Форум » Живопись, фотография, скульптура, архитектура, музыка, театр » Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь... » Ответить

Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь...

Klo: Шапинская Е.Н., д.ф.н., проф. Культура начала ХХI века представляет собой сложное пространство взаимодействия разных направлений, тенденций, культурных форм. Прошлое и настоящее сливаются в репрезентациях, в которых чувство историчности кажется потерянным или забытым. Глобальная информатизация делает доступным все шедевры мировой культуры в цифровом формате, а классическое искусство тиражируется во всех формах масс медиа. В результате границы между "высокой", "элитарной" и популярной культурой стираются. Попадая в орбиту популярной культуры, классические формы переосмысливаются, переживаются с точки зрения системы эстетических ценностей современного человека, а мнение экспертов, интеллектуалов, искусствоведов чаще всего остается в пределах узкого круга специалистов. Этот разрыв вряд ли благоприятен для искусства, которое должно быть частью живой жизни культуры и в то же время не терять той ценности, которое оно приобрело в истории и которая стала предметом философской рефлексии и академического дискурса. Мы предлагаем сопоставить две точки зрения - профессиональную и "любительскую" на некоторые известные произведения искусства и в форме диалога выяснить, что в них важно для культуролога, посвятившего многие годы изучению и осмыслению текстов культуры, а что - для человека, любящего искусство и воспринимающего его непосредственно, эмпатически. На наш взгляд, такие беседы, дискуссии, иногда споры могут быть полезны как для профессионалов, зачастую не представляющих себе бытия классических произведений в пространстве популярной культуры, так и для любителей, которые могут подкрепить свое эмоциональное восприятие интеллектуальной рефлексией, увеличив тем самым свой "культурный капитал". В роли собеседника-непрофессионала - Добренкова Ольга, дизайнер. А также все желающие... По материалам: http://cult-cult.ru//

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Klo: Е.Ш. А мне хотелось бы обратиться к другому прочтению дон Жуана как демифологизированного персонажа, лишенного как экзистенциальной жажды жизни и радости от очередной победы, так и стереотипной внешности героя-любовника (хотя и не без своеобразной харизмы), дает Франческа Замбелло в постановке театра Ковент Гарден (2002, 2008 г.). В этой версии нет никаких внешних примет современности, коими грешат многие постановки классики. Напротив, костюмы и парики персонажей оперы содержат намек на барочно-рокайльную эпоху, а минималистская сценография подчеркивает цветовую гамму, очень четко разграничивающую персонажей по их месту в социальной структуре, эксплицитно подчеркнутой режиссером. (Дон Жуан одет в пламенеюще-красный и пурпурный, так же как его слуги и музыканты, Лепорелло - в сероватые тона, кроме сцены переодевания, где он тоже предстает в красном и пурпурном. Аристократы - донна Анна, дон Оттавио и донна Эльвира - предстают в темно- синем или бирюзовом, благородный Командор показан в черно-белом, а в финале - в серебристом. Вся толпа крестьян - в белом, скорее бесцветном). Намеренное дистанцирование от примет сегодняшнего дня помогает более остро ощутить универсализм проблем этого "бродячего" сюжета, которые не преодолены и в посткультуре, скорее впитавшей в себя все сложности цивилизации, чем решившей ее проблемы или хотя бы внятно их объяснившей. Что касается главного героя, в блестящем исполнении Саймона Кинлисайда, в творческой карьере которого насчитываются самые разные варианты Дон Жуана, он предстает абсолютно лишенным какого-то романтического флера или радости и полноты жизни. Перед зрителем/слушателем - абсолютно циничный и многоопытный представитель аристократии, уже ощущающей свою обреченность. О.Д. Как же это грустно! Мне, во всяком случае… Это стремление лишить флера всех и вся, всех развенчать… Хочется спросить? А что же предлагается взамен мне, лично мне? Постановка эта тревожно-мрачна, фон, на котором разворачивается начало, напоминает огромную клетку, впрочем, клетка там тоже присутствует: кажется, Донна Эльвира (Джойс ДиДонато) хочет запереть своего героя, да еще и вооружена при этом. И вот тут у меня и возник снова вопрос: а чем ее, эту красивую яркую женщину мог взять этот человек. Не могу сказать, что нашла ответ. Это приходится принимать как данность, поскольку без этого, возможно, все сошло бы герою с рук? Мне как-то не хочется назвать его Доном Жуаном, это кто-то другой. Но вот кто?

