Форум » Творчество Джейн Остин » Произведения Джейн Остин - устарели? » Ответить

Произведения Джейн Остин - устарели?

apropos: Может ли устареть классика, и, в частности, произведения Джейн Остин?

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Miss Jane: Amarranta, действительно, спасибо за точку зрения, ибо она не совсем обычная. Позвольте. однако, с Вами не согласиться. Вы говорите о том, что характеры Дарси и Лиззи гораздо сильнее до того, как у них возникли взаимные чувства друг к другу. Но мне кажется, что если бы эти чувства не возникли, главные герои бы остались плоскими, они никак не развились бы в течение романа. В жизни как раз гораздо более реально изменение, повороты судьбы, нежели статичность. Потому что еще Лев Николаевич Толстой писал о том, что "люди как реки". Это действительно так, и если бы Элизабет и Дарси не полюбили друг друга, они не прошли бы того пути, того развития, которое и делает их настоящими личностями, яркими и сильными. Это в них заложено, и это в них остается, ведь по сути они все те же, просто любовь направила их природные качества в нужное русло. Таким образом герои и изменяются, и в то же время остаются собой. Поэтому мне не очень понятно, как можно говорить, например, о Лиззи "до" и "после" того, как она полюбила Дарси. Сравните, например, Лидию и Лиззи. Кто из них ярче, по-вашему? Лидия изначально статична, она не меняется. Хотя, по идее, она ярка и сильна по-своему как персонаж. По-моему, горадо более банальные истории случаются в жизни. Когда люди не могут переступить через предрассудки, не могут переступить через какие-то социальные или жизненные препятствия, и любовь их рушится. Это горадо более банальные люди и гораздо более банальные судьбы. Вот это - признак недостатка силы. Цапля, а почему Вы полагаете, что не было бы второго предложения? Мне кажется, в таком случае, не было бы и первого..... Мне в таком случае первое казалось бы еще более ирреальным.

Amarranta: Miss Jane, конечно, сравнивать Лидию и Лиззи нет никакого смысла, слишком уж понятно в чью пользу сравнение, ведь характер Элизабет гораздо глубже. Просто я составляла мнение о героях, исходя из написанного Джейн Остен, и тоже думаю, что в действительности не было бы второго предложения или не было бы положительного ответа на него. На мой взгляд, этого бы просто не позволила гордость двух людей. Я не призываю к изображению статичных персонажей, понимаю, что герои должны развиваться как личности (та же "диалектика души"), что серьёзное литературное произведение это тебе не "ситком". Понимаю, что роман как раз-таки о борьбе с предрассудками и обуздании гордости. Но, возможно, слишком резок был переход? Да, любовь меняет человека, но эти два героя изначально были изображены как люди, для которых гордость важнее. ИМХО.

Хелга: Amarranta пишет: А к концу и вовсе несколько банально стало... Слишком уж любовный роман, что ли... А какой роман не слишком любовный? Наверно, предполагается, что с несчастливым концом, без свадебных колоколов Amarranta пишет: Просто я составляла мнение о героях, исходя из написанного Джейн Остен, и тоже думаю, что в действительности не было бы второго предложения или не было бы положительного ответа на него. На мой взгляд, этого бы просто не позволила гордость двух людей. Вероятно, в жизни второго предложения не было бы на 96 процентов. А роман без второго предложения потерял бы свою прелесть. Но, вероятно, именно то, что характеры главных героев сильные и в общем-то неординарные, второе предложение и не кажется невероятным, люди с умом и характером способны переступить через свою гордость.


