Форум » Живопись, фотография, скульптура, архитектура, музыка, театр » Любите ли Вы оперу? - 3 » Ответить

Любите ли Вы оперу? - 3

Дебора: Думаю, поклонников этого прекрасного жанра должно быть здесь достаточно. Хотелось бы знать, какие оперы нравятся форумчанам, какие музыкальные фрагменты трогают сердце, какие певцы и певицы любимые?

Ответов - 296, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Klo: Ролики из Зальцбурга:

Klo: Здесь Дон Жуан полностью

apropos: Klo Спасибо - все прочитала, (частично) прослушала и полностью восхитилась! Сильный и любезный, радостный, учтивый, мягкий… Слово “gentile” имеет много значений. Ильдебрандо Д’Арканджело олицетворяет их все. Отличный парень, что там говорить. Чудная статья - и создается действительно цельный образ "отличного парня" - отличного во всех отношениях - начиная от необыкновенного таланта (изумительный голос, артистизм и проч.) - до трудоспособности, прекрасных черт характера и проч. И внешность не подкачала, как говорится: все в нем. Кстати, обратила внимание - ну невозможно не обратить внимание! - мускулатура у него будь здоров, бицепсы так и играют. Окончательно покорила его любовь к верховой езде (сама лошадница потому как ). Словом, пропала и погибла.


Klo: apropos apropos пишет: и создается действительно цельный образ "отличного парня" Вот еще два ролика с интервью apropos пишет: Словом, пропала и погибла.

