Форум

"Бесприданница" vs "Жестокий романс"

Цапля: Драма Н. А Островского. Была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года. Огромное количество театральных постановок с 1878 года в Малом театре - до наших дней. Известные экранизации - одноименная Якова Протозанова (1936 г.) "Жестокий романс" Эльдара Рязанова (1984г) есть непроверенные сведения, что были экранизации периода "великого немого". Здесь мы будем обсуждать как достоинства и недостатки экранизаций (если есть счастливчики, видевшие театральные постановки, просим !! ), так и собственно персонажей.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Леона: Здорово! А почему в заглавии ты написала "vs"? Разве их можно противопоставлять?

novichok: Постановок, к сожалению, не видела, также, как и фильм 1936 г. Но читала пьесу, а уж сколько раз смотрела фильм Рязанова...сложно сказать за какой десяток перевалило. Вполне естественно, что с годами восприятие сюжета менялось, добавлялись какие-то нюансы, но я всегда считала, что в трагедии Ларисы, да и Ольги /сестра Ларисы/ виновата их мать.

Леона: Фильм 1936 года видела, но по сравнению с постановкой Рязанова... В общем, их даже ставить рядом нельзя. Но это современный взгляд. Тогда фильм был очень неплохой экранизацией. Помню, когда вышел "Жестокий романс", моя бабушка, ныне покойная, не хотела его смотреть, говорила: такой замечательный фильм был старый, не хочу размывать впечатления от него. Но потом всё же посмотрела и сказала, что была неправа в корне: такая постановка, как она выразилась, богатейшая!


Цапля: Леона пишет: Здорово! А почему в заглавии ты написала "vs"? Разве их можно противопоставлять? Название темы легко изменить По поводу противопоставлений. Я, к сожалению, в силу склероза подзабыла детали - но, когда-то, очень давно, читала воспоминания Рязанова о том, как он брался за эту экранизацию. Многие, очень многие кинодеятели прочили провал - именно по причине того, что протазановская "Бесприданница" считалась эталоном, образцом классической экранизации. В идеале хотелось бы услышать бепристрастное мнение людей, видевших оба фильма. Я видела оба. Но я пристрастный зритель- очень сложно принимаю фильмы старше 40-го года Лариса (Нина Алисова) в гриме "великого немого", избыточная театральность действа и пр. заморочки - меня напрягали излишне. Везде и всюду мне виделась фальшь. Кстати, популярность этой экранизации - косвенно - показана зрителям в фильме "А зори здесь тихие" Там героиня исполняет романс "Он говорил мне..." - тот самый, что поет Лариса.

Marusia: Смотрела обе экранизации. Саму пьесу не читала. В первой безоговорочно принимаю Ларису и Паратова. Во второй - пожалуй всех, кроме Ларисы. Театральные постановки этой пьесы Островского не попадались, хотя инсценировки Островского люблю, особенно Бешенные деньги, Волки и овцы, Таланты и поклонники, Последняя жертва, Доходное место. Знаю, что Марину Неелову как-то спросили: хотела бы она сыграть Ларису? на что она ответила: я ведь не умею петь! Вообще роль Ларисы всегда считалась бенефисной. В ней еще великие русские актрисы блистали Ермолова и Комиссаржевская. У Алисовой Лариса получилась очень, живой , яркой. Насколько помню она сама пела, а как танцевала! Гузеева по моему скромному мнению, рядом с той Ларисой просто меркнет.

Леона: В экранизации 1936 года для меня многое излишне театрально и фальшиво. Но, повторяюсь, раньше была такая манера игры. Уже гораздо позже, в наши времена, стали больше уделять внимания именно естесственности исполнения, жизненности. Тогда именно театральности была в цене. Тот фильм я воспринимаю как некий памятник искусству того времени. Ну а экранизация Рязанова - просто шедевр!

Цапля: Marusia пишет: У Алисовой Лариса получилась очень, живой , яркой. Насколько помню она сама пела, а как танцевала! Но как вспомню эти глазки "обведеные" черной тенью - грим ужасен был тогда, как вспомню аффектированные речи... нет, не мое. А голос и живое исполнение - за отсутствием возможности нормальной звукозаписи - сводят и эти ее качества на нет. Помню, как Остроумова в "Зорях..." исполняла этот романс - оч. чувственно. Леона пишет: Тот фильм я воспринимаю как некий памятник искусству того времени Вот так где-то. Леона пишет: Ну а экранизация Рязанова - просто шедевр! Можно обсудить. Лариса мне, кстати, как и Марусе - тоже не оч. Она красива , бесспорно, но неживая, в ней не было "огня внутреннего", а какая-то вечная обреченность сквозила, как у овцы на заклание. Возникало ощущение, что актриса играла "без чувства". А вот Сергей Сергеич Паратов - зажЕг, однозначно. на нем - как на личности - нужно остановиться подробнее, да поздно уже.

novichok: Ой, боюсь в этой ситуации мне сложнее вашего - сравнивать-то не с чем. Остается только восхищаться рязановским романсом. Цапля пишет: Лариса мне, кстати, как и Марусе - тоже не оч Мне сама по себе эта актриса не очень. Но сходу сложно назвать актрису более подходящую Паратов же - дааа, весьма Помните момент, когда он кулаком раздавливает яблоко?

