Форум

Стефан Цвейг

apropos: Пронзительные новеллы о любви, исторические романы...

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

Жанна: А я когда-то открыла для себя мир Цвейга, запоем прочитала "Нетерпение сердца", а потом пошли потрясающие рассказы: "Письмо незнакомки", "24 часа из жизни женщины" и все-все, что я нашла. Кто-нибудь ещё увлекался им?

Tatiana: Жанна Я в свое время просто болела Цвейгом. Его новеллы я прочитала еще в том возрасте, когда половина заложенного в них смысла (может не половина, но четверть точно), прошла мимо моего понимания, но даже тогда я была поражена. Когда же перечитала его произведения в более... зрелом возрасте, впечатление только усилилось. Жанна, *шепотом* будьте добры, перед тем, как отправить текст, вычитывайте его. У нас литературный форум - мы стараемся писать не только без ошибок, но и без опечаток.

Леона: Жанна приветствую! Жанна Tatiana Я тоже зачитывалась Цвейгом, давно, правда. А сейчас он как-то ушёл из зоны моего внимания. Не потому, что разонравился, а просто перебился другими интересами. Может, стоит перечитать?


Tatiana: Леона пишет: Может, стоит перечитать? Леона Вот, знаешь, и я задумалась.

Жанна: Tatiana , пардон, конечно, за опечатки:)))), ну да, форум захватил в какой-то степени - отсюда торопливость. на заметку Я не знаю, чем так захватывают эти рассказы, но ныряешь в них разом, а выплываешь, покрытый раздумьями, как муражками... Хотя...все так неимоверно печально, даже не знаю, был бы Цвейг так ярок, если бы не эта промокшая насквозь грусть.

Жанна: Милые жители форума, вновь возвращаюсь мыслями к Стефану Цвейгу. Да, теперь мне определённо хотелось бы перечитать что-нибудь из его наполненных страстью и любовью рассказов, но ужасно хочется союзников в этом предприятии. Друзья, может, попробуем совместное (хм, параллельное) чтение некоторых его произведений, тем более что они совсем не велики. Думается, особенно будет интересно тем, кто совсем не читал эту изумительную прозу. Помню, когда впервые закрыла последнюю страницу книги, меня просто переполняло: до того мне хотелось поделиться наплывом чувств, очарованием и грустью, но... сердце так и не осталось невысказанным. Я восхищалась и восхищаюсь до сих пор, сколь ярки, живы, умны его герои, и в то же время, так порывисты - до отчаяния! Я столько раз задумывалась над их поступками: «Почему они не могли поступить иначе?». И хотя автор до тонких психологических струн объяснял мне, почему так, я вновь и вновь мысленно спорила с ним. Ну что ж, если кто-то, зайдя на эту страничку, подмигнёт мне в согласии, останется лишь бросить клич.

Хелга: Жанна С удовольствием поддержу! Давным-давно читала Цвейга.

Жанна: Хелга, я рада за поддержку! Вот раздобыла в сети новеллы и романы С.Цвейга. Вообще, была у меня когда-то книга этого автора. Помню и теперь совсем невзрачную обложку: белую с коричневым или серым фоном и, кажется, убегающим вдаль чьим-то силуэтом. Я и не подозревала, что столь неприглядная внешность книги скрывает столько бурь. Тогда, вспоминается, кроме этой книги, я перерыла все местные библиотеки и перечитала всё, что нашла, кроме "Марии Стюарт". А сейчас поискала в сети и нашла вот такой перечень: 1) "Buchmendel" 2) "Амок" 3) "Гувернантка" 4) "Двадцать четыре часа из жизни женщины" 5) "Жгучая тайна" 6) "Жозеф Фуше" 7) "Закат одного сердца" 8) "Кристина" 9) "Легенда о сестрах-близнецах" 10) "Летняя новелла" 11) "Магеллан" 12) "Мария Антуанетта" 13) "Мария Стюарт" 14) "Мендель-букинист" 15) "Незримая коллекция" 16) "Нетерпение сердца" 17) "Письмо незнакомки" 18) "Принуждение" 19) "Случай на Женевском озере" 20) "Смятение чувств, из записок старого человека" 21) "Тайна Байрона" 22) "Улица в лунном свете" 23) "Фантастическая ночь" 24) "Шахматная новелла" 25) "Эрик Мореплаватель" 26) "Фридрих Ницше" Любопытно, что некоторые названия мне словно совсем незнакомы (ну, например, № 1, 6, 9, 21, 24) , а ведь заглавия всегда так узнаваемы. Хелга, ну а вам они все знакомы? Вообще, я бы занырнула с радостью в любую строчку. В памяти ярки «Жгучая тайна», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Письмо незнакомки», «Закат одного сердца» и др. Для тех, кто так же заинтересовался, ссылочка для совместного чтения стоит лишь щёлкнуть здесь Ну, с какой начнём?