Klo: «Дон Жуан» в Зальцбурге – история любви Нет, неправильно: история не любви, но влюбленности. Влюбленности в жизнь… Ведь что такое любовь? Каждый наполняет это слово особым смыслом, примеряя его на себя, отчего оно становится многозначным, тяжеловесным, непонятным... Вовсе не таков Дон Жуан в Зальцбурге. Влюбленность – она мимолетна, поэтому легка и вдохновенна, она наполняет жизнь новыми красками и ощущениями, она дарит новый взгляд на вещи привычные и, казалось бы, неизменные. Вот такой «Дон Жуан» и получился у Свена-Эрика Бехтольфа (Sven-Eric Bechtolf) в Зальцбурге. Впрочем, неправильно говорить только о режиссере. Я довольно долго собиралась с мыслями, потому что думая о Доне Жуане, вспоминала Ильдебрандо Д’Арканджело (Ildebrando D’Arcangelo), от него переходила к Бехтольфу, а за Бехтольфом неизменно вспоминался Моцарт, без которого не было никакого Дона Жуана. Вернее, был бы, куда ж от него деться, он же Великий Соблазнитель, но он никогда не был бы таким вечно прекрасным и вечно молодым. Я категорически не согласна считать Дона Жуана обычным мужчиной, которому просто интересно коллекционировать дам. Во-первых, не обычный, а во-вторых, простите, не совсем мужчина, это дух, воплощение чувственности и мужественности в таком ее, может быть, несколько одностороннем проявлении. И не говорите мне, что он – просто негодник и пакостник. Это о ком-то другом, честное слово! Если не верите – поезжайте в Зальцбург! Я знала это и раньше. Вернее, надеялась, что не ошибаюсь. И вот в Зальцбурге я увидела, что не только мне видится такой Дон. И это настоящее счастье, поверьте мне! Особенно после череды странных и невнятных постановок (а они чаще всего таковы, что мне смотреть даже и не хочется). Может, режиссеры страдают комплексами, может, увлекаются глубинными исследованиями этой стороны жизни? Тогда ура Бехтольфу, который вначале напугал меня своим изложением концепции, да еще и на английском, а потом подарил встречу с настоящим Доном. click here Когда я начала читать критику после спектакля, то удивилась, какое значение все придали обстановке и интерьерам. Не знаю, что уж всех так задело: меня сценография порадовала визуально: мой глаз «не зацепился» ни за какую несуразность, все было органично, лаконично и элегантно. Это такая редкость, что не могу не обрадоваться этому еще раз. Кстати, смотрела я дважды, с разных мест, поэтому могу смело говорить об этом. А потом еще и трансляция впечатлений добавила, но о ней чуть позже. Итак, все говорят, о Доне Жуане в отеле. Пусть будет отель. Какая разница, как это назвать? Я всегда сетовала на литературную скудость либретто Да Понте, как, впрочем, и других источников, посвященных этому герою. Но вот сейчас я могу сказать, что это кажущаяся простота: ведь здесь показан срез жизни практически на всех ее этапах. Конечно, здесь нет места рождению и детству, ведь там и не может проявиться Дон Жуан. А так, пожалуйста: свадьба и смерть, любовь и измена, слуги и господа, лицемерие, месть… Множество мелких, не слишком драматичных ситуаций, но они «одушевляются» исключительно присутствием одного героя, который, казалось, бы, вне данной ситуации, но только с ним она приобретает новые черты, играет новыми красками, позволяет героям раскрыться и раскрыть самого Дона Жуана. Да, в его отсутствие герои решают свои проблемы, выясняют отношения и повествуют о себе в полноценных ариях. Не знаю, как кому, а мне это не слишком интересно, я всегда жду появления главного героя. Он просто каждый раз озаряет всю сцену: даже музыка кажется мне иной. Ну не мог Моцарт писать о «мелком пакостнике и распутнике»! Никогда не поверю. Конечно, если бы он жил в наше время, то непременно изложил бы свою концепцию, запутав нас всех окончательно, потому что оперу «Дон Жуан» вообще надо не слушать, ее надо каждый раз проживать заново. Но я увлеклась. Возвращаюсь в отель к героям Зальцбурга. Вот как недолюбливала я Донну Анну (Lenneke Ruiten), так и не изменилось мое к ней отношение. Это Гофман о ней что-то возвышенно-романтическое написал, а мне она всегда кажется дамой довольно лицемерной. Эльвира гораздо интереснее, хотя ее многие не любят: ей отведена самая незавидная роль: она вызывает сочувствие, конечно, но чаще над ней просто издеваются, поскольку история с Лепорелло дает тому прекрасный повод. Здесь Эльвира получилась самой яркой из женщин. Anett Fritsch в первый раз пела эту партию и, на мой дилетантский вкус, ей все удалось. Но, забегая вперед, с таким Доном, какого подарила ей судьба… Повезло, что тут скажешь! Пара Церлина (Valentina Nafornita) – Мазетто (Alessio Arduini) - очень даже непосредственная и живая. Бедный жених, пожелаем ему счастья с его легко теряющей голову новобрачной. Но, простите меня, я уже не могу молчать про главного героя. Трансляция показала крупный план сцены обольщения. Кто бы устоял? Волшебная чарующая музыка, сказочный голос, окутывающий невесомым сверкающим покровом, и эти руки… Руки, которые плетут сеть обольщения – ни одного лишнего движения, ни одного лишнего касания, так что жертва (жертва или счастливая избранница?) сама тянется к ним, тает и теряет голову. А с ней теряем голову и мы. Хорошо, не буду говорить обо всех! Вместе с Церлиной теряю голову и я сама… Ах, какой хитрый и неожиданный ход придумал Бехтольф, а Ильдебрандо Д‘ Арканджело блестяще воплотил. Бехтольф ввел еще один женский персонаж. Он дал Дону Жуану недостижимую цель: девушка в наряде горничной появляется в самых разных сценах, бросает на героя взгляд, выражение которого трудно истолковать однозначно, дожидается ответного взгляда и убегает… За ней убегает и Дон Жуан. Причем убегает, бросая Донну Эльвиру, которую практически уже готов был «утешить», бросает Церлину прямо во время La’ ci darem la mano. Впрочем, она уже полностью в его власти, так что он успевает вернуться и завершить начатое. Да, вот так можно понять, откуда взялись mille e tre! Кстати, придется уже сказать и о трансляции. Мне было ужасно обидно, что эта сцена была показана не слишком внятно. Вообще, нам подарили массу прекрасных крупных планов и совершенно не осветили происходяшее, зачастую обеднив действие. Мне было интересно увидеть какие-то моменты, но они остались «за кадром». Так что и тут вам придется поверить мне на слово: увидеть это можно только в театре. Но возвращаюсь к постановке. Ильдебрандо Д’Арканджело сказал в интервью немецкому телевидению: «Этот Дон Жуан просто любит все». Да, его герой действительно полон любовью ко всем и ко всему, это проявляется во всем, он очаровывает абсолютно всех, он приковывает внимание и невозможно отвести взгляд от Дона Жуана, который царит на сцене, не просто царит, а парит, почти не касаясь земли. Он любит своего несуразного Лепорелло (Luca Pisaroni), который забавен и не претендует на роль господина, не пытается изменить свое положение. Причем, дам-то коллекционирует не сам Дон, а его слуга, каждый раз нацеливая фотоаппарат на очередную жертву. Дону нет дела до этого списка, он живет, а не подсчитывает победы. Как-то не получается у меня связного повествования, мысли разбредаются. Хочется сесть рядом с кем-нибудь, не менее увлеченным, запустить запись трансляции и дергать за рукав: «Смотри, что творит!» - или пихать в бок: «Нет, ты только послушай!» А потом долго сидеть и перебирать моменты, которыми переполнена эта постановка. И ведь это несомненная удача, потому что Бехтольф с Ильдебрандо Д’Арканджело сказали, что жизнь Дона Жуана – это цепь ярких моментов… И не просто сказали, а сумели показать это. Но есть одна глубинная тема, которая ненавязчиво всплывает на протяжении всего действа. Погружаясь в тему Великого Соблазнителя и Великого Искусителя, я задавала вопрос, а мог ли стать Дон Жуан объектом соблазна, можно ли соблазнить его самого. И вот ответил мне сам «Дон Жуан из Зальцбурга»: «Я думаю, эта смерть зачаровывает его, смерть – его истинный соблазн». click here Это было просто прозрением: конечно, эта завораживающая, затягивающая мощь финальной сцены, которую я чувствую уже давным-давно, манящая в какие-то неизведанные глубины и приглашающая узнать, что же там, за порогом бытия – вот он, настоящий соблазн. Не переступив этот порог, Дон Жуан никогда не стал бы тем героем, который уже много веков не дает покоя человечеству. Вот и появляется параллельная линия: игра со смертью. Дон Жуан почти умирает вместе с Командором, примеряет смерть на себя, вглядываясь в это пристально и внимательно… И вопрос Лепорелло: “Chi e’ morto, voi, o il vecchio?”– уже не кажется нелепым. И получаются две линии, ведущие Дона Жуана в череде событий: неуловимая манящая женщина и смерть, которая является на его серенаду вместо “la cameriera di Donna Elvira”. Стоит ли удивляться, что побывав за порогом, Дон Жуан воскресает. Какое там воскресает! Вскакивает, полный сил и жизни! Его не замечают все прочие. Может, он просто дух? Но какой же он живой на их фоне! Он по-прежнему дарит каждого своим вниманием, по-прежнему любит их всех и снова готов мчаться да неуловимой незнакомкой, снова и снова возрождая вечный миф о Доне Жуане, который будет с нами, пока человечество разделено на две половины. Фото: © Salzburger Festspiele / Michael Pöhn click here

