Форум » Живопись, фотография, скульптура, архитектура, музыка, театр » Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь... » Ответить

Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь...

Klo: Шапинская Е.Н., д.ф.н., проф. Культура начала ХХI века представляет собой сложное пространство взаимодействия разных направлений, тенденций, культурных форм. Прошлое и настоящее сливаются в репрезентациях, в которых чувство историчности кажется потерянным или забытым. Глобальная информатизация делает доступным все шедевры мировой культуры в цифровом формате, а классическое искусство тиражируется во всех формах масс медиа. В результате границы между "высокой", "элитарной" и популярной культурой стираются. Попадая в орбиту популярной культуры, классические формы переосмысливаются, переживаются с точки зрения системы эстетических ценностей современного человека, а мнение экспертов, интеллектуалов, искусствоведов чаще всего остается в пределах узкого круга специалистов. Этот разрыв вряд ли благоприятен для искусства, которое должно быть частью живой жизни культуры и в то же время не терять той ценности, которое оно приобрело в истории и которая стала предметом философской рефлексии и академического дискурса. Мы предлагаем сопоставить две точки зрения - профессиональную и "любительскую" на некоторые известные произведения искусства и в форме диалога выяснить, что в них важно для культуролога, посвятившего многие годы изучению и осмыслению текстов культуры, а что - для человека, любящего искусство и воспринимающего его непосредственно, эмпатически. На наш взгляд, такие беседы, дискуссии, иногда споры могут быть полезны как для профессионалов, зачастую не представляющих себе бытия классических произведений в пространстве популярной культуры, так и для любителей, которые могут подкрепить свое эмоциональное восприятие интеллектуальной рефлексией, увеличив тем самым свой "культурный капитал". В роли собеседника-непрофессионала - Добренкова Ольга, дизайнер. А также все желающие... По материалам: http://cult-cult.ru//

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Хелга: Klo пишет: Наверное, сходство именно в одержимости? Да, наверное, неистовое стремление к достижению своей цели, фанатично-мистическое. Мефистофель холодноват на их фоне. А еще, кажется, популярность Дона и Франкенштейна почти равна. Жаль, оперы нет о Франкенштейне. Или есть? Вот, уже и Камбербетч Франкенштейном.

Klo: Хелга пишет: Вот, уже и Камбербетч Франкенштейном. Ну, он-то точно чудовищем не выглядит. Я бы сказала: "Красавчик, пострадавший в катастрофе". Хелга пишет: Да, наверное, неистовое стремление к достижению своей цели, фанатично-мистическое. Мефистофель холодноват на их фоне. Мефистофеля отличает от двух других то, что он - не человек. Только человеку присущи страсти и одержимость. Только человек может погибнуть от этого. Оперы о Франкенштейне я не встречала. Не знаю, может, кто-нибудь из современных композиторов может вдохновиться этой темой.

Хелга: Klo пишет: Ну, он-то точно чудовищем не выглядит. Я бы сказала: "Красавчик, пострадавший в катастрофе". В фильме Кеннета Браны шикарный получился монстр в исполнении де Ниро. И сам Брана - Франкенштейн с Элизабет - Хелена Бонем-Картер Нелюбовь и страх сделали его жестоким убийцей. В общем-то это и есть причины ненависти и жестокости мира - нелюбовь и страх. А Дон Жуан бросает вызов этим двум "монстрам" , мучающим человечество, по своему, как умеет. И вновь вызывает ненависть. Круг замыкается и выхода нет? Klo пишет: Мефистофеля отличает от двух других то, что он - не человек. Только человеку присущи страсти и одержимость. Только человек может погибнуть от этого. А может, его очеловечили? Так или иначе человек очеловечивает все вокруг него, невольно, потому что судит со своей человеческой колокольни.