Хелга: Жанна пишет: ну а вам они все знакомы? Забралась в Цвейга и вспомнила. Давно читала, уже многое подзабылось. Очень яркое впечатление осталось от исторических вещей "Мария Стюарт" и "Мария Антуанетта" Жанна пишет: В памяти ярки «Жгучая тайна», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Письмо незнакомки», «Закат одного сердца» и др. Давайте с одной из них и начнем, выбирайте любую... Я уже вооружилась томиком. И можно новую тему открыть, скажем, "Читаем новеллы..."

Жанна: Хелга, попробуем пока поделиться мнениями и впечатлениями, ну, а если это дело затянет, то можно и открыть новую тему. Хелга пишет: Я уже вооружилась томиком Я тоже! М-м, начнём со "Жгучей тайны"! Кто с нами рядышком на лавочку? Встречаемся здесь сразу после прочтения.

Хелга: Жанна пишет: начнём со "Жгучей тайны"! Кто с нами рядышком на лавочку? Встречаемся здесь сразу после прочтения. Начнем...

lapkin: Жанна пишет: Помню, когда впервые закрыла последнюю страницу книги, меня просто переполняло: до того мне хотелось поделиться наплывом чувств, очарованием и грустью, но... сердце так и не осталось невысказанным. Я здесь новичок, но рискну предложить и свою «поддержку». Мне хорошо знакомо это чувство, когда тебя переполняют эмоции после прочитанного, а поделиться не с кем. Близкие люди читают что-то совсем другое. Уже скачала "Жгучую тайну". Осталось выкроить время на чтение

Хелга: lapkin пишет: Уже скачала "Жгучую тайну". Осталось выкроить время на чтение lapkin , выкраивайте и присоединяйтесь!

Жанна: lapkin пишет: Мне хорошо знакомо это чувство, когда тебя переполняют эмоции после прочитанного, а поделиться не с кем. Близкие люди читают что-то совсем другое. lapkin, киваю головой и прикладываю руку к сердцу в знак согласия. Так давайте же делиться впечатлениями здесь и сейчас, я думаю, новеллы Цвейга вам непременно понравятся! Вчера я лишь перелеснула пару страниц, и уже расчувствовалась. lapkin, хорошо, что и вы с нами.

Жанна: 11 часов вечера. Прочла до конца только что. В горле до сих пор стоит комок: как мне близок этот мальчик, даже до боли. Конечно, я вспомнила сюжет, но герои из плоти и крови меня сейчас словно взяли за плечи и тряхнули так, что я глубоко задумалась о жизни. Я уже забыла, как это пронзительно у Цвейга! Кажется, я ощутила кожей все эти чувства и эмоции героев. А там, где бедный мальчик один плакал в лесу, я сама не сдержалась. Откуда, откуда Цвейг мог вот так взять и описать с такой пронзительной точностью, с такой голой правдой все эти детские переживания, разве что он сам прочувствовал такие обиды в детстве. Размышляю. Я сама вспомнила до мелочей свои детские обиды, и это примирение, эти ощущуения от маминых рук. Пока только эмоции! Даже хочется ещё поплакать. Но грусть светлая. Хелга, lapkin, жду ваших отзывов. Надеюсь завтра на остывшее сердце поразмышлять вслух.

Хелга: Прочитала. Прежде не читала этой новеллы. Осталось ощущение какой-то несправедливости и неправильности. Да взрослые, мы не часто пытаемся вникнуть в детские душевные переживания, а оттуда из детства тянутся проблемы жизненные. Немного надрывно все-таки написана новелла. Но возможно, тема такая. Пока вот такие, бессвязные, мысли.

ДюймОлечка: Присоединилась к вам в прочтении новеллы, раньше вообще к моему стыду Цвейга не читала. Понравилось. Очень эмоционально, седрживать слез не могла, особеннов конце - когда пришла мама. Все-таки откуда это в людях заложена такая временами нелогичная вспрощающая любовь к маме? Почему-то это напомнило мне "Похороните меня за плинтусом" Санаева, именно в этом отношении. И как точно передано - необходимость любви близких в нашей жизни, и бедный мальчик - получить такой довольно болезненный урок да еще и в таком возрасте юном.