Klo: Вижу, такой подход к этому персонажу лишил всех дара речи, но рискну продолжить. Е.Ш. Дон Жуан в трактовке Франчески Замбелло, известной своими феминистическими взглядами, - символ исчерпанности аристократической культуры, с одной стороны, и окончания эпохи маскулинной доминации, - с другой. Острые социальные акценты выражают не столько стремление к исторической реконструкции переходной эпохи, сколько выражение посткультурной лиминальности и плюрализма, где позиции разных групп подвижны и зачастую непредсказуемы. Состояние героев в этой версии "Дона Джованни" также неустойчиво, хотя социальные позиции четко определены, но не фиксированы и содержат в себе потенциал перехода из одного состояния в другое, как это постоянно происходит в случае с Лепорелло. Принцип свободы, который Дон Джованни провозглашает на своем балу, чувствуя себя, хотя бы на время, уверенно, на своей территории, сталкивается с агрессивной реакцией Мазетто, человека грядущего мира, которому суждено вскоре провозгласить новые идеалы Свободы всему миру. О.Д. Ах, вот оно что! Но я не могу сказать, что почувствовала хотя бы на минуту его неуверенность до сцены с балом. Он вполне спокоен и уверен в себе. Возможно, он еще не почувствовал окончания своей эпохи? Бедный Дон Жуан, до которого добрались феминистки! Разве ожидали Моцарт и Да Понте, что такое вообще может случиться с их героем. Впрочем, мне показалось, что Да Понте развлекался, когда писал либретто, а вот Моцарт… Возможно, он мог почувствовать многое из того, что ждет его творение. Если закрывать глаза в самых «неаппетитных» сценах, которыми изобилует эта постановка, это звучит по-настоящему великолепно: и Саймон Кинлисайд, и Джойс ДиДонато, и Рамон Варгас, и Миа Перссен… Разве виноваты они, что прихоть режиссера заставила их принимать в этом участие? Мне порой становилось искренне жаль их всех. Е.Ш. С точки зрения социального и гендерного позиционирования героев постановка Ф.Замбелло вовсе не является примером постмодернистского размывания бинаризмов, скорее, наоборот, Дон Жуан находится в четких взаимоотношениях со всеми персонажами, напоминающими своей определенностью во времени и пространстве героев театра марионеток (в котором постановки "Дон Жуана" являются востребованными по сей день). Герой Саймона Кинлисайда уверен в своем праве поступать по внезапно возникающей прихоти, у него даже не возникает сомнений в этом праве, а неудачи воспринимаются как досадные помехи, которые надо так или иначе обойти. Ироничность подхода к образу Дон Жуана основана не только на субъективном подходе режиссера, но и на амбивалентности текста оперы, который дает возможность отнестись к нему как с полной серьезностью. так и с юмором или, в данном случае, с постмодернистской иронией. Как известно, жанр оперы был определен композитором как drama giocoso ("веселая драма") . Остроумие текста Л. да Понте в сочетании с великолепной музыкой привносят сочетание "юмора и трагедии...в мрачную историю серийного соблазнителя, которому удается избежать любого наказания, кроме смерти". Подчеркивая комический элемент оперы, Ф.Замбелло, с одной стороны, вполне закономерно сближает ее с традицией opera buffa, с другой, прибегает к деконструкции мифологических и романтических представлений о севильском соблазнителе. Дон Жуан Саймона Кинлисайда одержим "сексуальным голодом: его жестокость к соперникам-мужчинам так же патологична, как и к покоренным им женщинам, он является воплощением отвратительной негативности. Раздетый в последней сцене, он представляет собой жалкую фигуру, но в голосе все еще слышится злобная властность". Такое унижение героя может рассматриваться и как деконструкция традиционного образа эротической неотразимости, и как "символическое уничтожение мужчины", предпринятое режиссером с феминистскими взглядами в ответ на многочисленные "символические уничтожения женщины" как в традиционной, так и в популярной культуре. Идея Э.Гидденса об исчерпанности соблазна реализуется в полной механистичности подхода Дона Джованни к женщинам, в нарочитой искусственности приемов и в раздражении от необходимости продолжать игру в соблазнение. Расчетливость героя , основанная на его мизогинизме, кажется как "убедительно седуктивной, так и холодно угрожающей". О.Д. Да? Но мне он никак не показался жалким! Напротив, он вполне мужествен и «фигурист, так что тут у режиссера промашка вышла, кА мне кажется. Он сохраняет лицо на протяжении всей сцены диалога со статуей, тут великая музыка Моцарта не оставляет режиссеру никаких шансов «развенчать» героя. Великая музыка – велик герой, с этим никто не сможет сделать ничего. Потому что все внешние признаки смываются этим мощным валом, смывается все наносное и придуманное. И остается вечное и незыблемое: Человек, который не пожелал ценой спасения жизни отказаться своей личности.

apropos: Klo пишет: такой подход к этому персонажу лишил всех дара речи Не, нас таким способом дара речи не лишить. Klo Klo пишет: Бедный Дон Жуан, до которого добрались феминистки! Бедолага, он еще не знает, с кем связывается. Е.Ш пишет: Остроумие текста Л. да Понте в сочетании с великолепной музыкой привносят сочетание "юмора и трагедии...в мрачную историю серийного соблазнителя, которому удается избежать любого наказания, кроме смерти" Мысль насчет серийного соблазнителя - очень нравится. Ведь действительно - серийный какой-то маньяк получается, гоняющийся за своими удовольствиями, разве что в другой области, так скажем. Klo пишет: Великая музыка – велик герой, с этим никто не сможет сделать ничего Вот музыка его только и спасает.


