Форум » История и повседневная жизнь России » Повседневная жизнь в России » Ответить

Повседневная жизнь в России

apropos: Детали быта, традиции, образ жизни в России прошлых веков.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

apropos: OdriH Спасибо! Любопытно будет почитать.

Энн: Хм... Довольно любопытная информация о ТАРАКАНАХ ))) Борьба с тараканами в городских домах в царской России История - это не только военные сражения, изобретения и международные отношения. Это также и повседневный быт прошедших столетий. Какие-то детали этого быта коренным образом меняются, а какие-то проходят сквозь года. Борьба с тараканами актуальна и сейчас, и была актуальна таковой и 200 лет назад. О том, как с тараканами боролись в домах Петербурга 19-20 века, рассказывает глава "Тараканы" из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома". *** В Петербурге встречались как черные, так и рыжие тараканы, последних называли «прусаками», полагая, что их завезла из Пруссии в середине XVIII века армия, возвращавшаяся из Германии после завершения Семилетней войны. Обоим видам приписывалась невероятная прожорливость и неприхотливость. Самый популярный и самый дешевый способ избавления от тараканов в жилых и хозяйственных помещениях — вымораживание зимой. Использовали и противоположное средство — крутой кипяток или горячий пар, пускаемый струей «из металлического сосуда вроде чайника, с длинным тонким носиком». Рекомендовалось через каждые три недели заливать темные углы, щели, трещины кипятком.  Устраивали для тараканов своеобразные ловушки. В горшок или кувшин с гладкими внутренними стенками наливали воду (или насыпали муку) и обматывали снаружи тряпкой, для того чтобы тараканы легко забирались внутрь, а выбраться не могли. Против тараканов и клопов применялся и продававшийся в аптеках «персидский порошок» (реже называемый «далматским порошком», или «слюногоном»), относящийся к наименее опасным для здоровья человека инсектицидам, действующий на насекомых как нервно-паралитическое средство. Его получали при измельчении высушенных цветов, стеблей и листьев кавказской, персидской или далматской ромашки. «Сборник полезных советов», вышедший в 1829 году, предлагал множество рецептов от тараканов: к бузинному цвету, топленному с медом, добавить дурман и растереть; предполагалось, что тараканы, наевшись этой смеси, «все передохнут»; терпентинное масло (очищенный скипидар) смешать с конопляным семенем, истолочь, прибавив немного меду, и разложить в местах, где встречаются тараканы; молодую полынь растолочь с «черным купоросом» и медом, дать упреть в хорошенько закрытом горшке и раскидать «по разным местам». Из химических средств борьбы с тараканами обычно применяли соединения мышьяка в виде смеси с мукой, например белый мышьяк (мышьяковистая кислота), «парижская», или швейнфуртская, зелень (крон), доставляемые из Германии и Англии. Мышьяк — сильно действующий яд, поражающий слизистые глаз, горла и носа, что Черные тараканы приводило к слепоте, кашлю, «воспалению горла» и другим последствиям. Поэтому петербуржцы предпочитали, чтобы с мышьяком имели дело профессионалы. В Петербурге существовали специальные артели «тараканщиков», они травили тараканов раствором мышьяка, промазывая им щели и углы в помещениях. Но ни одно из этих средств не давало стопроцентного результата. Современники с безнадежностью констатировали: «Нередко ни персидский порошок, щедро насыпаемый хозяевами, ни мышьяк, ничто не в состоянии его вывести». После вымораживания тараканы снова появлялись через несколько недель. Среди простонародья устойчиво преобладало мнение, что таракан — мирное и безобидное существо, и там, где он водится, «и деньги не переводятся». Во всех народных пословицах тараканы ассоциируются с домашним уютом: «Была бы изба, будут и тараканы»; «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут»; «Таракан не муха, не взмутит и брюха»; «Тараканы из дома ползут перед пожаром». Существовала даже традиция кормления тараканов. Травить же тараканов считалось грехом. Более того, отвар из сушеных черных тараканов считался в народной медицине мочегонным средством. Причем врач Т.Н. Богомолов, ученик С.П. Боткина, специально занимался изучением влияния порошков и настоек из сухих тараканов на организм больных и в 1876 году подтвердил их сильное мочегонное действие. Источник: Юхнёва Е. Петербургские доходные дома. М.: Центрполиграф, 2008 Ссылка: click here А сейчас тараканов стало меньше. Версий по этому поводу много. Самой правдоподобной версией считается исчезновение тараканов из-за высокочастотной мобильной связи. Причём, в России, где действуют старые стандарты GSM и GPRS, жертвами стали именно тараканы. Другим странам, где распространены стандарты третьего поколения (UMTS и CDMA 2000), повезло меньше – там массово погибают медоносные пчёлы. click here

