Форум » История и повседневная жизнь России » Повседневная жизнь в России » Ответить

Повседневная жизнь в России

apropos: Детали быта, традиции, образ жизни в России прошлых веков.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

Mystery: Мы более или менее знаем историю своей страны. Что была Киевская Русь, татаро-монгольское иго; что Иван Грозный убил своего сына, а Петр разбил шведов под Полтавой и прорубил окно в Европу. Но что мы знаем о том, как жили люди в старину? Как проводили свои дни, чем интересовались, как общались, как управлялись с домашним хозяйством и проч., проч. В связи с этим у меня постоянно возникают разные вопросы, на многие из которых я нигде не могу найти ответ. Например: как варили варенье, когда не было сахара? Или: Откуда летом брали лед и каким образом хранили продукты? Откликнитесь, кто знает ответы на эти вопросы, или может рассказать еще какие-нибудь интересные вещи из повседневной жизни наших предков.

Гриб: Странные вопросы. Чего в голову только не взбредет. А почему не было сахара?

Mystery: Видимо, тогда еще не был налажен импорт сахара в Россию. Сахарный тростник известен с древности, но в Европу попал лишь в средние века. Был очень дорог и продавался аптекарями как пряность. Спрос на сахар рос постепенно, постепенно и увеличивалось количество плантаций сахарного тростника в мире. А эксперименты по производству сахара из сахарной свеклы начались лишь в конце 18 века.. (по материалам интернета) Так что, если в России и употребляли сахар, то только очень богатые особы.


Юля: Как я думаю, варенье варили или в собственном соку, или с медом. В старину ведь многие сладости изготовлялись с добавлением меда. А лед привозили с севера, или хранили с зимы в подвале дома, где прохладно.

Лапуся: Юля пишет: А лед привозили с севера, или хранили с зимы в подвале дома, где прохладно. Ну это богатые могли себе позволить. А как выкручивались бедные? Помню у нас дома летом сломался холодильник. Так намучались, пока новый не купили.

Mystery: У бедных-то скоропортящихся продуктов, верно, и не было. Крупы, капуста квашеная. Мясо если только солонина по праздникам. Лед, допустим, привозили. Но он же должен был бы растять через какое-то время по логике. Вряд ли он мог храниться все лето. Может быть, свежее все ели и хранить не надо было? Вопросы, вопросы...

Джоя: Вот ссылка на замечательный форум.. Там и не иакое можно найти, для тех кто интересуется жизнью наших предков.. http://paganism.ru/

Джоя: Вот кое-что с сайта о значении хлеба для наших предков.. Всю масленицу едят кислые блины, в начале недели ржаные, поставленные на гуще, к концу-пшеничные на хмелинах (дрождях). Сковороды для них смазывают маслом или салом. Готовые блины маслят и посыпают "сухим сыром", т. е. творогом. В некоторых селениях сыр теперь заменяется сахарным песком . К блинам подают налитое в глиняную чашку сквашенное топленое молоко - "кислушку", в которую их и макают. Особенно заботится теща об угощении на масленице блинами молодого зятя; перед ним ставится горшочек с растопленным маслом. Блины пекут также "на радителей" (в родительские субботы), на "троицких радителей" и пр. Три блина носят в =(*) священнику, один крошат, "ламають" на могилах; остальные едят дома. В субботу на первой неделе поста пекут ржаные блины. На похоронах и поминах (в 40-й день) этого кушанья не готовят. В праздничные дни принято печь пироги. Пшеничные пироги эти делают обычно без начинки. Тесто для них "становять" с вечера в "притворке" или дежечке на хмелинах; утром солят, месят, разваливают на столе в виде круглых лепешек и сгибают, так что они выходят длинными. К свадьбе пироги приготовляют всегда без начинки. Когда отобедают после венца в доме молодой, мать соединяет головы новобрачных, разламывает над ними пирог и дает каждому из них поцеловать по концу.На почестных перед молодыми кладут на стол один пирог, что обозначает единение, согласие.По воскресеньям пекут ржаные пироги с начинкой. Тесто для них ставят с вечера на гуще из муки, просеянной на сито: их чинят - свеклой, которую натирают, отжимают и пережаривают с маслом и с луком, толченым белым горохом и кислой капустой - "крошевом". Считается, что свежая капуста в пироги не идет. Пироги с рыбой едят только "поповские" (семья священника).

Mystery: Очень занимательно. Спасибо за ссылочку. Пироги с капустой - очень даже представляю (но не с квашеной). Но начинка - свекла или горох - уже выше моего понимания. А пироги с рыбой - для богатеньких, что ли? Читала, что еще ели пироги с начинкой из гречневой каши. С рисом нам как-то привычнее. Хотя в старину в России рис, наверное, не знали.

Kate-kapella: Mystery пишет: Откуда летом брали лед и каким образом хранили продукты? Мясо не хранили в сыром виде, а засаливали, так и сейчас иногда делают в селах. Это довольно удобно - не зависишь ни от электричества, ни от погоды. А больше ни для чего ледник и не нужен. Хотя, кстати, в погребе, набив его льдом, можно поддерживать очень низкую температуру довольно долго.