Жанна: Хелга пишет: Осталось ощущение какой-то несправедливости и неправильности. Интересно, а у меня как раз другие впечатления: ощущение завершенности, прощения и примирения, и... постижения жизненных законов. Возможно, новелла написана с надрывом, я согласна с вами. Но у меня в сознании крепко сидит мысль, что в детсве мы все прошли через такие надрывы. Разные ситуации: у кого-то сильнее и жёстче были обиды и непонимания, а у кого-то тише. И как это часто бывает, взрослые относятся к ним несерьёзно, но именно поэтому они врезаются в детское сердце на всю жизнь. Я думаю, сейчас каждый мог бы вспомнить какой-то случай обиды из прошлого, яркий, что называется, жизненный. Взрослеть всегда так непросто, даже будучи взрослым! ДюймОлечка пишет: Присоединилась к вам в прочтении новеллы ДюймОлечка , я так рада видеть вас на нашей скамеечке под тенистым деревцем! Продолжим совместное чтение? Раз уж так получилось, что наш новый сосед на лавочке в отношении этого автора новичок, скорее выбирай следующее название новеллы! Хелга, предоставим ДюймОлечке это право?

lapkin: Поделюсь и своими впечатлениями. На меня, увы, новелла такого сильного впечатления не произвела. Прекрасно написано о зврослении мальчика. Но для меня, почему-то, столь сильные чувства у мальчика кажутся не очень убедительными. Может я просто не встречала таких пылких детей? Или у самой было достаточно спокойное детство? Или просто не мое это - книги с бурными страстями? Финал очень понравился - полное прощение и примирение без всяких условий, как и должно быть у близких людей.

ДюймОлечка: Жанна пишет: Взрослеть всегда так непросто, даже будучи взрослым! Ведь интересно, что автор показывает не только как мальчик взрослеет, но и как помогает повзрослеть своей матери, произвести некоторую переоценку внутренних догм и и ценностей в жизни (извините за тавтологию). Задумалась, а мои родители тоже взрослели со мной? Жанна пишет: скорее выбирай следующее название новеллы! Может "Двадцать четыре часа из жизни женщины"?

Бэла: Может, немного и не в тему, но, опять окунувшись в волшебство Цвейга, задумалась о нынешних недоавторах, пытающихся писать о любви. Ведь вот здесь, в новелле, кажется, сюжет настолько крохотный на события, неумелому автору - на две странички работы и потом уже вымучивать всякие изгибы и прогибы сдуьбы героев. А здесь - Автор просто пишет, как дышит - пишет то, что происходит с каждым из нас, эти движения души, эти ощущения взросления, громадности мира ( я не говорю, что каждый переживал именно такую историю, я говорю, что терзания, истерики, волнения, тревоги - описанные столь мастерски - как же это все знакомо - "до слез, до прожилок, до детских припухших желёз"), захватывающего дух ощущения своей где-то беспомощности перед этой бездной взрослой жизни. И в очередной раз захотелось признаться в любви Мастеру психологических описаний. Спасибо открывшим эту темку и вернувшим мне - ту меня, которая зачитывалась Цвейгом и плакала над строчками чудесных новелл, и задыхалась в восторге от фантастической работы Автора над Словом.

Жанна: Бэла, я отчаянно подписываюсь под каждым вашим словом! Словно с моей души читалось! Бэла пишет: пишет, как дышит В точку! И легко, и пылко, и до чего глубоко! Ты и ведь и сам даже не замечаешь, как со вздохом погружаешься в мир чьей-то одинокой души, до таких глубин тебе родной и знакомой, что сам физически ощущаешь эту материю чувств, страсти, боли героя. Цвейг, конечно, - потрясающий автор. в очередной раз захотелось признаться в любви Мастеру психологических описаний Вот та мысль, что каждый раз вертится у меня в голове. Спасибо, Бэла! Именно глубины психологии, касанию и осязанию кончиками пальцев этой живой субстанции. Как моё сердце радуется, что не только я вновь вспомнила и себя прежнюю! Больше всего мне в сердце врезалось "Письмо незнакомки", я до сих пор обожаю эту новеллу, и помню все свои прежние раздумья над ней. С радостью бы прочла её вновь и узнала, всё теми же глазами я смотрю на неё, или нет? lapkin пишет: для меня, почему-то, столь сильные чувства у мальчика кажутся не очень убедительными. Может я просто не встречала таких пылких детей? Конечно, мы ведь все разные. Может, пугает и вызывает недоверие именно сила чувств? Но меня у Цвейга именно это покоряет. Я верю ему бесповоротно! Может, попробуем ещё новеллу? ДюймОлечка пишет: Задумалась, а мои родители тоже взрослели со мной? Да, мне тоже было бы интересно поговорить на эту тему по душам со своими родителями. ДюймОлечка пишет: Может "Двадцать четыре часа из жизни женщины"? Да!!! Я двумя руками «за»! Только прочтя, можно понять почему! Девушки, читаем?

Хелга: Жанна пишет: Девушки, читаем? Читаем...