Цапля: novichok пишет: Помните момент, когда он кулаком раздавливает яблоко? Еще бы! В детстве такие штуки страшно восторгают - мне двенадцать было, когда фильм вышел - восприимчивость девичья, наивная - а как карету передвинул? а руку целовал? - а смотрел как? * в сторону* сволочь...

novichok: Цапля пишет: а как карету передвинул? а руку целовал? - а смотрел как? * в сторону* сволочь... Может и сволочь, зато какая донельзя притягательная таких же надо законом запрещать В общем, у Ларисы шансов было...ДА не было у нее ни ОДНОГО шанса уцелеть

bobby: Цапля пишет: Но я пристрастный зритель- очень сложно принимаю фильмы старше 40-го года Вот и я сейчас так же. Фильм 1936 года смотрела давно, поэтому сейчас объективно обсуждать его не могу, а пересматривать не хочется по причине: Цапля пишет: избыточная театральность действа и пр. заморочки - меня напрягали излишне. Везде и всюду мне виделась фальшь. Леона пишет: В экранизации 1936 года для меня многое излишне театрально и фальшиво. Но, повторяюсь, раньше была такая манера игры. Сейчас на театральной сцене играют естественнее, чем в фильмах-постановках 30-40-х годов. Это, разумеется, был эталон - но для своего времени. Цапля пишет: Ну а экранизация Рязанова - просто шедевр! Можно обсудить.

bobby: Цапля пишет: Она красива , бесспорно, но неживая, в ней не было "огня внутреннего", а какая-то вечная обреченность сквозила, как у овцы на заклание. Точно. Даже зажигающий цыганский танец она исполняла несколько вяло, как бы нехотя. А может, такова была задумка авторов - задумчивая, переживающая Лариса. novichok пишет: В общем, у Ларисы шансов было...ДА не было у нее ни ОДНОГО шанса уцелеть К сожалению, в ее окружении не было ни одного ( включая шикарного Паратова) порядочного мужчины.

novichok: bobby пишет: К сожалению, в ее окружении не было ни одного ( включая шикарного Паратова) порядочного мужчины Чуть-чуть порядочным я бы назвала друга семьи ...забыла его фамилию /играет А. Петренко/ Честно сказал - мне нужна спутница в поездку, не обижу /черт, все-таки окончательно оправдала Жониха - извините, отвлеклась/

Леона: novichok представляешь, когда мы обсуждали этот ужасный и мерзкий абсолютно логичный и честный поступок Жониха, мне тоже Кнуров приходил в голову! Тоже абсолютно честно всё выложил! bobby пишет: А может, такова была задумка авторов - задумчивая, переживающая Лариса. Я тоже так думаю. Рязанов не такой режиссёр, который позволил бы актрисе играть вполсилы. Это вопрос разных трактовок авторского текста режиссёрами. bobby пишет: Даже зажигающий цыганский танец она исполняла несколько вяло, как бы нехотя А давайте вспомним, в каком состоянии она была, когда её танцевать вытащили? Да к тому же она не цыганка, а по-настоящему танцевать цыганские танцы могут только цыгане. Цапля пишет: мне двенадцать было, когда фильм вышел А мне пятнадцать. Мы с подругой несколько раз в кино бегали, чтобы только на Паратова полюбоваться... на наглеца этого...

bobby: novichok пишет: извините, отвлеклась/ Да-а, образ Жониха преследует повсюду неотступно.

novichok: Совсем вялой Ларису назвать нельзя - последняя сцена с Карандышевым достаточно эмоциональная. Леона пишет: Мы с подругой несколько раз в кино бегали, чтобы только на Паратова полюбоваться... на наглеца этого... наглец, сволочь, но КАК магнит

bobby: Леона пишет: А давайте вспомним, в каком состоянии она была, когда её танцевать вытащили? Тут сложно говорить о том, как должна вести себя женщина в таком состоянии. Вполне возможно, что под влиянием нахлынувших чувств и близости любимого, чувствуя себя желанной и любимой, она была в ударе, и могла танцевать так, как никогда до этого не танцевала, да и другие безумства совершать (что она, впрочем, и сделала).

Леона: bobby пишет: Тут сложно говорить о том, как должна вести себя женщина в таком состоянии. Опять же всё зависит от женщины. Если Лариса - огонь, наверное, она так бы и танцевала. Но если Лариса - задумчивая и предчуствующая свою скорую гибель, если лейтмотив её жизни - безысходность, будет так, как в фильме: под зажигательную музыку - задумчивый танец. Вообще у Рязанова весь финал на этом противоречии выстроен: происходят трагические события на фоне зажигательных цыганских мелодий. То есть как бы жизнь идёт своим чередом, и смерть одного индивидуума ничего не меняет в каждодневной суете...

