Форум » Живопись, фотография, скульптура, архитектура, музыка, театр » Архитектура городов России. » Ответить

Архитектура городов России.

Марти: Тема создана по предложению Wega. Описываем и показываем архитектуру разных городов. Как старинную, так и современную. Я начну с города, который мне ближе (географически). Присоединяйтесь и продолжайте

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Марти: Город Псков. Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. На фото известняковый берег реки Великой. Известняковая плита — сравнительно грубый материал. Кроме того, в нашем климате она подвержена быстрому разрушению под действием погоды. Потому-то псковичи так любили большие гладкие оштукатуренные и выбеленные плоскости. Слой штукатурки по всей поверхности стены был одной толщины и не скрывал неровностей кладки, это для того что бы обмазка лучше держалась и легче наносилась. Из-за этого поверхности получались лепными, словно «скульптурными», что хорошо видно на примере самого древнего храма Пскова.

Марти: Крупнейшей работой псковских зодчих было расширение укреплений вокруг быстро растущего города. Общая протяженность каменных стен к 14 веку составляла около 9 км. Стены венчались зубцами, прикрывавшими боевую галерею, и имели 37 высоких башен. В настоящее время зубцы утрачены, стены просто покрыты деревянной кровлей. Но по прежнему чувствуется их мощь. На втором фото стена центральной и самой древней части псковского Кремля - Детинец. На третьем - вход в Детинец. После входа в Детинец сразу попадаем в Захаб, узкий коридор смерти. Ворвавшиеся в ворота враги оказывались в ловушке. Со стен их просто расстреливали в упор и заливали кипящей смолой. Конечно, это уже современная кладка, реставрационная. Хорошо виден переход от древней кладки к современной, она более гладкая. После войны все выглядело вот так: К сожалению, фотография маленькая.

Марти: Еще немного фото крепостных стен и башен: 1. Захаб непосредственно за входом. Только представьте - воодушевленные шведы врываются в этот коридор и... им на головы сыпется туча стрел, летят камни, льется кипящая смола! Жуть!!!!!! А нечего войной идти на русский народ! 2. Самая красивая и романтичная башня - Гремячая. Построена практически самой последней, с участием московского архитектора, поэтому несколько выбивается своим обликом из общей картины. 3. А это Покровская башня. Каждые выборы кандидаты в губернаторы орали, что первым делом отреставрируют ее, но воз и ныне там, уникальнейший памятник архитектуры медленно, но верно разрушается. Ну и просто красивые виды, на Кремль и на башни со стенами. К сожалению, всех названий я не знаю, а в интернете только самые известные, по которым водят экскурсии. Если кого-нибудь заинтересует, поищу в печатных изданиях.


Wega: Марти А я хочу представить одно из наиболее любимых мною архитектурных сооружений и, к сожалению, малоизвестное. Я говорю о Димитриевском соборе, расположенном в центре города Владимира на высоком берегу Клязьмы. Всякий раз, когда я бывала в этом городе, я непременно любовалась им: его стройностью, шлемовидной главой и поистине совершенной гармонией пропорций, его уникальным белокаменным "узорочьем". Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», Дмитриевский собор (XII в.), г. Владимир, реверс. Владимир. Димитриевский собор. Фрагмент фасада Дата создания: 1194 г. - 1197 г. Местонахождение: Владимир Материал, техника: белый камень Дмитриевский собор был построен Великим князем Всеволодом на территории своего великокняжеского двора и освящен во имя святого мученика Дмитрия Солунского. Год сооружения собора летописи не сообщают, и известно только, что в 1193 году он был уже окончательно устроен. Летописец так передает о сооружении храма: "Великий Князь Всеволод, именованный во Святом крещении Дмитрий, сын Гюрчев, изда церковь прекрасну на дворе своем святого мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем и принес доску гробную из Селуни Святого мученика Димитрия, миро непрестанно точащую на здравье немощным, в той церкви постави, и и сорочку того же мученика туже положи". В соборе действительно была помещена икона святого мученика Димитрия, писанная на его гробовой доске и принесенная в дар Всеволоду из города Селуня в 1197 году. Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Димитриевский собор (1194-1197) - дворцовый храм могучего Всеволода III. Входивший в состав зданий столичной резиденции князя этот храм, созданный по типу одноглавых четырехстолпных храмов, отличается слаженностью пропорций и прослеживается весьма энергичное движение по вертикали. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. , Богатейший резной убор, сплошь покрывающий барабан главы и закомары фасадов , , Подобно гигантской драгоценной ткани спускается вниз и заканчивается колончато-аркатурным фризом, напоминающим тяжелую бахрому. , , Колоритным пятном на фоне гладкой белокаменной кладки воспринимаются богатые перспективные порталы, уходящие в толщу стен. , Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Стены собора украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. (Фот. Иванов Ю. В., Масуда Ю.) http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=26597

Марти: Wega, какая резьба шикарная

apropos: Ох, как в этой теме интересно и красиво! Спасибо! Прочитала и посмотрела с огромным удовольствием!