Klo: apropos пишет: нас таким способом дара речи не лишить. Какое счастье! apropos пишет: Мысль насчет серийного соблазнителя - очень нравится. Ведь действительно - серийный какой-то маньяк получается, гоняющийся за своими удовольствиями Я вот все никак в толк не возьму - а дамы удовольствия не получали, что ли? Если они шли на это ради каких-то следующих выгод, благ и прочего - это простой расчет и, простите, торговля собой. Если ради интереса - легкомыслие. Если действительно голову теряли - в этом-то и есть главный интерес. Чем он мог их взять? Вопрос исключительно в этом, по-моему. Либо эта фигура не существует вне исторического контекста, и мы, со своим рационализмом и осведомленностью полностью защищены от подобного. Или эпоха наша таких мужчин породить не способна? Или им есть к чему силы приложить, более достойному?

Хелга: Е.Ш. пишет: Остроумие текста Л. да Понте в сочетании с великолепной музыкой привносят сочетание "юмора и трагедии...в мрачную историю серийного соблазнителя, которому удается избежать любого наказания, кроме смерти". Подчеркивая комический элемент оперы, Ф.Замбелло, с одной стороны, вполне закономерно сближает ее с традицией opera buffa, с другой, прибегает к деконструкции мифологических и романтических представлений о севильском соблазнителе. "Серийный соблазнитель" - это отлично звучит, с таким темным подтекстом. Признаюсь, что текст либретто не очень нравится, все время пытаюсь найти в нем логику и не могу. Понимаю, что искать ее бессмысленно, потому что это либретто, во-первых, а во-вторых, речь идет о стихийном Дон Жуане. Но зато эта алогичная история дает широкие возможности для трактовок, частый результат которых однозначен: Klo пишет: Если закрывать глаза в самых «неаппетитных» сценах, которыми изобилует эта постановка, это звучит по-настоящему великолепно: и Саймон Кинлисайд, и Джойс ДиДонато, и Рамон Варгас, и Миа Перссен… Разве виноваты они, что прихоть режиссера заставила их принимать в этом участие? Мне порой становилось искренне жаль их всех. Закрыть глаза или слушать только аудиозапись. А режиссер, небось, считает себя новатором, нанатехнологом и тыды. Интересно вот узнать, сколько еще слушателей в процентном отношении хотели бы вот так отделить зерна от плевел, касательно режиссерских изысков? Почему-то кажется, что процентов 80? Klo пишет: Вижу, такой подход к этому персонажу лишил всех дара речи, но рискну продолжить. Наоборот, вдохновило некоторых, вопрос лишь в благоприятных условиях для ответа. Klo пишет: Если действительно голову теряли - в этом-то и есть главный интерес. Чем он мог их взять? Вопрос исключительно в этом, по-моему. Либо эта фигура не существует вне исторического контекста, и мы, со своим рационализмом и осведомленностью полностью защищены от подобного. Или эпоха наша таких мужчин породить не способна? Или им есть к чему силы приложить, более достойному? Искусством, творческим подходом, пылкостью, страстью, которые у него искренне вспыхивают по отношению к каждой даме? Наша эпоха породить таких мужин может, думаю, вот только существовать им придется с ярлыком. Наша эпоха на всех развешивает ярлыки и ставит штампы. Так кажется.

Klo: Хелга пишет: Признаюсь, что текст либретто не очень нравится, все время пытаюсь найти в нем логику и не могу. Либретто вообще как-то очень странно показывает "соблазнителя" - только сетования Донны Эльвиры да каталог Лепорелло. И ни одна дама не поддалась его чарам "на наших глазах". Об этом говорят и пишут многие. Зато как-то очень много всего вписывается при создании очередной версии - удачно и не очень. Хелга пишет: Интересно вот узнать, сколько еще слушателей в процентном отношении хотели бы вот так отделить зерна от плевел, касательно режиссерских изысков? Почему-то кажется, что процентов 80? Может, режиссеры когда-нибудь наиграются? Хелга пишет: Искусством, творческим подходом, пылкостью, страстью, которые у него искренне вспыхивают по отношению к каждой даме? Вот это мужчина! Вот это портрет! Но я продолжаю...