Klo: Хелга пишет: Нелюбовь и страх сделали его жестоким убийцей. В общем-то это и есть причины ненависти и жестокости мира - нелюбовь и страх. Страх может породить многое, это да. По поводу нелюбви... Не знаю... Что можно считать "нелюбовью"? Неприязнь, отторжение, отсутствие понимания и тепла? Хелга пишет: А Дон Жуан бросает вызов этим двум "монстрам" , мучающим человечество, по своему, как умеет. И вновь вызывает ненависть. Разве он вызывает ненависть? Он манит и пугает, чарует и отталкивает. Пробуждает воображение и ставит все новые вопросы. А вот Мефистофель. Пока один из трех.

Хелга: Klo пишет: Что можно считать "нелюбовью"? Неприязнь, отторжение, отсутствие понимания и тепла? И то, и другое, и третье. Пример Франкенштейна - очень яркая прямая история желания любви и нелюбви, вызванной ужасом. Klo пишет: Разве он вызывает ненависть? Он манит и пугает, чарует и отталкивает. Пробуждает воображение и ставит все новые вопросы. Ненависть окружающих, жаждущих мести, нет? Или... они играют в ненависть к нему, боясь признаться, что испытывают иные чувства?

Klo: Хелга пишет: Или... они играют в ненависть к нему, боясь признаться, что испытывают иные чувства? Там нет ненависти, по-моему. Донна Анна хочет отомстить, Дон Оттавио вынужден стать ее орудием, Мазетто - тоже мститель. Донна Эльвира... Та все еще любит и хочет спасти... А вот какие чувства вызывает Мефистофель? Для меня он надолго оставался именно персонажем Булгакова. То есть, наделен харизмой, какой-то "абсолютно положительный" без всякого занудства.

Хелга: Klo пишет: А вот какие чувства вызывает Мефистофель? Для меня он надолго оставался именно персонажем Булгакова. А для меня так и остается Воландом. Вообще, ведь Сатана сам не творит зло, он ставит человека перед выбором, искушает его слабости. Он вынужденно несет на себе бремя Зла. Как обязанность.

Klo: Хелга пишет: А для меня так и остается Воландом. Мне тоже потребовалось усилие, чтобы параллель выстроить. Как только два персонажа сложились - сразу открылись новые грани. Хелга пишет: Вообще, ведь Сатана сам не творит зло, он ставит человека перед выбором, искушает его слабости. Пошла искать цитату про это у Гете. А вот какого Мефистофеля создал Рейми в опере Арриго Бойто

Хелга: Klo пишет: А вот какого Мефистофеля создал Рейми в опере Арриго Бойто О, неизвестный Рейми!

Klo: Хелга пишет: О, неизвестный Рейми! Прозрачный персонаж, правда? Чтобы уж никто-никто не усомнился. А то вдруг за кого другого примут. У Берлиоза, кстати, Мефистофель вполне сдержанный. А вот Мефистофель Гуно: Кто не увидит (и не услышит) Сатану?

Хелга: И все брутальны!

Klo: Хелга пишет: И все брутальны! Хотела вчера найти роли к таким Мефистофелем, да не получилось. Это Брин Терфель в последней лондонской постановке "Фауста" Гуно click here А вот что говорит о себе сам Мефистофель у Гете: Мефистофель Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творившей лишь благое. Фауст Кудряво сказано; а проще - что такое? Мефистофель Я отрицаю всё - и в этом суть моя. Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться, Годна вся эта дрянь, что на земле живёт. Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться! Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, - Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это всё - моя стихия.