Джоя: Kate-kapella пишет: Мясо не хранили в сыром виде, а засаливали, так и сейчас иногда делают в селах. Делают.. но какая гадость.. А засоленные коровьи мозги пробовала - бр-р-р!

deicu: Тут почти детективная история, просто "Переполох". :) Кто-то энное время назад (но точно до Нового года) спрашивал на одном из форумов, что я имею честь и удовольствие посещать, как "тогда" варили варенье. Я наткнулась на любопытное мемуарное свидетельство, но забыла, кто и где спрашивал. Учитывая "дамскую" направленность вопроса, я осторожно бросила шар уважаемой apropos, не здесь ли он прозвучал. Она тоже не вспомнила, но обещала открыть тему, где и следует ответить – кому надо, тот найдет. Ну, а если нет - что ж, простите, займу немножко трафика. :) Действие происходит на даче, куда выехала на лето семья мемуариста. "С утра мама и Мина садятся чистить ягоды, я помогаю; вытаскиваем веточки из ягод, кладем их в один ряд, шапочками вверх, на мелкую тарелку, плохие отбрасываем – пойдут на кисель. Из одной тарелки будет "варя". После обеда в прохладный уголок сада (там есть деревянный стол) выносятся две жаровни – круглые железные коробки на ножках с дырами и решетками внизу, корзины с углями и шишками, три-четыре медных тазика с деревянными ручками, мешок с сахарным песком, банка патоки, ведро воды, столовые ложки. В тазики отмериваются стаканами вода и сахар, в жаровнях зажигается уголь. Когда сироп разогреется, в него добавляется ложка патоки (чтобы варенье не засахаривалось). Когда сироп вскипит, в него осторожно ссыпается тарелка ягод. Затем "варя" варится до тех пор, пока ряд примет не покажет готовности варенья: пена пойдет особой формы – "гвоздями", кипение будет издавать особый звук, сироп тянется в особую нитку, капля его в холодной воде падает на дно. Однако нельзя варить "варю" без перерыва. Немного покипев, тазик переносится на стол, заменяясь на жаровне другим. Первый немного остывает, его трясут кругообразно. От тряски пена сбивается в кучку и снимается ложкой, ягоды пропитываются соком и делаются сочными. Из малины, кроме того, выбиваются зернышки, их вылавливают дырявой ложкой. Готовые "вари" выливаются в миску. Там варенье стынет открытым. Вечером, еще теплое, оно раскладывается в стеклянные банки, завязывается бумагой, надписывается, Потом оно хранится в чулане почти при комнатной температуре. […] Мое "дело" при варке (я, наверно, больше мешаю, чем помогаю) – подкладывать по маминой команде в жаровню уголь и шишки; шишки дешевле угля, набираются в роще, но на них варенье кипит слишком энергично, и ягоды развариваются. С пенками в тот же день пьем чай, они слишком быстро портятся. Чистятся проще всего абрикосы, бергамоты (сливы), персики – вынимаются косточки; затем малина, клубника ананасная, виктория, русская – обрезаются стебельки и цвет, яблоки китайские – удаляются сердцевинки, простые – еще чистятся и режутся на куски. Труднее вынимать косточки из вишен, мирабели, кизила. Самая большая канитель – чистить от зернышек шпилькой красную смородину и булавкой – барбарис. […] Варенья наваривалось несколько пудов. Женская прислуга варила его себе самостоятельно. Круглый год послеобеденный и вечерний чай пили не с сахаром, а с вареньем; оно же шло в пироги на третье. С сахаром пили чай: мужчины с лимоном и любители со сливками. Перевозились банки в Москву бережно, в особом сундуке с сеном. Кроме варенья, готовились (больше осенью) на уксусе с сахаром маринады, которые почему-то назывались соленьями. На них шли красная и белая смородина, вишня, слива, крыжовник, виноград, клюква, китайские яблочки". [Щапов Н.М. "Я верил в Россию…": Семейная история и воспоминания. М., 1998. С. 92. Цит.по: Руга В., Кокорев А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала ХХ века. М.: Олма-Пресс, 2008. С.292]

Бэла: deicu да неважно, где был вопрос. Как ты прям в детство меня швырнула! Ох, и спасибо! И пена гвоздиками, и капля сиропа (только не в воду, а на ноготь большого пальца ) И не так давно это было, как у мемуариста (во всяком случае без прислуги ). И бабушка с большущей ложкой на длинной ручке, гоняющая нас, детей ,норовящих залезть, куда ни попадя, и почему-то обожающих стащить пенку с варенья, а грозная бабушка больше для порядка, чем взаправду, ворчит на нас, что пенки кушать "не след!"

Элайза: deicu Спасибо большое, как всегда, очень интересно! Бэла пишет: пенки кушать "не след!" А моя бабушка наоборот, сама всегда угощала меня пенкой, которую собирала в маленькую розеточку, и приносила мне вместе с чаем... Эх... Лето, детство, ягоды... ностальгия...

Хелга: deicu Спасибо! Ничего себе, процесс... просто мистическое действо. Навеяло воспоминания, как в детстве с тетушкой в деревне качали мед. Процесс тоже был очень увлекательным, со всеми его атрибутами и тонкостями.

княгиня: Большое спасибо, deicu! Давно иск5ала, как варили варенье в усадьбах. Очень давно где-то читала, а когда понадобилось, не смогла найти. Так что, в самую точку!!!!

apropos: deicu Спасибо огромное! Но это, как я понимаю, уже начало 20-го века. Интересно, а как варили, когда не было сахара? И когда он был, но стоил так дорого, что сахарницу запирали в буфете, а у крестьян его и вовсе не было. На меду?

deicu: Ну куда же без меда? Ф.И.Собакевич, как сейчас помню, предлагала П.И.Чичикову попробовать такое варенье: редьку, вареную в меду. Или у Салтыкова-Щедрина в "Пошехонских рассказах": "Чай, сахар и пшеничную муку держат только на случай приезда гостей; варенье и другое лакомство заготовляются на меду из собственных ульев..." Там еще приводится такой диалог между супругами - небогатыми помещиками: "- Я сегодня земляники фунтов пять наварила да бутыль наливки налила... А что я тебе хотела сказать! Хоть бы пять фунтиков сахарного вареньица сварить - не ровен час, хорошие гости приедут. - Сахар-то, матушка, нынче кусается; и с медком хороши."