Maria: А как собравшимся "Кристина"? Начинается как классическая сказка про Золушку, потом - резкое падение, потом - начало чего-то нового (авантюрного романа? детектива? "Прирожденных убийц"?).... и все - не закончено, о чем я всегда очень жалела - очень интересно, что бы Цвейг написал дальше Что касается "Письма незнакомки", у меня двойственное отношение к этой вещи - с одной стороны героиню жалко до слез, с другой в принципе это история какой-то крайне нездоровой любви, которая и не стремится стать счастливой. Ведь героиня говорит, что пользовалась большим успехом (причем если ее звали замуж, то просто куртизанкой не воспринимали), что ребенок был прекрасным и привлекал симпатии окружающих. И почему она не попыталась что-то сделать? Ну не могу я как серьезную попытку рассматривать одноразовый секс, который априори продолжения обычно не имеет. Увы, видимо я не романтик Тоже и с новелоой о жене, изменившей с пианистом - мужа жалко, но так измучить жену это какой-то садизм! Лучше бы в глаз ей дал

Жанна: Maria пишет: А как собравшимся "Кристина"? Скажу так: как глубокого романтика, очень сильно захватила именно завязка сюжета, перевоплощение. Я, затаив дыхание, следила за этими превращениями главной героини и радовалась как ребёнок. Да, это - детский восторг, это сказка! Далее автор возвращает нас в реальность, и эта часть книги для меня в сером цвете. Очень возмущало отношение к матери: как бы Кристина не была увлечена этой игрой, меня поражало такое её хладнокровие и безразличие. Не понимаю совершенно. Концовка - браво. Меня долго мучили сомнения по этому поводу. Но теперь я уверена, это лучшее, что мог предложить Цвейг. В лучшем же случае я остановилась бы на середине книги и довершила истории Золушки в классическом варианте (ох, и отчего автор так любит сначала вознести читателей на облака, а потом обрушить на дно тёмного океана? Какие счастливые истории он мог бы творить!). По поводу письма незнакомки, скажу полнее, когда перчитаю . Maria , ну а как насчёт "24 часов..."?

ДюймОлечка: Прочла "24 часа из жизни женщины" - как это все близко, у меня тоже есть ситуация, которую рассказать никому невозможно. Эхх, если бы мне такой слушатель не закате жизни встретился - я бы с удовольствием сняла этот груз со своей души. И ведь как точно у автора подмечено - ведь я уверена у каждой Настоящей Женщины есть свой секрет (не обязательно из "этой оперы") - что рассказать такое возможно только постороннему человеку, которого никогда более не увидишь

Жанна: ДюймОлечка, очень бы хотелось, чтобы тебе встретился такой слушатель. Я искренне этого тебе желаю. А вот у меня нет такого секрета, мучительного и продолжительного. Но ведь жизнь такая непредсказуемая штука. Кто знает... Но скажи, пожалуйста, ты предугадала финал? Для меня, например, впервые это было настоящим потрясением. Я вместе с героиней металась по вокзалу, и тоска давила сердце тяжелым камнем. Я не ожидала встретить его так внезапно и так жестоко! Это было самым последним, что я могла бы вообразить, до того я поверила в счасливую сказку. Беспощадный Автор! Как, ну вот как он мог! Уж лучше бы она так никогда и не узнала правды, и до конца дней своих думала, что рассталась с ним на вокзале навсегда, что он сдержал обещание. Очень мне понравилось тогда, когда я читала впервые, описание рук героя. Удивительная находка, яркий психологический приём! Вот автор пишет: В ту секунду, когда шарик с сухим коротким стуком упал в ячейку и крупье выкрикнул номер, руки внезапно распались, как два зверя, сраженные одной пулей. Они упали, как мертвые, а не просто утомленные, поникли с таким выражением безнадежности, отчаяния, разочарования, что я не могу передать это словами... Мгновение они лежали на зеленом сукне вяло и неподвижно, как медузы, выброшенные волной на взморье. Затем одна, правая, стала медленно оживать, начиная с кончиков пальцев: она задрожала, отпрянула назад, несколько секунд металась по столу, потом, нервно схватив жетон, покатала его между большим и указательным пальцами, как колесико. Внезапно она изогнулась, как пантера, и бросила, словно выплюнула, стофранковый жетон на середину черного поля. И тотчас же, как по сигналу, встрепенулась и скованная сном левая рука - она приподнялась, подкралась, подползла к дрожащей, как бы усталой от броска сестре, и обе лежали теперь рядом, вздрагивая и слегка постукивая запястьями по столу, как зубы стучат в ознобе. Даже теперь мне кажется, что я лучше рисую в воображении эти руки, чем черты лица этого страстного юноши.

Maria: ДюймОлечка, подпишусь под каждым словом! А еще у Цвейга есть потрясающий роман о офицере и парализованной девушке - читали?

Хелга: Жанна пишет: Беспощадный Автор! Как, ну вот как он мог! Уж лучше бы она так никогда и не узнала правды, и до конца дней своих думала, что рассталась с ним на вокзале навсегда, что он сдержал обещание. Тогда новелла была бы совсем иной. Мне кажется, с самого начала здесь заложен драматический, но не романтический исход. Да у Цвейга и нет романтики. Ведь героиня рассказывала историю не любви, а унижения. И как эта новелла звучит в лад с "Жгучей тайной": женщина, не ищи ничего для себя, жертвуй собой, вот твое назначение, но и жертвы эти не будут оценены, не жди.