apropos: Klo Посмотрела интервью. Мало что понятно, но хорош необычайно. Ужасно харизматичен, и глаза такие хорошие, умные, а голос... Klo пишет: Как-то не получается у меня связного повествования, мысли разбредаются. Хочется сесть рядом с кем-нибудь, не менее увлеченным, запустить запись трансляции и дергать за рукав: «Смотри, что творит!» - или пихать в бок: «Нет, ты только послушай!» Получается, получается! Ты пишешь так эмоционально и заразительно, что эта энергетика передается через слова и предстает в виде насыщенной и яркой картинки, эдакого калейдоскопа впечатлений от спектакля. Klo пишет: Какое там воскресает! Вскакивает, полный сил и жизни! Неутомимый какой. Но вообще очень интересное решение постановки. Спасибо - просто наслаждение тебя читать!

Хелга: Klo Совершенно шикарно! Ищу героя! Нынче что ни год Являются герои, как ни странно Им пресса щедро славу воздает, Но эта лесть, увы, непостоянна Сезон прошел - герой уже не то А посему я выбрал Дон-Жуана Ведь он, наш старый друг, в расцвете сил Со сцены прямо к черту угодил. Лорд Байрон "Дон Жуан"

Хелга: Klo пишет: Я категорически не согласна считать Дона Жуана обычным мужчиной, которому просто интересно коллекционировать дам. Во-первых, не обычный, а во-вторых, простите, не совсем мужчина, это дух, воплощение чувственности и мужественности в таком ее, может быть, несколько одностороннем проявлении. И не говорите мне, что он – просто негодник и пакостник. Это о ком-то другом, честное слово! Если не верите – поезжайте в Зальцбург! Он негодник и пакостник, плохой мальчик, о котором мечтают втайне хорошие девочки. Очень соглашусь - стройная простая и органичная постановка именно о том, о чем и вся история о Доне - о мужчине, или, скажем, о той части мужского естества, которое касается его отношений с женщинами. И о женщинах, касательно мужчин. Вероятно, вся суть истории Дон Жуана заключается в двух его фразах - zitto: mi pare sentire odor di femmina - Тише, я чувствую запах женщины; и знаменитой "Viva la liberta". Женщина и свобода - вот ради чего существует Жуан, и ради чего готов вкусить всего, и смерти в том числе. Klo пишет: А потом долго сидеть и перебирать моменты, которыми переполнена эта постановка. И ведь это несомненная удача, потому что Бехтольф с Ильдебрандо Д’Арканджело сказали, что жизнь Дона Жуана – это цепь ярких моментов… И не просто сказали, а сумели показать это. Точно, хочется! И моменты и детали. Хотя бы тот же торт с фигурками невесты и жениха, которыми так небрежно распоряжается Дон Жуан. Или наглядная "инструкция" для Лепорелло, как обращаться с доной Эльвирой. Klo пишет: Ах, какой хитрый и неожиданный ход придумал Бехтольф, а Ильдебрандо Д‘ Арканджело блестяще воплотил. Бехтольф ввел еще один женский персонаж. Он дал Дону Жуану недостижимую цель: девушка в наряде горничной появляется в самых разных сценах, бросает на героя взгляд, выражение которого трудно истолковать однозначно, дожидается ответного взгляда и убегает… За ней убегает и Дон Жуан. Шикарный, шикарнейший ход! Суть Жуана и невозможность охватить, насладиться всем миром, всем, что в нем есть. Klo пишет: Дон Жуан воскресает. Какое там воскресает! Вскакивает, полный сил и жизни! Его не замечают все прочие. Я аж подпрыгнула, когда он вскочил и, ожив, отправился любоваться своими оппонентами, а потом рванул по лестнице за Недостижимой. Это настолько в духе и настолько подходит Д'Арканджело - Бехтольф его чувствует! Klo пишет: Не знаю, что уж всех так задело: меня сценография порадовала визуально: мой глаз «не зацепился» ни за какую несуразность, все было органично, лаконично и элегантно. Очень интересно решены сцены - сама декорация симметрична, и герои в какие-то моменты располагаются симметрично, а потом раз - и ломают эту симметрию, словно Жуан порядок жизни.

