донцову, Устинову. Не знаю, как кому, а я прямо в ужас пришла. Язык корявый, мыслей никаких, скучный и предсказуемый сюжет. Штампуют книги одну за другой, и каждая хуже предыдущей. Любовные романы русские тоже читать невозможно. Я честно пыталась и Арсеньеву читать, и Мельникову и еще каких-то (фамилий не помню). Но не могу. Через 10-20 страниц бросала. Западные лучше пишут, хотя переводы бывают очень плохие. [/quote] Гостья пишет: [quote]Самое гениальное и искреннее, что я прочитала за последние годы - это Токарева![/quote]

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

Эва: Элайза

Maria: У меня из российских писательниц главный фаворит Людмила Улицкая. Люблю у нее все кроме "Веселых похорон" и "Даниэля Штайна, переводчика". Совершенно замечательное чувство эпохи, а пофигизм и аполитичность многих героев очень совпадает в моими Раньше бы сказала, что люблю Дашкову, а теперь скажу по другому: люблю "Место под Солнцем" и "Легкие шаги безумия". Кое-чего еще тоже прочитала с интересом, но очень много слабого и натянутого, да и нравоучительство убивает А из 19 века прочитала Нагродскую "Гнев Диониса" - замечательный любовный роман и очень необычный. Кто-нибудь его тут читал?

Лапуся: Maria пишет: А из 19 века прочитала Нагродскую "Гнев Диониса" - замечательный любовный роман и очень необычный. Кто-нибудь его тут читал? Я не читала и даже не знала, что была такая писательница. А что необычного в ее романе?


Jasdek: Ой, сколько имен! Незнакомых много. Из современных российских писательниц читала очень мало: Арсеньеву одну книжку осилила, но больше как-то никак; еще Донцову про Лампу пару книг - это просто юмор. А об остальных промолчу - не знаю. Но с юности запомнились (мама посоветовала почитать) книги Валентины Осеевой "Динка" и "Динка прощается с детством", а также трилогия Александры Бруштейн (первая книга - "Дорога уходит в даль"). Полюбила их сразу и навсегда. Ну и, конечно, повести Галины Щербаковой. Самая, наверное, известная из них "Вам и не снилось". А о русских писательницах прошлого - да, конечно,были. И писали не только мемуары, стихи в альбомы и романсы, но также и образовательную литературу, адаптировали для детей различную информацию. Например, Александра Ишимова, автор "Истории России в рассказах для детей". Кстати, последний автограф Пушкина это письмо к Ишимовой, написанное за час до дуэли. В нем такие строки: "Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!". Или вот еще Александра Бахметева, атор детских книг о православии, в том числе, вышедшей в начале ХХ века, "Истории церкви для детей". Книги написаны для детей, но интересны они, право, не только им: здесь простота языка сочетается с обилием фактического материала, что дает хорошие базовые знания. Хотя это, конечно же, не художественная литература. Но они писательницы, и писательницы хорошие. Мне кажется для них это было и творческая самореализация, проявление социальной роли - женщина-учитель. И упоминавшиеся уже поэтессы Серебрянного века. А также же Тэффи (Надежда Лохвицкая), не только поэтесса, но и известный автор сатирических рассказов, в том числе одна из соавторов искрометной "Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"". (Книжку можно сейчас купить, почитайте, не пожалеете). И еще одно, думаю отсутствие женщины среди классиков русской литературы, привело к формированию стереотипа: серьезный писатель обязательно мужчина. Не знаю сколь сильно этот стереотип распространен на западе: у них в золотой фонд входят произведения Остен, Санд, сестер Бронте, Унсет, Маргариты Наваррской и т.д. У нас же, мне кажется, произведения любой из этих дам мужчины-не-специалисты отнесут однозначно к несерьезной, "женской" литературе. И сделают это именно вследствие вышеупомянутого стереотипа.