ДюймОлечка: Жанна пишет: Но скажи, пожалуйста, ты предугадала финал? Когда читала - знала что так и закончится (к сожалению у меня есть очень хорошо знакомый игрок, я знаю что это болезнь), хотя вот в тот момент когда он в церкви дал ей клятву, захотелось поверить, надеяться на "хороший" финал, ведь в душе я романтична. Но автор показал нам "жизненную" ситуацию И это неплохо, это позволяет в некоторой степени остужать голову, хоть и делает немного циником . Maria пишет: А еще у Цвейга есть потрясающий роман о офицере и парализованной девушке - читали? Нет, а как называется? Я сейчас Кристину начала

Maria: "Нетерпение сердца"

Жанна: Хелга пишет: с самого начала здесь заложен драматический, но не романтический исход. То-то и оно, что, читая новеллы Цвейга не чувствую, или просто не хочу верить в этот изначально драматический исход. Передо мной всякий раз рождается новое, жарко чувство во всём своём пылу и сиянии, настоящее, глубокое чувство, граничащее с самоотречением. И вот ты следишь за этой шаровой молнией затаив дыхание, неотрывно, надеясь, что она вспыхнет в небе радужным салютом. Но её разряд вседа заземлён и настолько силён, что оставляет в душе герев шрам на всю жизнь. Но всё же, несмотря на очевидное крушение надежд, я могу лишь сказать: Цвейг не делает меня циничнее, нет, он делает меня романтичнее. Вообще, мне, конечно, интересно и удивительно, отчего большая часть новелл написана автором преимущественно с точки зрения женского мировосприятия. Он смотрит на мир глазами женщин - героинь своих новелл и романов, тонко прописывая их чувства, мысли, поступки. ДюймОлечка пишет: Я сейчас Кристину начала ДюймОлечка, очень хочется слышать первые впечатления. Любопытно, где сейчас пребывает Кристина, на каком месте закладочка?

ДюймОлечка: Жанна пишет: Любопытно, где сейчас пребывает Кристина, на каком месте закладочка? Вот и дочитала (все никак не могла добраться - работа не давала). Сложно. Очень изменчивое произведение - то вверх, то вниз. В конце оставило ощущение - что все испытания у нее впереди, и к сожалению, беспросветные. Честно - не знаю как относится к героине

Жанна: Мда, я тоже склоняюсь не к самому счастливому разрешению их побега. И героиня очень противоречива. Повторюсь, что самые яркие впечатления были у меня от 1 части романа, как красиво развивалась история Золушки...

Одинец: С большим интересом прочитала все, что здесь написано. Как жаль, что сама практически не умею выражать словами свои мысли о прочитанном. В юности Цвейг произвел на меня неизгладимое впечатление, и хотя не перечитывала его очень давно, воспоминания не поблекли до сих пор. "В сумерках" - кажется, именно так называлась новелла, которую я особенно люблю, о мальчике, который по ошибке влюбился не в ту девушку. Твердо убеждена: всем, кто пишет или собирается писать ЛР, крайне необходимо прочесть Цвейга, и лучше сделать это в отрочестве, пока душа и мозг еще не сильно испорчены бульварным чтивом. Потому что Цвейгу нет равных в описании утонченнейших эротических переживаний, которые кружат голову, как самое крепкое вино. Возможно, я не так много читала, но по силе воздействия сравнить с Цвейгом могу только Валерия Брюсова, прочитанного мной в те же подростковые годы, и тоже совершенно меня ошеломившего. Кстати, я почему-то верю в такую любовь, что описана в "Письме незнакомки", и она не кажется мне нездоровой. Но вполне допускаю, что такая любовь - большая редкость. Как, впрочем, и истинная любовь вообще.

Maria: мне реакция героев "В Сумерках" кажется очень правдивой и естественной - гораздо логичнее, чем в "Бержераке", когда героиня узнает, что влюбилась не в того (и годы его любила, между прочим), и через момент быстро-быстро перевлюбляется в другого А интересно, что бы она сделала, если бы выяснила, что опять ошиблась?

Одинец: А мне почему-то кажется, что Роксана вполне естественно, чисто по-женски себя ведет. Кстати, она мне всегда очень нравилась, хотя я и сердилась на нее, не понимая, как можно было увлечься этим болваном Кристианом, когда рядом был Сирано. А вот поведение героя "Сумерек" (не помню его имени), как мне кажется, очень характерно для мужчин. И тем самым трогательно до мучительнейшей жалости... А вообще, очень любопытная аналогия, мне она не приходила в голову.

