Форум

Стефан Цвейг

apropos: Пронзительные новеллы о любви, исторические романы...

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

Одинец: Жанна пишет: Знаете, я в этом также убеждена. Приятно осознавать, что в этом я не одинока. Пожалуй, пришло уже и мне время перечесть все, что было так давно прочитано. Эта тема всколыхнула в душе такие жгучие переживания... Знаете, немного страшно почему-то. Цвейг-то не изменился, а вот я...))) Спасибо на добром слове. Со временем убедитесь, что я была права))).

Maria: Одинец пишет: мне почему-то кажется, что Роксана вполне естественно, чисто по-женски себя ведет... А вот поведение героя "Сумерек" (не помню его имени), как мне кажется, очень характерно для мужчин. Если честно, не думаю, что здесь разница определяется полом. По крайней мере мне ближе и понятнее поведение мальчика из "Сумерек" (а у него вообще имя, кстати, было?) Вспомнила еще один рассказ на тот же сюжет - у Стендаля в "О любви". Так девушке говорят, что приезжает некий красивый-умный-интересный-и т.д. молодой человек к ней свататься. Обрадованная, в церкви она видит некого юношу и по каким-то (не помню) признакам решает, что это он и есть. Когда она узнает о своей ошибке (а девушка с избранником еще даже не говорила, и настоящего жениха только готова увидеть), то уже влюблена не в того заочно, и за жениха замуж не хочет

Одинец: Да, это довольно популярный сюжет, еще со времен Франчески и Паоло. Пытаюсь представить, как бы я повела себя на месте такой вот обманувшейся (или обманутой) девушки. Наверное, все зависит от личности истинного жениха. Так что, на мой взгляд, вариантов развития этой истории все-таки может быть немало.


Хелга: На волне перечитала и прочитала новеллы Цвейга и при всем понимании, что он пишет великолепно и пробирается в душу человеческую, почему-то не пробрало, как по идее, должно было бы. Что-то поволновало, что-то вызвало протест, что-то непонимание. Но как-то спокойно, без эмоций. Признаться, больше люблю его исторические вещи.

ДюймОлечка: Прочла "Нетерпение сердца". Написано очень проникновенно и тонко, все переживания, горе, отчаяние Эдит понятны, но вот никак не могу уяснить как можно испугаться, почти до ужаса, любви? Пусть большой, пусть неистовой, но что в этом может быть ужасного, до такой степени - чтобы не смочь думать ни о чем другом, не слышать друзей. Как любовь может такое сделать с человеком, не важно что она не ответная.

Teffi: Цвейг - сила!

марианна: ДюймОлечка пишет: но вот никак не могу уяснить как можно испугаться, почти до ужаса, любви? Пусть большой, пусть неистовой, но что в этом может быть ужасного, до такой степени - чтобы не смочь думать ни о чем другом, не слышать друзей. Как любовь может такое сделать с человеком, не важно что она не ответная. Не могу согласиться. Читала месяца 4 назад, но очень хорошо помню, что переживания Эдит вызывали во мне только сочувствие. По-моему, у этой девушки была ужасная жизнь: из резвого и подвижного ребенка она превратилась в полную калеку, неспособную сделать несколько шагов и не имевшую практически никакой надежды на выздоровление. Что хорошего было в ее жизни? Престарелый, убитый горем, больной отец, дальняя родственница, ухаживающая за ней в надежде поскорее выйти замуж, навязчивое и бестактное внимание окружающих... И вдруг - в жизни Эдит появилась любовь - первая, страстная, единственная для нее... Вполне понятно и ее стремление скрыть свои чувства, и нелепая гордость, и капризная эгоистичность... Вся жизнь девушки сосредоточилась в одном человеке, он был ее единственной опорой и надеждой на будущее. И поэтому, встретив с его стороны только жалость и - что еще хуже - страх, граничащий с отвращением, - она пошла на самоубийство. Я не утверждаю, что это был единственный возможный выход для нее в сложившейся ситуации, но и однозначно порицать ее не могу...