Klo: Е.Ш. Деконструкция романтического образа дон Жуана идет по всем направлениям. Внешне герой Саймона Кинлисайда представляет полную противоположность стереотипному представлению об испанском гранде с горящими черными глазами - бесцветность внешности только подчеркивается алым цветом костюма, как будто предназначенного совсем другому герою, а скучающе-циничное выражение лица показывает равнодушие персонажа к своим "жертвам" и полное презрение к тем, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Код поведения тоже нарушен - Дон Джованни убивает Командора не в поединке, а подло, кинжалом, а потом цинично смеется в лицо умирающему. Казалось бы , что может быть привлекательного в таком (анти)герое? В единственной сцене оперы, где Дон Джованни демонстрирует свои способности соблазнения, - в сцене с Церлиной - на первый план выступает вовсе не чувственная привлекательность или эротизм, а совершенно неприкрытый расчет девушки на повышение своего социального положения. Церлина - персонаж неоднозначный, как и Лепорелло, это маргиналы, стремящиеся к повышению статуса, и в то же время не готовые разорвать существующие связи. В случае с Церлиной это переходное положение особенно ясно, она "хочет и не хочет" ответить на ухаживания знатного господина. "В образе Церлины живет ритм рококо и революции. Она уже не пастушка, но еще не citoyenne. Она относится к мгновению, промежуточному между ними, и в ней мимолетно возникает человечность, не искаженная феодальным принуждением и защищенная от буржуазного варварства".21 Хотя прямого принуждения от знатного господина Церлина и не испытывает, поскольку ему нужно добровольное согласие девушки, она готова забыть своего жениха ради соблазнов аристократической жизни , представленных в виде кофе, шоколада, вина, музыки и танцев. как только она сталкивается с прямым посягательством на ее любовь, девушка в ужасе бежит от дона Джованни, находя утешение в объятьях Мазетто, исполненного праведного гнева и желания отомстить. Дон предстает как "уже наполовину бессильный феодал, лишенный jus primae noctis... он становится вестником наслаждения, что уже несколько смешно горожанам, достаточно быстро лишающим его этого права. У бесстрашного героя они научились своему идеалу свободы. Но став всеобщим, этот идеал оборачивается против него".22 Где же та свобода, которую провозглашают следом за Доном Джованни все его гости? На самом деле, она не нужна никому, кроме него самого - Донна Анна после приличествующего ее положению траура устроится в мирном существовании со скучным, но надежным доном Оттавио, донна Эльвира найдет безопасную гавань в стенах монастыря, Церлина и Мазетто - герои нового мира, чувствуют себя вполне уверенно в своем крестьянско-пролетарском счастье, даже маргинал Лепорелло должен найти нового господина, поскольку не способен к самостоятельному существованию. Свободным остался только сам Дон Жуан , который, несмотря на свою порочность, доходящую до перверсивности, и полное презрение ко всем окружающим, предстает в последней, финальной сцене спектакля как воплощение торжества своих гедонистически-эгоистических принципов -он показан, на мгновение, перед закрытием занавеса обнаженным в обнаженной же девушкой на руках на пламенеющем фоне ада, где он продолжает свое гедонистическое существование. Даже с того света нераскаявшийся грешник смеется над всеми, кто живет согласно нормам и правилам, и в этом последняя шутка героя, живущего исключительно по своим правилам. Многочисленные модернизированные версии и эксперименты режиссеров с севильским соблазнителем, которыми заполнены сцены современных оперных театров неизбежно ставят вопрос: в чем же власть Дон Жуана над женщинами, принадлежащими к разным странам, сословиям, возрасту? Возвращаясь к типологии власти, о которой мы писали выше, можно сделать вывод, что наиболее универсальной из них является, во всяком случае, в применении к любовным отношениям, власть харизматическая, которая проявляется и побеждает вне зависимости от контекстов эпохи и ее культурных доминант. Основа этой власти всегда загадочна, харизматичность не зависит ни от внешности, ни от возраста, - притягательность Дон Жуана заключает в себе великую магию власти, вне зависимости от того , где она проявляется – в любовных связях, в политике или в искусстве. Возможно, именно не объясненная до сих пор природа харизматической власти является основой загадочности образа Дон Жуана и причиной бесконечного множества его интерпретаций. Приведенные нами примеры из области репрезентации одного из важнейших человеческих отношений – любви в его преломлении как отношения власти показывают, что, несмотря на смену историко-культурных контекстов и дискурсивных формаций, суть этого отношения остается неизменной и проявляется в формах различных художественных практик. В то же время глубокое понимание сути человеческих отношений, извечного противостояния мужчины и женщины возможно при соотнесении того или иного сюжета или образа с контекстом его возникновения, а затем и последующих интерпретаций. 18- Riding A., Dunton-Downer L. Opera: L-NY, 2006. - P.116. 19- http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/music/reviews/don-giovanni-royal-opera-house-london-924348.html 20- Siobhan Murphy, Metro, 10 September 2008 http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-opera/don-giovanni-mozart/2008-9-roh-london-don-giovanni/ 21- Адорно Т. Хвала Церлине.// Moments musicaux. Статьи 1928-1962 гг. Избранное: Социология музыки. Москва - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999 -. С. 222. 22- Там же.