Klo: Некоторое время я пребывала в задумчивости: следует ли сразу обозначить главную интригу, спровоцировавшую данную дискуссию. Сегодня я поняла, что для меня она – основной стимул для погружения в тему Мефистофеля. До сих пор, повторюсь, Мефистофель для меня был всего лишь Воландом из «Мастера и Маргариты». Но вот получилось так, что я решилась (повторюсь: решилась!) приобщиться к этому образу в Берлине, где поставили «Осуждение Фауста» Берлиоза. Премьера состоялась в феврале этого года, но моя встреча с ним запланирована на конец мая. Я честно слушала Берлиоза, читала содержание оперы click here, вяло раздумывала, что неплохо бы почитать либретто, хотя бы и с переводчиком, и все никак не могла ощутить в себе настоящий интерес к происходящему. Но… Простите мне – опять случай! Случилось так, что в одно время и в одном месте Мефистофеля и Дона Жуана будет петь Ильдебрандо Д’Арканджело. НЕ сразу я осознала масштабы происходящего, но постепенно осознание того, что те спектакли, которые, казалось бы, являлись просто единичными событиями, вдруг стали для меня составными частями действа, которое и должно произойти в Берлине: встреча Мефистофеля и Дона Жуана, воплощенных одним исполнителем на протяжении нескольких дней, привели меня в состояние, близкое к потрясению… Это, скажу Вам, нечто, для описания чего слов я пока не нашла.

Klo: Продолжая разговор о Мефистофеле, должна сказать, что фигура Фауста как-то постоянно остается вне поля моего зрения. Но без него не состоялась бы вообще все эта история, поэтому начну с этого персонажа. Итак, Фауст. Историческое лицо, жил в Германии в XV веке. Был чернокнижником и астрологом, разъезжал по Европе, провозглашал себя великим ученым. Людская молва приписывала ему связь с дьяволом, которому он продал душу на двадцать четыре года. Литературные источники о Фаусте довольно многочисленны. В частности так называемая народная книга о Фаусте: «История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике и т. д.» Автор, по-видимому лютеранский клирик, изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы, и душа его идет в ад. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Но, разумеется, именно благодаря Гете Фауст и приобрел те черты, которые мы привыкли видеть: неутомимый исследователь, пытающийся проникнуть в тайны земли и неба, пытливый и неудовлетворенный результатами своей деятельности, готовый даже к сделке с дьяволом, чтобы вырваться за пределы своего мира, ограниченного буднями немецкого городка. Поскольку эта история интересует меня с точки зрения музыкальной, позволю себе сразу перейти к трем операм, которые воплотили историю Фауста и Мефистофеля. Наиболее известная – «Фауст» Гуно. Она основана на первой части гетевской трагедии, и ее темой является, конечно же, тема продажи старым немецким ученым-философом своей души дьяволу за возвращенную ему молодость. click here И, разумеется, все силы второй молодости Фауста направлены на любовь, как же иначе? Маргарита, соблазненная или соблазнившаяся, но прощенная высшими силами в финале. Фауст забыт, Мефистофель потерпел поражение? Вторая опера – «Мефистофель» Арриго Бойто. click here Он был одним из нескольких композиторов, включивших в свое либретто кроме первой части гетевского «Фауста» также и вторую часть этой драмы: историю Фауста и Елены Прекрасной. В финале Фауст раскаивается в совершенном и не поддается более искусу, в молитвах он умирает, прощенный навеки. Дьявол проиграл. И третья, драматическая легенда Берлиоза «Осуждение Фауста», сочетающая черты ораториального и оперного жанра с развернутыми ариями, ансамблями, грандиозными хоровыми и балетными сценами. click here «Композитор свободно трактует трагедию Гёте. Фауст Берлиоза — типичный романтический герой с мятущейся душой, терзаемый противоречиями и мучительными раздумьями, нигде не находящий покоя и счастья. Для него нет спасения ни на земле, ни на небе, смерть Маргариты не приносит ему искупления. Берлиоз подчеркивает неизбежность гибели героя самим названием — «Осуждение Фауста», и заканчивает развитие сюжета скачкой Фауста и Мефистофеля на черных дьявольских конях в адскую бездну».