Бэла: deicu очередное спасибо

Анна: У меня есть "Поваренная книга в 7 частях. Подарок молодым хозяйкам", главная редакция издательско-полиграфического концерна "Шарк", г. Ташкент, 1994 год. В предисловии к этой книке написано, что это переиздание кулинарной книги, которая была издана последний раз почти 100 лет назад. Т.е. выходит приблизительно конец 19 - начало 20 века. Все рецепты и меры старинные. Всего в книге 745 рецептов. Если кого-то заинтересовало, я могу что-то из книги выписать здесь.

apropos: Анна Можно открыть отдельную тему для рецептов. Если это действительно старинные рецепты, то, думаю, с ними будет очень любопытно познакомиться. Если же они выглядят знакомо и современно, то такую тему можно открыть в разделе "Разное" - для всех любительниц приготовить что-то новенькое и вкусненькое на досуге.

Wega: Думаю, что наши предки жили вовсе даже неплохо. Варенье варили на меду, засаливали мясо, все имели свой ледник. Это помещение вроде погреба, но вне дома и где-нибудь во дворе. Зимой туда закладывался лед, укрывался соломой: молоко, творог и прочее хранилось там очень долго. Ещё в мае (я читала) на леднике сбивались сливки - и уж точно не такие, какие мы покупаем в магазине. Теперь о засоленном мясе. Я очень люблю деревню и с маленькой дочкой подолгу жили летом в одной заброшенной деревеньке. Так бабуля, у которой мы жили, засолила мясо, что мы привезли с собою, в 3-х литровых банках. Мы варили это мясо, совсем неплохо, только чуть солонее. А какие она пекла пироги ( с зелёным луком и яйцом, с черникой), а топлёное молоко из русской печи, да с пенкой, а блины, а каша гречневая из печки - слов нет! А варенье варили так, как мы не сварим никогда! Если не верите - приведу вам рецепт любимого варенья Пушкина, которое ему варила Арина Родионовна. Вот так!

Tatiana: Mystery пишет: Пироги с капустой - очень даже представляю (но не с квашеной). Но начинка - свекла или горох - уже выше моего понимания Насчет свеклы, не знаю, а вот с горохом (только нужно брать нут) очень даже вкусные пироги.

Любава: Tatiana пишет: Если не верите - приведу вам рецепт любимого варенья Пушкина, которое ему варила Арина Родионовна. очень хотелось бы узнать

Tatiana: Любава, к сожалению, Вы ошиблись. Это Wega рецептиком обещала поделиться.

Любава: И как это у меня так получилось? Цитата из одного сообщения, а автор другой указался. Надеюсь, что Wega поймет, что я к ней обращалась

Wega: Любава пишет: И как это у меня так получилось? Цитата из одного сообщения, а автор другой указался. Надеюсь, что Wega поймет, что я к ней обращалась [/quote Обязательно сообщу, только немного позднее - надо найти книгу! Но уверяю, что интерес этот будет чисто познавательный, слишком сложный, на мой взгляд, процесс!

Wega: На рабочем столе А.С.Пушкина всегда стоял кувшин холодной воды и крыжовенное варенье. Няня поэта Арина Родионовна превосходно его готовила. Вот его рецепт. "Очищенный от семечек, сполосканный, зелёный, недозрелый крыжовник, собранный между 10 и 15 июня, сложить в горшок, перекладывая рядами вишневыми листьями и немного щавелём и шпинатом. Залить крепкою водкою, закрыть крышкою, обмазать оную тестом, вставить на несколько часов в печь, столь жаркую, как она бывает после вынутия из неё хлеба. На другой день вынуть крыжовник, всыпать в холодную воду со льдом прямо из погреба, через час перемешать воду и один раз вскипятить, потом второй раз, потом третий, потом положить ягоды опять в холодную воду со льдом, которую перемешать несколько раз, каждый раз держа в ней ягоды по четверти часа, потом откинуть ягоды на решето, а когда ягода стечёт - разложить её на скатерть льняную, а когда обсохнет, свесить на безмене, на каждый фунт ягод взять два фунта сахару и один стакан воды. Сварить сироп из трёх четвертей сахару, прокипятить, снять пену и в сей горячий сироп всыпать ягоды и поставить кипятиться, а как станет кипеть, осыпать остальным сахаром и разов три вскипятить ключом, а потом держать на лёгком огне, пробуя на вкус. После всего сего сложить варенье в фунтовые банки и завернуть их вощёной бумагой, а сверху пузырём и обвязать. Варенье сие почитается отличным и самым наилучшим из деревенских припасов".

Marusia: Рецепт Арины Родионовны не про нас. Уж больно крут. Да и 15 июня уже прозевали.

Wega: Mystery пишет: Пироги с капустой - очень даже представляю (но не с квашеной). Но начинка - свекла или горох - уже выше моего понимания. По поводу пирогов с квашеной капустой. Поверьте, очень даже вкусно! Предыстория такова! Я на ТВ увидела интересные сюжеты по кулинарии, которые вела Г.И.Поскрёбышева. Потом я узнала, что она читает лекции и купила абонемент на два цикла. Я узнала очень много полезного и нового для себя. В частности, в теме "Православная кухня" речь шла о постах и о том, какие пироги пекли в пост. Я попробовала испечь постные пироги и была безмерно удивлена тем, какие они получаются вкусные. Начинки могут быть разнообразные - с морковью, с яблоками, с зеленью, с картошкой, с гречкой... Я сделала с квашеной капустой: потушила её, как на солянку, потом соединила её с поджаренным (не сильно) луком и ввела растёртый с солью тмин! Пироги "размели" в момент.

Любава: Marusia пишет: Уж больно крут. Да и 15 июня уже прозевали. ну вот не успели сделать запасы на зиму Да, очень длительный процесс приготовления, но наверное вкусно получается. У нас вот в семье в квас вишневые листья добавляют, так все всегда интересуются от чего такой квас вкусный.

Marusia: Да и при засолке огурцов вишневые листья не помешают.

SlavnaYa: Любава пишет: квашеной капустой Наверно, они полезнее чем с обычной капустой, желудку легче переваривать, но он все-таки на любителя.

