Форум » Живопись, фотография, скульптура, архитектура, музыка, театр » Художники и их музы » Ответить

Художники и их музы

Хелга: Со старых полотен на нас смотрят лица давно ушедших людей, мы слышим шум городов и плеск воды, видим давно прошедшие закаты и восходы, художники сохранили для нас на своих полотнах не только изображение, но и жизнь, следы былых страстей, надежд и чаяний.

Ответов - 84, стр: 1 2 3 4 5 All

Хелга: Элайза Усаживаюсь на лавочку ожидающих...

Элайза: Цапля пишет: Новые "течения" в живописи, как мне кажется, тоже повторяются циклически. И не только в живописи... Еще Соломон весьма скептически заметил, что ничего нового под Луной уже давно нет, так что... Тем более, что в данном случае ребята ведь и не скрывали, кому подражают и на кого опираются, и вовсе не утверждали, что "изобрели велосипед". Просто пытались следовать несколько иной традиции, чем было в тот момент принято. Цапля пишет: Но , сдается мне, те примитивисты и "наши" - существенно разнятся. Ну да, и они несколько по другим соображениям названы примитивистами, как мне кажется. Но тут я, повторюсь, совсем не спец, так что в предмет сильно углубляться не рискую, во избежание. Цапля пишет: С иллюстрациями, непременно, да? Ну, а какой же рассказ о художниках без иллюстраций? Пойду, стало быть, пошукаю по просторам сети в поисках наиболее сочных репродукций...