Maria: Одинец пишет: как можно было увлечься этим болваном Кристианом, когда рядом был Сирано. ИМХО пакость ситуации, которую Кристиан с Сирано сотворили в том и заключается, что не дает Роксане видеть хорошие качества обоих кандидатов. Кристиан смелый, решительный, благородный (помните, когда узнает, что Сирано тоже Роксану любит он готов ее отпустить). Кстати дурости в нем не видно - просто неискушен человек в светском тонком обращениии робкий по молодости. Про нос Сирано он не глупо отбрил В общем жуть, когда у 2х кандидатов при всех их достоинствах мощный комплекс неполноценности

Одинец: Все дело в том, что для меня Бержерак всегда был вне конкуренции. И кто бы ни стоял с ним рядом, на его фоне он будет смотреться в моих глазах очень бледно. *сказала новая Роксана* Maria пишет: В общем жуть, когда у 2х кандидатов при всех их достоинствах мощный комплекс неполноценности В этом вся прелесть!

Жанна: Одинец пишет: Твердо убеждена: всем, кто пишет или собирается писать ЛР, крайне необходимо прочесть Цвейга Знаете, я в этом также убеждена. Действительно, наиболее сильно автор врезается в сознание в юношеском, даже подростковом возрасте. Наверное, именно в этом возрасте особенно сильно чувствуется родство души с героями новелл, романов, потому как все герои проходят через какие-то острые, мучительные жизненные испытания, их характеры ломаются, меняется мировоззрение - все как в отрочестве и юности. Цвейгу нет равных в описании утонченнейших эротических переживаний, которые кружат голову, как самое крепкое вино. Верно, точно сказано! Как самое крепкое вино с терпким, изысканно-сладким вкусом и горькими нотками. Пьянящее вино с самого первого глотка, с самых первых строк. И Кто нам говорил, что практически не умеет выражать словами свои мысли о прочитанном?

Одинец: Жанна пишет: Знаете, я в этом также убеждена. Приятно осознавать, что в этом я не одинока. Пожалуй, пришло уже и мне время перечесть все, что было так давно прочитано. Эта тема всколыхнула в душе такие жгучие переживания... Знаете, немного страшно почему-то. Цвейг-то не изменился, а вот я...))) Спасибо на добром слове. Со временем убедитесь, что я была права))).

Maria: Одинец пишет: мне почему-то кажется, что Роксана вполне естественно, чисто по-женски себя ведет... А вот поведение героя "Сумерек" (не помню его имени), как мне кажется, очень характерно для мужчин. Если честно, не думаю, что здесь разница определяется полом. По крайней мере мне ближе и понятнее поведение мальчика из "Сумерек" (а у него вообще имя, кстати, было?) Вспомнила еще один рассказ на тот же сюжет - у Стендаля в "О любви". Так девушке говорят, что приезжает некий красивый-умный-интересный-и т.д. молодой человек к ней свататься. Обрадованная, в церкви она видит некого юношу и по каким-то (не помню) признакам решает, что это он и есть. Когда она узнает о своей ошибке (а девушка с избранником еще даже не говорила, и настоящего жениха только готова увидеть), то уже влюблена не в того заочно, и за жениха замуж не хочет

Одинец: Да, это довольно популярный сюжет, еще со времен Франчески и Паоло. Пытаюсь представить, как бы я повела себя на месте такой вот обманувшейся (или обманутой) девушки. Наверное, все зависит от личности истинного жениха. Так что, на мой взгляд, вариантов развития этой истории все-таки может быть немало.

Хелга: На волне перечитала и прочитала новеллы Цвейга и при всем понимании, что он пишет великолепно и пробирается в душу человеческую, почему-то не пробрало, как по идее, должно было бы. Что-то поволновало, что-то вызвало протест, что-то непонимание. Но как-то спокойно, без эмоций. Признаться, больше люблю его исторические вещи.

ДюймОлечка: Прочла "Нетерпение сердца". Написано очень проникновенно и тонко, все переживания, горе, отчаяние Эдит понятны, но вот никак не могу уяснить как можно испугаться, почти до ужаса, любви? Пусть большой, пусть неистовой, но что в этом может быть ужасного, до такой степени - чтобы не смочь думать ни о чем другом, не слышать друзей. Как любовь может такое сделать с человеком, не важно что она не ответная.

Teffi: Цвейг - сила!