OdriH: Ворт" Модный альбом дамских и детских платьев, верхних вещей и белья (осень и зима 1905-1906) Название: "Ворт" Модный альбом дамских и детских платьев, верхних вещей и белья (осень и зима 1905-1906) "Wort" Damen und Kinder Kleider und Wasche Moden Album Автор: Коллектив Издательство: Москва:Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К° Год: 1905 Страниц: 64 Язык: Русский Качество: Хорошее Формат: PDF Размер: 26 Мб Книга представляет собой альбом мод, в котором представлено более 500 моделей дамских и детских платьев, верхних вещей и белья - юбки, различные виды платьев (утренние, вечерние, венчальные, траурные), блузы, костюмы, жакеты, манто, кофты, сорочки, панталоны, передники, корсеты,и др. click hereСкачать с depositfiles click hereСкачать с Bitoman.Ru


Анита: OdriH, спасибо за ссылки! Очень интересная информация

Angelina: Дамы! Подскажите, пожалуйста, если знаете, что было принято (и прилично) дарить на именины среди дворянских семей в 19 веке.

apropos: Angelina пишет: что было принято (и прилично) дарить на именины среди дворянских семей в 19 веке. Специально этот вопрос не изучала, но, думаю, все зависело от степени родства, близости знакомства, пола и т.д. Например, у Толстого в ВиМ - при описании именин Натальи - матери и дочери Ростовых - о подарках не упоминается, только младшей Наташе Марья Дмитриевна дарит яхонтовые сережки. Знакомые заезжали с визитами, поздравляли, их пригласили на обед. Все. В семьях - вполне возможно - делали друг другу подарки, в зависимости от состояния и традиций. Т.е. могли подарить драгоценности или книгу, как вариант. Или очень близкие друзья тоже могли поздравить и подарить какую-нибудь мелочь. А традиции приходить в гости на именины с подарками, судя по всему, не было. Толстому - как источнику - доверяю. Но можно еще погуглить.

Angelina: apropos, большое спасибо за ответ. Гуглить пыталась, но как-то подобные вещи, лично у меня, плохо получается находить. Так же, в вое время, ничего не смогла найти по поводу ношения перчаток (в частности, мужчинами), в смысле как и когда, и что сие означает. Наткнулась на упоминание об этом в художественной книге, но, естесственно, без разъяснений. Вот теперь и не знаю, то ли автор присочинил, то ли правда такое было (а может, и есть). А вот про подарки решила у знающих людей поинтересоваться, после неуспеха на рпосторах интернета. Еще раз спасибо!

apropos: Angelina пишет: по поводу ношения перчаток (в частности, мужчинами), в смысле как и когда, и что сие означает А что с перчатками? Носили их все дворяне - не только мужчины, но и женщины - на улицу и на балы. Других тонкостей ношения перчаток не знаю. Angelina пишет: подобные вещи, лично у меня, плохо получается находить Это не так просто, да. Информации мало, и не всегда она достоверна. Нужно время и терпение.

Angelina: apropos пишет: А что с перчатками? Вот, скажем, перчатки. Простая вещь. А оказывается, существует целая наука, когда, где, какие надевать. И цвета нельзя путать. То одну нужно в руке держать, то обе. Прочла я это у Кожевникова в "Щит и меч". Так как это касалось Германии середины 20 века, то пошла на просторы интернета, но, увы, ничего не нашла. Ладно, когда, где и какие, ладно цвета. Больше всего привлекло держание перчаток в руке, тем более количество. Как-то всегда считала, что держать перчатки в руке вообще неприлично. Прошу прощения, что влезла со своей Германией в российский быт.

apropos: Angelina пишет: существует целая наука, когда, где, какие надевать. И цвета нельзя путать. То одну нужно в руке держать, то обе. Ну, это уже дебри, в которые без надобности, лучше не лезть, а то можно шею свернуть. Какие-то условности\особенности в конкретной стране и конкретном обществе. Хотя, конечно, разные ситуации предполагают и разную одежду, в т.ч. перчатки. Для бала - одни, для прогулок другие, для верховой езды - третьи и т.д. А остальное уже, видимо, "язык" перчаток, как был язык веера, например, и букета.



полная версия страницы