Элайза: Элизабет Элеонор Сиддал (Elizabeth Eleanor Siddal), 25 июля 1829 - 11 февраля 1862. Слева — портрет кисти Россетти; справа — автопортрет. Семья Элизабет Сиддалл (позднее Россетти отбросит от ее фамилии второе «л», и она станет писаться как Сиддал) была родом из Шеффилда; и хотя ее отец утверждал, что их род имеет древние аристократические корни, на тот момент, что родилась Лиззи, он преуспевал в качестве ножовщика. Мать Лиззи, тоже Элизабет, была наполовину валлийкой – возможно, именно от нее Лиззи унаследовала свои роскошные золотисто-рыжие волосы, увековеченные на стольких полотнах прерафаэлитов. Когда Лиззи была еще маленькой, ее семья в интересах бизнеса переехала в южный Лондон, где и прошли ее детство и юность. Сиддаллы были очень далеки от искусства, и вряд ли у Лиззи появился бы шанс реализовать себя на этом поприще, если бы не счастливая случайность: в 1849 году, когда ей было 20 лет, на нее обратил внимание художник Уолтер Деверелл. Он заметил яркую рыжеволосую девушку в магазине, где она работала модисткой, и пригласил ее в качестве модели; он как раз подыскивал Виолу для картины на сюжет шекспировской «Двенадцатой ночи». Позже он описал Уильяму Холману Ханту свое впечатление от встречи с Лиззи в таких выражениях (перевод мой): «Клянусь Юпитером! Она словно королева, величественно высокая, с прелестной фигуркой, точеной шеей и лицом тончайшей лепки; линии, идущие от висков к скулам — в точности как у статуи греческой богини. Погоди минутку! Добавь к этому серые глаза и волосы ярчайшего медного оттенка, ослепительно сияющие, когда она распускает их волнами по плечам. И как ты думаешь, где я наткнулся на это воплощение красоты?.. Представь себе, в задней рабочей комнатушке салона модистки, куда я сопровождал мою матушку за покупками. Пытаясь хоть чем-то развлечься, пока хозяйка искушала мою матушку своими товарами, я заглянул за занавеску стеклянной двери, ведущей в заднюю часть магазина, и там увидел эту неожиданную драгоценность». Через Деверелла Лиззи Сиддал познакомилась с прерафаэлитами и сразу же стала их излюбленной моделью. Она позировала всем троим — и Ханту, и Миллесу, и Россетти, и стала главной Музой последнего. Практически на всех ранних работах Россетти в качестве женской модели запечатлена именно Лиззи Сиддал. Отношения между ними вскоре стали и более близкими, и они обручились, хотя до официального брака дело дошло еще очень не скоро — Россетти тянул с этим около 10-ти лет. За это время Лиззи проявила интерес не только к позированию, но и к собственному самовыражению в творчестве — она брала у Россетти уроки живописи, писала стихи. Ее любительские наброски произвели впечатление даже на Рёскина, и он всячески поощрял ее занятия живописью. Так что «братьям» попалась весьма одаренная Муза. И самоотверженная притом — так, ее поистине героическое самопожертвование во время позирования Миллесу в качестве Офелии стало одной из главных легенд в истории «Братства». Миллес работал над своей «Офелией» очень тщательно — он рассчитывал представить ее на выставке в Академии, и она должна была знаменовать собой торжество принципов новой живописи. Достаточно сказать, что он около 4-х месяцев провел на природе, тщательнейшим образом выписывая пейзаж вокруг водоема, где должна была упокоиться его Офелия — и действительно, на полотне мы видим, как детально прорисована буквально каждая травинка. Лиззи позировала ему, часами лежа одетой в ванне с водой — ванна подогревалась снизу горелками и свечами, чтобы вода не остывала — но в какой-то момент свечи догорели, вода остыла, а увлеченный работой художник этого даже не заметил. Он продолжал писать, а Лиззи не жаловалась и покорно пролежала в ледяной воде несколько часов подряд. В результате она подхватила сильнейшую простуду и еле выжила — и хотя все-таки выжила, но до конца дней так и не оправилась полностью от болезни (по некоторым версиям, она заработала себе туберкулез). Разгневанный отец Лиззи заставил Миллеса оплатить все врачебные расходы, но в итоге Миллес все же в накладе не остался: «Офелия» имела триумфальный успех на выставке и вполне можно сказать, что с этой картины и началось официальное признание прерафаэлитов в качестве новой и оригинальной художественной школы. Джон Эверетт Миллес. "Офелия" (1852). Став Музой Россетти, Лиззи Сиддал часто появляется на его полотнах в облике Беатриче, возлюбленной Данте. В полуитальянской семье Россетти был настоящий культ Данте, и он не случайно уже в сознательном возрасте взял себе второе имя — Данте — в честь боготворимого им поэта. Поэтому вполне естественно, что его возлюбленная и натурщица воплощала для него и идеальную возлюбленную Данте. В реальной жизни, впрочем, сам Россети был далеко не ангелом — у него была неспокойная, увлекающаяся натура, и в его жизни были женщины и помимо Лиззи. Так, в 1857 году в Оскфорде он встретил свою новую Музу — изысканную красавицу Джейн Бёрден, которой было в тот момент всего 17 лет. Брюнетка с бархатными глазами и роскошной гривой каштановых волос, она вдохновила его на целый ряд запоминающихся картин, самая известная из которых, пожалуй, "Прозерпина". Но о Джейн у нас речь пойдет дальше, так что не буду забегать вперед. Несмотря на увлечение Джейн, Россетти в 1860 году все-таки женится на Лиззи Сиддал, которая к тому моменту уже серьезно больна туберкулезом. Возможно, им двигала уже не столько любовь, сколько смесь жалости и чувства вины, тут сказать сложно. Тем более, что и Джейн Берден вышла замуж за их общего друга, тоже близкого к прерафаэлитам художника Уильяма Морриса. Но браку супругов Россетти не суждено было стать ни долгим, ни счастливым: через год у Лиззи родилась мертвая девочка, и это очень сильно подкосило молодую женщину, которая из без того была близка к депрессии. Лиззи часто употребляла опиум (в то время о наркотических свойствах опия еще не знали, и его применяли как обычное лекарство — так, как мы сейчас пьем обезболивающие и седативные препараты). И в феврале 1862 года, в возрасте 32 лет, Элизабет Сиддал умирает от передозировки опия — случайной или преднамеренной, сложно сказать. По некоторым слухам, Габриэль нашел у хладного трупа жены предсмертную записку, но по совету своего друга, тоже прерафаэлита, Форда Мэддокса Брауна, уничтожил ее, чтобы смерть Лиззи сочли случайной. Общество в те времена сурово обходилось с самоубийцами, и не видать бы Лиззи в этом случае погребения на освященной земле. В пользу самоубийства косвенно говорит и тот факт, что Россетти, судя по всему, был мучим чувством вины и раскаянием; и с этим связана еще одна легенда уже посмертной судьбы Лиззи Сиддал. Дело в том, что Россетти, движимый скорбью и, возможно, раскаянием, положил в гроб жены единственный рукописный экземпляр своих стихов. Но когда его популярность как художника пошла на убыль, он спустя 7 лет после смерти жены решил, что, возможно, добьется возвращения былой славы уже в качестве поэта. Но вот незадача — единственный манускрипт с его стихами был погребен в семейном склепе Сиддалов на лондонском кладбище Хайгейт. И Россетти принимает отчаянное (хотя и вполне себе романтическое ) решение — эксгумировать тело Лиззи и забрать свои стихи. Сам он, впрочем, на это не решился, но его друзья таки набрались смелости и под покровом ночи проникли на кладбище и выкопали гроб миссис Россетти. Как гласит легенда, якобы тело покойной осталось нетленным и было все так же прекрасно, как при жизни, а золотистые волосы еще больше отросли и заполнили собой весь гроб; там, среди этих золотистых россыпей, на груди спящей красавицы и покоился заветный манускрипт. Его извлекли, стихи напечатали, но желаемой славы они Россетти так и не принесли, и он умер, так и не удовлетворив полностью свои амбиции, полузабытый и несчастный. Похоронить он себя завещал, что характерно, подальше от Хайгейта. Видимо, собственная дерзость, дошедшая до богохульства, все же не давала ему покоя. Одно из живописных воплощений скорби Россетти по покойной жене — картина "Блаженная Беатриче" (Beata Beatrix), написанная уже после ее смерти. По некоторым версиям, он рисовал ее с наброска, сделанного с лица умершей Лиззи. В клюве голубки, подлетающей к Беатриче — опийный мак, как символ того, что послужило причиной ее ухода. Помните, как там у Гумилева?.. Музы, рыдать перестаньте, Грусть вашу в песнях излейте, Спойте мне песню о Данте, Или сыграйте на флейте. Дальше, докучные фавны, Музыки нет в вашем кличе! Знаете ль вы, что недавно Бросила рай Беатриче. Жил беспокойный художник В мире лукавых обличий - Грешник, развратник, безбожник, Но он любил Беатриче. Тайные думы поэта В сердце его прихотливом Стали потоками света, Стали шумящим приливом. Музы, в сонете-брильянте Странную тайну отметьте, Спойте мне песню о Данте И Габриеле Россетти.


