Форум » Творчество Джейн Остин » Реализм и романтика в романах Дж.Остин » Ответить

Реализм и романтика в романах Дж.Остин

apropos: Пероидически возникающая на форуме дискуссия - насколько романтичны произведения Остин, а также: можно ли называть ее романы любовными - заставляет открыть тему, посвященную этим вопросам. Хм.

Ответов - 64, стр: 1 2 3 4 All

Элайза: Marusia пишет: А то меня очень смущало, как может анти-романтический автор написать самое романтичное письмо в истории литературы "Это парадокс, сэр. Ненавижу парадоксы". (с)

Mirani: Сейчас, повторяя творчество Пушкина, впервые осознала (до этого как-то не доходило! Бывает! ), что "Евгений Онегин" (по словам учебника) - "первый высокий образец подлинно реалистического произведения" . Значит, реализм в русской литературе появился только (или уже?) в 1823 году (конечно, приблизительно). В связи с этим назревает вопрос: может ли творчество Джейн Остин относиться к реализму или это ещё классицизм? (ну уж не романтизм-то точно! )

Pretty kitty: Я согласна с вами, что романы Остен романтичны...Но думаю, что реализма в них все же больше! Я провела целую исследовательскую работу по этой теме и пришла к выводу о том, что произведения "несравненной Джейн - это смесь романтичного и реалистичного. Приведу некоторые доводы: 1. Сначала бы мне хотелось сказать о том, что критический реализм имел определенную основу - сентиментлизм, предромантизм и романтизм. Вот то, что вобрал в себя критический реализм от сентиментализма, предромантизма и романтизма: • Главные герои помещались в определенную социальную среду, и посредством взаимодействия «человек – общество» раскрывался их духовный внутренний мир; • На протяжении всех произведений прослеживалась вера в победу добра над злом; • Вера в истину, добро и красоту; • Основными идеями были историзм и народность; • Большое внимание уделялось описанию природы (культ природы), обстановки, окружавшей героев; • Освещение проблем общества и человека; • Разочарование в социальном окружении. 2. Английский критический реализм имел свои специфические черты: • Сатирически обличительная направленность произведений; • «Живописность» (пейзажные зарисовки, особый принцип изображения личности и среды); • Ярко выраженный дидактизм. Направления критического реализма в Великобритании в середине XIX в.: - «Диккенсовский» (Стремление следовать «правде» (Диккенс, Коллинз, Шарлота Бронте); - «Теккереевский» («Строгая правда + романтизм» (Теккерей, Гаскелл, Элиот, Троллоп). 3. Кроме того, ирония Остен уникальна. Мной в ходе исследования была сделана попытка классификации данного стилистического приема: Ирония по Остен: • «Мягкая» (изображение человеческой глупости и ограниченности); • «Жесткая» (изображение корыстолюбия и расчетливости); • «Сатирическая» (ложное величие и лакейское преклонение); • «Ироничная насмешка»; • «Лукавая» (речь заходит не о глупцах, а о людях, вызывающих их негодование). 4. Затем я приводила анализ 6 произведений Остен и вычленяла их основные черты: Основные особенности произведений Джейн Остен: • Несобственно прямая речь; • Отображение социальной иерархии; • Картины семейной, обыденной жизни; • Быт в сельской местности, изображение английской дворянской провинции; • Ироничный диалог, метод иронии «от обратного», рационалистическая ирония; • Использование сатиры; • Изображение комедии нравов; • Творческая самостоятельность и независимость; • Сдержанность; • Лаконичность; • Мужчины всегда находились в «присутствии женщин»; • Акцент на внутреннем мире героев, глубине их мыслей и поступков; • Представление на суд читателя «пустых» представителей английского общества; • Раскрытие образа героя в тесной взаимосвязи со средой; • Воплощение «гумора» - одной ярко выраженной черты характера; • Отсутствие развернутых описаний внешности героев, убранства комнат, красот природы; • Протест против дидактичности; • Экономичность, ясность, точность языка; • Отказ от разграничения порока и дидактичности; • Язык строгого и внимательного анализа. 5. Прийдя к выводу о том, что романы Остен скорее реалистичны, нежели романтичны, я говорила об эстетике критического реализма в ее работаз. Вот основные проявления: Эстетические принципы реалистического изображения действительности по Джейн Остен: 1. Изображение жизни, как она есть в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации фактов действительности. 2. Раскрытие сущности жизненных явлений, широкий охват действительности с присущими ей противоречиями; 3. Освещение всех сторон жизни без ограничения тем и сюжетов. 4. Взаимодействие человека со средой. 5. Влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. 6. Стремление рассматривать действительность в развитии. 7. Раскрытие человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами. 8. Вера в победу добра над злом. 9. В центре внимания – действительность, которая является ведущим эстетическим принципом. 10. Способность обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых норм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. 11. Нередко использование таких способов выражения, как миф, символ, гротеск, аллегория, подчиненных реалистической основе произведения. 12. Правдивость деталей в подробных и четких описаниях лиц и предметов, в изображении реального места действия, в обрисовке исторических или временных реалий, в достоверном воспроизведении особенностей быта и нравов, присущих той или иной среде, своеобразие речи жителей той или иной местности или социальной или профессиональной среды. 13. Слитность «типичного» и индивидуального. 14. Приобщение читателя к «домысливанию» реальности. 15. Раскрытие характеров и целостной душевной жизни личности. 16. Внутренний мир и поведение героев несут в себе неизгладимую печать времени, прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий человеческого существования в данном обществе. 17. Большое внимание уделяется характеристике социально-бытового фона времени. 18. Влияние среды на формирование характеров. 19. Признание свободы воли, способность личности подняться над обстоятельствами, возможность противостоять им. 20. Духовное стремление людей противостоять внешними факторам, не мириться с ними. 21. Отражение динамики действительности, рождение нового в жизни. 22. Жизненная правда согрета любовью к человеку, состраданием к его бедам и несчастьям


apropos: Pretty kitty Довольно любопытный разбор, хотя - признаться - страшно читать все эти "по полочкам", т.к. куда-то исчезает индивидуальность произведений Остин, остается только схема типичного в типичном. Хм. Pretty kitty пишет: смесь романтичного и реалистичного Ну, в нашем случае речь идет не о романтизме как жанре, а о романтической душевной склонности автора, в результате чего - несмотря на изображение реалистического мира, - побеждает любовь.



полная версия страницы