Элайза: Amarranta, спасибо Вам за ваши посты. Каждый имеет право на свое восприятие, и в этом нет ровным счетом ничего "крамольного", уж тем более это не значит, что Вы "чего-то не понимаете" в литературе. Остен (как и любой классик) вовсе не обязана всем нравиться, и если бы все без исключения были от нее в восторге, это было бы очень скучно. Наоборот, интересно обмениваться разными точками зрения, дискутировать. Тут в основном собрались любительницы творчества Остен, поэтому не удивляйтесь, что нас больше , но мы ни в коем случаем на Вас не "наезжаем", просто пытаемся донести свое понимание ее романа. Насколько правдоподобна такая ситуация, могла бы она случиться в реальной жизни? Мой жизненный опыт подсказывает, что в жизни порой случаются настолько неправдоподобные, неожиданные и нереальные вещи, что, будь они изображены в романе, автора закидали бы тухлыми помидорами. Но дело не в этом. Мастерство автора, наверное, заключается в том, чтобы даже самую невероятную ситуацию описать так, чтобы читатель в нее поверил, убедить читателя в том, что такое могло случиться - потому-то и потому-то, исходя из логики событий и характеров героев. Кому-то из авторов это удается лучше, кому-то - хуже (а кто-то вообще не заморачивается с обоснованиями "почему", ограничиваясь описаниями "как" и "что". Но мы все-таки говорим о психологической прозе, а ее как раз больше всего интересует именно "почему", и Остен - не исключение). И меня, помнится, когда я первый раз прочла роман, поразило именно это - как ей удалось невероятную, по сути, историю, сказку, написать так, что не возникает ощущения неправдоподобия и психологической недостоверности происходящего. Ну, у меня, во всяком случае, не возникло. Попробую объяснить, почему. Amarranta пишет: Но, возможно, слишком резок был переход? Да, любовь меняет человека, но эти два героя изначально были изображены как люди, для которых гордость важнее. ИМХО. Важнее чего?.. Любви? По-моему, в романе об этом ничего не говорится. Да, их отношения начинаются с уязвленной гордости - сперва Элизабет, которая подслушала его слова, а потом и Дарси, когда он увлекается ей помимо собственного желания и тоже борется со своей гордостью. Но это скорее не гордость даже, а гордыня (не нужно все-таки забывать и то, что роман писался в начале 19 века, дочерью священника. Как бы иронична и трезва не была мисс Остен, как бы критически не относилась к отдельным служителям церкви, но все же ее мировоззрение было во многом сформировано религией и нормами христианской морали, по которым гордыня - один из смертных грехов). И тот путь, который проходят оба героя на протяжении романа - от гордыни (уязвленного самолюбия) до гордости за другого, до обоюдного признания собственной неправоты - это путь, на который, как правильно заметила Хелга, способны только очень сильные и неординарные натуры, умеющие мыслить, анализировать, копаться в себе и т.д. И Остен на протяжении всего романа очень ненавязчиво подсказывает нам, что они на это способны, как и то, что у Элизабет, скажем, гораздо больший интерес к Дарси, чем она сама себе готова признаться. Поэтому, как только ее гордость и самолюбие удовлетворяются (после первого предложения), ее чувства к нему начинают меняться - по-моему, как раз очень даже закономерно. А что до него - ну, тут все дело в случае, который свел их в Пемберли. Если бы им не довелось еще раз встретиться, как знать, может, ничего бы и не было. Он слишком горд, чтобы снова искать встреч с ней - но когда она сама вдруг оказалась у него на пути и он увидел, что ее отношение к нему явно переменилось - почему бы вновь не испытать судьбу? Но он, заметьте, медлит до тех пор, пока не получает железобетонных доказательств того, что ему снова не откажут (спасибо леди Кэтрин! ) Если бы у него этой уверенности не было, он бы и не стал рисковать. Так что тут если и есть натяжки, то только в лице случая и невероятно счастливого стечения обстоятельств, а не в нарушении логики в характерах героев. Не случайно же существует такое огромное количество фанфиков по этому роману, прикидывающих все возможные варианты того, "что было бы, если бы".. Поскольку эти же герои в других обстоятельствах повели бы себя иначе, и тогда эта история могла бы иметь совершенно иной финал. Но Остен так искусно расставила им силки, что им просто деваться было некуда друг от друга.