гость: Marusia пишет: Рецепт Арины Родионовны не про нас Вся русская кухня уже не про нас. Потому что рассчитана на русскую печь - все каши, пироги, шти - все рассчитано на особый ее режим. Все томилось, топилось и тд. Так что русской кухни просто не стало.

Wega: гость пишет: Так что русской кухни просто не стало. Ну уж это Вы черезчур! Не могу согласиться никак! А блины, а пироги, а кислые щи, а расстегаи, а куличи, а...........?! В обычной духовке всё это можно сладить ничуть не хуже (кроме щей и блинов, конечно). А технологии варенья, мне кажется, сейчас более совершенны. То, как его варила Арина Родионовна, для нас проблемно, в основном, из-за огромной траты времени. Всё остальное - "дело техники". Согласна только в части топлёного молока, которое очень люблю! Пыталась делать его в термосе - совсем не тот продукт!

Tatiana: Wega пишет: Согласна только в части топлёного молока, которое очень люблю! Пыталась делать его в термосе - совсем не тот продукт! Да уж, топленое в русской печке молоко - это что-то. Мне бабушка в деревне его делала.... Просто песня.

Немо: Хорошие описания быта можно найти в книге Ивана Шмелева "Лето Господне". Правда, детство автора, которое там описано - это уже вторая половина 19-го века, но быт самый что ни на есть традиционный. Семья простонародная, не богатая (отец- подрядчик). Но - ах, как уютно! Ах, как вкусно! Какие описания обедов! Про запасание льда там особая глава. Лёд завозят с реки в конце зимы и забивают им ледник. Уж такой-то холодильник не сломается.

Wega: Немо пишет: Хорошие описания быта можно найти в книге Ивана Шмелева "Лето Господне". Правда, детство автора, которое там описано - это уже вторая половина 19-го века, но быт самый что ни на есть традиционный. Семья простонародная, не богатая (отец- подрядчик). Но - ах, как уютно! Ах, как вкусно! Какие описания обедов! Про запасание льда там особая глава. Лёд завозят с реки в конце зимы и забивают им ледник. Уж такой-то холодильник не сломается. Вот спасибо! Непременно почитаю!

apropos: Немо пишет: Хорошие описания быта можно найти в книге Ивана Шмелева О, спасибо! Непременно почитаю - меня старинный быт ой как интересует (кстати, для любопытствующих - книга эта есть в библиотеке Мошкова - я ее уже там обнаружила)

Wega: apropos пишет: книга эта есть в библиотеке Мошкова А это что за библиотека и где она? Подскажите, пожалуйста.

незнакомка: Wega http://lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова http://www.hist.msu.ru/ER/ - библиотека исторического факультета мгу http://www.bibliotekar.ru/rus/index.htm сайт с историческими книжками http://www.history.pu.ru/biblioth/ блиотека исторического факультета СПбГУ Хронос: http://www.hrono.info/literatura.html исторические книги http://www.hrono.info/dokum/docum.html исторические источники

Эва: Купила себе книгу Н.Молевой "Легенды купеческой Москвы", много интересного! О жизни и быте куппеческого сословия, традиции, устои.

незнакомка: Девушки если кому интересно почитать дореволюционные книги и периодические издания России, то вам сюда http://bibliotekar.ru/reprint.htm, там в самой библиотеке много книг по искусству России, да и про Англию там тоже немного есть. http://maps.litera-ru.ru/data/karty/maps_main.html можно посмотреть карты Российской империи http://www.ketzan-x.net/index.php?newsid=356 можно скачать карты

Wega: незнакомка пишет: Девушки если кому интересно почитать дореволюционные книги и периодические издания Росси Вот спасибо! Конечно, интересно!

незнакомка: Wega там в библиотеке столько интересного по России можно найти. Там даже есть книжка о наказаниях, правда она не на современном русском, но интересная!

Хелга: незнакомка Спасибо за ссылки! Очень любопытные вещи

незнакомка: Русские пивные традиции эпохи модерна http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post74450373

Inn: Ещё в конце 80-х годов ледники в деревнях точно были. Этот погреб-ледник находился во дворе знакомых, в посёлке под Черниговом (Украина). Причём мы там были в середине июля, но со льдом проблем не было, т.е. к середине жаркого лета на Украине в леднике ещё оставался лёд и "холодильник" использовался по прямому назначению. Знакомые тогда готовили угощения для свадебного стола "на полдеревни", так что обычным домашним холодильником им было никак не обойтись, и погреб со льдом был в самый раз.

незнакомка: Девушки я нашла в дебрях своего компа достаточно хороший реферат по гражданскому законодательству России 19 века, и еще парочка рефератов про Россию 19 века. Если кому нибудь интересно могу выложить.

княгиня: Незнакомка, ты просто кладезь всего интересного. Выкладывай!!!! Только, пож-та, в отдельную тему.

незнакомка: Еще нашла на альдебаране книжечку вот здесь: Юрий А. Федосюк Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века (маленькое примечание: энциклопедией она называется условно)