Marusia: Цапля пишет: В детстве такие штуки страшно восторгают - мне двенадцать было, когда фильм вышел - восприимчивость девичья, наивная - а как карету передвинул? а руку целовал? - а смотрел как? * в сторону* сволочь... Мне было 10 или 12, когда я первый раз посмотрела старую "Бесприданницу". Смотрела вместе с бабушкой, как впрочем и все старые фильмы и телеспектакли. Ба у меня была завзятая театралка, киноманка и книгочейка. И лет с 5 до 12, пока был жив дед, мы не пропускали ни одной премьеры в русском и в оперетте. Мои папа с мамой вынуждены были уехать по работе в другой город, а меня оставили у бабули временно. Но ничто так не постоянно, как временное. Очень сильное детское впечатление было у меня от сцены после венчания и проводов Ольги с супругом, когда Огудалова с Ларисой пытаются сесть в карету. У Протазанова это выглядело бесподобно. Юная девушка, почти еще девочка Лариса не решается вступить в разлившуюся лужу от талой воды и красавец-мужчина с аристократической внешностью и манерами , видя робость девочки, снимает с себя шикарным жестом шубу и бросает ей под ноги. И взгляд Ларисы - девочки, в которой в-первые увидели женщину. Лариса просто обречена была влюбиться без памяти в Паратова. И в старом, и в рязановком фильмах действие начинается с момента, когда только выдали замуж среднюю огудаловскую дочку. У Рязанова Михалков с букетом цветов эффектно въезжает на пристань. То есть я так поняла, что раньше первыми местными красавицами считались старшие сестры, но после их замужества и отъезда на авансцену выходит Лариса. Была когда-то на встрече с Михалковым в Одесском доме офицеров, это было где-то в конце 80-х. Естественно его спрашивали о Паратове. Всего не помню, но кое-что осталалось в памяти. Михалков говорил о том, что Кторов с его аристократической внешностью и манерами играл эдакого мужчину-мечту. И пытаться переиграть его в таком плане было нереально и невозможно. Поэтому он придумал другого Паратова: более напористого, нахального что-ли, разудалого. Рязанов собирался при монтаже вырезать сцену, где Паратов весь у белом (в начале второй серии) только приехавши, сходит с "Ласточки" и запросто пьет с грузчиками и танцует. Михалков уговорил Рязанова эту сцену не вырезать, так как считал ее очень важной для образа его Паратова. Очень люблю музыку в рязановском фильме. С удивлением как-то узнала, что " Я словно бабочка к огню.." слова написал сам Рязанов. То ли читала, то ли смотрела когда-то интервью с Рязановым, где он объяснял, почему "Жестокий романс". В пьесе Лариса поет романс на стихи Баратынского "Не искушай меня без нужды". В-первые у Комиссаржевской Лариса запела "Он говорил мне будь ты моею" (кстати, это итальянский романс в русском переводе). Поэтому Рязанов посчитал, что раз Комиссаржевской можно было поменять романс, то почему бы ему не продолжить эту традицию. Когда смотрела старую Бесприданницу в более старшем возрасте , то Огудалова и Возжеватов с Кнуровым слегка , а потом и более чем слегка, раздражали своей гротескностью. Именно поэтому эту троицу очень люблю в рязановском фильме. А вот сцену, когда Михалков передвигает карету, ну не могу смотреть - раздражаить.

Цапля: Девочки, любопытные рассуждения Marusia , очень интересно про Кторова - я, честно, плохо его запомнила. Просто фильм не "мой", гротескность перевесила драму. Мне вообще интересно сравнивать разные экранизации одного произведения - и читать, как знатоки смакуют различные версии "режиссерского вИдения" Лариса у Рязанова явно отличается от Ларисы Протозанова Но могут иметь место различные версии, верно? Кстати, Рязанов был очень недоволен актрисой, игравшей Ларису Огудалову, по воспоминаниям - девушка была неформальная и брыкалась, сопротивляясь режиссерскому нажиму О Паратове вообще - стоит поговорить отдельно. Если Лариса мне кажется несколько безвольной, плывущей по течению, подмятой страстью девочкой - я жалею таких. но не слишком , то Паратов - это тот еще жук. Манипулятор, обаятельная сволочь, который, увы и ах! - добивается своего , невзирая на мораль и не заморачиваясь ничем. В детстве, когда я впервые увидела фильм - да, С.С. меня восхитил и потряс - я тогда еще , по наивности, верила, что ему страсть "глаза и мОзги зАстила" - позже поняла, что он просто воспользовался тем, что падало в руки, как яблочко спелое - цинично и расчетливо, понимая, что завтра ей скажет.



полная версия страницы