Miss Jane: Элайза пишет: Насколько правдоподобна такая ситуация, могла бы она случиться в реальной жизни? Мой жизненный опыт подсказывает, что в жизни порой случаются настолько неправдоподобные, неожиданные и нереальные вещи, что, будь они изображены в романе, автора закидали бы тухлыми помидорами. Абсолютно разделяю это мнение, совершенно верно! Amarranta пишет: Да, любовь меняет человека, но эти два героя изначально были изображены как люди, для которых гордость важнее. Я бы сказала так: эти два героя описаны недостаточно опытными (во всяком случае в любви), чтобы можно было говорить о закоснелой их гордости, которую не могла бы сломить настоящая любовь. И Дарси, и Элизабет достаточно молоды, и, судя по всему, никогда еще не сталкивались с сильным настоящим чувством. А именно в молодости люди склонны меняться, и это изменение есть в то же время моментом становления личности, окончательного становления. Часто именно любовь становится стимулом для поворота на 180 градусов.

Цапля: Miss Jane пишет: Цапля, а почему Вы полагаете, что не было бы второго предложения? не то чтобы я полагаю... Жизнь располагает, чаще всего. Тут немного дамы уже развили мою мысль, за что огромное спасибо всем участвующим в дискуссии . Люблю я это дело. Отказ для мужчины - удар ниже пояса, безусловно. Переломить себя и сделать предложение во второй раз, поступиться гордостью, забыть обиду - дано не каждому. То, что Остен пожелала и сумела написать динамику чувств и желаний Дарси так, как написала - ее большая заслуга. То, что она поставила героев в ситуацию новой встречи - а ее могло бы не случиться, и как справедливо заметила Элайза - и второго предложения могло бы не быть. Герои могли встретиться вновь - и уязвленное самолюбие Дарси заставило бы его - не пройти мимо, нет - чувство было слишком сильно - но бежать прочь без оглядки, подальше от соблазна лицезреть женщину, которая его отвергла. Так, ежели коротенько. Но я за то и люблю ГиП - что нет в его плавном, мелодичном, на удивление реалистичном повествовании ни одной шероховатости - чтобы я могла за что-то вцепиться и сказать "не верю". Все удивительно достоверно написано, в том числе и то, чего в жизни не бывает (или бывает редко)

Miss Jane: Цапля, Вы, конечно, правы. Но мне кажется, что для Дарси было бы гораздо большим унижением не добиться взаимности, это было бы гораздо более сильным ударом по его гордости, если учитывать еще и то, что он искренне любил Элизабет.

Цапля: Miss Jane Miss Jane пишет: Вы, конечно, правы. Я, конечно, не претендую на правоту, а всего лишь имхо высказываю. Честно говоря, после сцены, великолепно сыгранной в фильме Фертом и Эле - она меня потрясла просто - сцена первого предложения, и почти физическая ярость уходящего, униженного Дарси - это так ощутимо. Представить мужчину, который сумел перебороть это в себе... невозможно. Если только это не мистер Дарси

Miss Jane: Цапля пишет: Я, конечно, не претендую на правоту, а всего лишь имхо высказываю. Понимаю, потому и говорю, Вы по-своему правы, я понимаю Вашу точку зрения. Мистер Дарси - это идеальный мужчина во всех отношениях. Он интересен, неординарен, силен духом, умен, плюс ко всему он красив и у него прекрасное поместье в Дербишире.... Ах! (неужели в жизни таких не бывает) ... (и еще мне кажется, что это идет оффтоп) Да уж, сцена в ВВСшном сериале настолько сильна, что буквально каждой клеточкой чувствуешь напряжение героев.....

Элайза: Цапля пишет: Представить мужчину, который сумел перебороть это в себе... невозможно. Если только это не мистер Дарси (*пытаясь вернуть разговор из оффтопа* ) И вот в этом-то как раз и заключается мастерство Остен как тонкого психолога - она безупречно мотивирует то, почему и как это оказывается возможным. Настолько четко и логично, что можно перечислить по пунктам - почему Дарси сумел все-таки перебороть свой изначальный гнев и унижение, и как он "дошел до жизни такой", т.е. до второго предложения. И это при том, заметьте, что Дарси во многом - фигура внешняя, мы его практически не видим, основное повествование идет с точки зрения Элизабет. Но Остен ухитрилась построить сюжет так, что его действия не кажутся нелогичными... (ну, мне, во всяком случае, не кажутся, но я эту точку зрения готова обосновать, в случае необходимости, опираясь исключительно на текст Остен, а не на свои ощущения и домыслы).