Молли: Klo пишет: Почему-то никогда у меня не было параллели между Доном Жуаном и обычным «бабником». Второе – это какое-то фу! Мелкое и не заслуживающее внимания. Хотя, если не слушать, а только читать либретто… Да, он такой и есть, наверное… Я немного припоздала к началу обсуждения Извиняйте Процитированная точка зрения Klo совпадает с моей. Никогда не считала, что "донжуан" и бабник одно и тоже. Цель одна - соблазнить. Но думаю разлчие есть. Первое изыскано, красиво. И если бы мне встретился Дон Жуан из Мачераты сдалсь бы А вот бабники меня не инересуют. Как Klo сказала - фу, и я соглашусь.

apropos: Klo пишет: Если действительно голову теряли - в этом-то и есть главный интерес. Чем он мог их взять? Вечным ожиданием женщинами любви. Мы хотим, чтобы нас любили, чтобы в нас видели ту, единственную и неповторимую. И дон успешно играл на струнах этой слабости. притягательность Дон Жуана заключает в себе великую магию власти, вне зависимости от того , где она проявляется – в любовных связях, в политике или в искусстве Сильный характер притягивает и покоряет. Думаю, это уже нечто атавистическое, когда выживает (и получает все) сильнейший - не столько физически, сколько духовно.

Хелга: Klo Спасибо за продолжение! Е. Ш. пишет: Возвращаясь к типологии власти, о которой мы писали выше, можно сделать вывод, что наиболее универсальной из них является, во всяком случае, в применении к любовным отношениям, власть харизматическая, которая проявляется и побеждает вне зависимости от контекстов эпохи и ее культурных доминант. Основа этой власти всегда загадочна, харизматичность не зависит ни от внешности, ни от возраста, - притягательность Дон Жуана заключает в себе великую магию власти, вне зависимости от того , где она проявляется – в любовных связях, в политике или в искусстве. Возможно, именно не объясненная до сих пор природа харизматической власти является основой загадочности образа Дон Жуана и причиной бесконечного множества его интерпретаций. Что и требовалось доказать, получается. Притягательность Дон Жуана, Вальмона... etc, в их харизме, властном сильном и в то же время обаятельном характере. Нечто необъяснимое, независимое от красоты внешней, внутренняя сила и кажущаяся гармония, даже если таковой гармонии на самом деле и нет. Еще подумалось о героинях оперы. Полусумасшедшая донна Эльвира, непонятная донна Анна и рефлексирующая крестьянка Церлина - вот такие дамы достались напоследок Жуану. Букет из трех граций дам, каждая из которых неким образом систематизирует "армию" соблазненных - Эльвира - падающих штабелями пред очарованием Жуана дам высшего света, Церлина - трепетных беззащитных служанок-крестьянок, не совсем лишенных здравого смысла, а донна Анна - гм... в какой-то степени, команду ханжей и лицемерок, и именно об нее Жуан и сломал зубы. И вопрос в том, насколько она вообще попала под чары Жуана и что ею движет - чувство мести или влечения? Или все и сразу? Вся эта троица явилась к Дону в последние дни его жизни, словно подведя итог его деятельности. У Моцарта он уходит непобежденным, но итог-то не хорош все-таки. Уфф, простите, понесло. Да, и о бабниках. Бабник не был бы бабником, не смог бы носить это славное звание, не будь он искусен в своем нелегком деле, то есть, где-то романтичен, где-то изящен, где-то силен характером. Имею в виду настоящего бабника, а не бездарного волокиту. Да и вообще, донжуан в переводе на русский - бабник. Шучу.

Klo: Хелга пишет: Еще подумалось о героинях оперы. Полусумасшедшая донна Эльвира, непонятная донна Анна и рефлексирующая крестьянка Церлина - вот такие дамы достались напоследок Жуану. Букет из трех граций дам, каждая из которых неким образом систематизирует "армию" соблазненных - Эльвира - падающих штабелями пред очарованием Жуана дам высшего света, Церлина - трепетных беззащитных служанок-крестьянок, не совсем лишенных здравого смысла, а донна Анна - гм... в какой-то степени, команду ханжей и лицемерок, и именно об нее Жуан и сломал зубы. И вопрос в том, насколько она вообще попала под чары Жуана и что ею движет - чувство мести или влечения? Или все и сразу? Вся эта троица явилась к Дону в последние дни его жизни, словно подведя итог его деятельности. Слушай, как ты об этом здорово! Я как-то даже не задумывалась! Ведь и в самом деле они такие разные, что вполне подходят на роли неких типичных случаев соблазнения. Кстати, мне всегда чудилась в Донне Анне неискренность: как можно было принять Дона Жуана за Дона Оттавио?

Klo: Вот так Дон Жуан пытается соблазнить Церлину в видении Франчески Замбелло.

Хелга: Klo пишет: Кстати, мне всегда чудилась в Донне Анне неискренность: как можно было принять Дона Жуана за Дона Оттавио? Наверное, это должно приниматься, как одна из подобных сценических или литературных натяжек, но ощущение у меня такое же - она лицемерит или лжет самой себе. Klo пишет: Вот так Дон Жуан пытается соблазнить Церлину в видении Франчески Замбелло. Элегантно так пытается. И Церлина как активничает. А рыжий Дон Жуан это интересно, в динамике он даже очень хорош. А такая Эльвира способна женить Жуана на себе. Хочу, хочу посмотреть эту постановку!