apropos: незнакомка Книга, надо сказать, прелюбопытная. Она помогает нам понять множество деталей жизни России 19-го века на примерах классических произведений, в которых - чего уж там скрывать - мы тоже далеко не все и не всегда хорошо представляем уклад жизни того времени. В предисловии к книге говорится: ...произведения классиков воспринимаются нами не столь легко и просто, как современниками автора — теми читателями, для которых были написаны. Сложны для понимания как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл. Русская литература и отечественная история — родные сестры. В нашем сознании они идут рука об руку. Не сможет читатель понять до конца «Мертвые души» Н.В. Гоголя или «Анну Каренину» Льва Толстого, не имея представления о времени их действия, ничего не зная о крепостном праве или о пореформенной эпохе. Поэтому без знания отечественной истории трудно понять русскую литературу, знание же литературы облегчает понимание истории, оживляя ее образами, диалогами и красками. Постижение произведения невозможно без того, чтобы слова не превратились в нашем сознании в зрительный образ или отвлеченное понятие. Вот спешит Евгений Онегин к умирающему дяде, «летя в пыли на почтовых». А что означает строка: «…Стремглав по почте поскакал…»? (Можно ли в наши дни «скакать по почте»?) Что за управитель сообщил герою о том, что «дядя при смерти в постеле»? Что представляет собой усадьба дяди, штофные обои в его гостиной? Наконец — и это особенно важно, — что значат слова «…Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил…»? Короче: что ни строфа — то загадки, большие и малые, а между тем весьма существенные для уяснения смысла повествования, времени действия, психологии героев. Из этих частностей и складывается та неповторимая картина, которая позволяет нам наслаждаться художественным произведением, отчетливо видеть и понимать действие. Да, люди всегда были людьми, они дружили и враждовали, трудились и развлекались, уступали или боролись, защищая свои жизненные идеалы — без этих общих с нами черт незачем было бы читать и перечитывать произведения о далеком прошлом. Но вот исторические условия, вся обстановка их жизни в очень многом отличались от современных. Теперь читателю ясно, для чего написана эта книга. Для того, чтобы облегчить восприятие русской классической литературы, убрав слегка застлавшую ее дымку времени, затрудняющую понимание. Для кого эта книга написана? Для вступающего в жизнь молодого человека, растущий интерес которого к родной литературе, как и к отечественной истории, естествен и закономерен, особенно в наше время. Книга разделена на тематические главы, которые позволят получить сведения о тех или иных фактах прошлого не отрывочно, а в их исторической совокупности, взаимосвязанно. Тем самым она может служить не только учебным пособием по литературе, но и простейшим справочником по истории общественных отношений и быта России от конца XVIII века до начала века XX. При этом она почти полностью опирается на материал русской классической литературы.

Mary: Девушки, какая замечательная тема! Обожаю читать про историю России, её быт, нравы. Огромное вам спасибо.

apropos: Mary пишет: Обожаю читать про историю России, её быт, нравы Только, к сожалению, у нас здесь маловато материалов. Хм.

Inn: А я вот в одной из "исторических тем" давала ссылку на сайт, посвящённый 1812 г., так никто и не откликнулся или там совсем материал не заинтересовал?

apropos: Inn пишет: давала ссылку на сайт, посвящённый 1812 Ой, я видимо пропустила. Inn , спасибо! Признаться, на том сайте я "живу" уже несколько лет. (А все ссылки нужно будет собрать в шапку, наверное)