марианна: ДюймОлечка пишет: но вот никак не могу уяснить как можно испугаться, почти до ужаса, любви? Пусть большой, пусть неистовой, но что в этом может быть ужасного, до такой степени - чтобы не смочь думать ни о чем другом, не слышать друзей. Как любовь может такое сделать с человеком, не важно что она не ответная. Не могу согласиться. Читала месяца 4 назад, но очень хорошо помню, что переживания Эдит вызывали во мне только сочувствие. По-моему, у этой девушки была ужасная жизнь: из резвого и подвижного ребенка она превратилась в полную калеку, неспособную сделать несколько шагов и не имевшую практически никакой надежды на выздоровление. Что хорошего было в ее жизни? Престарелый, убитый горем, больной отец, дальняя родственница, ухаживающая за ней в надежде поскорее выйти замуж, навязчивое и бестактное внимание окружающих... И вдруг - в жизни Эдит появилась любовь - первая, страстная, единственная для нее... Вполне понятно и ее стремление скрыть свои чувства, и нелепая гордость, и капризная эгоистичность... Вся жизнь девушки сосредоточилась в одном человеке, он был ее единственной опорой и надеждой на будущее. И поэтому, встретив с его стороны только жалость и - что еще хуже - страх, граничащий с отвращением, - она пошла на самоубийство. Я не утверждаю, что это был единственный возможный выход для нее в сложившейся ситуации, но и однозначно порицать ее не могу...

Жанна: ДюймОлечка, Марианна, "Нетерпение сердца" читала давно, но ощущения помню как сейчас, неимоверно грустные, я бы даже сказала, депрессовые. Оттого не хочется окунуться ещё раз. Девушка отчаянная, это тот самый юношеский максимализм: всё или ничего - вот её характер. Безумно жалко героя, он-то в общем-то ни в чём не виноват. И как жить дальше? Столько дум, и все они грустные, но таков Цвейг.

Эмма: ...Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. "Нетерпение сердца" Напоминаю эпиграф и хочу сказать, что здесь Цвейг говорит о нетерпении сердца именно героя, а не Эдит. Я не согласна с тем, что герой ни в чем не виноват. Он именно испытывал те чувства, о которых написано в эпиграфе в первой его части. Это НЕ есть хорошие качества в человеке, когда он пытается оградить свой покой от страданий ближнего. А Эдит убила себя не от неразделенной любви, а оттого, что она была калека. Герой сам говорит, что Эдит никогда не возбуждала в нем чувственность, что он всегда шарахался от нее как от огня из-за ее физического недостатка. То есть, если бы она была нормальной женщиной, то была бы возможность того, что он ее полюбит. Она это поняла, поняла, что именно ее ущербность не даст возможности ему ее полюбить. Потому, что он НЕ хочет видеть страданий другого человека, он НЕ умеет любить, у него есть только нетерпение сердца – то есть нетерпение поскорее избавиться от страданий, не забивать себе этим голову. У Эдит нет никакого максимализма, она всего лишь по-настоящему полюбила человека недостойного, малодушного, эгоиста. Она убила себя не потому, что он ее не любит, а ей не надо никого другого. Ей было больно узнать истинный характер любимого человека и вместе с тем, больно то, что причина его брезгливого отношения к ней – ее недостаток.

Жанна: Эмма, спасибо, я ведь на самое деле уже довольно отстранённо помнила этот роман. Теперь действительно вспоминаю. Но чувства он произвёл на меня самые тягостные, вопреки всем остальным рассказам и романам. И я не соглашусь лишь в невинности этой жертвенности девушки. Умела ли она любить бескорыстно? Она любила эгоистично, страстно, неистово, но эгоистично. Не знаю, я очень понимаю героя, пусть в его сердце было рождено это нетерпение, но оно было рождено естественным путём, в чём вина, если он не любил её с той же силой. Можно ли заставить любить? Я помню сцену первого поцелуя, ждал ли он его? Нет, он был просто шокирован! Он не был готов к такому повороту событий, а дальше..."мы в ответе за тех..." Таким же потрясением стала для него эта девушка со своей одержимостью, характером и протестом. Принесла ли она ему радости? Ведь любила! Принес ли он ей счастье? А ведь старался, я помню, что очень старался, а уж по каким причинам - это другое дело.

Эмма: Жанна, я тоже очень давно читала этот роман, лет семь назад, но все же мне жаль Эдит. Возможно, она любила эгоистично, но у нее ведь не было будущего. Разве полюбит мужчина женщину-калеку? Маловероятно. Счастье проходит стороной для Эдит, а она в этом не виновата. У меня тоже было тяжелое впечатление от романа. Поэтому до сих пор не возьмусь перечитать. Цвейг как никто другой умеет погружаться в души людей, а они то разные бывают. А его новеллы такие замечательные! "Письмо незнакомки" - это пока единственное произведение, которое заставило меня плакать при прочтении. А казалось, сколько таких похожих вещей - и "Джуд" Харди, и "Три товарища" Ремарка, "Узорный покров" Моэма... Сострадаешь, переживаешь сильно, но до слез не доходит. "Амок" очень сильная вещь. Гибель женщины только потому, что она не унизилась перед ним, не стала умолять и просить и его это задело. А потом и ревность к ее любимому человеку, и осознание что уже поздно что-то изменить. И оно как всегда приходит слишком поздно... Замечательная "Шахматная новелла". Сумасшедший человек или нет? С какой стороны посмотреть... И много много чего еще Очень люблю Цвейга!

