Форум » Обо всем понемногу » Схема анализа персонажа » Ответить

Схема анализа персонажа

Дафна: Источник: Профессор Анатолий Васильич Козлов, фрагмент книжечки "Азбука литературоведения" Выкладываю для обсуждения и просто для сведения

Ответов - 8

Дафна: 1. Природно-генетическая характеристика. - тип организма (женский или мужской, здоровый или больной, мощный или слабый... - и во что это выливается в дальнейшей деятельности персонажа; - тип темперамента - и как это влияет на жизнь и деятельность персонажа; - телосложение (хорошо или скверно сложен, нет ли каких-то отклонений...) - и влияет ли это на поведение персонажа; - внешность (признаки здоровья или болезни, интеллекта, дарований, этнической принадлежности...) - как все это отражается на характере и поведении персонажа. Вывод: что передал автор в портрете персонажа в целом. 2. Материально-бытовая характеристика. - отношение персонажа к труду (работает, чтобы жить; живет, чтобы работать; работает, чтобы выжить; чтобы нажиться; чтобы принести другим счастье и довольство; чтобы получить удовольствие от процесса труда; чтобы развиваться... Здесь же - как относится к труду других людей); - отношение к пище (ест, чтобы жить; живет, чтобы есть; какую пищу и как добывает, как оформляет процесс приема пищи, какие черты выявляет в его ходе...); - отношение к одежде (понимает ли, когда и как нужно одеваться, является ли одежда средством унижения, обмана или даже эксплуатации других людей...); - отношение к жилью (есть и оно у персонажа, как оно ему досталось, как он его ценит, понимает ли все функции своего и чужого жилища, приютил ли кого-то в нем, как заботится р своем жилище...); - отношение к природе (как к источнику существования, как к мастерской, как к объекту грабежа и самоутверждения, как к предмету заботы...); - отношение к земле (как к объекту или средству наживы, как к средству эксплуатации других людей, как к средству собственного и народного существования, как к национальной ценности, как к объекту удовольствия от общения с нею и работы на ней...); - отношение к деньгам, капиталам и прочим материальным ценностям (понимает ли персонаж назначение названных ценностей, осмысливает ли он их подлинную ценность, для чего они ему и есть ли они у него вообще..); - отношение к быту в целом (как к среде и условиям своего существования, как к месту самоутверждения, как к средству наслаждения, уюта, отдыха...) Вывод о материально-бытовом уровне сознательной деятельности персонажа. 3. Социальная характеристика. - понимание неизбежности, необходимости разделения общества на группы; почему и как разделяются материальные и духовные блага в обществе, почему и как делится семья, род, клан, коллектив, община... на определенные группы, какие последствия подобного разделения возможны); - осмысление интересов каждой группы и общества в целому, какие и почему духовные и материальные интересы у каждой из групп, как эти интересы гармонируют/дисгармонируют, определяя отношение между социальными группами, во что это выливается; - социальное самосознание персонажа (уровень осознания персонажем себя как физического лица или личности, как члена семьи, рода, клана, класса, этноса, нации, расы, человечества в целом). Вывод о социальном сознании и самосознании персонажа; как это отразилось на характере его деятельности. 4. Этикетно-бытовая характеристика. - отношение к самому себе (самоуважение, умение повести себя так, чтобы уважали другие, склонность хвалить себя или просто хвастать...); - отношение к близким (соблюдение правил и этикетных норм по отношению к родителям, сестрам, братьям и т.д.); - отношение к детям вообще, к собственным детям, к детям родственников и знакомых, к сиротам...; - отношение к подчиненным и начальству, к людям, находящимся выше/ниже по социальному, административному и пр. положению; - уважение к другим (умение реально оценить отдельные поступки и целую жизнь другого человека и дать этому в целом ровную оценку; умение определить в другом человеке его недостатки, достоинства и даже преимущества перед собой...); - восхищение другим человеком (умение осмысленно и высоко ценить другого человека/людей вообще или, напротив, такая полуосмысленная или вовсе неосмысленная оценка в других черт и достоинств, которая не позволяет воспринимать прочие недостатки и достоинства объекта восхищения); - любовь плотская (в укр. оригинале - кохання) как процесс поиска и обретения телесно-половой гармонии, которое приносит высшее наслаждение обоим восхищающимся и влюбленным; - любовь (есть ли у персонажа в процессе плотской любви, кроме гармонии тел, еще и гармония душ, что это за гармония, на чем она зиждется, может ли персонаж любить без гармонии тел). Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на этикетно-бытовом уровне. 5. Моральная характеристика. - осмысление персонажем отличий между правилами этикета и моральным принципом; - наличие у персонажа собственных принципов морали; - какие из принципов морали известны персонажу, каких он придерживается в повседневной жизни; - какой принцип морали является для персонажа определяющим. Вывод о том, морально позитивен, морально негативен или аморален персонаж. 6. Обычайная характеристика. - знание персонажем обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, праздников своего и других народов; - соблюдение или нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) обычаев; - использование персонажем обычаев в своих интересах или в интересах других людей... Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на обычайном уровне. 7. Юридическо-правовая характеристика. - знание и понимание сути хотя бы основных законов; - правовое осмысление своего места в обществе; - соблюдение/нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) всех или хотя бы основных законов; - насколько персонаж осмысливает собственные права и обязанности... Вывод об осознанном отношении персонажа к праву и юриспруденции в целом. 8. Политическая характеристика. - понимание персонажем сущности власти (человека над собой, человека над другими людьми, семьей, родом, кланом, классом, нацией, народом, человечеством; группы людей над собой, другой группой, классом, народом и пр.); - понимание форм власти; - поддержка/противостояние/игнорирование власти (сознательное/несознательное, вынужденное); - понимание сущности и интересов своей нации и народа (национальное самосознание и сознание); - отношение к другим народам; - определение своей роли в системе властных и подвластных, международных и межнациональных отношениях; - осмысление персонажем сути, содержания, путей и средств выполнения своего гражданского долга. Вывод о политической грамотности, сознательности, активности персонажа и о том, на что обращена его политическая деятельность. 9. Философская характеристика. - каких мировоззренческих позиций придерживается персонаж (идеалистические, материалистические, дуалистические, иные); - как это мировоззрение проявляется в жизни и деятельности персонажа; - знает ли/осмысливает персонаж законы возникновения, развития, расцвета, упадка природы и общества; - какими философскими понятиями владеет и руководствуется персонаж (человек, личность, сознание, закономерность и т.п.) Вывод о сознательной деятельности персонажа на философском уровне, ее оценка. 10. Идеологическая характеристика. - понимает ли человек, что идея возникает как способ (поиск) решения неких проблем; - понимает ли человек сущность, содержание и функции астрактного понятия "идея"; - какие идеи знает персонаж и как он их толкует; - борется ли персонаж за реализацию/против реализации какой-либо идеи; - усовершенствует ли чужие идеи; - выдвигает ли собственные (когда, как, для чего). Вывод о сознательной деятельности персонажа на идеологическом уровне, ее оценка. 11. Педагогическая характеристика. - как персонаж понимает процесс воспитания и образования, какими видит их цели, какое участие в них принимает, знает ли теорию и практику воспитания и обучения. Вывод о педагогических взглядах персонажа. 12. Эстетическая характеристика. - есть ли у персонажа система (ось) критериев, мнений...; - как оценивает персонаж себя и окружающий мир - по критериям или подсознательно; - есть ли у персонажа собственное толкование понятий "добро" и "зло", "идеал" и "антиидеал", "прекрасное" и "отвратительное", "красивое" и "уродливое", "высокое" и "низкое".... - стоек ли персонаж во всех этих позициях. Вывод об эстетической зрелости и стойкости персонажа. Общий вывод об образе персонажа в целом, об уровне полноценности и мастерства его изображения автором.