Wega: Дед был полным. Тогда считалось – мужчина после сорока должен быть дородным. Женился он в 35. Бабушка тоже вышла немолодой. По понятиям того времени – в 22 незамужняя женщина уже считалась старой девой. Дед Лист был 13-м ребенком из небогатой семьи из Лейпцига. На приличное образование Густава денег не хватило, его выучили лишь делать рояли. С этим багажом он поехал искать счастья в Америку. Рояли там не были нужны и ему пришлось добывать хлеб различными работами. Однажды судьба свела его с Генри Фордом – будущим строителем автомобилей. Дела у обоих шли неважно и одно время дед и Генри занимались ловлей голубей. Красили их в розовый цвет и продавали за «японских». Краска была прочная и держалась даже под дождем до следующей линьки. Потом он попал в Чикаго. Хотя там он нашел неплохую работу, но жизнь была дорогая – одно яйцо доллар. Дед пересек Америку и оттуда направился в Сибирь. Он ее прошел пешком и проехал по железной дороге, по пути подрабатывая кузнечным промыслом. За время путешествий он скопил немного денег, снял в Москве дом на Софийской набережной и с двумя рабочими стал делать пожарные насосы. Из скромной мастерской потом родились крупные заводы. Наряду с морозовскими ситцами и крестовниковским мраморным мылом на Руси стали популярны пожарные насосы – их называли «густлистовыми». Сколько я их встречала во время революции на Украине и в Крыму! Вставал дед Лист в пять утра, шел на один из заводов – проверял давление печей, кузницу. В шесть открывались ворота. Всех рабочих он знал в лицо и многих по именам. Они имели право разговаривать с дедом и делать замечания. У него было 200 рабочих на Софийской набережной и 1000 на Бутырке. В 7 утра он возвращался домой. Мылся. Заводской фельдшер массировал и брил его. Завтрак деда был фундаментальным : яйца, колбаса, кофе. Потом он спускался в контору. Бабушка выходила часам к 10-ти, хотя вставала гораздо раньше. После долгого пребывания в ванной она выходила в темно-лилового бархата капоте и садилась за туалет. Утренний кофе подавался на пестрой скатерти и в чашках с выпуклыми рисунками, яйца в смятку в синих голландских стаканчиках. И всегда цветы на столе. Не было той официальности, как у Крестовниковых. Всегда тепло и артистично. Прислуга была под стать. Михаил Иванович, Таиса Ивановна, Мария Петровна и Маша. Остальных не считаю – они фигуранты. За 25 лет службы Михаил Иванович получил в подарок золотые часы с брелоком и двойной крышкой. Мы теперь не представляем, каким люксом были эти часы! Нужно было видеть Михаила Ивановича в коричневой ливрее с золотыми пуговицами или во фраке – он был потрясающим! Михаил Иванович никогда не говорил «барин» или «барыня», а только с тоном большого почтения – «Густав Иванович» или «Полина Юльевна». Они тоже величали его по имени – отчеству. Потом Таиса начинала расчесывать бабушке волосы – по колено, совершенно белые и удивительно густые. Не знаю, это было естественым или результатом помады на заячьем жиру, изобретенной ее отцом – доктором Швеккером. Сто раз щеткой, потом гребенкой с острыми зубьями, потом еще одной. Пока это делалось, портниха приносила образцы тканей на платья, примерялась обувь из магазина Вейса, повариха приносила счета за продукты. Затем волосы поднимались в очень высокий шиньон и бабушка выплывала на кухню. Еда, сервировка стола, подача были доведены до совершенства. Я – которая всегда плохо ела, особенно утром – у бабушки Лист уплетала за обе щеки. А кухарки Маша и Паша из нашего дома отдавались на выучку в бабушкин. Главный завтрак подавался в 12.30. Обыкновенно на нем присутствовали папа, его брат Саша, кто – нибудь из инженеров, часто рабочие. Дед питал слабость к изобретателям и у него бывали оба Нобеля, Яблочкин, другие. Яблочкин был нашим родственником по линии Крестовниковых. За освещение колокольни Ивана Великого Яблочкин получил Почетного гражданина Москвы и какой – то орден, но не любил говорить на эту тему. Во время работ по иллюминации разбились два человека и он считал себя косвенным виновником трагедии. После завтрака все возвращались на службу. Бабушка переодевалась в простое платье и приступала к домашним делам или готовилась к чаю. К ней часто собирались на вышивки и благотворительные чае – кофепития немецкие дамы Москвы. Их работы распродавались раз в год на благотворительных базарах. Если никого из гостей не было, бабушка учила меня шить и вышивать. Когда мама бывала за границей, приезжал лихач Яков и отвозил нас в школу. Возвращались мы на трамвае. Дедушка приходил с работы в 6 вечера. В 7 обедал с отцом. Раз в неделю дед и бабушка ездили в Большой театр – у них был абонемент. Оба были великолепны. В то время не боялись полноты. Напротив к известному возрасту это полагалось и свидетельствовало о спокойной, сытой жизни и придавало респектабельность. У бабушки были два парадных платья. Одно – ее любимого лилового бархата. Другое – серое парчовое с серебром. Тогда не считали долгом без конца менять туалеты – просто надо было иметь платья к соответствующему случаю. Волосы причесывались еще пышней обычного со страусовым пером или золотистыми перьями «птицы лир». Декольте было неглубокое. Но она могла не бояться показать плечи и шею. Они очень хорошо сохранились, как и руки. На плечи накидывалась ротонда, подбитая куницей. На руках были лайковые перчатки выше локтя, веер с черепахой, золоченная сумочка. Дедушка был во фраке, цилиндре и белых перчатках. Руки деда доставляли много хлопот бабушке. От привычки ко всему их прикладывать на заводе, у него были руки не барина, а рабочего. Отмыть их было невозможным, а пользоваться услугами бабушкиной маникюрши он считал недостойным мужчины занятием. Усы протирались от никотина спиртом – дед курил сигары. Михаил Иванович подавал шубу с воротником из сибирского бобра, укрывал господ медвежьей полостью, а сам -в коричневой шинели с золотыми пуговицами – садился на козлы рядом с кучером. Бабушкин – дедушкин дом был старым и добротным. Двухэтажный, с мезонином. Фасад выходил на Москва – реку и Кремль. На воротах красовалась вывеска «Густавъ Листъ». А по бокам стояли статуи кузнеца и литейщика. Надеюсь, большевики их сохранили и поместили в музей – кузнец, безусловно напоминал деда. Внизу располагалась контора. Низ дома был выстроен очень прочно – стены почти в полтора аршина и потолки со сводами. Архитектура диктовалась жизнью. Москва – река часто выступала из берегов и затопляла все Замоскворечье. Если наводнение случалось во время ледохода, льдины бились о дом. Печи на заводе гасились и все что можно, перетаскивалось наверх. Дом превращался в остров, иногда на неделю. Когда дедушка помирал, было как раз такое наводнение. На первом этаже была контора с загородкой для кассы. Вторая комната для чертежников, третья - кабинет папы и дяди Саши, потом кабинет деда. Хотя таковым его можно назвать условно – скорее это была мастерская с токарным станком и столом с инструментами. За стенкой небольшая кузница. Из конторы можно было попасть на второй этаж в жилую часть дома. Гостиная меблирована неопределенным русским «Людовиком», на полу хороший саксонский ковер, множество статуэток из Копенгагена и Мейсена – пастушки, кошечки и маркизы. Дальше шла спальня дедушки и бабушкин будуар с примыкающей ванной. Уборных пять, единственный дом среди родственников, где их было достаточно. Будуар бабушки был лиловым, ее любимым цветом. Она даже душилась «фиалкой» особой марки. Свои вещи бабушка любила. Не столько из – за их стоимости. Просто, с каждой вещью у нее были связаны какие-то семейные события. Я помню ее горе, когда разбилась сахарница. Предметы покупались по мере обогащения, но старые не выкидывались и продолжали занимать свое место. Еще было множество комнат самого разного назначения. На заднем дворе выращивались свиньи. Москва была полудеревней. Я помню, как ездила трамваем с Бутырской заставы и нередко приходилось ждать, когда пройдет стадо коров с пастбища. У деда был свой выезд. И хотя Листы являлись представителями фирмы «Бенц» в Москве, я не припомню дедушку в автомобиле. На дворе еще погреб и ледник – бабушкино несчастье. У московских хозяек той поры были три домашних катастрофы. Первая – полотеры. Полы надо было натирать еженедельно. 4-5 ражих мужиков начинали передвигать всю мебель, вытаскивать ковры, затем скрести и натирать пол. После них вещи пахли воском и здоровым мужицким потом. Чтобы сбить запахи, открывали окна и курили пахучие ладанки. Вторая катастрофа – баня. Не такая частая, главным образом перед большими праздниками. Сколько мама и бабушка не уговаривались с прислугой, что они пойдут в баню по очереди, но кончалось одним и тем же. На полдороге бросались недоубранные комнаты, окорока в печах и пасхи на плитах. В баню шли полным составом, возвращались красными и садились пить чай. Вся прислуга в московских домах поступала точно таким же образом. Третья катастрофа – погреба. Глубокие ямы с маленьким домиком поверх. Их вычищали и набивали новым льдом по февралям. Только пройдут самые крепкие морозы, но еще не начались оттепели. Лед привозился издалека, например, из Рублева. Там, где Москва – река не была загажена. Почти прозрачные зелено-голубые глыбы в аршин толщины и больше везли на розвальнях. Лед набивали в погреб как можно плотнее и старались не занести внутрь грязь. Наше домашнее хозяйство очень зависело от погреба. Для бабушки Лист, состояние погреба имело важное значение, но в годы наводнений вода не считалась ни с чем и затопляла не только дома, но и ледники. Из воспоминаний Галины Ивановой.