Klo: apropos пишет: Посмотрела интервью. Мало что понятно, но хорош необычайно. В двух словах: в детстве был влюблен в музыку Моцарта и мечтал жить на его родине, видел для этого единственный способ - жениться на девушке из Зальцбурга. Давным-давно читал статью о Доне Жуане в Зальцбурге с Караяном и Самюэлем Рейми, а вечером, в день премьеры, вдруг понял: "Ведь сейчас именно я - Дон Жуан в Зальцбурге". Говорит, что ему очень нравится эта постановка, но ему неприятно, что противопоставляют режиссерскую работу (которая вызвала много критики) и его собстенный успех, потому что эти две составляющие неразделимы. Забавная история: у его преподавательницы вокала была птичка (не пойму, какая именно), которая, во время занятий с певицей научилась петь арию Королевы Ночи из Волшебной флейты. Ильдебрандо купил себе птичку и CD, но ничего не получилось, а сам он, естественно, спеть птичке эту арию никак не мог. Барбара Ретт спрашивает о дочери, с которой познакомилась несколько лет назад на балу в Вене. Дочери сейчас восемнадцать, у нее есть молодой человек, поэтому папе внимания уделяется меньше, чем прежде. Во втором интервью он говорит, что пел в опере "Дон Жуан" и Мазетто, и Лепорелло, и самого Дона, но для него было открытием видение этого образа Бехтольфом. Когда путь Дона складывается из череды ярких моментов, это не психологический путь, это путь любви. "Он просто любит все". После первых пяти минут на сцене адреналин от общения с публикой позволяет изменить свою личность, не просто играть роль, но проживать ее другим человеком. Как-то так Хелга пишет: Хотя бы тот же торт с фигурками невесты и жениха, которыми так небрежно распоряжается Дон Жуан. Или наглядная "инструкция" для Лепорелло, как обращаться с доной Эльвирой. А потрясающий момент, когда его разоблачили, Церлина вцепилась ему в волосы, а Донна Эльвира угрожает ножом... А он тает от их близости, льнет то к одной, то к другой и совершенно при этом счастлив, просто безудержно Скрины неважные, но тем не менее :) Хелга пишет: Я аж подпрыгнула, когда он вскочил и, ожив, отправился любоваться своими оппонентами, а потом рванул по лестнице за Недостижимой. А я этого ожидала, потому что накануне все фото рассмотрела внимательно: и поняла, что это он около них в финальной сцене присутствует. Вот и ждала, когда же это произойдет. Хелга пишет: Это настолько в духе и настолько подходит Д'Арканджело - Бехтольф его чувствует! Я Бехтольфа еще больше возлюбила после этого Дона Жуана. Говорят, у него хорошая постановка в Цюрихе 2006 года, но пока я до нее не дошла. Да и, вряд ли, мне захочется смотреть. Все-таки, пока для меня Дон Жуан - единственный... Хоть я и не Донна Эльвира

Хелга: Klo пишет: в детстве был влюблен в музыку Моцарта и мечтал жить на его родине, видел для этого единственный способ - жениться на девушке из Зальцбурга. Гы, такой в тирольском костюме... Klo пишет: А потрясающий момент, когда его разоблачили, Церлина вцепилась ему в волосы, а Донна Эльвира угрожает ножом... А он тает от их близости, льнет то к одной, то к другой и совершенно при этом счастлив, просто безудержно Ой, да. Хоть режь меня, хоть ешь меня, без женщин жить нельзя... Еще и целоваться бросился, негодник! Скарамуш! А эти манипуляции с головой Командора. Мильон ассоциаций. Донна Анна, обнимающая голову, стала выглядеть окончательной занудной лицемеркой. Вспомнилась почему-то королева Марго с головой де ла Моля и Матильда де ла Моль из "Красного и черного", как трагедия, ушедшая в фарс.

Klo: Хелга пишет: Гы, такой в тирольском костюме... Когда Барбара Ретт спросила, правда ли это, Ильдебрандо Д'Арканджело слегка смешался и сказал: "Come vanno veloce le voci" (как стремительны слухи!) Но потом с удовольствием эту тему обыграл: став "Доном Жуаном в Зальцбурге", он обошелся и без женитьбы на местной девушке Хелга пишет: А эти манипуляции с головой Командора. Мильон ассоциаций. Донна Анна, обнимающая голову, стала выглядеть окончательной занудной лицемеркой. Пока только картинки А вот совсем другие картинки Мне все хочется на кадры порезать. Теперь понятно, почему еще перед премьерой выложили так много фото - почти с полсотни. Вот, пожалуйста: задумался, чем же Церлину пронять можно. Результат: "Io ti voglio sposar (я хочу на тебе жениться)" Рассказывает Лепорелло, почему не может отказаться от женщин: во-первых, они ему нужны больше. чем еда, больше, чем воздух. А во-вторых, выбрав одну, он будет жесток к остальным. Неплохой аргумент И упоминавшаяся "инструкция" для Лепорелло, как обращаться с Донной Эльвирой... Как хотите, но последнее фото - просто "дьявольский соблазн"