Miss Jane: Элайза, я Вас очень хорошо понимаю, все сказано и подмечено очень и очень верно! ППКС!

Amarranta: Хелга пишет: с несчастливым концом, без свадебных колоколов наверное, мне нужно в литературу модерна... Элайза пишет: Остен (как и любой классик) вовсе не обязана всем нравиться кстати, не зависимо от всего мною сказанного, язык автора мне понравился необыкновенно, пусть и читала я в переводе) Элайза пишет: Но это скорее не гордость даже, а гордыня Но разве гордыня не самый страшный из семи смертных грехов именно потому, что человек, одержимый ею, считает себя безгрешным? Все свои действия он совершает из-за своей гордыни и, следовательно, не способен на искреннее чувство. Ой, что-то не туда меня понесло... Miss Jane пишет: именно в молодости люди склонны меняться, а я всегда считала, что характер до семи лет закладывается... Могут, конечно, люди и меняться. Но чтобы изменения произошли с двумя людьми практически одновременно... Не стану крепить ярлык "не жизненно". Роман до последних нескольких страниц не вызывал у меня никаких "сомнений в достоверности" (?), но потом я задумалась, вернулась к началу... к середине... Как-то слишком всё удачно сошлось: и любовь у обоих такая сильная, и судьба-то им помогает, и семейная жизнь просто чудесна. Сказка, одним словом... Хотя от такого мало кто отказался бы. Miss Jane, по поводу мистера Дарси согласна с Вами Но, как ни странно, мне он был гораздо более симпатичен под маской равнодушия, гордый и умеющий сдерживать свои чувства.

Лапуся: Amarranta пишет: А к концу и вовсе несколько банально стало... Слишком уж любовный роман, что ли... А почему плохо, что любовный роман? Что-то я не поняла. Если люди друг друга любят, то сразу банально?

Miss Jane: Amarranta пишет: а я всегда считала, что характер до семи лет закладывается... Ага! А еще воспитывать человека можно до тех пор, пока он поперек кровати укладывается :) Просто каждый человек может и должен меняться, если он живет. На мой взгляд. Тем более, что в данном случае эти изменения имели под собой внутренние предпосылки и внешние причины. Amarranta пишет: Но разве гордыня не самый страшный из семи смертных грехов именно потому, что человек, одержимый ею, считает себя безгрешным? Все свои действия он совершает из-за своей гордыни и, следовательно, не способен на искреннее чувство. Гордыня, действительно, тяжкий грех. Человек, который обладает сверхмерной гордыней, в моем понимании, очень сильно себя любит, не склонен признавать своих ошибок и обидчив. Он считает, что стоит выше других. В общем-то, гордыня в чем-то близка к эгоизму. Но все это вовсе не значит, что такой человек не способен на искреннее чувство, если, конечно, помимо гордыни у него имеются положительные черты. Гордыня Дарси была во многом чертой его характера, внешнего характера, а внутри он гордый человек (в хорошем смысле того слова). Когда с ним происходит эта духовная революция, он понимает, что гордыня и гордость не одно и то же. Изменяется более его внешняя сущность, нежели внутренняя, ибо внутренне он всегда был хорошим человеком..... Amarranta пишет: Но, как ни странно, мне он был гораздо более симпатичен под маской равнодушия, гордый и умеющий сдерживать свои чувства. Должно быть, он Вам был более интересен под маской равнодушия, гордый и умеющий сдерживать свои чувства (впрочем, заметьте, что и после помолвки с Элизабет внешне он таким и остался!), потому что его поведение интриговало. А мне лично он симпатичен вообще всегда.....

Цапля: Miss Jane пишет: Просто каждый человек может и должен меняться, если он живет. На мой взгляд. Тем более, что в данном случае эти изменения имели под собой внутренние предпосылки и внешние причины. Подписуюсь . И Остен очень убедительна в обосновании этих предпосылок и причин. Miss Jane пишет: А мне лично он симпатичен вообще всегда..... Ох. и мне...

Lizzy: Дамы, спасибо за интересную дискуссию! Честно говоря, никогда не задумывалась над тем, что гордость и гордыня - разные вещи.