Klo: Мефистофель. Вот странность: я ни с кем не могу об этом поговорить: все или умолкают, или переводят разговор на другое. Интересно, почему: тема уже совсем неактуальна, персонаж неинтересен? Или есть некий страх? Или… еще что-то? Но мне придется, тем не менее, рискнуть, потому что это мой герой, раз уж так все случилось. Фауст – тенор, значит, это тема для кого-то другого, а Мефистофель – бас. Деваться некуда, попробую... Вопрос первый. Если начинать разбираться в этой непростой истории – почему произошла встреча Фауста и Мефистофеля? Вариантов не так много: Фауст воззвал к темным силам, чтобы обрести знание, возможности… Что-то еще? Вариант второй: Мефистофель избрал Фауста сам… Почему? По каким критериям? В чем ценность Фауста с точки зрения Мефистофеля? Если учитывать то, что взамен он потребовал душу – чем может отличаться душа Фауста от души любого бюргера? Или ему был интересен этот поединок с достойным соперником? Можно выбирать любой вариант, возможно также, что есть третий, включающий в себя взаимный интерес, но… У Гете в «Прологе на небесах» дается недвусмысленный ответ: поединок Фауста и Мефистофеля спровоцировал... Господь, причем побившись об заклад. Вот неожиданный поворот! Если бы мне было интересно разбирать мотивы божьей воли, то следовало бы вспомнить вот эти строки: Господь Ты знаешь Фауста? Мефистофель Он доктор? Господь Он мой раб. ... Господь Тебе позволено: иди И завладей его душою И, если можешь, поведи Путём превратным за собою, - И посрамлён да будет сатана! Знай: чистая душа в своём исканье смутном Сознанья истины полна! Но не Господь – мой герой, поэтому позволю себе остановиться на этом. Итак, принимаем, что Мефистофель хотел соблазнить Фауста «на пари», но Фауст был вполне готов к союзу с темными силами. Почему? Об этом завтра…

Klo: Итак, Фауст – союз с темными силами. И насколько это можно рассматривать, как «дьявольский соблазн»? Сразу выскажусь по этому поводу, а потом уже попытаюсь чем-нибудь подкрепить свою мысль. Мефистофель действительно предложил Фаусту самую соблазнительную, на мой взгляд, вещь: он предложил ему себя в качестве спутника и собеседника. И Фауст не устоял! Естественно! Во-первых, что из себя предстоял Фауст? «Доктор» - ученый, книжный червь, мыслитель, мечтатель. Круг общения: Вебер, студенты, ученики, горожане, лавочники. Разве там найдется хоть один занимательный собеседник, не говоря уже о достойном? А внутреннее состояние? Вот что говорит о себе Фауст: ...Ну нет; я с этой длинной бородой, Далёк от жизни лёгкой, молодой. Не верю я в попытку эту; Притом всегда я чужд был свету. Я ниже всех себе кажусь... И получается: невзрачный закомплексованный интеллектуал встречается с лихим молодцем, который за словом в карман не лезет, который готов ему служить, помогать, исполнять прихоти и капризы, и, главное, беседовать на самые разные темы, причем беседа каждый раз принимает самый неожиданный поворот, что не может не привлекать Фауста. А он еще и упивается своей властью: Я так хочу - хоть разорвись! Да ты к соседке подберись: Будь бес как бес, не размазня! Чтоб был подарок у меня! Общение с Мефистофелем позволило ему проявить себя совершенно с новой стороны: дерзким, безрассудным, капризным, отважным. Пылким влюбленным…. Ощутить полноту жизни. Отвагу и дерзость ему придает сама мысль о том, кто у него «на посылках». Но вот «рецепт молодости» от Мефистофеля: Изволь; вот средство возрожденья Без чар, без денег, без леченья: Уединись в глуши полей, Руби, копай, потей за плугом И ограничить тесным кругом Себя и ум свой не жалей; Питайся просто в скромной доле, Живи, как скот, среди скотов И там, где жил ты, будь готов Сам удобрять навозом поле. Поверь мне: в этом весь секрет Помолодеть хоть в восемьдесят лет. Фауст Но не привык я к плугу и лопате, За них мне взяться было бы некстати; Нет, узкая мне жизнь не суждена! Что там говорят о гордыне? Не она ли тут во всей красе? Или это не гордыня, а бравада?