Хелга: Klo пишет: А я этого ожидала, потому что накануне все фото рассмотрела внимательно: и поняла, что это он около них в финальной сцене присутствует. Вот и ждала, когда же это произойдет. А я то стараюсь избегать спойлеров. Klo пишет: А вот совсем другие картинки Мне все хочется на кадры порезать. Подписуюсь. Это же как любимый фильм, который хочется порезать на кадры и чувствительно любоваться каждым, то есть не просто все спето-исполнено на высоком уровне, но и поставлено-сыграно также. Klo пишет: Как хотите, но последнее фото - просто "дьявольский соблазн" "вкрадчиво" Или вот так.... Klo пишет: Здесь Эльвира получилась самой яркой из женщин. Anett Fritsch в первый раз пела эту партию и, на мой дилетантский вкус, ей все удалось. На мой дилетантский тоже. И Эльвира получилась самой самостоятельной, несмотря на ее обусловленные сюжетом проколы. (ну как можно спутать Жуана и Лепорелло! Понятное дело - условность сюжета, но все равно колет. Спишем на полный любовный снос крыши у девушки) Она следует своей любви к Дону, естественно и упрямо, являя собой вторую половину в дуэте мужчина-женщина - Жуан-соблазнитель и дитя природы, и Эльвира - соблазненное дитя природы. Она его союзница и преданная служанка. Не то что легкомысленная и хитрая Церлина или занудная Донна Анна. Мне искренне жаль Оттавио - Анна его изведет. И к слову о концепции - статья с сайта фестиваля, концепция Бехтольфа. Klo пишет: Интересно наблюдать, как Бехтольф следует мысли Кьеркегора и продолжает ее ABOUT THE PRODUCTION Viva la libertà! – В наше время, сравнительно лишенное всяческих табу, свободное от стыда, время, когда то, что прежде декларировалось, как просвещенность, деградировало до выгодного цинизма, такой театральный образ, как Дон Жуан, стало труднее понять и поставить на сцене. Сложность в его очевидной, но трудно разгадываемой простоте. В сравнении с задубелой порно-распущенностью двадцать первого века, Дон Жуан кажется романтическим героем сверхъестественных пропорций. Сёрен Кьеркегор определил его, как природную силу, соотносящуюся с Эросом или Дионисом, как древнего Бога, который обязан пробудиться для церкви. Укрепляя идею духа, церковь делает то же самое для чувственности, исключая ее. Если удовольствие уже существует в растительной или животной форме, то Христианство и его оппоненты переосмысливают его. Иными словами, опера «Дон Жуан» – по крайней мере, на сцене – относится к миру, в котором отношение к сексуальности есть ее подавление и который не обесценивает ее средствами извращенного либерализма и экономически-обусловленной свободы от табу. Кьеркегор рассматривает жизнь Жуана, как серию ярких эпизодов, не связанных продолжением либо логикой. Сексуальность не может быть никогда удовлетворена, как и голод Жуана. Он обновляет свое желание, как Фауст: «Так я бреду от желания к удовольствию, а в удовольствии я жажду желания». Кьеркегор видит Жуана существующим вне моральных понятий, и потому люди не способны повергнуть его – это подвластно лишь посланцу из иного мира. Каждый образ в опере существует лишь в связи с Жуаном, выступая из темноты в его свет. Можно сказать, что персонажи вступают в контакт с творческими и разрушительными силами Эроса, которые воплощает собой Жуан. Очевидно, что каждый из них может обрести свой образ, стать узнаваемым лишь через явное давление и сопротивление, например, самовозрождение и взаимное обновление, противостоящие подавлению и протесту. В этом сотрудничестве таится раздвоение, что и определяет суть оперы. Свобода, по которой томится Жуан, не имеет ничего общего с либеральными обычаями среднего класса и опустошительной свободой среднего класса нашего времени. Он жаждет разрушить границы. Этому мешает мир порядка и строгих правил, непреодолимых различий класса и статуса, морали и религии, чьи механизмы давления противостоят Жуану. «Свобода делать что?» – возможно, с беспокойством, спрашивают своего Жуана Моцарт и Де Понте. Создать образ феодального господина, провозглашающего мятежное требование свободы в век революции, сделать этого убийцу и вероятного насильника героем, с которым мы связываем явление ада в финале – сие предприятие настолько богато противоречиями, как смутными, так и явными, так насыщено страхами и надеждами, ошибками и открытым произволом, поддержкой и противостоянием, земными и религиозными горизонтами, нерешительностью и отвагой, юмором и серьезностью, что, как кажется, хоть в этой схватке и нет проигравшего, но поле битвы пылает огнем. Свобода и ее отсутствие выступают в его мерцающем свете равно ужасающими гигантами. Наш век потушил этот пламень сумасшедшим Дон Жуаном. Поскольку больше ничего не свято, для нас нет ничего святого. Да здравствует свобода! Viva la libertà! Свен-Эрик Бехтольф