Amarranta: Лапуся пишет: А почему плохо, что любовный роман? Хорошо, что любовный роман, но конец предсказуем, думаю, здесь Вы со мной согласитесь. Miss Jane пишет: Но все это вовсе не значит, что такой человек не способен на искреннее чувство, если, конечно, помимо гордыни у него имеются положительные черты. Способен на чувство, но не способен на его проявление. Не только гордыня, но и гордость частенько мешает нам второй раз просить о чём-либо, а предложение, по сути, та же просьба. Miss Jane пишет: А мне лично он симпатичен вообще всегда..... Что ж, каждому своё Почти off-топ Вы не подумайте только, что моё мнение - это поза, вызов обществу ради вызова. Мне интересно было узнать, что видят люди в произведении кроме того, что вижу я. Спасибо за возможность высказать свою точку зрения и выслушать ваши. Я не ставлю точку, но сказать это я должна была.

Miss Jane: Amarranta пишет: хорошо, что любовный роман, но конец предсказуем Вообще-то, концовок не так уж много на самом-то деле: счастливая или несчастная. Счастливая - герои вместе и поженились, несчастная - расстались, вышли замуж или женились на нелюбимых, или кто-то из них погиб. Все. Больше вариантов нет. У меня лично большое разочарование вызывают произведения, в конце которых неясно, что все-таки стало с героями? Как сложилась их судьба? (в том случае, если автор не дает достаточно раскрытого описания развития их характеров, чтобы можно было сделать предположения, это у меня вызывает какое-то ощущение неполноты, недосказанности) Amarranta пишет: Способен на чувство, но не способен на его проявление. Не только гордыня, но и гордость частенько мешает нам второй раз просить о чём-либо, а предложение, по сути, та же просьба. Да, для Дарси это было очень трудным шагом, но совершенно необходимым. Это было ему внутренне необходимо, очень сильно. Он нуждался в этом, чтобы подвергнуть самого себя испытанию. Он всегда был очень высокого мнения о себе, и когда он понял, что что-то не так, осознал, что путь к счастью проходит через отказ от некоторых черт себя-прежнего. Это не противоречит его гордости. Для него было всегда очень важно чувствовать себя правильным человеком, не осуждать себя внутренне, вспоминая о своих поступках. И о своем поведении - это уже связано с Лиззи. Просто для него ее мнение о нем, стало так же важно, как и его мнение о самом себе. Amarranta пишет: Вы не подумайте только, что моё мнение - это поза, вызов обществу ради вызова. Мне интересно было узнать, что видят люди в произведении кроме того, что вижу я. Спасибо за возможность высказать свою точку зрения и выслушать ваши. Я ни в коем случае так не думаю, и, полагаю, что форумчане со мною согласятся :) Наоборот, спасибо Вам большое за такую точку зрения, это помогает увидеть какие-то иные аспекты творчества Остен. Иные стороны, о которых мы не всегда задумываемся.

apropos: Amarranta пишет: Как-то слишком всё удачно сошлось: и любовь у обоих такая сильная, и судьба-то им помогает, и семейная жизнь просто чудесна. Сказка, одним словом... Или литература. Мир литературных произведений - мир особый. В нем все сконцентрировано - любовь, смерть, страсти, разочарования и т.д. Иначе было бы неинтересно читать.

Amarranta: Miss Jane пишет: У меня лично большое разочарование вызывают произведения, в конце которых неясно, что все-таки стало с героями? А я обожаю открытые финалы... Такой простор для анализа и фантазии. Miss Jane пишет: Он всегда был очень высокого мнения о себе, и когда он понял, что что-то не так, осознал, что путь к счастью проходит через отказ от некоторых черт себя-прежнего. Это не противоречит его гордости. Да, это правильно, и так должен был поступить правильный человек. Но всегда ли людя так правильны? Да, это литература, но классическая литература отражает жизнь прежде всего. Такие правильные поступки и взгляды героев, конечно, вызывают восхищение, но... Где же правда? Ведь люди редко поступают так правильно, а здесь... Были гордыми - усмирили гордость (вернее перебороли гордыню, что очень сложно, мягко говоря), были предрассудки - избавились от предрассудков...



полная версия страницы