Ирбис: Это устарело

apropos: Дафна Но как-то сложновато, нет? Ирбис пишет: Это устарело Ну, может маститые профи только с такими мерками и подходят к образу литературного персонажа? На мой взгляд, самое главное в оценке ... ну, скажем так - адекватности персонажа и раскрытия его автором - это насколько он вписан в окружающую его среду, насколько его поступки, мысли и речь соответствуют этой среде, и насколько логично он развивается и действует в рамках, заявленных автором. Хм. Вроде бы так.))


Хелга: Дафна пишет: Общий вывод об образе персонажа в целом, об уровне полноценности и мастерства его изображения автором. Сижу и думаю: а что с этим со всем можно сделать?

Ирбис: Хелга пишет: сижу и думаю: а что с этим со всем можно сделать? Как что? Пригласим на сайт этого профессора, дадим ему отдельную тему и пусть разбирает все по косточкам

Энн: Дафна пишет: 7. Юридическо-правовая характеристика. - знание и понимание сути хотя бы основных законов; - правовое осмысление своего места в обществе; - соблюдение/нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) всех или хотя бы основных законов; - насколько персонаж осмысливает собственные права и обязанности... Вывод об осознанном отношении персонажа к праву и юриспруденции в целом. Хм... Все так сложно... Хотя, если подумать, все это поможет буквально влезть в шкуру персонажа, стать с ним одним целым - тогда его поступки не буду для автора неожиданными, автор будет точно знать как его герой поступит в той или иной ситуации... наверное... Нет, все-таки это ооочень сложно

Икс: Эта ''схема анализа персонажа'' очень напоминает читанную когда-то в специальном историческом журнале инструкцию КГБ (или еще НКВД? - не помню) по изучению объекта оперативной разработки. Честное слово!

Энн: Икс пишет: Эта ''схема анализа персонажа'' очень напоминает читанную когда-то в специальном историческом журнале инструкцию КГБ (или еще НКВД? - не помню) по изучению объекта оперативной разработки. Честное слово! Икс, очень точное сравнение. Процесс написания чего-либо (романа, повести, рассказа) - это конечно очень серьезно и ответственно. Но не до такой же степени! )))



полная версия страницы