Жанна: ДюймОлечка, Марианна, "Нетерпение сердца" читала давно, но ощущения помню как сейчас, неимоверно грустные, я бы даже сказала, депрессовые. Оттого не хочется окунуться ещё раз. Девушка отчаянная, это тот самый юношеский максимализм: всё или ничего - вот её характер. Безумно жалко героя, он-то в общем-то ни в чём не виноват. И как жить дальше? Столько дум, и все они грустные, но таков Цвейг.

Эмма: ...Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. "Нетерпение сердца" Напоминаю эпиграф и хочу сказать, что здесь Цвейг говорит о нетерпении сердца именно героя, а не Эдит. Я не согласна с тем, что герой ни в чем не виноват. Он именно испытывал те чувства, о которых написано в эпиграфе в первой его части. Это НЕ есть хорошие качества в человеке, когда он пытается оградить свой покой от страданий ближнего. А Эдит убила себя не от неразделенной любви, а оттого, что она была калека. Герой сам говорит, что Эдит никогда не возбуждала в нем чувственность, что он всегда шарахался от нее как от огня из-за ее физического недостатка. То есть, если бы она была нормальной женщиной, то была бы возможность того, что он ее полюбит. Она это поняла, поняла, что именно ее ущербность не даст возможности ему ее полюбить. Потому, что он НЕ хочет видеть страданий другого человека, он НЕ умеет любить, у него есть только нетерпение сердца – то есть нетерпение поскорее избавиться от страданий, не забивать себе этим голову. У Эдит нет никакого максимализма, она всего лишь по-настоящему полюбила человека недостойного, малодушного, эгоиста. Она убила себя не потому, что он ее не любит, а ей не надо никого другого. Ей было больно узнать истинный характер любимого человека и вместе с тем, больно то, что причина его брезгливого отношения к ней – ее недостаток.

Жанна: Эмма, спасибо, я ведь на самое деле уже довольно отстранённо помнила этот роман. Теперь действительно вспоминаю. Но чувства он произвёл на меня самые тягостные, вопреки всем остальным рассказам и романам. И я не соглашусь лишь в невинности этой жертвенности девушки. Умела ли она любить бескорыстно? Она любила эгоистично, страстно, неистово, но эгоистично. Не знаю, я очень понимаю героя, пусть в его сердце было рождено это нетерпение, но оно было рождено естественным путём, в чём вина, если он не любил её с той же силой. Можно ли заставить любить? Я помню сцену первого поцелуя, ждал ли он его? Нет, он был просто шокирован! Он не был готов к такому повороту событий, а дальше..."мы в ответе за тех..." Таким же потрясением стала для него эта девушка со своей одержимостью, характером и протестом. Принесла ли она ему радости? Ведь любила! Принес ли он ей счастье? А ведь старался, я помню, что очень старался, а уж по каким причинам - это другое дело.

Эмма: Жанна, я тоже очень давно читала этот роман, лет семь назад, но все же мне жаль Эдит. Возможно, она любила эгоистично, но у нее ведь не было будущего. Разве полюбит мужчина женщину-калеку? Маловероятно. Счастье проходит стороной для Эдит, а она в этом не виновата. У меня тоже было тяжелое впечатление от романа. Поэтому до сих пор не возьмусь перечитать. Цвейг как никто другой умеет погружаться в души людей, а они то разные бывают. А его новеллы такие замечательные! "Письмо незнакомки" - это пока единственное произведение, которое заставило меня плакать при прочтении. А казалось, сколько таких похожих вещей - и "Джуд" Харди, и "Три товарища" Ремарка, "Узорный покров" Моэма... Сострадаешь, переживаешь сильно, но до слез не доходит. "Амок" очень сильная вещь. Гибель женщины только потому, что она не унизилась перед ним, не стала умолять и просить и его это задело. А потом и ревность к ее любимому человеку, и осознание что уже поздно что-то изменить. И оно как всегда приходит слишком поздно... Замечательная "Шахматная новелла". Сумасшедший человек или нет? С какой стороны посмотреть... И много много чего еще Очень люблю Цвейга!