Klo: Собравшись говорить о собланителе и искусителе, я вдруг осознала, что не вполне понимаю, о чем идет речь. И, кстати, соблазн и искушение как между собой связаны и как соотносятся? Что считать соблазном, а что искушением? Ожегов:Соблазн - Нечто прельщающее, влекущее, искушение Ушаков: 1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. 2. 2. Греховное искушение, повод к греху ( церк. ). Ожегов: Искушение - 1. Действие по глаг. искусить-искушать (редко). 2. Соблазн, желание чего-н. запретного, недозволенного. Ушаков:1) Процесс действия по знач. глаг.: искушать, искусить. 2) Желание чего-л. запретного, недозволенного; соблазн. Значит, можно дальше поисками не заниматься и не пытаться разделять эти два понятия. А использовать оба сразу: Мефистофель - Великий искуситель, потому что это слово больше ассоциируется с духовными запретами, а Дон Жуан - Великий соблазнитель, с этим не поспоришь. Но тем не менее, как же быть с соблазном? Давайте возьмем двух дам. Пусть они будут примерно одинакового возраста, уровня и физически схожи. Каждая сидит за компом допоздна, у каждой в холодильнике лежит пирожное. Но вот одна принципиально не ест после восьми вечера, а вторая не считает нужным себя ограничивать. Вот они закончили работу и вспомнили о своей вкусности. Обе идут к холодильнику. Что произойдет со второй? Она свое пирожное проглотит в пару минут, и уже через пять минут об этом и не вспомнит. А вот первая… Вначале она будет страдать около холодильника, потом будет вздыхать над пирожным, потом все-таки съест (если съест!), но будет себя корить, давать себе новые обещания и клятвы, что с завтрашнего дня она ни за что не позволит себе ничего подобного… Что получается? Соблазн возможен только там, где есть ограничения. Чем строже запреты, тем более эмоционально насыщенным станет процесс: искушение, нарушение и последующее покаяние. Понятно, что в первую очередь соблазн ассоциируется именно с какими-то отношениями между мужчиной и женщиной. И вот тут-то и появляется снова «великий соблазнитель» Дон Жуан. Если он «соблазнитель», что же такое заманчиво-манящее мог предложить он женщинам? Причем, я осмелюсь утверждать, что дамы, как правило, понимали, что «поступают» неправильно, но устоять не могли. А оставшись в одиночестве, когда все уже произошло, они начинали винить «подлого соблазнителя», поскольку мало кто способен сказать: «Сама-то о чем думала?» А дальше уже мне хочется попытаться рассмотреть каждую ситуацию с точки зрения сразу двоих: Мефистофеля и Дона Жуана. Может, они еще и мнениями как-то обменяться смогут… Посмотрим… А возможна ли ситуация, когда Господь "заключил пари" не на Фауста, а на Дона Жуана?