Klo: Хелга пишет: Хочу, хочу посмотреть эту постановку! А пожалуйста! Смотри на здоровье! Хелга пишет: А рыжий Дон Жуан это интересно Рыжий дьявол? Где я читала, что Кьеркегор считал Дона Жуана и Мефистофеля двумя стадиями обольщения? Ссылку не сохранила! Если кто найдет - поделитесь!

Хелга: Klo Спасибо! Klo пишет: Рыжий дьявол? Где я читала, что Кьеркегор считал Дона Жуана и Мефистофеля двумя стадиями обольщения? Обольстить женщину, душу и... что еще?

Молли: Хелга пишет: Элегантно так пытается. И Церлина как активничает. Аккуратно он так, я бы сказала. Терпеливый какой Хелга пишет: А рыжий Дон Жуан это интересно Сказала девушка Ренуара

Мария Г.: Мне хотелось бы вспомнить когда произошла моя первая „встреча” с этой великой оперой. Кажется, очень давно, еще в детских лет – впервые, насколько я помню, услышала Là ci darem la mano и Fin ch’han dal vino – я сначала не знала откуда эти мелодии, но они так и врезались в мою память. Несколько лет спустя, мне попала целая опера – в музыкальном отделе городской библиотеки хранилась запись Дон Жуана в исполнении Фишер-Дискау и с дирижером Карл Бëм. Так как в это время я все более увлекалась музыкой Моцарта, я попросила библиотекаршу, мою хорошую знакомую, сделать мне запись... И потом – все ясно. С тех пор, как я услышала целую оперу, она превратилась в мою любимую навсегда. Не знаю сколько раз я слышала эту оперу, но это происходило чуть ли не каждый день, я не могла жить без нее! Образ, созданный Фишером-Дискау был, кажется, несколько патетичным, но вполне убедительным. Я ему очень благодарна, потому что, если бы впервые я услышала Дон Жуана с кем-нибудь другим, возможно, воздействие на меня было бы не такое. Конечно, раз у меня сложилось уже какое-то впечатление об этой опере, мне было любопытно посмотреть и видеозаписей, услышать и трактовку других. У меня, после того как прочитала и рассказа Гоффмана „Дон Жуан” создалась какая-то идея об образе Дон Жуана, идея, котрую я хотела увидеть воплощенную в действительности. Но это оказалось однако не так просто! Так случилось, что каждый Дон Жуан, которого я видела, был очень-очень далеко от моего представления о нëм! Каждый, как мне казалось, только спел написанные в партитуре ноты – и ничего больше, все чего-то не хватало! Справедливости ради надо отметить, что в многих из спектаклей артистизм был на высоком уровне, сами спектакли были весьма впечатляющими, но „моего” Дон Жуана я нигде не видела! Мне приходилось снова довольствоваться только аудиозписью с Фишером-Дискау. Однажды по телевидению шëл фильм о Моцарте, где я в первый раз смогла увидеть Дон Жуана, который показался мне убедительным: Но это были только кусочки, а исполнивший роль Дон Жуана – только актëр... Так что я вполне отчаялась, что никогда не найду Дон Жуана, о котором мечтала, в настоящем оперном спектакле. Жаль, потому что, как я сказала, эта опера – моя любимая. Однако, благосклонная судьба наконец решила поднести мне в подарок того, о чëм я так долго мечтала! Мне стоило только взглянуть на него, чтобы сразу понять, что „мой” Дон Жуан всë-таки появился! Хотелось бы цитировать кусочка из произведения Исака Паси „Эстетическое”: „Дон Жуан – не просто главный герой оперы Моцарта, сосредоточивший его главный интерес и давший ее имя – в некотором смысле Дон Жуан – единственный герой оперы, он – действующая сила остальных персонажей, их жизненный принцип, он даëт основной тон, его страсть даëт началный толчок страсти остальных героев и отзывается повсюду – от гнева Командора до замешательства Лепорелло, и по сравнению с ним каждое другое существование – производное, дериват. Дон Жуан обхватывает всех и все обхватают его. Музыкальное всеприсутствие Дон Жуана в опере Моцарта – причина чтобы она излучала илюзорную силу, которая не имеет себе равных, чтобы вовлекала в своем целом и слушателя, кто начал ее слушать без значения с какого момента, даже с фоайе театра, не смотря действие.” Всë это здесь присутствовало в полной мере! И ещë – действительно в первый раз у меня появилось ощущение, что это – не певец, исполняющий партию Дон Жуана, а будто сам Дон Жуан! Д’Арканджело уловил безошибочно все нюансы этого весьма сложного образа. Всë выглядело настолько истинно, казалось, что все не только на сцене, а и в действительности происходит! Запись с Баден-Бадена меня привела в восторг – к счастью, с ним в главной роли, к несчастью, только аудио... Я даже сказала, насколько экстремально ни звучало, что не буду больше смотреть эту оперу ни с кем другим певцом, пока не появится видеозапись, в которой роль Дон Жуана исполняет Ильдебрандо Д’Арканджело. Или всë – или ничего! Судьба опять была благосклонной ко мне, так как появились записи даже из двух спектаклей – из Мачераты и из Неаполя. Вот такой мой долгий путь к Дон Жуану и, в некотором смысле, к Моцарту тоже. Потому что, чтобы понять полностью замысел автора, в первую очередь всë зависит от исполнения, по крайней мере для меня. Я не хочу ни с кем спорить насчет этого персонажа и его интерпретаторов, просто рассказала мою историю. У каждого – своя. Как и сам Д’Арканджело говорит, у каждого своя идея о Дон Жуане и невозможно удовлетворить всех. Однако, хорошо, если каждый успеет найти „своего” идеального исполнителя, как это случилось мне!