Klo: Хелга пишет: "вкрадчиво" Или вот так.... Это он уже сам увлекся Хелга пишет: Эльвира получилась самой самостоятельной, несмотря на ее обусловленные сюжетом проколы. (ну как можно спутать Жуана и Лепорелло! Понятное дело - условность сюжета, но все равно колет. Спишем на полный любовный снос крыши у девушки) Она следует своей любви к Дону, естественно и упрямо, являя собой вторую половину в дуэте мужчина-женщина - Жуан-соблазнитель и дитя природы, и Эльвира - соблазненное дитя природы. Она его союзница и преданная служанка. Вообще, я не вчитывалась в эту часть либретто. Трудно, конечно, предположить, что они просто гуляли и беседовали Понятно, что театральная условность, причем с очень большой натяжкой. Понятно, что ей после этого только в монастырь. О втором пути умолчу И недаром, как мне кажется, Бехтольф уже в финальной сцене показывает ее монахиней. Надеяться ей уже не на что, такой позор ничем не смыть и издевательств не пережить... Кстати, Бехтольф очень ясно дал понять свое отношение к происходящему. Все-таки, он режиссер "одного героя". Можно так сказать? Он Дона Жуана не мифологизирует, не возвеличивает, не пытается развенчать, но его Дон - какой-то абсолютно цельный, абсолютно человечный и безусловно привлекательный. И Бехтольф очень ироничен по отношению ко всем прочим. Я не смогла сдержать смеха, когда все персонажи появились на сцене в нижнем белье, явно застигнутые врасплох. Видимо, общение с Доном Жуаном никого равнодушным не оставило Если же серьезно, то теперь я начинаю понимать слова Бехтольфа: Хелга пишет: Сложность в его очевидной, но трудно разгадываемой простоте. В сравнении с задубелой порно-распущенностью двадцать первого века, Дон Жуан кажется романтическим героем сверхъестественных пропорций. Хелга пишет: Можно сказать, что персонажи вступают в контакт с творческими и разрушительными силами Эроса, которые воплощает собой Жуан. Хелга пишет: Наш век потушил этот пламень сумасшедшим Дон Жуаном. Поскольку больше ничего не свято, для нас нет ничего святого. Да здравствует свобода! Viva la libertà! Объявить сумасшедшим то, что не вписывается в привычные рамки, - это так по-человечески...

Хелга: Klo пишет: Я не смогла сдержать смеха, когда все персонажи появились на сцене в нижнем белье, явно застигнутые врасплох. Видимо, общение с Доном Жуаном никого равнодушным не оставило Дон Жуан - это заразно. Klo пишет: Объявить сумасшедшим то, что не вписывается в привычные рамки, - это так по-человечески... О, да, именно так. Еще немного вкусных деталей, не могу удержаться. Mi pare sentire odor di femmina... Женщины... Andiam! Andiam! С Церлиной, с Донной Анной... Лепорелло безобразничает. Мазетто расправляется с несчастным свадебным тортом. Бес комментариев...

Klo: Хелга Сейчас у меня настроение лирично-ностальгическое: в Зальцбурге прямо сейчас последний спектакль Дон Жуан... Всего-то два года прошло с того момента, когда я заявила публично, что "в следующий раз полечу в Европу туда, где Ильдебрандо Д'Арканджело будет петь Дона Жуна". Дон Жуан оказался неуловимым, в Европу я слетала не раз... Наверное, так и должно быть - не ломиться прямо цели, не видя ничего вокруг, но двигаться окольными тропками, "собирая по пути" самые разные приключения и впечатления Да здравствует Моцарт! Пусть будет вечно молодым и прекрасным его Дон Жуан (и соблазнительно-обольстительным )! И дай Бог здоровья Ильдебрандо Д'Арканджело!

Хелга: Klo пишет: Наверное, так и должно быть - не ломиться прямо цели, не видя ничего вокруг, но двигаться окольными тропками, "собирая по пути" самые разные приключения и впечатления Именно так! Klo пишет: И дай Бог здоровья Ильдебрандо Д'Арканджело! Здоровья, успеха, новых ролей!