Muelle: Безумно красиво!!! Марти, Wega, спасибо за такое великолепие!

Хелга: Марти Замечательные фотографии и рассказ о Пскове. Была там давным-давно, впечатления яркие от кремля, правда не только позитивные... Wega пишет: Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. Потрясающая резьба! А форма собора напоминает церковь Покрова на Нерли.

Wega: Рада доставить удовольствие! Марти Всё очень интересно! Спасибо! Надеюсь, согласишься со мною, что северная архитектура существенно разнится с Владимиро-Суздальской. Во всяком случае таких элементов декора как поребрики и аркатурно-колончатый фриз мне не приходилось встречать в северных храмовых постройках. Поребрики - очень симпатичный элемент декора. Он виден на последнем фото над аркатурно-колончатым поясом (фризом). Хелга пишет: А форма собора напоминает церковь Покрова на Нерли. Да! Этот храм был построен немного раньше - в 1164 году. Он очень красиво расположен на заливных лугах и прекрасно вписывается в равнинный пейзаж. Глава его тоже изначально была шлемовидная, что присуще всем храмовым сооружениям Х11 века: храм тоже был воин, защитник! Позже, кажется в 17 веке, глава храма Покрова на Нерли была изменена на луковичную. По какой причине - не знаю! На вопрос, как подбирали подходящую главу, тогдашние мастеровые ответили так: "Как мера и глаз положит!" И мера, и глаз мастеровых не подвели: судите сами! Храм Покрова на Нерли.

Марти: Wega, соглашусь, конечно Северо-западная архитектура строже, проще и массивнее. Но ведь из кирпича и белого камня проще возводить такие вот кружевные храмы, чем из известняковой плиты. К тому же храм на Нерли и Дмитриевский храм во Владимире строились по заказу и на деньги князей. А во Пскове и в Новгороде храмы строились в основном по заказу концов - городских районов, по смыслу то же, что слобода в Москве, только поменьше, размером с одну - максимум две небольшие улицы. Деньги собирались с жителей. Но и у наших храмов есть украшения. Лаконичные, скупые, но очень милые в своей простоте. Например, узорчатая дорожка по верху абсид и по барабану под куполом. Фотография только такая маленькая. На втором фото видно немного лучше, жаль только, что сам храм находится в столь плачевном состоянии. Он во дворах, экскурсантам не виден, вот и не занимается им никто.

Марти: Еще в 12 в. тогда еще возле города Пскова был воздвигнут храм Спаса в Мирожском монастыре, который стал образцом для псковских зодчих, строивших позднее, и определил особенности псковской архитектуры. Это одноглавая крестовокупольная церковь, производящая впечатление удивительной компактности, цельности и силы. Ясно выраженный основной объем храма венчает массивный барабан купола; центральная абсида почти равна по высоте стенам и отчетливо выступает на глади восточной стены. Низкие боковые абсиды образуют общий с центральной массив. Так же мы видим звонницу в виде стенки с пролетами для колоколов наверху. Их прорезной силуэт придает особую прелесть композиции здания. Такие звонницы - одна из отличительных особенностей псковского церковного зодчества. Еще этот храм знаменит фресками одного времени с постройкой, но стоит ли здесь о фресках? Итак Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря со всех сторон. Дата постройки 1156 - 1160 годы. Строила новгородская артель по подобию древних византийских крестовокупольных храмов.