Klo: Мария Г. - Мария Г. пишет: Образ, созданный Фишером-Дискау был, кажется, несколько патетичным, но вполне убедительным. Вот никогда о ней даже и упоминания не попадалось! Надо послушать! Мария Г. пишет: Однажды по телевидению шëл фильм о Моцарте, где я в первый раз смогла увидеть Дон Жуана, который показался мне убедительным О вокале молчим? внешне - да весьма романтический герой Мария Г. пишет: Мне стоило только взглянуть на него, чтобы сразу понять, что „мой” Дон Жуан всë-таки появился! Мне для этого понадобилось услышать полную запись оперы с ИА. Мария Г. пишет: Дон Жуан – не просто главный герой оперы Моцарта, сосредоточивший его главный интерес и давший ее имя – в некотором смысле Дон Жуан – единственный герой оперы, он – действующая сила остальных персонажей, их жизненный принцип, он даëт основной тон, его страсть даëт началный толчок страсти остальных героев и отзывается повсюду – от гнева Командора до замешательства Лепорелло, и по сравнению с ним каждое другое существование – производное, дериват. Дон Жуан обхватывает всех и все обхватают его. Музыкальное всеприсутствие Дон Жуана в опере Моцарта – причина чтобы она излучала илюзорную силу, которая не имеет себе равных, чтобы вовлекала в своем целом и слушателя, кто начал ее слушать без значения с какого момента, даже с фоайе театра, не смотря действие. Какая интересная точка зрения! Я об этом не задумывалась. Мария Г. пишет: Запись с Баден-Бадена меня привела в восторг Восторг - это не то слово. Именно тогда все остальные Доны обесцветились и стали бледными тенями... Мария Г. пишет: Однако, хорошо, если каждый успеет найти „своего” идеального исполнителя, как это случилось мне! И мне! Мне тоже посчастливилось!