Klo: Не так давно я прочла интервью с режиссером Свеном-Эриком Бехтольфом, в котором он делится своими мыслями о персонажах оперы Дон Жуан и их взаимоотношениях. Долго я к этому подбиралась, но все же попыталась перевести с немецкого, потому что это показалось мне достаточно интересным. click here "Don Giovanni": Eine Oper voller Rätsel Von Hedwig Kainberger | 27.07.2014 Дон Жуан – опера, полная тайн О самых крайних и яростных видах любви рассказывает опера «Дон Жуан». И напротив: те, кто ищет любовь, как феномен доброты и терпения, должен после этого быть готов к долгому поиску. Он заставляет женщин терять голову: одна пылает жаждой мести, вторая желанием. Третья борется между "Я хочу - я не хочу". Как может этот мужчина будить такие страсти? Режиссер Свен-Эрик Бехтольф пытается найти ответы. Кто кого любит в «Доне Жуане» на самом деле? Идет ли речь о любви, сказать трудно. В любом случае это о сексуальности, о желании. Что касается любви, эта опера полна загадок. Начнем с Дона Жуана и Донны Анны. Он желает ее, это безусловно. И Анна реагирует в своей жажде мести музыкально очень демонстративно, вызывающе. Она долго не говорит ни слова влюбленному Оттавио о встрече с Жуаном, лишь позднее буквально выплескивает правду. Я верю, что Анна очень зависима от отца, возможно, она для него что-то типа запасной жены, и мы ничего не слышим о ее матери. Возможно, Оттавио был просто выбран для нее. Она могла быть подавляема властью жесткого отцовского авторитета. Возможно, именно встреча с Доном Жуаном позволила ей впервые почувствовать свое тело. Любит ли она Дона Жуана? Этого мы не знаем. Если ненависть, месть, неприятие и отталкивание имеют обратную сторону – вполне возможно, что она любит его. Любит ли Донна Эльвира? Эльвира была покинута Доном Жуаном самым бесславным образом. С тех пор она путешествует вслед за ним – единственная, кто осмелился на это. Она не оставляет го в покое. Она – собственник. В любой момент она готова снова влюбиться в него, настолько, что даже способна принять Лепорелло за Дона Жуана, настолько сильна власть воображения. Эльвира просто пылает. Единственный способ ускользнуть от собственных страстей для нее – стать монахиней. А Церлина? Относится ли она к любящим невестам? Да, она любит Мазетто. Но по разным причинам не может сопротивляться Дону Жуану. Это же так соблазнительно, когда богатый дворянин говорит, что хочет на ней жениться. Она охотно верит Дону Жуану, когда тот говорит: "Tal parola non vale un zero"- слово, данное Мазетто не стоит ничего. В бедной Церлине бушует мощная борьба расчета и эмоций: она может противостоять Дону Жуану, когда он в двадцати метрах от нее, но уже с восьми метров она не может избежать его приятжения. Мазетто – любящий супруг? Мазетто любит свою Церлину. Тем не менее, он холерик. Я опасаюсь, что этот брак не принесет радости. И она, и дети легко могли бы получать пощечины. То, что Церлина готова петь: Batti, batti, - это уже нехороший знак. Отношения Церлины и Мазетто во многом основаны на экономической необходимости. Сегодня это выглядело бы так: женятся, снимают маленькую квартирку и делают двоих детей. Это не идеальная любовь, скорее, общность интересов и будущего. Но Оттавио терпеливо любит. Оттавио – антипод Джованни. Он готов терпеливо ждать, тратя свое время, верить обещаниям, хотя Анна постоянно откладывает свое решение. А в конце оперы она отодвигает все еще на год – это очень жестоко. Вероятно, он любил Анну уже лет с двенадцати. Наверное, у него есть способность к тому странному, что называется моногамией. Любит ли Анна Оттавио? Ее вид любви – постоянное ни да ни нет. Ей достаточно обручения, брак может подождать. Ее жизнь - постоянное «может быть». Раз уж мы говорим обо всех, давайте вспомним Лепорелло. Лепорелло – эмоциональный «безбилетник».У него нет никакого шанса быть похожим на Дона Жуана, но ему бы очень этого хотелось! Лепорелло и Джованни - как гегелевская пара «господин и слуга» - взаимодополняющие и взаимозависимые братья. А Командор? Он ревниво любит свою дочь. По крайней мере, мне это представляется именно так. Дон Жуан любит женщин? Он любит всех и вместе с тем никого. Можно вспомнить, как Джон Кейдж сказал: «Без структуры нет жизни». Поэтому Джованни приходит к нереальности, беспредельности. Вместе с тем он антипод Командора. Один олицетворяет порядок, другой – хаос. Между этими полюсами блуждают люди, пытаясь найти свое место. Джованни проникает в мир Командора, с этого начинается их борьба. Как более подробно описать полюс Командора? Он представитель католического, возможно, военного мира. Там царит предельный порядок. Отказ от желания – как цена успокоительного рабства. Почему же? Сексуальность нельзя удовлетворить раз и навсегда. Эта потребность возобновляется снова и снова. Выбирая партнера пожизненно, мы делаем это в результате воспитания и обучения, но это не является следствием человеческой природы. Это относится и к другим нашим страстям, которые мы сублимируем в пользу общественного взаимодействия. Оттавио преодолевает это с честью. И какова антитеза этому? Дон Жуан – это персонифицированное желание. Он во всем – абсолютно жизнеутверждающее животное. Он сладострастник, который любит весь мир в любое мгновение. Он весел, он наслаждается, и он существует. Он не желает отречься от своего мира, чтобы получить в обмен безопасность. Он беспощаден, не своеобразно невинен. Хищник опасен, но не злобен. Дон Жуан никогда ничему не учится? Он всегда остается самим собой. В конце хоть он и просит о помощи, но это тоже о нем. Он не меняется. Тем не менее, он оставляет после себя полную разруху. Он как катализатор в пробирке: в процессе реакции все кипит, бурлит, шипит, все составляющие изменяются. Если перевернуть сосуд – Джованни вылетает наружу. Он вызывает бедствия, он провоцирует перемены в остальных, но сам не меняется. Его: «NO, no, no!» – это из самой глубины души, - он не способен сожалеть ни о чем. Он свободен. Существует ли хотя бы еще одно подобное гордое признание человеческой сути? Дон Жуан не знает и времени. Да, для него есть только здесь и сейчас. Он как тигр – не печален, но почти всегда голоден. Ему неведомы проблемы, он не знает страха. Он не думает ни о завтрашнем дне, ни о вчерашнем. Оттавио же, напротив, опирается на прошлое и строит на нем свои надежды на будущее. Некоторые утверждают, что Дон Жуан был болен. Конечно, нет! Тогда эта пьеса ровно ничего не сказала бы нам. Он не болен, он не ранен, у него нет желания умереть. Он безусловно хочет жить. Он - не реалистичная, а мифологическая фигура. Все фигуры соотносятся с ним, проходят перед ним, как перед зеркалом, отражаясь в нем. Почему это все интересно? Помимо прочего, мы узнаем, как это тяжело – быть свободным. Даже в счастливых партнерствах трудно утвердить свою свободу. В «Доне Жуане» утверждается непобедимость сексуальности. Это можно считать анти-Просветительским началом. Эта пьеса создавалась, когда верили, что человек может узнавать себя и таким образом утверждать свою власть. Как утверждал Иммануил Кант: «Просвещение – это выход человека из его собственного затянувшегося несовершеннолетия (незрелости)» Моцарт и Да Понте опровергают это. Они разъясняют: Имеется еще одна сила и власть, которая сводит на нет все усилия. Это большой фактор неопределенности. Как разрешается напряжение между Командором и Доном Жуаном? Пьеса содержит огромную напряженность - там непременно должен появиться Дьявол! Таким же образом это происходит с сексуальностью: невозможно справиться с этой стихией. Эта опера - это не уравнение, которое можно решить путем размышлений. Она открывает простор для ассоциаций, на котором невозможны прямые пути и неизбежны промахи. Я верю: авторы даже не осознавали всех пересечений, подводных камней и взаимодействий. "Дон Жуан" - это упрямое сырье, которое мы будем исследовать вновь и вновь.