Maria: Jasdek, кстати про Тэффи: недавно читала большой сборник ее вещей и обнаружила, что она была далеко не только писателем-юмористом, среди ее рассказов очень много грустных. Кроме того Тэффи была и переводчиком. Недавно в серии "Повседневная жизнь человечества" вышел "Париж революционный" Ленотра (не по теме, но автора ОЧЕНЬ рекомендую) в ее переводе =================================================================================== Лапуся, нашла Нагродскую в сети, вот Вам ссылочка: http://lib.aldebaran.ru/author/nagrodskaya_evdokiya/nagrodskaya_evdokiya_gnev_dionisa/ А если кратко о необычности, то здесь в теме "Что не нравится в любовном романе" жаловались что герои очень стандартные (да и сюжетные ходы тоже). А про "Гнев" это точно не скажешь. Кстати Нагродская не просто Нагродская, а дочь уже упоминавшейся здесь Авдотьи Панаевой (но не Некрасова, а ее второго мужа) ==================================================================================== И еще о русских писательницах - а как присутствующим здесь дамам (и джентльменам) Башкирцева? Если честно, я ее дневник дочитать не смогла. Талантлива, спору нет, но таааакой эгоизм прет. Я и сама не альтруист, но есть же пределы!

Эва: А Мариэтта Чудакова? Ведь ее книги о Булгакове интересны и нестандартны.

Jasdek: Maria, грустные я не читала. Спасибо за наводку. Еще вспомнила Нину Соротокину, ее цикл "Гардемарины". Там, кажется, 4 книги: две последние не читала, а первые понравились. Приключения конечно, но такая дивная, сочная русская речь. И юмор великолепный, плюс нескучные познавательные исторические вставки. Очень рекомендую. Причем книга и фильм (речь только о первом фильме) - разные вещи, изначально была книга. Разница как книга "Три мушкетера" и русский фильм: хороший музыкальный костюмный фильм, но многие персонажи, ситуации, сюжетные линии опущены.

Maria: Jasdek, о Тэффи я говорила в связи с этой книгой http://www.ozon.ru/context/detail/id/3156071/

Харита: Maria пишет: И еще о русских писательницах - а как присутствующим здесь дамам (и джентльменам) Башкирцева? Если честно, я ее дневник дочитать не смогла. Талантлива, спору нет, но таааакой эгоизм прет. Джентльмены, увы, сюда не заглядывают. Ни одного не встречала в нашем женском клубе. (Боятся дамских забав? ) Одни дамы. Примерно то же самое ощущение у меня возникло при чтении дневника небезизвестной Смирновой-Россет. Умна, но зла, кажется, на весь мир, и особенно этого не скрывает. Кстати, во многом благодаря ее ехидным репликам, позднее у всех сложилось крайне нелицеприятное мнение о жене Пушкина. Хотя Смирнова так отзывалась почти обо всех знакомых ей женщинах. Но это все дневники. С художественной прозой авторов-женщин прошлых времен дело обстояло куда хуже.

Maria: Харита, спасибо за наводку - прочту!

Харита: Maria пишет: спасибо за наводку Не за что, вернее, всегда пожалуйста.

Элайза: Вдруг вспомнила, что была в советские времена еще одна неплохая писательница - И. Грекова. (Что-то на профессиональной почве вспомнилась тут мне на днях ее повесть "Кафедра". ) Это псевдоним Елены Сергеевны Вентцель, такой "математический", потому как она была талантливым математиком и педагогом, много лет проработала в высшей школе, а писать начала после 50-ти, в 60-70-е годы прошлого века. (В этом году ей исполнилось бы 100 лет). В принципе, у нее неплохие повести и романы - и даже дамской литературой в полном смысле их назвать нельзя, потому как знаю многих мужчин, которые с удовольствием ее читали. Самые известные ее вещи, пожалуй - "Вдовий пароход" и "Хозяйка гостиницы" (последнюю Говорухин недавно экранизировал под названием "Благословите женщину" - правда, фильм мне понравился гораздо меньше, чем повесть в свое время). Я ее очень давно не перечитывала, не знаю, какое у меня сейчас было бы впечатление - но в молодости, когда читала, она мне нравилась. Не то чтобы прямо до восторга и щенячьего визга, но вполне читабельная, добротная, математически ясная проза. Не очень слащавая, но в то же время и далеко не такая депрессивная, как у Петрушевской или Толстой.