Жанна: Эмма пишет: "Письмо незнакомки" - это пока единственное произведение, которое заставило меня плакать при прочтении. Понимаю всем сердцем! А меня ещё и "Жгучая тайна". Про "Амок", действительно очень сильно! Я даже не могу озвучить это чувство, которое меня сейчас посетило. Что-то сродни мурашек на спине, прояснённого в памяти потрясения и даже странного восторга. Сильно. И мне почему-то помнится, что история основана на реальных событиях, или я ошибаюсь? Если так... Эмма пишет: Очень люблю Цвейга! И я!

ДюймОлечка: Эмма пишет: Разве полюбит мужчина женщину-калеку? Есть разные мужчины на свете, друг Горацио. Я, по крайней мере, слышала от мужчин, что слабость в женщине привлекает их, заставляет заботиться, холить, лелеять и любить. А какого свойства - это уже для всех разные вещи, некоторые способны полюбить и калеку, и немного не в себе (я ен говорю о таких экстремальных случаях как у Рочестера). Мне, конечно, жаль Эдит и поначалу было жаль ГГ, но потом видишь только противостояние двух эгоистов, неспособных думать о ком-то другом, слушать чувства другого человека и хорошее отношение исчезает. Хотя можно ли жалость назвать хорошим чувством?

Жанна: ДюймОлечка, Эмма, о том, можно ли полюбить калеку... Конечно! Я знаю столько таких случаев. Мне думается, дело всё в том, принимает и любит ли себя человек таким, каков он есть. Можно ли полюбить девушку "здоровой" любовью, если она сама относится к себе как к больной, дефектной. Если всячески подчёркивает эту свою физическую ущербность, но это её горе, конечно, горе, в котором ей нужна была психологическая помощь. Но ведь ГГ не психолог, даже не в житейском смысле. Р.S. А вообще, я рада, что у нас завязалась такая дискуссия.

Эмма: Если человек хороший, то, конечно, он может полюбить калеку. Но дело в том, что таких мужчин очень мало - настоящих, которые оценят душу женщины. Которые обратят на нее внимание, независимо от ее красоты, положения в обществе и прочих недостатках. Говоря, что мужчина не полюбит калеку, я имела в виду большинство. Ну, вроде как издательства ориентируются на массы когда печатают Донцову, а не Диккенса, мотивируя тем, что большинству больше интересна Донцова.

В: Ещё как виноват! Он же погубил её. Мужчина, офицер не нашёл в себе сил сказать:"Эдит, я не тот человек, который может полюбить тебя и помочь тебе".

Shirley: Восхищаюсь творчеством Цвейга. "Письмо незнакомки", "Смятение чувств", "Фантастическая ночь" - мои любимые новеллы. "Нетерпение сердца" показалось несколько затянутым. По-моему, шедевры Цвейга - романизированные биографии Марии Стюарт и Марии Антуанетты.

Эмма: Shirley пишет: По-моему, шедевры Цвейга - романизированные биографии Марии Стюарт и Марии Антуанетты. Мое мнение - все, что он пишет - шедевр. Потрясающе талантливый писатель.

Shirley: Эмма пишет: Мое мнение - все, что он пишет - шедевр. Потрясающе талантливый писатель. От его книг невозможно оторваться. Вместе с героями переживаешь каждую минуту! Когда читала "Амок", чисто физически ощутила это состояние исступленного безумия. Сердце колотилось, руки дрожжали. В этом истинный гений писателя - заставить поверить!

Жанна: Shirley, совершенно с вами согласна! "Амок" - сильнейшая по накалу чувств новелла. Цвейг сумел развернуть катастрофическую историю с такой глубиной чувств всего лишь на нескольких страницах, да так, что до сих пор при вопоминании сердце замирает. Гений! Гений женской психологии.

Shirley: Жанна пишет: Гений! Гений женской психологии. И не только женской. Вы читали "Смятение чувств"?

Жанна: Shirley, напомните...

Shirley: Ну, новелла о непростых отношениях между профессором и его учеником. Фишка в том, что профессор, как бы лучше сказать, нетрадиционной ориентации.

В: А Жозеф Фуше неужели никому не интересен?

Shirley: В пишет: А Жозеф Фуше неужели никому не интересен? Очень даже интересен. Такая сложная личность главного героя: я даже не могу определить своего к нему отношения. Его политичесие интриги и беспринципность - отвратительны, но как любил он свою жену и детей!

Жанна: В, Shirley, ну надо же! А ведь я думала, что прочла все новеллы Цвейга. Помнится даже местные библиотеки прошерстила от и до. Но вот такого поворота сюжета точно не припомню.

Гала: Я бесконечно восхищаюсь творчеством С. Цвейга. "Марию Стюарт" читала раз сто! Шедевр! Другие его романизированные биографии так же великолепны. А новеллы! "Письмо незнакомки" - the best! аль, что у нее нет ни одной приличной экранизации.



полная версия страницы