Klo: Искушение и соблазн... Я попыталась представить себе ситуацию, когда объектом искуса станет Дон Жуан, и признаюсь в полном своем бессилии. Вероятность подобного события кажется мне ничтожно малой, наверное, это невозможно. Впрочем, мне трудно оценивать возможности и резоны нечистой силы, поэтому просто признаюсь в собственной некомпетентности. Но все же, каким может быть зримый облик Мефистофеля? У Гете есть несколько замечаний по этому поводу, которые и стали основой для классической интерпретации образа Сатаны: В одежде златотканой, красной, В плаще материи атласной, Как франт, кутила и боец, С пером на шляпе, с длинной шпагой, Дыша весельем и отвагой, - Чем я не бравый молодец? Не уважаешь красный мой камзол? Петушьего пера узнать не можешь? Цивилизация велит идти вперёд; Теперь прогресс с собой и чёрта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул. Хоть ногу конскую иметь я должен всё ж, Но с нею в публике являться не желаю И вот в фальшивых играх щеголяю, Как франтовская молодежь. Понятно, что на сцене можно сейчас увидеть самых разнообразных Мефистофелей: и рыжего с рогами в алом плаще, и в классическом костюме, и некие, достаточно бредовые варианты, каким показался мне последний облик Мефистофеля в Венской опере. Но мне подумалось вот что (сразу оговорюсь, что я сосредоточилась сейчас исключительно на интерпретации Берлиоза): этот персонаж должен быть многоликим. Его образ просто обязан быть пластичным и неоднократно меняться на протяжении всего действа. Впервые он появляется перед Фаустом в самый, казалось бы, неподходящий момент, когда тот отказался от яда, услышав пасхальные песнопения. Затем он проявляет себя в самых разных ситуациях: в кабачке среди кутил, повелителем гномов и сильфид, в комнате Маргариты и, наконец, в адской скачке на вороных конях. Мне кажется, что основная трудность для исполнителя – суметь показать разных персонажей, сохраняя отстраненность с активным участием в событиях. Это его история, история, которую творит он сам, а прочие герои всего лишь ему подвластны. Я не сумела увидеть самостоятельности у Фауста и Маргариты в тех вариантах, с которыми успела познакомиться. А теперь – к Великому Соблазнителю. Круг его интересов, разумеется, Уже: он ограничил себя, но достиг в этом небывалых результатов: только в испанском списке Лепорелло «тысяча три» дамы. Не буду обсуждать данное число ни с какой стороны, в любом случае было их немало. Просто опять задумалась, чем он мог их взять? Если это настоящий соблазнитель – он должен был предложить каждой то, перед чем дама не могла устоять никак. Причем, не просто предложить: список побед не был бы столь внушительным, если бы наш герой не был искренним в этот момент. Вот что он сам говорит об этом в либретто: Va là, che sei il grand’uom! Sappi ch’io sono innamorato d’una bella dama, e son certo che m’ama. Знай, что я влюблен в прекрасную даму и уверен, что она меня любит. Далее (о еще неузнанной Донне Эльвире): Udisti? qualche bella dal vago abbandonata. Poverina! Cerchiam di consolare il suo tormento. Такая красавицы брошена неверным (любовником). Бедняжка! Попробуем облегчить ее страдания. Можно, конечно, скептически хмыкнуть, что это всего лишь оборот, но мне почему-то кажется, что он искренен в каждый миг. Он искренне жалеет прекрасную страдалицу, он искренне готов ее утешить, приложив для этого все силы (и немалые!). Просто ему доступен всего лишь один способ утешения, который быстро реализуется (дамы сдаются почти без боя), и Дон Жуан теряет интерес к объекту. Если найти в этом какой-то резон – тоже надо принять за основу пластичность его облика, вписанного все же в более конкретные рамки. Режиссеры всячески издеваются над этим образом, ставя порой перед певцами невыполнимые задачи. Как это решается – зависит исключительно от личных качеств и способностей исполнителя.

Klo: Я дам это отдельным постом, простите! Чтобы не потерялось Сейчас я стала перечитывать интервью с Ильдебрандо Д'Арканджело [url=http://www.massimoviazzo.com/interviste/D'Arcangelo.pdf]http://www.massimoviazzo.com/interviste/D'Arcangelo.pdf[/url] и обнаружила вот какую фразу (секрет обольщения ): E`proprio la ricerca sul suono che fa la differenza tra i musicisti, sia tra gli strumentisti che tra i cantanti. Un suono che oltre ad affascinare gli altri deve affascinare te stesso. Devi innamorartene. Звук, призванный очаровать других, вначале должен очаровать тебя самого. Ты должен влюбиться в это.

apropos: Klo Я здесь, отстала - нагоняю. Фауста обожаю во всех видах (искусства). Klo пишет: попытаться рассмотреть каждую ситуацию с точки зрения сразу двоих: Мефистофеля и Дона Жуана. Гы, очень любопытная - и интересная - мысль. И что-то в этом определенно есть.



полная версия страницы