Юлия: Дамы, большое спасибо за дискуссию и познавательный экскурс. Я здесь молча наслаждаюсь ими, не по отсутствию интереса, а токмо по недостатку времени да робостью перед высокой планкой научного дискурса. И вот все-таки не выдержала – сил нет, как хочется влезть в ваши эмоциональные рассуждения со своими грошами. Думаю, что не будет ошибкой назвать историю Дон Жуана мифом. Я имею в виду, миф не как вымысел, а как способ отображения вещей глубинных, духовных, сущностных в определенной системе символов. Символы не предлагают нам поверхностный смысл, а лишь указывают на глубинную причину. Современное мировоззрение утратило навык прочтения мифов, предлагаемые образы, лишенные определенной психологической составляющей, кажутся нам плоскими, безосновательными и порой примитивно-категоричными. Мы видим в них лишь верхний, чаще всего этический слой, против которого часто восстаем, потому что он не соответствует нашему пониманию проблемы. Но задача мифа не этическая (хотя она, как правило, всегда присутствует в человеческом восприятии), а экзистенциальная. Этические нормы претерпевают изменения во времени, экзистенциальные проблемы – остаются с человеком на протяжении всей его истории. Миф не решает проблемы и не дает оценок, он указывает на некий факт – событие или причинно-следственную связь. Именно из-за сложности восприятия символов современным человеком, как мне кажется, мы обсуждаем здесь не литературные, а музыкальную интерпретацию данного мифа. И именно потому литературная составляющая этой интерпретации – либретто – не дает нам ответов на возникающие вопросы. Музыка в данном случае гораздо более способна нам раскрыть суть символов мифа о Дон Жуна, она задействует интуитивный аппарат, позволяя нам выходить за ограничивающие рамки однозначного восприятия слов. Интересно, что как миф история о Дон Жуане складывается в 17 веке. Век, когда дворянство – элита общества, утратило свою сущностную роль, которой обладала в эпоху феодализма. Дворянин уже - не рыцарь и не воин, он не служит, он свободен - свободен от обязательств и занятий. Но природа не терпит пустоты, и проявление силы и власти с полей сражений переносится в сферу личных отношений. Теперь перед нами - любовь как выражение власти, и власть как воплощение любви. В определенной мере Дон Жуан - это воплощение идеального состояния, которого может достичь человек в этом мире. А именно: свобода от необходимости в поте лица своего добывать себе хлеб насущный, обладание всеми неоспоримыми достоинствами мужчины – храбростью, ловкостью, силой, умом, и как следствие - абсолютной уверенностью в себе. Для него не существует рамок. Он ничем не ограничен. Он шагает по жизни не оглядываясь: он - мерило, он – точка отсчета, никого нет над ним – ни короля (этот момент отмечает Пушкин в "Каменном госте": король - не повелитель, он друг, по сути равный Дон Жуану), ни закона. Дон Жуан - победитель. Его ведет по жизни не нужда, а стремление обладать всей полнотой жизни, которое предлагает мир. В принципе у него уже все есть все, что может желать мужчина, кроме одного – он не может преодолеть свою неполноту - свой пол. И Дон Жуану нужна другая полвина – женщина. Но по логике победителя он не намерен ничего отдавать - он имеет право – и намерен только брать. И он берет. Миф не предлагает нам ни одного соблазнения как такового, сама техника соблазнения для его идеи не важна. Почему же? Да потому, что герой – идеал и обладает всем спектром достоинств, перед которыми не может, да и не должна устоять ни одна женщина. Но история оканчивается не победой, а поражением. К Дон Жуану, в его собственный дом - средоточие его силы - приходит Командор и уводит Дон Жуана с собой. Убитый им Командор оказался сильнее хозяина дома. Кто же он, этот Командор ? Ну какие уж тут Высшее силы? - Памятник с кладбища, ожившая статуя. Холодна и бесстрастна, но неотвратима - не что иное, как смерть. Обладающему всеми дарами этого мира мужчине-победителю не победить одного соперника – смерть. Дон Жуан, действительно, остается в рамках собственной парадигмы даже перед лицом смерти –он победитель, и он не намерен отрекаться от своего права властвовать, потреблять, вершить. Но его сила оборачивается его слабостью – этот путь заканчивается смертью и ни чем иным. В этом основной посыл мифа – сильный (во всех смыслах этого мира) человек, даже на самом гребне своей силы, даже в самом безопасном для себя месте будет низвергнут, побежден сброшен в небытие. Утверждая свою власть, победитель призывает свою смерть. Как всякий хороший миф, миф о Дон Жуане не дает оценок, а констатирует некий факт, тем самым вмещает в себя всю палитру его осмысления. И моральный пласт – от заслуженной кары и осуждения Дон Жуана, на котором настаивают прежние прочтения, до возвеличивания Дон Жуана, как героя, бросившего вызов высшим силам. И трактовка характера от жизнерадостного сангвиника-гедониста, не задумывающегося над смыслом бытия, до страдающего от внутреннего конфликта бунтаря. Нет однозначного, единственно правильного ответа на вопрос - кто такой Дон Жуан. Дон Жуан – это человек, в данном случае именно мужчина, как таковой перед проблемой собственного бытия. В той или иной мере каждый мужчина (каков бы ни был его характер, его верования, его мировоззрение) несет в себе это зерно венца творения, человека-повелителя. В каждом из нас живуче желание получать, ничего не отдавая взамен. Но в жизни каждого конкретного человека это преломляется через призму его личности, его опыта, его мироощущения. Что и пытается сделать каждый режиссер, постановщик, исполнитель, автор. И имеют на это полное право. Как, собственно, и каждый из нас. Миф не говорит о том, что эта проблема может быть решена, или возможен иной путь. Он просто утверждает факт – самая сильная, самая успешная жизнь в понятиях этого мира - обладание без ответственности, потребление без отдачи, право без ответственности - имеет своим концом смерть. Конкретный факт. Миф не претендует на всеобъемлемость охвата. И это лишь один из аспектов сложной реальности человеческого существования. Что же касается любого из его изложений, оно всегда будет предлагать – и опять же имеет на это право! - свою трактовку, оценку и, возможно, утверждение, что возможен и иной путь. Как это прекрасно было показано Екатериной Николаевной в ее освещении различных постановок оперы.

Klo: Юлия Потрясающе! Так просто, так ясно и так понятно! Я просто лишилась дара речи И вдруг вспомнила, что сама же год тому назад предложила такую версию click here 3. Дон Жуан весьма преувеличен и может рассматриваться лишь в качестве героя мифа. А как можно относиться к богам-олимпийцам? Но потом Дон Жуан явился в образе Ильдебрандо Д'Арканджело ... Я не обмолвилась! Именно так, а не наоборот! Поскольку, цитируя Е.Н. click here:Ильдебрандо Д'Арканджело - воплощение романтического видения Дон Жуана. ... и сразу стал каким-то очень реально-материальным, что прекрасно, но сильно мешает размышлениям на общие темы. Хочу всем передать огромную благодарность от Екатерины Николаевны, которая побаивалась выносить эту статью на открытое обсуждение, но уступила моим уговорам и не пожалела нисколько! Она нам еще пару слов напишет, когда чуть освободится. А, возможно, и поделится чем-нибудь свеженьким, поскольку Дон Жуан ее по-прежнему не отпускает в качестве объекта исследования. Я же предлагаю вспомнить, что Рождество и Новый год уже совсем близко и перейти к другой теме - теме сказок. У нас с ней и здесь кое-что припасено



полная версия страницы