Хелга: Klo Спасибо за перевод! Очень интересное интервью, особо ценное тем, что Бехтольф все идеи и образы разложил по полочкам, и именно такими и так показал. Дон Жуан, противостоящий порядку и правилам, как явление абсолютной свободы, которая, как всегда, несет в себе разрушение и неумение ею распорядиться.

apropos: Klo Ужасно интересно - весьма любопытная трактовка всех образов. Упрямое сырье, которое необходимо исследовать (с). Появились кое-какие мысли, но надобно прежде обдумать.

Klo: Хелга Хелга пишет: интервью, особо ценное тем, что Бехтольф все идеи и образы разложил по полочкам, и именно такими и так показал. Вот это-то и поражает: все это получило отражение, все показалось мне вполне убедительным, ни разу не захотелось сказать: "А на самом-то деле, все выглядело иначе!" Единственное, о чем я сожалела и сожалею, что при трансляции многое было упущено, поэтому какие-то моменты не видны тем, кто не был в зале. Я все же надеюсь, что для DVD запись перемонтируют иначе. Хелга пишет: явление абсолютной свободы, которая, как всегда, несет в себе разрушение и неумение ею распорядиться. Всякий абсолютизм разрушителен и неустойчив, как мне кажется. Он - как колосс на одной ноге, способный, рухнув, погрести под собой многое из окружающего. apropos apropos пишет: Упрямое сырье, которое необходимо исследовать (с). Меня эта фраза просто поразила, боюсь, она получилась у меня недостаточно выразительной, но на самом деле, в этом заключено многое: и "нежелание" этого материала поддаваться исследованиям, и упорные попытки сделать это, невзирая на спротивление, и страстное стремление разобраться, не утихающее за все прошедшие века. Он как катализатор в пробирке: в процессе реакции все кипит, бурлит, шипит, все составляющие изменяются. И это на самом деле, как мне кажется, можно отнести не только к главному герою, но и к самой опере, к ее сути. Уж какие только опыты не ставили над ней, в каких условиях не пытались эту тему интерпретировать, но ее основа ничем не поколебима. Вот уж воистину:Существует ли хотя бы еще одно подобное гордое признание человеческой сути? Меня весьма заинтересовала линия Дьявола, которая присутствует в постановке. Пока не очень готова об этом, скажу лишь, что за эту роль взялся сам Бехтольф. Никому не доверил? Фото: Salzburgfestspiele (c) Michael Poen



полная версия страницы