Цапля: novichok Привет А почему не в Гласе вопиющего? насколько мне известно, в России "нашего" времени то, что ныне именуется аперитивом - присутствовало в виде крепких напитков (не вина) - настойки и пр. Насколько мне известно, в качестве аперитивов за границей подавали и некоторые вина (херес, в частности) и бренди... Но как с этим обстояло у нас - не знаю Я надеюсь, если ошибаюсь - меня поправят ( и дополнят) знатоки.

OdriH: Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями (1881) http://www.yugzone.ru/x/nazvaniya-moskovskikh-ulics-i-pereulkov-s-istoricheskimi-ob-yasneniyami/ Б. Бродский. Вслед за героями книг http://www.yugzone.ru/x/b-brodskiiy-vsled-za-geroyami-knig/ Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года http://www.yugzone.ru/x/podrobnyiy-plan-sankt-peterburga-1828-goda/ Список дворянам Царства Польского по 1853 год http://www.yugzone.ru/x/spisok-dvoryanam-csarstva-pol-skogo-po-1853-god/

OdriH: нашла очень любопытное исследование Социальная история России (2 тома) Социальная история России (2 тома) Социальная история России - первое в мировой историографии обобщающее, фундаментальное исследование социальной истории России периода империи с конца XVII в. до 1917 г.Под новым углом зрения рассмотрен широкий круг проблем: географическая среда и колонизация, территориальная экспансия и национальный вопрос, демографические проблемы и переход от традиционной к современной модели воспроизводства населения, развитие малой семьи и демократизация внутрисемейных отношений, социальная структура и социальная мобильность населения, город и деревня в процессе урбанизации, динамика крепостнических отношений от зенита до заката в начале XX в., эволюция сельской и городской общин, городских и дворянских корпораций, менталитет различных сословий как важный фактор социальной динамики, эволюция российской государственности от патриархальной к конституционной монархии, становление гражданского общества и правового государства, взаимодействие общества и государства как движущая сила социальных изменений, смена типа господствующих правовых отношений в обществе и динамика преступности, модернизация и благосостояние населения. Исследование базируется на массовых статистических источниках и применении междисциплинарного и сравнительно-исторического подходов, в нем широко использованы работы зарубежных историков. Книга богато иллюстрирована, содержит в качестве приложений: Хронологию основных событий социальной истории России, Библиографию, насчитывающую более 4000 названий, и уникальное Статистическое приложение: Россия и великие державы в XIX—XX вв.

apropos: OdriH Спасибо! Любопытно будет почитать.

Энн: Хм... Довольно любопытная информация о ТАРАКАНАХ ))) Борьба с тараканами в городских домах в царской России История - это не только военные сражения, изобретения и международные отношения. Это также и повседневный быт прошедших столетий. Какие-то детали этого быта коренным образом меняются, а какие-то проходят сквозь года. Борьба с тараканами актуальна и сейчас, и была актуальна таковой и 200 лет назад. О том, как с тараканами боролись в домах Петербурга 19-20 века, рассказывает глава "Тараканы" из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома". *** В Петербурге встречались как черные, так и рыжие тараканы, последних называли «прусаками», полагая, что их завезла из Пруссии в середине XVIII века армия, возвращавшаяся из Германии после завершения Семилетней войны. Обоим видам приписывалась невероятная прожорливость и неприхотливость. Самый популярный и самый дешевый способ избавления от тараканов в жилых и хозяйственных помещениях — вымораживание зимой. Использовали и противоположное средство — крутой кипяток или горячий пар, пускаемый струей «из металлического сосуда вроде чайника, с длинным тонким носиком». Рекомендовалось через каждые три недели заливать темные углы, щели, трещины кипятком.  Устраивали для тараканов своеобразные ловушки. В горшок или кувшин с гладкими внутренними стенками наливали воду (или насыпали муку) и обматывали снаружи тряпкой, для того чтобы тараканы легко забирались внутрь, а выбраться не могли. Против тараканов и клопов применялся и продававшийся в аптеках «персидский порошок» (реже называемый «далматским порошком», или «слюногоном»), относящийся к наименее опасным для здоровья человека инсектицидам, действующий на насекомых как нервно-паралитическое средство. Его получали при измельчении высушенных цветов, стеблей и листьев кавказской, персидской или далматской ромашки. «Сборник полезных советов», вышедший в 1829 году, предлагал множество рецептов от тараканов: к бузинному цвету, топленному с медом, добавить дурман и растереть; предполагалось, что тараканы, наевшись этой смеси, «все передохнут»; терпентинное масло (очищенный скипидар) смешать с конопляным семенем, истолочь, прибавив немного меду, и разложить в местах, где встречаются тараканы; молодую полынь растолочь с «черным купоросом» и медом, дать упреть в хорошенько закрытом горшке и раскидать «по разным местам». Из химических средств борьбы с тараканами обычно применяли соединения мышьяка в виде смеси с мукой, например белый мышьяк (мышьяковистая кислота), «парижская», или швейнфуртская, зелень (крон), доставляемые из Германии и Англии. Мышьяк — сильно действующий яд, поражающий слизистые глаз, горла и носа, что Черные тараканы приводило к слепоте, кашлю, «воспалению горла» и другим последствиям. Поэтому петербуржцы предпочитали, чтобы с мышьяком имели дело профессионалы. В Петербурге существовали специальные артели «тараканщиков», они травили тараканов раствором мышьяка, промазывая им щели и углы в помещениях. Но ни одно из этих средств не давало стопроцентного результата. Современники с безнадежностью констатировали: «Нередко ни персидский порошок, щедро насыпаемый хозяевами, ни мышьяк, ничто не в состоянии его вывести». После вымораживания тараканы снова появлялись через несколько недель. Среди простонародья устойчиво преобладало мнение, что таракан — мирное и безобидное существо, и там, где он водится, «и деньги не переводятся». Во всех народных пословицах тараканы ассоциируются с домашним уютом: «Была бы изба, будут и тараканы»; «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут»; «Таракан не муха, не взмутит и брюха»; «Тараканы из дома ползут перед пожаром». Существовала даже традиция кормления тараканов. Травить же тараканов считалось грехом. Более того, отвар из сушеных черных тараканов считался в народной медицине мочегонным средством. Причем врач Т.Н. Богомолов, ученик С.П. Боткина, специально занимался изучением влияния порошков и настоек из сухих тараканов на организм больных и в 1876 году подтвердил их сильное мочегонное действие. Источник: Юхнёва Е. Петербургские доходные дома. М.: Центрполиграф, 2008 Ссылка: click here А сейчас тараканов стало меньше. Версий по этому поводу много. Самой правдоподобной версией считается исчезновение тараканов из-за высокочастотной мобильной связи. Причём, в России, где действуют старые стандарты GSM и GPRS, жертвами стали именно тараканы. Другим странам, где распространены стандарты третьего поколения (UMTS и CDMA 2000), повезло меньше – там массово погибают медоносные пчёлы. click here