Жанна: Эмма пишет: "Письмо незнакомки" - это пока единственное произведение, которое заставило меня плакать при прочтении. Понимаю всем сердцем! А меня ещё и "Жгучая тайна". Про "Амок", действительно очень сильно! Я даже не могу озвучить это чувство, которое меня сейчас посетило. Что-то сродни мурашек на спине, прояснённого в памяти потрясения и даже странного восторга. Сильно. И мне почему-то помнится, что история основана на реальных событиях, или я ошибаюсь? Если так... Эмма пишет: Очень люблю Цвейга! И я!

ДюймОлечка: Эмма пишет: Разве полюбит мужчина женщину-калеку? Есть разные мужчины на свете, друг Горацио. Я, по крайней мере, слышала от мужчин, что слабость в женщине привлекает их, заставляет заботиться, холить, лелеять и любить. А какого свойства - это уже для всех разные вещи, некоторые способны полюбить и калеку, и немного не в себе (я ен говорю о таких экстремальных случаях как у Рочестера). Мне, конечно, жаль Эдит и поначалу было жаль ГГ, но потом видишь только противостояние двух эгоистов, неспособных думать о ком-то другом, слушать чувства другого человека и хорошее отношение исчезает. Хотя можно ли жалость назвать хорошим чувством?

Жанна: ДюймОлечка, Эмма, о том, можно ли полюбить калеку... Конечно! Я знаю столько таких случаев. Мне думается, дело всё в том, принимает и любит ли себя человек таким, каков он есть. Можно ли полюбить девушку "здоровой" любовью, если она сама относится к себе как к больной, дефектной. Если всячески подчёркивает эту свою физическую ущербность, но это её горе, конечно, горе, в котором ей нужна была психологическая помощь. Но ведь ГГ не психолог, даже не в житейском смысле. Р.S. А вообще, я рада, что у нас завязалась такая дискуссия.

Эмма: Если человек хороший, то, конечно, он может полюбить калеку. Но дело в том, что таких мужчин очень мало - настоящих, которые оценят душу женщины. Которые обратят на нее внимание, независимо от ее красоты, положения в обществе и прочих недостатках. Говоря, что мужчина не полюбит калеку, я имела в виду большинство. Ну, вроде как издательства ориентируются на массы когда печатают Донцову, а не Диккенса, мотивируя тем, что большинству больше интересна Донцова.

В: Ещё как виноват! Он же погубил её. Мужчина, офицер не нашёл в себе сил сказать:"Эдит, я не тот человек, который может полюбить тебя и помочь тебе".

Shirley: Восхищаюсь творчеством Цвейга. "Письмо незнакомки", "Смятение чувств", "Фантастическая ночь" - мои любимые новеллы. "Нетерпение сердца" показалось несколько затянутым. По-моему, шедевры Цвейга - романизированные биографии Марии Стюарт и Марии Антуанетты.

Эмма: Shirley пишет: По-моему, шедевры Цвейга - романизированные биографии Марии Стюарт и Марии Антуанетты. Мое мнение - все, что он пишет - шедевр. Потрясающе талантливый писатель.

Shirley: Эмма пишет: Мое мнение - все, что он пишет - шедевр. Потрясающе талантливый писатель. От его книг невозможно оторваться. Вместе с героями переживаешь каждую минуту! Когда читала "Амок", чисто физически ощутила это состояние исступленного безумия. Сердце колотилось, руки дрожжали. В этом истинный гений писателя - заставить поверить!

Жанна: Shirley, совершенно с вами согласна! "Амок" - сильнейшая по накалу чувств новелла. Цвейг сумел развернуть катастрофическую историю с такой глубиной чувств всего лишь на нескольких страницах, да так, что до сих пор при вопоминании сердце замирает. Гений! Гений женской психологии.



полная версия страницы