мариета: Элайза, Это что-то новое и интересное. Это братство не очень популярное, хотя с некоторыми художниками мы встречались (с Данте Габриэльем Россетти, точно встречались ) *Задумчиво* Пора собрать все Офелии (а их не мало) и посмотреть у кого какая получилась

Хелга: Элайза Спасибо за увлекательный рассказ! Вообще, у меня картины прерафаэлитов вызывают ассоциации с Васнецовым. ? мариета пишет: Это братство не очень популярное, хотя с некоторыми художниками мы встречались Видимо, французы-импрессионисты очень сильно перетянули одеяло на себя. Английские живописцы как-то менее популярны. Или не так?

Элайза: Девушки, я за вами не успеваю. (Перенесла окончание рассказа в предыдущий пост). мариета пишет: *Задумчиво* Пора собрать все Офелии (а их не мало) и посмотреть у кого какая получилась Отличная мыслЯ! У меня вообще была идея сделать новые галереи в нашем художественном разделе, посвященные литературным героиням. Золушка, Офелия, Дездемона и т.д. — ведь столько есть интересных воплощений у разных художников, можно было такие тематические подборки сделать. Где только время на все найти... Хелга пишет: Видимо, французы-импрессионисты очень сильно перетянули одеяло на себя. Английские живописцы как-то менее популярны. Или не так? Думаю, что так. К тому же, французские импрессионисты очень широко представлены практически во всех музеях Европы и Америки, а английские живописцы сконцентрированы более локально, в основном у себя на родине, и сравнительно редко выезжают "на экскурсии" в другие страны. Чтобы полюбоваться тем же Тернером или прерафаэлитами, нужно ехать в Британию, а это далеко не все могут себе позволить.

Хелга: Элайза пишет: У меня вообще была идея сделать новые галереи в нашем художественном разделе, посвященные литературным героиням. Золушка, Офелия, Дездемона и т.д. — ведь столько есть интересных воплощений у разных художников, можно было такие тематические подборки сделать. Где только время на все найти... А если распределить девушек между желающими? Элайза пишет: я за вами не успеваю. Забивай доп. пост. Элайза пишет: Несмотря на увлечение Джейн, Россетти в 1860 году все-таки женится на Лиззи Сиддал,

Элайза: Хелга пишет: А если распределить девушек между желающими? Разбирайте! Ага, спасибки, исправила. Пишу с налету, прямо в окошке, и не успеваю себя проверять. Надо прекращать эту порочную практику и заранее вычитывать себя в Ворде.

Хелга: Элайза пишет: И Россетти принимает отчаянное (хотя и вполне себе романтическое ) решение — эксгумировать тело Лиззи и забрать свои стихи. Экстремист во всем... Элайза пишет: Разбирайте! Беру Дездемону...

Marusia: Элайза Очень интересно! Трагическая судьба у Лиззи Сиддал, до чего все-таки доводит женская самоотверженность, и после смерти ей не было покоя

Цапля: Элайза пишет: У меня вообще была идея сделать новые галереи в нашем художественном разделе, посвященные литературным героиням. Золушка, Офелия, Дездемона и т.д. Чудная идея

apropos: Девушки, я за вами не успеваю! Элайза Потрясающе интересная тема! Кстати, я в свое время (ох, давно, правда, это было) заинтересовалась прерафаэлитами, прочитав Голсуорси. Упоминания о них у него часто встречаются, как известно. С удовольствием почитаю и посмотрю. Элайза пишет: новые галереи в нашем художественном разделе, посвященные литературным героиням. Золушка, Офелия, Дездемона Ужжжасно нравится такая перспектива. Ох, девочки, разделов жутко не хватает.(( Но как только у нас появятся обещанные 100 разделов (как обещала администрация Борды - и в этом году) - тут же выделю несколько разделов по живописи. Будет, где развернуться.