OdriH: Ворт" Модный альбом дамских и детских платьев, верхних вещей и белья (осень и зима 1905-1906) Название: "Ворт" Модный альбом дамских и детских платьев, верхних вещей и белья (осень и зима 1905-1906) "Wort" Damen und Kinder Kleider und Wasche Moden Album Автор: Коллектив Издательство: Москва:Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К° Год: 1905 Страниц: 64 Язык: Русский Качество: Хорошее Формат: PDF Размер: 26 Мб Книга представляет собой альбом мод, в котором представлено более 500 моделей дамских и детских платьев, верхних вещей и белья - юбки, различные виды платьев (утренние, вечерние, венчальные, траурные), блузы, костюмы, жакеты, манто, кофты, сорочки, панталоны, передники, корсеты,и др. click hereСкачать с depositfiles click hereСкачать с Bitoman.Ru

Анита: OdriH, спасибо за ссылки! Очень интересная информация

Angelina: Дамы! Подскажите, пожалуйста, если знаете, что было принято (и прилично) дарить на именины среди дворянских семей в 19 веке.

apropos: Angelina пишет: что было принято (и прилично) дарить на именины среди дворянских семей в 19 веке. Специально этот вопрос не изучала, но, думаю, все зависело от степени родства, близости знакомства, пола и т.д. Например, у Толстого в ВиМ - при описании именин Натальи - матери и дочери Ростовых - о подарках не упоминается, только младшей Наташе Марья Дмитриевна дарит яхонтовые сережки. Знакомые заезжали с визитами, поздравляли, их пригласили на обед. Все. В семьях - вполне возможно - делали друг другу подарки, в зависимости от состояния и традиций. Т.е. могли подарить драгоценности или книгу, как вариант. Или очень близкие друзья тоже могли поздравить и подарить какую-нибудь мелочь. А традиции приходить в гости на именины с подарками, судя по всему, не было. Толстому - как источнику - доверяю. Но можно еще погуглить.

Angelina: apropos, большое спасибо за ответ. Гуглить пыталась, но как-то подобные вещи, лично у меня, плохо получается находить. Так же, в вое время, ничего не смогла найти по поводу ношения перчаток (в частности, мужчинами), в смысле как и когда, и что сие означает. Наткнулась на упоминание об этом в художественной книге, но, естесственно, без разъяснений. Вот теперь и не знаю, то ли автор присочинил, то ли правда такое было (а может, и есть). А вот про подарки решила у знающих людей поинтересоваться, после неуспеха на рпосторах интернета. Еще раз спасибо!

apropos: Angelina пишет: по поводу ношения перчаток (в частности, мужчинами), в смысле как и когда, и что сие означает А что с перчатками? Носили их все дворяне - не только мужчины, но и женщины - на улицу и на балы. Других тонкостей ношения перчаток не знаю. Angelina пишет: подобные вещи, лично у меня, плохо получается находить Это не так просто, да. Информации мало, и не всегда она достоверна. Нужно время и терпение.

Angelina: apropos пишет: А что с перчатками? Вот, скажем, перчатки. Простая вещь. А оказывается, существует целая наука, когда, где, какие надевать. И цвета нельзя путать. То одну нужно в руке держать, то обе. Прочла я это у Кожевникова в "Щит и меч". Так как это касалось Германии середины 20 века, то пошла на просторы интернета, но, увы, ничего не нашла. Ладно, когда, где и какие, ладно цвета. Больше всего привлекло держание перчаток в руке, тем более количество. Как-то всегда считала, что держать перчатки в руке вообще неприлично. Прошу прощения, что влезла со своей Германией в российский быт.

apropos: Angelina пишет: существует целая наука, когда, где, какие надевать. И цвета нельзя путать. То одну нужно в руке держать, то обе. Ну, это уже дебри, в которые без надобности, лучше не лезть, а то можно шею свернуть. Какие-то условности\особенности в конкретной стране и конкретном обществе. Хотя, конечно, разные ситуации предполагают и разную одежду, в т.ч. перчатки. Для бала - одни, для прогулок другие, для верховой езды - третьи и т.д. А остальное уже, видимо, "язык" перчаток, как был язык веера, например, и букета.



полная версия страницы