Wega: Марти Хочу уточнить, что живьём с Псковско-Новгородской архитектурой я не знакомилась. Только по книгам! Да, ещё недавно моя подруга купила тур по Пскову и много снимала там. Всё снятое ею мне очень понравилось: оправдывающая своё имя река Великая, храмы и монастыри. Уже заочно видно, какие гармонично строгие пропорции сооружений, какой сдержанный, но выразительный декор, какие великолепные звонницы. А сейчас представлю собор г.Суздаля - Рождественский. Он уже не такой нарядный, как Дмитровский, но можно убедиться, что поребрики и аркатурно-колончатый пояс непременно присутствуют. Существующий белокаменный собор Рождества Богоматери в Суздале был заложен великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном в 1222 году. Он построен на месте прежнего храма, заложенного Владимиром Мономахом и перестроенного при Юрии Долгоруком. Фрагменты этих сооружений вошли в объем нового собора. В 1225 году строительство собора было закончено. Ныне он является единственным памятником Суздаля домонгольской эпохи, правда, сохранившимся далеко не полностью - от белокаменного собора 1222-1225 годов остались только стены нижней части. Верх храма переложен в XVI веке из кирпича. Длина собора составляет 24,5 метра, высота - около 33 метров. Первоначально храм был трехглавым. Он послужил образцом для многих других трехглавых соборов, построенных в XIV-XV веках: Успенского собора в Коломне (1374-1382), Благовещенского собора в Московском Кремле (1489) и др. Суздальский собор был первым собственно городским собором, а не княжеским и не монастырским. Он рассчитан на большое количество людей. Храм был пышно украшен и "измощен мрамором красным, разноличным". Пол храма был выложен цветными майоликовыми плитками в технике мозаики - плитки образовывали сложные, сверкающие глазурованной поверхностью узоры. В храме был установлен выполненный в технике золотой наводки по меди архиерейский амвон. Он погиб в годы Смутного времени. В соборе имелась драгоценная утварь, доставленная купцами из разных стран. Внутреннее убранство собора сильно пострадало во времена татаро-монгольского нашествия. Рождественский собор строился в период, когда за плечами владимиро-суздальских мастеров уже были такие выдающиеся шедевры, как соборы Владимира и церковь Покрова на Нерли. Подобно им, суздальский собор украшала великолепная белокаменная резьба, большие фрагменты которой сохранились до наших дней. Суздальский Рождественский собор славится на весь мир своими "Златыми вратами". Это - вершина владимиро-суздальского прикладного искусства, совершенно уникальное произведение древнерусских мастеров. Врата Рождественского собора, созданные в 20-30-х годах XVIII века, состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин (клейм) по две пластины в ряду, обитых снаружи медными листами, образующими 56 клейм. Стыки пластин прикрыты металлическими накладными валиками. Ручки дверей изготовлены в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца. Пластины, валики и другие детали врат покрыты великолепными золочеными рисунками - изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы, орнаментом. , , Изображения выполнены в сложной и своеобразной технике огневого золочения: пластина покрывается черным лаком, рисунок процарапывается иглой, его линии травятся кислотой и затем заполняются амальгамой из тонкого листового золота и ртути, которая испаряется от жара, расплавляющего золото. Мягко сияя золотом на темном бархатистом фоне лака, врата производят незабываемое впечатление своим чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается каждый отдельный мотив, каждая фигура. Суздальские врата напоминают гигантские золотые иконы, заключенные в белокаменный резной киот. Как считают, южные двери собора изготовлены в 1222-1233 годах, а западные - в 1227-1238 годах. "Златые врата" суздальского собора прочно вошли в историю русского искусства. В 1238 году суздальский собор пережил вместе со всей Северо-восточной Русью трагедию татарского нашествия. Вероятно, тогда из храма были вывезены северные "Золотые двери", а оставшиеся южные и западные сильно пострадали. Их обновили в конце XIII века. В 1445 году верхний ярус собора обрушился. Восстанавливать его начали только в 1528 году и уже не из белого камня, а из кирпича. Вместо трех глав собор был увенчан пятиглавием. Восстановление собора было завершено в 1530 году. После перестройки собор долгое время стоял нерасписанным, а в 1577 году, вдобавок, пострадал от пожара. Вновь собор был расписан только в 1635-1636 годах. Впоследствии роспись не раз подновлялась. Огромные луковичные главы поставлены в 1750 году. В 1954-1955 годах собор был освобожден от позднейших наслоений, а в 1964 году отреставрирован. , , Статья из книги "Самые знаменитые монастыри и храмы России"

bobby: Марти , Wega Очень интересно, познавательно и красиво! Марти, виды Пскова потрясающие.

мариета: Девочки, замечательные у вас и виды и рассказы, за которых огромное от меня спасибо! Очень хотелось бы посмотреть на все! Марти пишет: красивые виды, на Кремль и на башни со стенами Извините, вопрос наверное исключительно глупый, во сколько еще города есть собственный Кремль? Сами понимаете, иностранцы знают только одного, и с удивлением понимают, что кроме московского, есть и другие. Я про Казанского читала, а про других...?

Марти: bobby, спасибо, но это не я фотографировала. В город езжу только по делам, поэтому фотографировать некогда. Эти виды стащены из сети

redis: Девочки как чудесно , что разговор об архитектуре, вы начали с древнерусского зодчества. Позвольте и мне поделиться своими впечатлениями. О каменных постройках Древней Руси уже было сказано много и довольно подробно, я надеюсь, Марти, Wega продолжат делиться своими наблюдениями. Мне бы хотелось поговорить о русском деревянном зодчестве. Памятников сохранилось очень мало, чаще всего на них можно посмотреть в музеях под открытом небом. Недалеко от Великого Новгорода находится музей "Витославлицы".

Марти: redis, вы просто мои мысли читаете, я то же хотела перейти к деревянному зодчеству Но теперь жду от вас подробного описания

redis: Примеры культовых деревянных построек: церковь Рождества Богородицы из села Передки. Шатровая церковь, кресчастная в плане, стоящая на высоком подклете. Никольская церквь из Тухоли . Пример двухскатной крыши самцово-слеговой конструкции. церковь из Мякишево Часовни: Часовня из деревни Кашира Часовня из деревни Гарь часовня из деревни Малышево

Марти: redis Это все в Новгородской области или из разных областей?

redis: Это все из "Витославлицы", привезены из разных областей, сейчас в комментариях уточню. Есть ещё несколько Музеев под Открытом небом: в Суздале, В Архангельске "Малые Корелы". Если интересно могу о каждом рассказать, фоток много.



полная версия страницы