мариета: apropos пишет: Ох, девочки, разделов жутко не хватает Так,так... И что мне теперь делать с около 50 Офелии, несколько Дездемоны, 20 Красных шапочек и одна леди Магбет в добавок? Поставить здесь?

Хелга: мариета пишет: И что мне теперь делать с около 50 Офелии, несколько Дездемоны, 20 Красных шапочек и одна леди Магбет в добавок? Поставить здесь? Открывай новую тему и всех Офелий, Дездемон и Шапочек туда... Или мне открыть?

мариета: Давай, открывай ты, а то я обязательно перепутаю что-то

Галина: Элайза , спасибо за интересную тему. Элайза пишет: Я решила не заниматься перепащиванием (есть такое слово?.. ) чужих текстов из Википедии или еще откуда-то Это особенно ценно. За это отдельное спасибо. Элайза пишет: Находясь под впечатлением очень удачного, на мой взгляд, нового английского минисериала "Отчаянные романтики" Планировала тоже скачать этот сериал. Теперь сделаю это обязательно. И еще раз спасибо - за рекомендауцию.

Галина: Элайза , спасибо за интересную тему. Элайза пишет: Я решила не заниматься перепащиванием (есть такое слово?.. ) чужих текстов из Википедии или еще откуда-то Это особенно ценно. За это отдельное спасибо. Интересно очень. С удовольствием открыла для себя много нового. Элайза пишет: Находясь под впечатлением очень удачного, на мой взгляд, нового английского минисериала "Отчаянные романтики" Планировала тоже скачать этот сериал. Теперь сделаю это обязательно. И еще раз спасибо - за рекомендацию.

Элайза: Marusia пишет: Трагическая судьба у Лиззи Сиддал, до чего все-таки доводит женская самоотверженность, и после смерти ей не было покоя Да уж, не случайно Лиззи Сиддал стала чем-то вроде иконы феминизма, и ее судьбу часто приводят в пример, когда говорят о том, как женщины жертвовали собой во имя мужских амбиций или о том, как по-разному общество относилось к мужскому и женскому самовыражению в творчестве. Галина пишет: Планировала тоже скачать этот сериал. Теперь сделаю это обязательно. И еще раз спасибо - за рекомендацию. На здоровье. Сериал, конечно, в целом получился не столько о живописи, сколько о несколько других материях, но все равно смотрится на одном дыхании и, надеюсь, свою основную задачу — пробудить интерес к творчеству прерафаэлитов — в конечном итоге выполняет, а это главное. Ну, и актерский состав, конечно, очень радует, всех подобрали на редкость удачно, на мой взгляд. Словом, посмотреть в любом случае стоит. Еще несколько картин, на которых изображена Элизабет Сиддал в качестве модели: Уолтер Деверелл. Двенадцатая ночь, Акт II Сцена IV (1850). Та самая картина, с которой и началась карьера Элизабет Сиддал как модели. Здесь она позировала для Виолы (слева) в костюме Цезарио, которая преданно взирает на Орсино. Что любопытно, для шута Фесте (справа) позировал Россетти. Уильям Холман Хант. Валентин, спасающий Сильвию от Протея (1851). Для Сильвии позировала Элизабет Сиддал. Данте Габриэль Россетти. Regina Cordium (Королева сердец, а если по-русски, неромантично, то "червей" ) (1860). Данте Габриэль Россетти. Сон Данте в день смерти Беатриче. А это некоторые образцы творчества самой Лиззи Сиддал: Плач женщин из шотландской баллады "Сэр Патрик Спенс" (1856) В поисках Святого Грааля (ок. 1855-57) Святое семейство (?) Леди из Шалота (1853) В следующий раз расскажу вам об Эффи Грей, сегодня уже не успеваю.

Хелга: Элайза пишет: не случайно Лиззи Сиддал стала чем-то вроде иконы феминизма, и ее судьбу часто приводят в пример, когда говорят о том, как женщины жертвовали собой во имя мужских амбиций или о том, как по-разному общество относилось к мужскому и женскому самовыражению в творчестве. Яркий пример, конечно, трудно его не использовать! Элайза пишет: Что любопытно, для шута Фесте (справа) позировал Россетти. Как-то знаково получается... Элайза пишет: А это некоторые образцы творчества самой Лиззи Сиддал: «Плач женщин» особенно впечатляет...

Marusia: Хелга пишет: «Плач женщин» особенно впечатляет... Ей было что сказать в этой картине.



полная версия страницы