Wega: А мне очень понравилась проза Авдотьи Яковлевны Панаевой. Очень многих интересных людей довелось ей знать в её очень непростой, но насыщенной событиями жизни. Причём, что мне казалось очень ценным - это то, что она сталкивалась с ними в обычной, повседневной жизни. Поэтому её герои предстают живыми реальными людьми, а не привычными "образами". Кстати, прочитав её воспоминания, я совсем невзлюбила Тургенева, который и прежде мне не очень- то нравился, как писатель. Потом хочется припомнить Е.Н.Водовозову. В своё время я купила её воспоминания в качестве нагрузки к чему-то очень "дефицитному". Последнее не помню, а вот её "На заре жизни" запомнились настолько, что порою перечитываю.

Кэт Лин: Я не могу читать наших писательниц в жанре "любовного романа". Вообще категорически не могу. Любая тетка с образованием ниже плинтуса лезет писать. Откроешь книжку - тихий ужас!!! Кого имею в виду - ну всяких там шиловых. Я столько не выпью, чтобы такое читать. Есть исключения в этом "легком жанре" - Саган, Гавальда. Про Остин вообще молчу, и так понятно... Что я лично прочла из последнего, что понравилось без натяжек? Последняя книга Токаревой, и наша Че Алиса "Женщины в большом городе в поисках любви" (про Че, кстати, никакой инфо не нашла, жаль... Душевно тетка пишет).

Кэт Лин: Вот, забыла! Всегда вне времени - Тэффи! Образц стиля!

Wega: Я очень давно полюбила мемуарную литературу, а в этом жанре весьма неплохо потрудились женщины. Не очень давно читала "При дворе двух императоров" Тютчевой. Интересно! Весьма неплохие книги вышли у Е.Н.Гоголевой, Т.К.Окуневской, "Моё взрослое детство" Гурченко... Но сказать хочется ещё о Ларисе Васильевой. Её историческая серия "Женщины русской короны", на мой взгляд, просто замечательная. Чудная книга, посвящённая тайной музе Пушкина - удивительнейшей женщине Елизавете Алексеевне Романовой- жене Александра 1, немке по происхождению, но ставшей истинно русской, о влюблённости юного поэта в неё. Светлая и какая-то щемящая книга, поскольку судьба к ней оказалась несправедливо суровой.

Marusia: Люблю мемуарную литературу. Читала тоже, в основном, женщин и не писательниц по основной профессии: Гурченко, Галину Вишневскую, Татьяну Тарасову. О книгах Васильевой знаю по отзывам и весьма восторженным. Все никак не доберусь прочитать сама.

Tatiana: Люблю Остен, сестер Бронте (само собой), с удовольствием читала Осееву. Люблю А.Кристи, Токареву. А из современных не вызывают отторжение Нестерова и Андреева. Кэт Лин пишет: Любая тетка с образованием ниже плинтуса лезет писать. Откроешь книжку - тихий ужас!!! Кого имею в виду - ну всяких там шиловых Это наша действительность. Спрос определяет предложение... К сожалению

Вика: А я сейчас современную литературу почти и не читаю.А если и читаю,то все поголовно писатели(Вербер,Акунин,Коэльо).Моей маме как-то подарили книгу Оксаны Робски.Я прочитала,не скажу,что плевалась,но забросила ее подальше на полку и совершенно не испытываю желания взяться опять ни за нее,ни за любую книгу этого,с позволения сказать,автора.

Бэла: Дамы, не забывайте, что тема эта - Русские писательницы Кристи, Остен и Коэльо где-то как-то не русские и местами не женщины!



полная версия страницы